Папки-передвижки

Формы работы с семьей, находящейся в трудной жизненной ситуации

Наталья Корогодова
Формы работы с семьей, находящейся в трудной жизненной ситуации

Формы социальной поддержки семьи с несовершеннолетними детьми,

находящейся в трудной жизненной ситуации

Семья составляет собой единство межпоколенческих отношений, взаимопомощи, в некоторой степени зависимости друг от друга. В первую очередь это связано с передачей жизненного опыта молодым поколениям, что способствует возможности решать жизненные трудности, пониманию закономерностей происходящих в их жизни, возможности изменить их, следуя примеру предшествующих поколений. Толкотт Парсонс говорит о значимости ценностей и норм в сохранении и воспроизводстве семьи как социальной системы. Так закрепленные в понимании человека представления об образце семьи, семейных ценностях необходимо передавать последующим поколениям в виде «коллективных представлений», способствующих сохранению традиционной формы семьи и семейного уклада, и служащих ориентиром в жизни человека. Питерим Сорокин считал, что изменение норм наследования и охраны брака способствуют возникновению кризиса семьи, в котором, по мнению многих современных авторов, прибывает сегодня семья. Марзижат Бутаева пишет, что «в современном обществе наблюдается девальвация института семьи как ценности, … трансформации системы семейных ценностей в общей структуре общественных норм и ценностей. Показателями кризиса семьи, по мнению таких авторов как Галина Щербакова, Наталия Ловцова, Кристина Кузьмина, является: отчуждение между членами семьи, высокий уровень разводов, распространение неполных семей, свободных союзов, «рост числа юридически не оформленных сожительств, уменьшение зарегистрированных браков, увеличение возраста рождения первого ребенка, увеличение числа внебрачных детей», массовую малодетность, ослабление воспитательной функции семьи и передача ее образовательным учреждениям. Однако ценностные представления меняются в связи с развитием общества, социально-экономическими изменениями, происходящими в стране, поскольку находятся в зависимости с другими системами и их компонентами.

Публикация «Формы работы с семьей, находящейся в трудной жизненной ситуации» размещена в разделах

Никлас Луман писал, что для современного общества становится характерной тенденция передачи многих общественных функций, в том числе и функций помощи организациям, организованным социальным системам, специализирующихся на социальной помощи. Причиной этого послужило разделение труда, появление профессионализации, как более эффективное взаимодействие. Однако, по мнению Н. Лумана, в современном обществе не развита система помощи и взаимопомощи. Традиционные семейные практики взаимопомощи остаются по-прежнему важными. Недостаточно развитые социальные ресурсы семьи, отсутствие помощи и поддержки со стороны родственников, низкий экономический потенциал семьи, как считает Маргарита Астоянц, влияют на возникновение социального неблагополучия, которое во многих случаях является результатом так называемой «наследственной бедности», т. е. воспроизводство образа жизни и проблем родительской семьи, такая ситуация, по мнению Н. И. Ловцовой, усугубляется от поколения к поколению. Такие семьи нуждаются в социальной поддержке в решении трудной жизненной ситуации, предоставляемой учреждениями, оказывающими помощь семье.

Под трудной жизненной ситуацией согласно Федеральному закону "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации", вступившему в силу с 1 января 2013 года понимается «обстоятельство (совокупность обстоятельств, объективно нарушающее жизнедеятельность гражданина (семьи, последствия которого он не может преодолеть самостоятельно» (ст. 2). При решении проблем семьи с несовершеннолетними детьми, находящейся в трудной жизненной ситуации специалистами по социальной работе используются теории социальной работы. Основными теориями и моделями социальной работы, применяемыми в решении проблем семьи с несовершеннолетними детьми, являются: диагностическая теория, проблемно-ориентированный метод, задаче-центрированная модель, модель жизненного цикла. Центральным понятием, объединяющим данные модели, является «личность в ситуации» или «личность в окружении». Для наиболее эффективной работы и получения необходимого результата важно межведомственное взаимодействие с другими службами. Считается, что на протяжении всей жизни человек сталкивается с «жизненными стрессогенными факторами», которые нарушают способность человека решать проблемы самостоятельно и им «необходима помощь в преодолении препятствий для совершенствования способностей к совладанию», поэтому семьи нуждаются в поддержке со стороны родственников или социальных служб. Многие клиенты «Центра социальной помощи семье и детям г. Саратова», семьи с несовершеннолетними детьми, находящиеся в трудной жизненной ситуации, обращаются с проблемой нехватки экономических ресурсов, необходимых для стабилизации ситуации в семье. Их проблема краткосрочна и имеет четкий алгоритм решения. Клиент обращается в Центр, заявляет о своей проблеме, специалист определяет проблемную ситуацию, обсуждаются причины ее возникновения, а также дополнительные проблемы, которые существует в семье, но, возможно, клиент не считает их проблемами или просто не осознает их. Далее клиентом заполняется анкета-заявление на получение необходимых услуг, составляется акт обследования жилищно-бытовых условий семьи. При необходимости для решения проблем привлекаются профильные специалисты - юристы, психологи, педагоги. Специалист по социальной работе сообщает клиенту куда обратиться, какие документы, подтверждающие трудности семьи, необходимо предоставить, и т. д. Специалистом осуществляется контроль ситуации и результат изменения. Впоследствии, у клиентов формируется опыт решения подобной проблемы и возможность в последствие самостоятельно справиться с возникшей ситуацией.

Альтернативной государственной социальной поддержки семей, воспитывающих несовершеннолетних детей, находящихся в трудной жизненной ситуации выступают общественные фонды, общественные организации, автономные некоммерческие организации целевой группой которых является – семьи и дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации. Однако следует учитывать специфику деятельности этих организаций, различия в ресурсном обеспечении, видах и формах оказываемой помощи. Для России еще с давних времен характерной особенностью являлась благотворительная помощь в отношении нуждающихся. На сегодняшний день существует большое количество международных, российских и региональных Благотворительных фондов, деятельность которых направлена на помощь семьи и детям. Международными благотворительными фондами, являются: фонд «Help For Children», оказывающий помощь детям, находящимся в трудной жизненной ситуации, фонд «Обнаженные сердца» осуществляет поддержку детей с особенностями развития», фонд "Дети мира" осуществляет заботу о подрастающем поколении, защиту социальных и правовых интересов семьи, детей и подростков, проводит программы и мероприятия, направленные на поддержку подрастающего поколения, укрепление престижа и роли семьи в обществе и государстве. К российским благотворительным фондам относятся фонд «Расправь крылья», который оказывает социальную помощь детям, находящимся в трудной жизненной ситуации, детям с особыми потребностями, целью деятельности является создать дополнительные условия для семейного благополучия и помощи женщинам, оказавшимся в сложной жизненной ситуации, благотворительный фонд "Возрождение" занимается оказанием материальной и иной помощи малоимущим семьям, воспитывающих, несовершеннолетних детей, детей с особыми потребностями. Целью благотворительного детского фонда «Виктория» является решение проблем и поддержкой детей и их родных семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, семей с приёмными детьми, фонд ведет тесное сотрудничество со специалистами и организациями, занимающимися проблемами детей. Фонд «Страна без сирот» создан для помощи малоимущим семьям, многодетным семьям, семьям, попавшим в кризисную ситуацию, семьям, взявшим на воспитание приемных детей с целью реструктуризации системы сиротского устройства и другие. В Саратовской области существует также большое количество благотворительных фондов, к примеру, деятельность фонда «Благодать» направлена на укрепление престижа и роли семьи в обществе и государстве, защиту материнства, детства и отцовства; саратовский Детский Благотворительный Общественный Фонд «САВВА» оказывает социальную адресную помощь многодетным и малоимущим семьям, целевой группой фонда «Александр Невский» являются семьи, находящиеся в трудной жизненной ситуации, в том числе малоимущие, многодетные, семьи, воспитывающие детей с особыми потребностями, деятельность фонда основывается на комплексной работе с семьей с целью улучшения социального положения и морально-психологического климата семьи и детей.

Таким образом, очевидна роль социальной среды в решении проблем семьи и детей. Но к социальной среде относится не только социетальная система, но и семья и сеть семейных ресурсов, которые зачастую играют не менее важное значение в решении трудностей и поддержки семей с несовершеннолетними детьми. О чем свидетельствует, исследование «Родители и дети, мужчины и женщины в семье и обществе (РиДМиЖ)», где на вопрос об обращении за помощью к профессионалам (социальным работникам, работающих в государственной частной или благотворительной организации, 18,6 % респондентов ответили, что обращались в государственное учреждение, 0,3 % в частное или благотворительные организации, 1,8 % ответивших не знают, что это за организация и 78,7 % респондентов не обращались за помощью в течение последних двадцати месяцев. Большинство опрошенных женщин знают, но лично не обращаются, считая, что они не нужны им, 1,3 % считаю, что от таких организаций только один вред. Семья может являться источником «основных услуг и дополнительной базы ресурсов», поэтому благополучная семья решает «проблемы своего функционирования без внешней помощи». Флюра Мустаева считает, что семья в условиях социально-экономического кризиса должна активнее включиться в решение собственных проблем, не ориентироваться на помощь со стороны государственных и общественных структур. В настоящее время, «создаваемая новая семья интегрируется в одну из родительских» семей, так как «обретение самостоятельности затрудняется условиями социально-экономического кризиса». Еще в советское время отмечалась тенденция проживания молодых семей с представителями старшего поколения, но во многих случаях это было вынужденным обстоятельством. Возможно, именно поэтому многие молодые семьи продолжают проживать одним домохозяйством со своими родителями или другими «родственниками, к примеру, с пенсионерами». По мнению Елены Жидковой, Елены Здравомысловой, Татьяны Гурко и Анны Карпушовой, помощь в воспитании детей со стороны прародителей в России наиболее часто встречающийся этот вид помощи, являющийся поведенческой нормой и «важной культурной составляющей родственных взаимоотношений». Н. Горелова пишет о том, что большинство молодых людей не задумываются о воспитании своих детей, «они спокойны до тех пор, пока рядом с ними находятся бабушки и дедушки», которые передают жизненный опыт и опыт совладания с возможными трудностями. Тем не менее, дети, находящиеся «на воспитании бабушек и дедушек, которые мало чем могут помочь в современном мире» теряют определенные навыки поведения в трудной жизненной ситуации. Поэтому в настоящее время спорным является вопрос о «передачи детей на воспитание» прародителям. Это связано с тем, что многие нормы и образцы поведения становятся не актуальными и попросту «не работают» в постоянно модернизирующемся обществе.

Российские семьи имеют типичные проблемы, однако выбор способа решение трудных жизненных ситуаций происходит различными способами в зависимости от ценностей семьи, в которой воспитались, жизненных обстоятельств и личностных установок. Самой распространенной проблемой семей является проблема нехватки экономических ресурсов, что, в свою очередь, сказывается на качестве внутрисемейных отношений, на снижении рождаемости. Еще в конце девяностых годов отмечалась тенденция к уменьшению количества детей в семье, о чем свидетельствуют результаты опроса, проведенного ВЦИОМ в 1998 г., где 51,9% опрошенных считают идеальной семью с двумя детьми, но планируют иметь двоих детей только 20,7%, 19,3% опрошенных считают идеальным иметь в семье трех детей, но планируют иметь - 3,4%. Ольга Лежина и Виктория Литвинова пишут, что «при существующем уровне зарплаты семьи могут позволить себе иметь лишь одного ребенка, появление второго уже привносит в нее материальные проблемы, третий ребенок вводит семью в бедность». Н. И. Ловцова также считает, что «увеличение числа детей грозит усилением бедности» семьи. Согласно законодательству Российской Федерации, женщина имеет возможность заниматься воспитанием ребенка во время декретного отпуска до достижения ребенком трехлетнего возраста, при этом пособие по уходу за ребенком выплачивается только до 1,5 лет. Но низкий уровень материального достатка семьи является причиной того, что многие женщины выходят на работу раньше, чем ребенком достигнет трехлетнего возраста, а некоторые из них вынуждены выходить на работу раньше, чем заканчивается декретный отпуск. Как показывают результаты исследования, представленного на сайте «Единого архива экономических и социологических данных» 47,7 % опрошенных матерей согласны и 23,9 %. совершенно согласны с тем, что работа матери плохо сказывается на ребенке дошкольного возраста.

Таким образом, обзор теоретических источников позволил сделать выводы о том, что семья, семейные и детско-родительские взаимоотношения подвергнуты влиянию внешних обстоятельств, социальных и экономических изменений, происходящих в обществе. Влияние норм и ценностей того общества и местности, где проживает семья, развитость региональной экономики и социальной сферы, требует от человека пересмотра жизненных ориентиров, нацеленности на самостоятельность, финансовую обеспеченность, карьерный рост, что предполагает высокий уровень трудовой занятости, детоцентризм и пр. Многие семьи при возникновении как трудной жизненной, так мелких бытовых проблем привыкли обращаться за помощью к своим родственникам, в основном родителям, проявляющейся в помощи при воспитании детей; распространено совместное проживание молодых семей со старшим поколением. Некоторые считают, родители лучше воспитают, так как у них уже есть опыт, другие в силу материальных трудностей, невозможности устроить ребенка в детский сад в связи с отсутствием свободных мест. Однако воздействие прародителей на воспитание младших членов семьи однозначно оценить трудно, поскольку, с одной стороны, воспитание или частое общение с пожилыми родственниками способствует приобретению ребенком навыков мышления, дает возможность приобретения и освоения социального опыта, восприятия образа жизни семьи для последующего его воспроизводства». Таким образом, ребенок вырастает с пониманием, что является важным для пожилого человека, его ценности, принципы жизни, узнает другие формы и методы воспитания, которые были характерны для другого периода времени и пр. С другой стороны методы воспитания внуков могут не совпадать с ожиданиями и реалиями современной жизни. Отсутствие знаний и навыков, необходимых в современном мире препятствует возможности успешной социализации в обществе.

Использованная литература:

1. Астоянц М. Профилактика безнадзорности: по-прежнему в режиме «скорой помощи»? / М. Астоянц // Журнал исследований социальной политики. 2009. № 2. С. 177.

2. Бутаева М. А. Семья в контексте современных проблем трансформации России // Власть. 2011. № 4. С. 35.

3. ВЦИОМ. Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные изменения. 1998. N.5 (37).

4. Горелова Н. Н. Наставничество как форма воспитания детей в молодой семье // Социальная политика и социология. 2010. № 7. С. 29.

5. Гурко Т. А. Брак и родительство в России. М. : Институт социологии РАН, 2008. С. 50

6. Гурко Т. А., Карпушова А. П. Тенденции брачности и брачный выбор в России// Россия в глобальном контексте / Статьи российских социологов для участников Русского Форума на XV Всемирном конгрессе социологов в г. Брисбейне, Австралия. - М. : РИЦ ИСПИ, 2002. С. 2

7. Жидкова Е., Здравомыслова Е. «Семья с гендерной точки зрения: тихая заводь, после битвы или коммерческий проект?» / Гендер для чайников 2. М. : Изд. «Звенья», 2009. С. 98.

8. Исследование «Родители и дети, мужчины и женщины в семье и обществе (РиДМиЖ)» Единый архив экономических и социологических данных URL : https://sophist.hse.ru/db/lin_que.shtml?B=%D0%9F%D0%BE%D0%BA%D0%B0%D0%B7%D0%B0%D1%82%D1%8C+%D0%BB%D0%B8%D0%BD%D0%B5%D0%B9%D0%BD%D1%8B%D0%B5+%D1%80%D0%B0%D1%81%D0%BF%D1%80%D0%B5%D0%B4%D0%B5%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F&NQ=96943&sch_xml=1&en=0 Обращение к ресурсу 12.06.2012.

9. Кузьмина К. А. Трансформации модели семьи и потребностей в социальной защите в условиях социально-демографических и социально-экономических перемен // Журнал исследований социальной политики. 2008. № 2 С. 204.

10. Кучмаева О. В., Марыганова Е. А., Петрякова О. Л., Синельников А. Б. О современной семье и ее воспитательном потенциале // Социологические исследования. 2010. № 7

11. Литвинова В. Семейный фактор // Социальная защита. 2012. 2. С. 9.

12. Ловцова Н. И. Моделирование семьи и родительства : теория, политика, практика. – Саратов: ООО «Научная книга», 2005. С. 33.

13. Ловцова Н. И. Социальное сиротство: региональные и муниципальные ресурсы контроля / Н. И. Ловцова //Журнал исследований социальной политики. 2009. № 2. С. 202.

14. Луман Н. Социальные системы. Очерк общей теории / Пер. с нем. И. Д. Газиева / Под ред. Н. А. Головина. М. : Издательство «Наука», 2007. С. 412.

15. Луман Н. Формы помощи в процессе изменения общественных условий/ Пер. Д. В. Озирченко, А. Н. Малинкина // Социологический журнал. 2000. № 1/2. С. 16—35.

16. Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 52881-2007 "Социальное обслуживание населения. Типы учреждений социального обслуживания семьи и детей".

17. Парсонс. Система современных обществ. М. : Аспект Пресс, 1997. С. 18

18. Проблемы женщин в семье и обществе URL : https://sophist.hse.ru/db/lin_que.shtml?B=%D0%9F%D0%BE%D0%BA%D0%B0%D0%B7%D0%B0%D1%82%D1%8C+%D0%BB%D0%B8%D0%BD%D0%B5%D0%B9%D0%BD%D1%8B%D0%B5+%D1%80%D0%B0%D1%81%D0%BF%D1%80%D0%B5%D0%B4%D0%B5%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F&NQ=116273&sch_xml=1&en=0 (дата обращения 12.06.2012).

19. Ржаницына Л. С. Молодые семья с детьми : кто такие, как живут, чего хотят // Социологические исследования. 2011. № 3. С. 87.

20. Сорокин П. Кризис современной семьи (социологический очерк) // Ежемесячный журнал литературы, науки и общественной жизни. 1916. № 2-3.

21. Социальная работа : современная теория: учебное пособие / Малькольм Пэйн; под ред. Дж. Камплинга; пер. с англ. О. В. Бойко (гл. 1 - 11) и Б. Н. Мотенко (гл. 12 - 14); науч. ред. русс. текста докт. филос. наук, проф. И. В. Наместникова. – М. : Издательский центр «Академия», 2007. С. 92.

22. Социология молодежи в контексте социальной работы : Учебное пособие // Ярская В. Н. С. 81.

23. Ф. А. Мустаева. Семья в условиях финансово-экономического кризиса // Социологические исследования. 2010. № 7. С. 68. С. 66-68.

24. Щербакова Г. В. Семья в кризисе // Социальная работа. 2012. № 1. С. 45

Публикации по теме:

Активные формы работы с родителями — участниками образовательных отношений (из опыта работы) Мне представилась возможность на городском семинаре поделиться опытом работы, рассказать об активных формах работы с родителями- участниками.

Формы работы учителя-логопеда с семьей Наиболее эффективные формы работы учителя – логопеда с семьей: - коллективные формы работы учителя-логопеда с семьей; 1. Групповые родительские.

Фотоотчет «Участие в семинаре «Инновационные формы работы с семьей в условиях реализации ФГОС»Фотоотчет «Участие в семинаре «Инновационные формы работы с семьей в условиях реализации ФГОС» Уважаемые коллеги! Рада поделиться с Вами очередной публикацией "Участие в семинаре "Инновационные формы работы с семьей в условиях реализации.

«Нетрадиционные формы взаимодействия с семьей». Практикум для родителей (фотоотчёт)«Нетрадиционные формы взаимодействия с семьей». Практикум для родителей (фотоотчёт) Тема: «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста в домашних условиях» 1 сентября 2014 года вступил в силу новый федеральный.

Консультация «Формы работы с семьёй» Формы работы с семьей Сегодня все специалисты признают важность привлечения родителей к участию в работе детского сада, однако в реальных.

Опыт работы с семьёй, находящейся в трудной жизненной ситуации Семья представляет собой сложную многогранную систему социального функционирования человека. Состояние института семьи обусловлено многими.

Организация работы с семьей в условиях современного социума Организация работы с семьей в условиях современного социума. Система работы в ДОУ с семьей. Принципы - доброжелательность, открытость.

Презентация на тему: «Нетрадиционные формы работы с родителями» (из опыта работы) ПРЕЗЕНТАЦИЯ НА ТЕМУ " НЕТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ" (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ) 1 СЛАЙД "Нетрадиционные формы работы с родителями " (.

Родительское собрание-практикум для родителей «Нетрадиционные формы взаимодействия с семьей»Родительское собрание-практикум для родителей «Нетрадиционные формы взаимодействия с семьей» Тема: «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста» Повестка дня. 1. Вступительное слово воспитателя Коготковой А. И. 2. Пальчиковые.

Родительское собрание — важная форма работы педагога с семьейРодительское собрание — важная форма работы педагога с семьей Родительское собрание является важной формой работы педагога с семьей воспитанника. Основная цель собраний - повышение педагогической компетентности.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формы работы с семьей, находящейся в трудной жизненной ситуации
Опубликовано: 3 июня 2022 в 10:55
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
25 мая. День филолога. Передвижка «Учимся пересказывать»

Ребенок любит слушать, когда ему читают, а пересказать любимую сказку или рассказ не может. Как научить его пересказу, ведь умение пересказывать необходимо и в обычной жизни, и в школьном обучении.

24 мая. День славянской письменности и культуры. Передвижка «Славянская письменность»

Ежегодно 24 мая славяне отмечают праздник — День славянской письменностии культуры. В этот день вспоминаются заслуги братьев Кирилла и Мефодия – создателей славянской азбуки, просветителей славянского...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД