Лучший педагог года

Формы, методы и средства ознакомления детей среднего и старшего дошкольного возраста с правилами дорожного движения

Анастасия Риттер
Формы, методы и средства ознакомления детей среднего и старшего дошкольного возраста с правилами дорожного движения

Воспитание безопасного поведения у детей – одна из важнейших задач дошкольного учреждения. Лозунг «Берегите ребенка», под которым Екатерина II в 1764 г. издала Указ о применении смертельной казни к кучеру или извозчику, виновным в гибели ребенка, должен и сегодня стать руководством к действию для воспитателей дошкольных учреждений, ведь ребёнок становится пешеходом значительно раньше чем он по своим знаниям, усилиям и развитию становится к этому подготовленным.

Публикация «Формы, методы и средства ознакомления детей среднего и старшего дошкольного возраста с правилами дорожного движения» размещена в разделах

С первых дней пребывания ребёнка в детском саду следует так организовать его воспитание и обучение, чтобы к моменту перехода из детского сада в школу он легко ориентировался в ближайшем окружении, умел наблюдать и правильно оценивать дорожные ситуации, владел навыками безопасного поведения в этих ситуациях. Следовательно, главная цель воспитательной работы заключается в формировании у детей необходимых умений и навыков, выработке положительных, устойчивых привычек безопасного поведения в транспортной среде.

В тоже время, среди исследователей проблемы безопасного поведения детей дошкольного возраста на дороге нет единого мнения относительно вопроса организации воспитательного процесса по проблеме исследования. Так, например, О. А. Скорлупова считает, что в воспитательном процессе должны применяться такие методы как : внушение, убеждение, пример, упражнение, поощрение. Применение в качестве воспитательного метода внушения объясняется тем, что дети дошкольного возраста хорошо ему поддаются. Это даёт возможность предупредить вероятность дорожно-транспортного происшествия с участием детей внушив детям, например, что выходить самостоятельно за пределы детского сада нельзя, а на улице можно находиться только со взрослым, и обязательно держать его за руку.

Особенно важен принцип наглядности, который традиционно применяется в работе с дошкольниками, когда они должны сами все увидеть, услышать, потрогать и тем самым реализовать стремление к познанию.

Программа воспитания и проведения дидактических занятий имеет целью не столько обучить дошкольников непосредственно Правилам дорожного движения, сколько сформировать и развить у них навыки и положительные устойчивые привычки безопасного поведения на улице. При этом необходимо учитывать следующую закономерность: чем больше у дошкольника сформировано полезных навыков и привычек безопасного поведения на улице, тем легче ему будут даваться знания по дорожной тематике в общеобразовательном учреждении.

Воспитательный процесс при этом должен носить постоянный характер: в процессе игр, прогулок, специальных упражнений, развивающих двигательные навыки, при выполнении заданий в альбомах по рисованию, обводке, штриховке, конструировании, выполнении аппликаций и т. д. по дорожной тематике, на занятиях по развитию речи с использованием дорожной лексики, при разборе опасных и безопасных дорожных ситуаций

По мнению Н. Н. Авдеевой воспитательный процесс необходимо осуществлять:

через непосредственное восприятие дорожной среды во время целевых прогулок, где дети наблюдают движение транспорта и пешеходов, дорожные знаки, светофоры, пешеходные переходы и т. д. ;

в процессе специальных развивающих и обучающих занятий по дорожной тематике.

При этом важно развивать такие навыки и привычки, как сознательное отношение к своим и чужим поступкам (понимание ребенком того, что является правильным или неправильным) и привычки сдерживать свои порывы и желания (например, бежать, когда это опасно, и т. д.).

План проведения дидактических занятий с дошкольниками должен предусматривать развитие у них познавательных способностей, необходимых для того, чтобы они умели ориентироваться в дорожной среде. Такими способностями являются:

-умение вовремя замечать опасные места, приближающийся транспорт;

-умение различать величину транспорта;

-умение определять расстояние до приближающегося транспорта;

-знание сигналов светофора, символов на дорожных знаках и их значение;

-понимание особенностей движения транспорта; того, что он не может мгновенно остановиться, увидев на своем пути пешехода (ребенка);

-понимание потенциальной опасности транспорта; того, что на дорогах могут быть аварии с гибелью и ранениями людей;

-умение связно выражать свои мысли.

При выборе форм, методов и средств обучения очень важно помнить, что в каждой группе детского сада имеются дошкольники, входящие в «группу риска» : это могут быть излишне подвижные дети или, наоборот, слишком заторможенные. Поэтому занятие должно быть построено с учетом их индивидуальных особенностей.

Рекомендуется использовать на занятиях с дошкольниками новые педагогические технологии:

-моделирование опасных и безопасных дорожных ситуаций;

-самостоятельная работа в альбомах по рисованию или специально разработанных тетрадях, формирующая и развивающая познавательные процессы детей;

-интерактивный опрос;

-коллективная деятельность детей по изучению, осмыслению и осознанию правил дорожного движения, опасности и безопасности в дорожной среде.

Особо А. В. Гостюшкиным указывается на эффективность применения интерактивного метода обучения, который направлен на активное включение детей в диалог. С помощью этого метода воспитатель может помочь ребятам визуально представить движение транспорта и пешеходов, понять опасные и безопасные действия в конкретных ситуациях, сформировать у них умение наблюдать, сравнивать, анализировать, обобщать наглядную информацию и переносить ее в конечном итоге на реальные дорожные условия.

На прогулках с детьми среднего дошкольного возраста нужно начинать обучение ориентированию на местности, а именно на территории детского сада. Также воспитатель непременно должен объяснить, что самостоятельно выходить за ее пределы нельзя.

На прогулках за территорией ДОУ необходимо расширять знания дошкольников о транспортных средствах, их видах и конструктивных особенностях. Воспитатель показывает детям те части улицы, на которых пешеходы находятся в безопасности: тротуар, пешеходные переходы, по которым, держа взрослого за руку, можно переходить проезжую часть.

На улице полезно проводить упражнения на развитие глазомера и бокового зрения. Таким образом, у ребят формируется умение чувствовать и различать скрытую угрозу в дорожной среде.

На занятиях в группе педагог может дать задание составить рассказ о дорожной ситуации. К примеру, ребята могут рассказать, как ехали в машине (автобусе, троллейбусе и т. д., или как они шли пешком в детский сад. При этом воспитатель ненавязчиво закрепляет у дошкольников понимание того, какие места на улице являются опасными, а также выясняет, насколько хорошо дети владеют дорожной лексикой.

В объяснениях полезно использовать иллюстративный материал: книги и плакаты, где изображены опасные ситуации, к примеру, во дворе, а также различные указания по поведению рядом с проезжей частью.

Таким образом, к пяти годам у детей расширяются представления о правилах безопасного поведения на улице, формируются навыки наблюдения за происходящим в дорожной среде.

Если в детском саду имеется макет микрорайона с улицами, прилегающими к территории детского сада, то воспитатель, поставив детей вокруг макета, может рассказать им про город, улицы, светофоры: транспортные и пешеходные, пешеходные переходы и т. д. Используя фигурки пешеходов и транспорта, наглядно показать, что может произойти, если нарушать правила дорожного движения. А также объяснить, как правильно нужно вести себя на улицах и дорогах, показать опасные повороты транспорта на перекрестках и т. д.

В старшей группе продолжается знакомство детей с особенностями дорожного движения транспорта и пешеходов. Закрепляется умение ребят свободно ориентироваться на территории вокруг детского сада в присутствии воспитателей. Дети должны уметь объяснить, каким маршрутным транспортом пользуются родители по дороге в детский сад. Также нужно продолжать знакомить детей с основными понятиями дорожного «словаря».

На прогулках за территорией дошкольного учреждения рекомендуется обращать внимание дошкольников на правильные и неправильные действия других пешеходов. При этом педагогу необходимо проследить за тем, смогут ли дети сами рассказать, что именно некоторые пешеходы делают неправильно, почему их действия опасны, и что нужно делать чтобы быть в безопасности.

И на прогулках, и на занятиях в группе (с помощью иллюстративного материала) нужно обращать внимание дошкольников на особенности движения крупно- и малогабаритного транспорта. Воспитатель объясняет, что такое «закрытый обзор». На прогулке воспитатель наглядно показывает дошкольникам движение транспортных средств : больших, грузовых автомобилей, автобуса, троллейбуса и легковых автомобилей, мотоциклов, которые не видны за большим транспортом. Объясняет, что если пешеход переходит дорогу в неположенном месте, он не видит, что за большим транспортом может ехать мотоцикл, легковая машина с большой скоростью.

Публикации по теме:

Дидактическое пособие по правилам дорожного движения «Кубик безопасности» для среднего и старшего дошкольного возрастаДидактическое пособие по правилам дорожного движения «Кубик безопасности» для среднего и старшего дошкольного возраста Дидактическое пособие по Правилам дорожного движения «Кубик безопасности» поможет в интересной форме познакомить детей со знаками дорожного.

Презентация «Формы и методы работы по обучению младших дошкольников Правилам Дорожного Движения»Презентация «Формы и методы работы по обучению младших дошкольников Правилам Дорожного Движения» «Формы и методы работы по обучению младших дошкольников Правилам Дорожного Движения». I. Уважаемые коллеги! Я хотела бы представить вам.

Формы и методы работы с родителями по развитию речи детей старшего дошкольного возраста Формы и методы работы с родителями по развитию речи детей старшего дошкольного возраста Обновление системы дошкольного образования, процессы.

Конспект ООД по ознакомлению детей младшего дошкольного возраста с правилами дорожного движения «Друг наш светофор» Конспект организованной образовательной деятельности по обучению детей правилам дорожного движения с детьми младшей группы Тема: «Друг наш.

Конспект ОД по ознакомлению с правилами дорожного движения для детей старшего дошкольного возраста «Безопасность на дорогах» Цель: формирование навыков безопасного поведения на дорогах. Задачи: - расширять представления детей о дорожных знаках и их назначении;.

Консультация «Методы и средства нравственного воспитания детей дошкольного возраста» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 15 «Росинка» ХМАО –Югра город Радужный Составила и провела.

Квест-игра по правилам дорожного движения «В гости к светофору» для детей среднего дошкольного возраста Цели. Формирование у детей, как у участников дорожного движения, устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах. Задачи:.

ООД «Незнайка и правила дорожного движения» для детей среднего дошкольного возраста Подготовила: Бусолаева Е. В., воспитатель высшей квалификационной категории Цель: • Закрепить с детьми основные правила дорожного движения.

Проект по правилам дорожного движения для детей старшего возраста «Правила дорожного движения знаю и всегда их соблюдаю»Проект по правилам дорожного движения для детей старшего возраста «Правила дорожного движения знаю и всегда их соблюдаю» Составлено воспитателями Ярошенко О. П. ,Бойко Л. А. МБДОУ№6 «Улыбка», Г. Пролетарск, Ростовская область. Проблема: Проблема обучения дошкольников.

Система работы по ознакомлению детей дошкольного возраста с правилами дорожного движенияСистема работы по ознакомлению детей дошкольного возраста с правилами дорожного движения С развитием технического процесса скорость движения, плотность транспортных потоков на улицах и дорогах нашей страны растет в геометрической.

Библиотека изображений:

Публикация Формы, методы и средства ознакомления детей среднего и старшего дошкольного возраста с правилами дорожного движения (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Анастасия Риттер на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Формы, методы и средства ознакомления детей среднего и старшего дошкольного возраста с правилами дорожного движения
Опубликовано: 19 июня 2019 в 17:56
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД