Лучший педагог года

Формы организации совместной деятельности режимных моментах как средство реализации задач физического воспитания

Хромина Татьяна
Формы организации совместной деятельности режимных моментах как средство реализации задач физического воспитания

Жизнь – это система движений. В движении заложены огромные возможности творческого, художественного потенциала личности. Использование физических упражнений позволяет формировать у ребенка трудолюбие, самостоятельность в выполнении работы, творческое отношение к делу. Произвольность и осмысление движений позволяют успешно овладевать учебными навыками.

Если ограничить двигательную деятельность, то недостаточно развитая двигательная память может атрофироваться, что приведет к нарушению условных связей и снижению психической активности. Недостаточная физическая активность ребенка ведет к дефициту познавательной активности, знаний, умений, к возникновению состояния мышечной пассивности и снижению работоспособности организма.

Публикация «Формы организации совместной деятельности режимных моментах как средство реализации задач физического воспитания» размещена в разделах

Комплексное использование и стереотипное повторение всех форм физической работы обеспечивают нормальное физическое развитие детей дошкольного возраста. Ежедневная двигательная активность дошкольника должна составлять не менее 1 часа в день, а в неделю не менее 5-6 часов. Двигательная активность дошкольника в детском саду обеспечивается проведением таких мероприятий, как:

утренняя гимнастика,

физкультурные минутки и физкультурные паузы,

подвижные игры,

бодрящая гимнастика после сна,

дыхательная гимнастика,

пальчиковая гимнастика,

точечный массаж,

самомассаж,

зрительная гимнастика.

Ежедневная утренняя гимнастика укрепляет и развивает косно-мышечный аппарат, оказывает положительное воздействие на дыхательный аппарат и сердечно-сосудистую систему. Утренняя гимнастика – прекрасное средство профилактики нарушений осанки и стопы. Она создает доброе настроение, хорошее самочувствие, дисциплинирует детей. Начинается утренняя зарядка с построения в шеренгу или колонну, затем идет ходьба, легкий бег, ходьба на носках и пятках и другие виды ходьбы. В основной части – общеразвивающие упражнения для укрепления различных мышечных групп. В зависимости от возраста детям предлагается разное количество О. Р. У. (1-я мл. группа = 3-4упр. ; 2-я мл. группа = 4-5 упр; средняя гр. = 4-5 упр. ; старшая гр. = 5-6 упр. ; подготовительная. гр. = 6-7 упр.) и разное число их повторений (возраст детей + 1). Комплекс утренней гимнастики проводится в течение 7-10 дней, затем меняется частично или полностью. На месяц планируются два комплекса длительностью по две недели, один без предметов, другой с предметами (используются мячи, ленты, флажки, платочки, гимнастические палки, стулья, обручи, проводятся под музыкальное сопровождение. Используем в работе методику Л. И. Пензулаевой «Оздоровительная гимнастика для детей 3–7 лет. Комплексы оздоровительной гимнастики».

Физкультурная минутка как форма активного отдыха во время малоподвижных занятий достаточно широко применяется с детьми дошкольного возраста. Цель проведения физкультурной минутки – повысить или удержать умственную работоспособность детей на занятиях (по счету, развитию речи, рисованию, лепки и т. д.). Для физкультурной минуты составляют комплекс, включающий в себя 3-4 простых упражнения для больших групп мышц (ног, рук, плечевого пояса, туловища, активизирующие дыхание и кровообращение. Выполняются они в течение 1,5 – 2 минут. Используем в работе методику Авериной И. Е. «Физкультурные минутки и динамические паузы в дошкольных образовательных учреждениях». Все упражнения малых форм активного отдыха можно разделить по направленности и воздействию на организм :

• группа упражнений общего воздействия, способствующая активизации различных систем (нервной, мышечной, сердечно-сосудистой и дыхательной) организма ребенка;

• комплексы упражнений, применяемых при утомлении плечевого пояса, шеи, рук;

• группа упражнений, направленная на восстановление работоспособности кистей и пальцев рук;

• группа упражнений, применяемая при утомлении глаз;

• группа упражнений, способствующая повышению возбудимости нервной системы или мобилизирующего характера (используется при монотонной работе);

• группа упражнений, направленная на активизацию внимания, способствующая переключению с одной деятельности на другую;

• комплексы упражнений, содействующие формированию и укреплению осанки;

• упражнения, направленные на расслабление мышц, и дыхательные (применяются при напряженной умственной и физической работе)

Уместно и целесообразно физминутки проводить в течение занятия, каждые 12-15 минут, а в перерывах между занятиями - физкультпаузы.

При подготовке и проведении физминуток и физпауз необходимо помнить:

- перед началом физминутки важно, чтобы дети расположились удобно, не мешали друг другу и приняли исходное положение;

- периодически использовать различный инвентарь, пособия, а также музыкальное сопровождение;

- при подборе речевого материала для физкультминуток и физкультпауз необходимо учитывать возраст, речевые и двигательные возможности детей, а также время года и тематику занятия.

Продолжительность физкультурных пауз несколько дольше. Кроме гимнастических упражнений в комплексы физкультурных пауз полезно включать малоподвижные игры, развлечения. Количество упражнений 5 – 8, они должны быть детям хорошо знакомы. Главное значение физкультурных минуток и пауз – активный отдых.

От содержания и организации отдыха между занятиями зависит работоспособность детей в течение дня. Физпаузы можно проводить в спортивном зале, групповой комнате или на площадке.

В комплекс физпауз рекомендуется включать упражнения с мячом, ходьбу по бревну, прыжки в глубину, через скакалку и др. Кроме того, предлагается активно использовать разные упражнения с подлезанием, пролезанием, лазанием и ползанием, которые способствуют развитию мышц туловища, гибкости и подвижности позвоночника.

Физпаузы могут быть и комбинированными и составляться из комплекса общеразвивающих упражнений и подвижных игр, уже знакомых детям. Например: сначала выполняется 6-7 упражнений (дозировка 5-8 раз в зависимости от возраста детей, а потом проводится игра большой или средней подвижности (1-2 проигрывания). В конце комплекса обязательно выполнить упражнения на расслабление.

На воздухе общеразвивающие упражнения (6-7) можно сочетать с 2-3 основными движениями: различными видами бега (прямо, оббегая деревья, преодолевая препятствия, ходьбой по бревну (по поваленному дереву, снежному валу, подлезанием под дугу (в обруч, под веревку, под низкими ветками деревьев и т. д., метанием в цель и на дальность.

Общеразвивающие упражнения в группе необходимо сочетать с разными видами ползания, подлезания, перелезания, прыжками, упражнениями с мячом. Игры малой и средней подвижности можно объединять с такими основными движениями (до трех, как бег, прыжки, упражнения на равновесие, подлезание, метание. Игру высокой подвижности можно объединить с игрой средней подвижности (хороводной) - в начале физпаузы и игрой малой подвижности в конце ее. Игры повторяются по 2-3 раза.

В комплексах физпауз можно использовать пантомиму, двигательные шарады. Можно предложить детям самостоятельно придумать упражнения имитационного характера и исполнит их в мимике и пантомиме. Например, изобразить движения животных, инопланетянина и т. д. Содержанием физпауз может быть самостоятельная деятельность детей с использованием разнообразного оборудования, мелко инвентаря, занятий на «мини-стадионах». В физпаузах можно использовать упражнения «Пластик-шоу» (Н. Н. Ефименко, ритмическую гимнастику-аэробику (С. Б. Бочкова). Под веселые, динамичные мелодии следует подбирать несложные упражнения, которые дети легко усвоят и выполнят. В конце физпаузы физическую нагрузку следует снизить, предложив детям упражнения на расслабление и восстановление дыхания ил игры малой подвижности. Физпауза должна заканчиваться за 2-3 минуты до начала следующего занятия, чтобы дети смогли успокоиться и своевременно к нему подготовиться.

Подвижные игры и игровые упражнения имеют большое значение для всестороннего, гармоничного развития детей. Участие дошкольников в игровых заданиях и подвижных играх различной интенсивности позволяет осваивать жизненно важные двигательные умения в ходьбе, беге, прыжках, равновесии, лазанье, метании. В процессе подвижных игр происходит формирование у детей способности проявлять выдержку, смелость, уверенность в собственных силах, умение действовать в коллективе и индивидуально. При организации подвижных игр в течение дня и на прогулке необходимо учитывать равномерное распределение дневной нагрузки на разные группы мышц, чередуя игры с бегом, прыжками, метанием и ловлей, ползанием и лазанием, а также элементами спортивных игр. П/и может быть проведена в начале прогулки, если были связаны с долгим сидением детей. Если же они идут гулять после музыкального или физкультурного занятия, то игру можно провести в середине прогулки или за полчаса до ее окончания. Выбор игры зависит от времени года, погоды, температуры воздуха. Во время прогулок могут быть широко использованы бессюжетные народные игры с предметами, такие как серсо, кольцеброс, кегли, элементы спортивных игр: баскетбол, бадминтон, настольный теннис и др. помимо п / и и отдельных упражнений в основных движениях, на прогулке организуются и спортивные упражнения. Летом – езда на велосипеде, самокате, катание на роликовых коньках. Зимой – катание на коньках, санках, скольжение на ногах по ледяной дорожке, ходьба на лыжах. Дети в нашей группе с удовольствием играют в подвижные игры «Горелки», «Ловишки», «Мороз – красный нос», «Коршун и наседка», «Краски», «Быстро возьми», «Чья колонна скорее построится?», «Совушка» и др.

К двигательно-оздоровительным моментам относится бодрящая гимнастика. Она проводится после пробуждения от дневного сна. Комплекс строится из упражнений, которые сначала выполняются в постели, а потом около нее. Упражнения начинаем с потягивания, поворотов, различных движений рук ног, стоп. На полу босиком можно выполнить танцевальные движения, ходьбу, бег, приседание, пружинки. Все это способствует укреплению, оздоровлению и закаливания детского организма.

Во время двигательно-оздоровительных моментов ребенок развивает свою мышечную систему. Мышечная работа усиливает обмен веществ, повышает деятельность сердца и легких, вызывает изменения в составе крови.

Комплекс гимнастики после дневного сна длится 10–15 минут, после чего дети переходят к водным процедурам. Комплекс состоит из нескольких частей: разминочные упражнения в постели, выполнение простого самомассажа (пальчиковая гимнастика, выполнение общеразвивающих упражнений у кроваток (дыхательная гимнастика, ходьба по "тропе здоровья" (ходьба по массажным, ребристым, солевым или мокрым дорожкам, игра в подвижные игры в помещении с контрастной температурой воздуха, выполнение упражнений с тренажерами. Заканчиваться гимнастика может обтиранием холодной водой или контрастным обливанием (рук или ног). В любой вариант комплекса следует включать корригирующие упражнения на профилактику плоскостопия и нарушения осанки. Большинство вариантов комплексов рассчитаны на большую самостоятельность, дети должны помнить упражнения, их последовательность и осознанно выполнять комплекс.

От правильного дыхания во многом зависит здоровье человека, его физическая и умственная деятельность. Например, специальные дыхательные упражнения, выполняемые через левую и правую ноздрю, улучшают функционирование мозга. Тренированность дыхательной мускулатуры определяет физическую работоспособность и выносливость человека, повышает сопротивляемость организма простудным и другим заболеваниям. Для того чтобы правильно дышать, нужно научиться управлять дыхательными мышцами, всячески их развивать. Общеразвивающие упражнения являются прекрасным средством для развития органов дыхания, так как в каждый комплекс входят упражнения, укрепляющую основную дыхательную мышцу (диафрагму, межреберные мышцы, мышцы брюшного пресса, содействующие более глубокому дыханию. Но у детей дошкольного возраста дыхательные мышцы еще слабы, поэтому необходимы специальные дыхательные упражнения. Точечный массаж — элементарный прием самопомощи своему организму. Упражнения точечного массажа учат детей сознательно заботиться о своем здоровье и являются профилактикой простудных заболеваний. Используем в работе методики А. Н. Стрельниковой, Б. С. Толкачёва.

Непременным условием является постоянное наблюдение за самочувствием и индивидуальной реакцией детей. Все упражнения должны выполняться на фоне позитивных ответных реакций ребенка. При проведении массажа рекомендуется обучать детей не надавливать с силой на указанные точки, а массировать их мягкими движениями пальцев. Выполнять массажные движения следует от периферии к центру. Используем в работе методику А. Уманской.

Самомассаж является основой закаливания и оздоровления детского организма. Выполняя упражнения самомассажа в игровой форме, с музыкальным сопровождением, дети получают радость и хорошее настроение. Такие упражнения способствуют формированию у ребенка сознательного стремления к здоровью, развивая навык собственного оздоровления. Используем в работе методику Т. И. Чистяковой.

Игровые самомассажи проводились нами индивидуально и с группой детей на занятиях, в повседневной деятельности и использовались многократно в течение дня в различных режимных моментах.

В основу мы положили не только обучение детей конкретной технике самомассажа, но и ознакомление с физиологическими особенностями массируемой части тела (ушей, стоп, спины, рук и др.) и влиянием процедуры на здоровье. Правила выполнения самомассажа:

- руки и тело должны быть чистыми,

- мышцы должны быть максимально расслаблены,

-массажные движения должны быть аккуратными и плавными.

Акцент делался на то, что если массаж сделан правильно, то после него ощущается тепло в массируемой области. Важно отметить, что все самомассажи проводились с учётом психо – эмоционального состояния детей, поскольку отрицательные эмоции и плохое настроение могут вызвать нежелательный эффект и дискомфорт.

Гимнастика для глаз используется в профилактических и оздоровительных целях, чтобы предупредить зрительное (зрительно-психогенное и зрительно-вегетативное) утомление у детей во время занятий.

Рекомендации к проведению: комплекс упражнений гимнастики для глаз проводят под музыку в течение 3—5 минут. Он включает в себя до 5 упражнений, включающих упражнения массажа, растираний, снятия зрительного напряжения, упражнений на внимание. По мере привыкания к комплексу в него включаются новые упражнения или усложняются условия выполнения уже разученных ранее упражнений.

Упражнения для глаз заключаются в основном в фиксации зрения на различных точках, движении взгляда по тренажерам В. Базарного и некоторых движениях глазными яблоками и веками (по методу йогов). Эти упражнения способствуют восстановлению нормального зрения независимо от характера имеющихся нарушений (близорукости или дальнозоркости). Упражнения рекомендуется выполнять 2 раза в день до тех пор, пока они выполняются легко. После них нельзя в течение 20 мин писать, рисовать или смотреть телевизор.

Дошкольный возраст является базисным в формировании физического здоровья и культурных навыков, обеспечивающих его совершенствование, укрепление и сохранение в будущем. Результатом дошкольного физического воспитания должны стать высокий уровень здоровья ребенка и формирование фундамента физической культуры будущего взрослого человека.

Таким образом, дети ежедневно овладевают искусством сохранения и укрепления здоровья, правилами безопасного поведения, а вместе с тем реализуется принцип интеграции образовательных областей.

Публикации по теме:

Использование кинезиологических упражнений в режимных моментах в детском саду В дошкольном образовательном учреждении в рамках работы с детьми раннего возраста целесообразно использовать упражнения, содержащие элементы.

Использование фольклора в режимных моментах Использование народного фольклора в режимных моментах. Предлагаем Вашему вниманию использование народного фольклора в режимных моментах.

Использование нетрадиционного оборудования в режимных моментахИспользование нетрадиционного оборудования в режимных моментах От состояния здоровья детей в настоящее время зависит благополучие общества. Однако в последнее десятилетие во всём мире наметилась тенденция.

Консультация для родителей «Формы и методы физического воспитания в семье»Консультация для родителей «Формы и методы физического воспитания в семье» Консультация для родителей «Формы и методы физического воспитания в семье» Первые семь лет жизни – это годы бурного психического и физического.

Методические рекомендации «Использование потешек в режимных моментах с детьми от 3 до 6 лет»Методические рекомендации «Использование потешек в режимных моментах с детьми от 3 до 6 лет» Оглавление[/b] 1. Об авторе 2. Из истории потешек 3. Использование потешек в период адаптации. 4. Использование потешек в режимных.

Мнемотаблицы в режимных моментахМнемотаблицы в режимных моментах Не секрет, что ребятишкам бывает сложно запомнить последовательность действий при раздевании и одевании на улицу, особенно в холодное время.

Отчет о проделанной работе по теме «Безопасность в режимных моментах» (вторая младшая группа)Отчет о проделанной работе по теме «Безопасность в режимных моментах» (вторая младшая группа) Отчет о проделанной работе по теме "Безопасность в режимных моментах", 2 младшая группа Цель. Формировать у детей навыки правил безопасного.

Реализация УМК в режимных моментах через дидактические игрыРеализация УМК в режимных моментах через дидактические игры В течение нескольких последних лет и в настоящее время идет бурный процесс реализации УМК по обучению детей татарскому и родному языку.

Библиотека изображений:

Публикация Формы организации совместной деятельности режимных моментах как средство реализации задач физического воспитания (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Хромина Татьяна на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Формы организации совместной деятельности режимных моментах как средство реализации задач физического воспитания
Опубликовано: 8 ноября 2023 в 20:04
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД