Лучший педагог года

Формы, методы и средства реализации патриотического воспитания дошкольников в рамках реализации программы воспитания

ПОЛОЖАЙ
Формы, методы и средства реализации патриотического воспитания дошкольников в рамках реализации программы воспитания

«Патриотизму нельзя только призывать, его нужно заботливо воспитывать, воспитывать любовь к родным местам, семье, Родине».

Актуальность: проблема данной темы – это острое ощущение «дефицита нравственности» и утрата патриотизма в нашем обществе.

Решение проблемы – это воспитание патриотизма. Для этого необходим постоянный поиск средств, методов и форм воспитания.

Задачи патриотического воспитания :

Публикация «Формы, методы и средства реализации патриотического воспитания дошкольников в рамках реализации программы воспитания» размещена в разделах

1) формирование любви к родному краю, родной природе, родному языку, культурному наследию своего народа;

2) воспитание любви, уважения к своим национальным особенностям и чувства собственного достоинства как представителя своего народа;

3) воспитание уважительного отношения к гражданам России в целом, своим соотечественникам и согражданам, представителям всех народов России, к ровесникам, родителям, соседям, старшим, другим людям вне зависимости от их этнической принадлежности;

4) воспитание любви к родной природе, природе своего края, России, понимания единства природы и людей и бережного ответственного отношения к природе.

Для реализации целей и задач воспитания детей в ДОУ существуют следующие формы организации деятельности образовательного процесса:

– игра, игровое упражнение, игра-путешествие, занятие; -тематический модуль, коллекционирование,

-чтение, беседа/разговор, ситуации,

-конкурсы, викторины, коллективное творческое дело,

-проекты, эксперименты, длительные наблюдения, экологические акции, экскурсии, пешеходные прогулки;

- праздники, развлечения, физкультурно-спортивные соревнования,

-театрализованные игры, инсценировки.

Методы и приемы патриотического воспитания тесно связаны между собой. Результат воспитания зависит от умелого использования и сочетания методов и форм организации воспитательного процесса. Патриотическое воспитание является частью нравственного воспитания, результат методов будет эффективен при условиях:

Любой метод должен быть гуманным, не унижающим ребенка;

Метод должен быть реальным, с логическим завершением;

При использовании метода должны быть определенные условия;

Метод не должен применяться отднотипно, шаблонно по отношению ко всем детям, в любой ситуации.

Средствами патриотического воспитания старших дошкольников является само окружение (природное, социальное, художественная литература, музыка, изобразительное искусство). Средствами служат та или иная деятельность (игра, традиции, труд, праздники, которые отмечаются в стране и в детском саду).

Традиции являются основой воспитательной работы в дошкольном учреждении. Традиционные мероприятия, проводимые в детском саду –это эмоциональные события, которые воспитывают у детей чувство коллективизма, дружбы, сопричастности к народным торжествам, общим делам, совместному творчеству. В то же время, в рамках общего мероприятия ребенок осознает важность своего личного вклада в отмечаемое событие, так как он может применить свои знания и способности в процессе коллективной деятельности. В детском саду существует четкая программа действий по осмыслению, организации и развитию традиций, которые позитивно влияют на социализацию и развитие личностных качеств детей дошкольного возраста. Существует традиция, которая входит в уклад детского сада «Поднятие флагов РФ, края и города» с исполнением гимна.

Ценности Родина и природа лежат в основе патриотического направления воспитания. Патриотизм – это воспитание в ребенке нравственных качеств, чувства любви, интереса к своей стране – России, своему краю, малой родине, своему народу и народу России в целом (гражданский патриотизм, ответственности, трудолюбия; ощущения принадлежности к своему народу. Патриотическое направление воспитания строится на идее патриотизма как нравственного чувства, которое вырастает из культуры человеческого бытия, особенностей образа жизни и ее уклада, народных и семейных традиций. Рассказы о природе – изучаются с целью ознакомления детей с природой (что является также частью формирования патриотического отношения к родному краю).

В режимных моментах мы используем региональный компонент программы «Все про то, как мы живем», проводим беседы, такие как «Москва – столица нашей Родины», «Россия – моя страна», «Защитники отечества», «Малая Родина», «Моя семья», «Мои соседи», «Мои имя» и др.

Но для яркого запоминания и усвоения одного лишь устного знакомства недостаточно. В этом возрасте сохраняется наглядно-образное мышление, поэтому, чтобы у детей сложилось представление, нужна опора на визуальные впечатления. Играем в игры «Можно –нельзя», «Почему можно», «Плохо-хорошо», «Добро –зло», «Праздники России», «Символы России». Обсуждаем ситуации «Девочка упала, что нужно делать?», «Мальчики поссорились, как помириться?», «Мальчик принес в детский сад машинку, не дает никому играть, как поступить?», «Бабушка зашла в транспорт, ребенок сидит, как поступить?».

В настоящее время проекты являются самой распространенной формой взаимодействия всех участников образовательных отношений. Традиционные события оформляются в различные проекты, где предусматриваются различные виды детской деятельности и формы проведения. В конце каждого проекта проводится итоговое мероприятие.

В своей работе с детьми по патриотическому воспитанию мы используем проекты такие как «Древо семьи», «Мой город», «Кубань – житница России», «Кубань многонациональная» и многие другие, где расширяем знания детей о своей семье, своих предках; воспитываем интерес к истории родного города и края, воспитываем толерантность и уважение к разным национальностям проживающих в нашем городе, знакомим с культурой и бытом нашей малой Родины.

В своей работе мы также используем игры-путешествия («Путешествие по России», «Богатыри – защита земли русской», «Кремли России», где проходит знакомство с русскими писателями, художниками, символами и праздниками России, с достопримечательностями русских городов, с историей возникновения русской армии, русской честью и отвагой; - расширяем представление о разновидностях кремлей и о их назначении.

Для представления детей о богатстве земли русской и воспитания бережного отношения ко всему живому проводим экологические акции, экскурсии, такие как «Земля – наш общий дом». «Сортируем мусор – бережем природу». «Покормите птиц зимой».

Участвуем в экологических конкурсах («Черепаха Никольского») с целью воспитания бережного отношения к природе.

Используем социальные акции («Мир книги и поэзии») в воспитании культурных ценностей. Стихи о ВОВ – являются важной составляющей патриотического воспитания. Сила поэтического слова действует на сознание детей вдохновляюще.

Реализуя задачи нравственно-патриотического воспитания, мы не можем обойтись без взаимодействия с родителями, так как именно в семье начинается воспитание в данном направлении.

Благодаря родителям мы осуществили долгосрочный проект «Я – патриот».

Цель: воспитание любви к семье, городу, краю, к родной культуре.

В процессе планирования с детьми выделили 4 блока:

• Моя семья

• Мой город

• Мой край

• Моя страна

Для плодотворного сотрудничества провели родительское собрание на тему «Мы гордимся своими предками», где ввели их в курс предстоящего проекта и предложили помочь в его реализации.

В реализации проекта была выделена интеграция областей:

- познания;

- коммуникация;

- социализация;

- чтение художественной литературы;

- художественное творчество;

- поисковая деятельность;

Ожидаемые результаты проекта:

Это уважение и почитание детьми людей старшего поколения, укрепление семейных традиций, общение со всеми членами семьи. Дети будут иметь представление о истории, традициях города. А также о традициях и культуре страны российского народа.

1. В беседе увлеченно и с любовью рассказывают о своих родных и близких людях, опираясь на изготовленные дома вместе с родителями древа семей. В группе проходит конкурс рисунков «Моя семья».

У детей формируется представление о том, что история семьи – часть истории родной страны.

2. Следующий этап ознакомления детей с нашим родным городом-героем Новороссийск.

Знания полученные, во время экскурсий и бесед используют в игровой деятельности, конструировании. С помощью родителей изготавливают стенгазеты «Достопримечательности Новороссийска», которые рассматривают на выставке нашего детского сада воспитанники других групп. Вместе с детьми изготавливаем альбом «Мой город-герой» и дарим библиотеке, которую посещаем с родителями.

3. Знакомя детей с родным краем Кубанью - житницей России, в беседах и рассматривании иллюстраций говорим о ом, что она – наш общий дом и то, что она многонациональна.

Привлекаем родителей к созданию альбома «Моя Родина», в котором рассказывается о культуре, традициях и обычаях других народов, населяющих Кубань.

Проводим вечер развлечений, который помогают организовать родители; под названием «Мы все такие разные, но мы едины», участниками которого становятся дети, делясь своими традициями, показами костюмов, угощением своих национальных блюд.

4. Знакомя детей с родной страной, расширяем представление о значении государственных символах России. Приобщаем детей к истокам русской культуры. Особое значение придаем художественному творчеству, литературе, природе. Разучиваем с детьми стихи, песни, что способствует развитию личности в духе патриотизма.

Дети участвуют в акции «Бескозырка», в выставках, делают поделки к 23 февраля.

Была организована встреча на дому с малолетним узником, которому дети показали мини концерт и подарили открытки, сделанные своими руками.

Мы должны заботиться, чтобы дети могли отличить плохое от хорошего, чтобы стремления и желание были направлены к добру.

По итогам этого проекта:

1. У детей появился интерес к истории своей семьи, к своему городу, краю, к стране, в которой мы живем. Этот интерес появился не только в беседах, но и в детских рассказах и рисунках.

2. Дети активно участвуют в выставках, конкурсах, в патриотических мероприятиях.

3. Приобретение детьми данного возраста навыков социального общения со взрослыми.

4. Проявления внимания и уважения к пожилым людям, ветеранам, оказание посильной помощи.

Воспитатель должен заражать детей своей любовью к Родине, с искренним удивлением и восхищением рассказывать о богатстве страны и достойных людях, государственных праздниках. Работать с родителями для привлечения их к участию в общественных праздниках.

Публикации по теме:

Центр нравственно-патриотического воспитания дошкольниковЦентр нравственно-патриотического воспитания дошкольников Ребёнку от рождения не даётся важная составляющая становления будущей личности, такая как, чувство любви к своей Родине, уважение народных.

«Формы и методы экологического воспитания дошкольников». Консультация для педагогов«Формы и методы экологического воспитания дошкольников». Консультация для педагогов Дети дошкольного возраста только начинают знакомиться с окружающим миром, с законами природы, животными и растениями. И большая работа.

Особенности нравственно-патриотического воспитания дошкольников разных возрастных групп в условиях реализации ФГОС до .

Фотоотчет о проведении краеведческого лото «Мой Сахалин» в рамках патриотического воспитания школьниковФотоотчет о проведении краеведческого лото «Мой Сахалин» в рамках патриотического воспитания школьников Краеведческое лото «Мой Сахалин» 08 апреля 2022года для воспитанников ГКУ СРЦН «Надежда» в Поронайском музее прошла интересная краеведческая.

Фотоотчет по итогам проектной деятельности в рамках патриотического воспитания дошкольников «Помним и гордимся!»Фотоотчет по итогам проектной деятельности в рамках патриотического воспитания дошкольников «Помним и гордимся!» Уважаемые коллеги, хочу представить Вашему вниманию Фотоотчет по итогам проектной деятельности патриотического воспитания дошкольников:.

Из опыта работы. Методы и приемы экологического воспитания дошкольниковИз опыта работы. Методы и приемы экологического воспитания дошкольников Из опыта работы. Методы и приемы экологического воспитания дошкольников «Человек всегда был и остаётся сыном природы, и то, что роднит.

Консультация для родителей «Формы и методы физического воспитания в семье»Консультация для родителей «Формы и методы физического воспитания в семье» Консультация для родителей «Формы и методы физического воспитания в семье» Первые семь лет жизни – это годы бурного психического и физического.

Методическая разработка военно-строевой казачьей песни в рамках патриотического воспитания дошкольниковМетодическая разработка военно-строевой казачьей песни в рамках патриотического воспитания дошкольников Авторская казачья песня «Едут наши казаки охранять границы» Автор слов и музыки : музыкальный руководитель МБДОУ д/с №27 Галактионова Елена.

Сетевое взаимодействие с социальными партнёрами по реализации задач экологического воспитанияСетевое взаимодействие с социальными партнёрами по реализации задач экологического воспитания В. А. Сухомлинский писал: «От того, как прошло детство, кто вёл ребёнка в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира.

Уголок патриотического воспитания дошкольниковУголок патриотического воспитания дошкольников Актуальность Нравственно-патриотическое воспитание сегодня — одно из важных звеньев в системе воспитательной работы дошкольников. Это.

Библиотека изображений:

Публикация Формы, методы и средства реализации патриотического воспитания дошкольников в рамках реализации программы воспитания (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем ПОЛОЖАЙ на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Формы, методы и средства реализации патриотического воспитания дошкольников в рамках реализации программы воспитания
Опубликовано: 19 января 2023 в 16:34
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД