Папки-передвижки

Формы и методы работы с родителями по экологическому воспитанию

Ирина Колесникова
Формы и методы работы с родителями по экологическому воспитанию

Работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников является одной из составных частей работы дошкольного учреждения. Только опираясь на семью, только совместными усилиями мы можем решить главную нашу задачу — воспитание человека с большой буквы, человека экологически грамотного, человека, который будет жить в XXI веке.

Публикация «Формы и методы работы с родителями по экологическому воспитанию» размещена в разделах

В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют все больше внимания. Почему эти проблемы стали актуальными? Причина — в деятельности человека в природе, часто безграмотная, неправильная с экологической точки зрения, расточительная, ведущая к нарушению экологического равновесия.

Каждый из тех, кто принес и приносит вред природе, когда-то был ребенком. Вот почему так велика роль дошкольных учреждений в экологическом воспитании детей, начиная с раннего возраста. Наша задача — показать родителям необходимость воспитания у детей экологической культуры.

Что включает в себя понятие «экологическая культура»?

Экологическая культура —

это знания,

практические навыки,

эстетические переживания

эмоциональное отношение

практические поступки и поведение детей

(сопереживание, сочувствие, интерес и желание оказать помощь природе, умение любоваться ее красотой и т. д.).

Основные задачи своей работы мы видим в следующем:

- установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника;

- объединить усилия для развития и воспитания детей;

- создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки;

- активизировать и обогащать воспитательные умения родителей;

- поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.

Принципами взаимодействия с родителями являются :

1. Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями.

Позитивный настрой на общение является тем самым прочным фундаментом, на котором строится вся работа педагога с родителями. В общении воспитателя с родителями неуместны категоричность, требовательный тон. Педагог общается с родителями ежедневно, и именно от него зависит, каким будет отношение семьи к детскому саду в целом. Ежедневное доброжелательное взаимодействие педагога с родителями значит гораздо больше, чем отдельное хорошо проведенное мероприятие.

2. Индивидуальный подход.

Необходим не только в работе с детьми, но и в работе с родителями. Воспитатель, общаясь с родителями, должен чувствовать ситуацию, настроение мамы или папы. Здесь и пригодится человеческое и педагогическое умение воспитателя успокоить родителя, посочувствовать и вместе подумать, как помочь ребенку в той или иной ситуации.

3. Сотрудничество, а не наставничество.

Современные мамы и папы в большинстве своем люди грамотные, осведомленные и, конечно, хорошо знающие, как им надо воспитывать своих собственных детей. Поэтому позиция наставления и простой пропаганды педагогических знаний сегодня вряд ли принесет положительные результаты. Гораздо эффективнее будут создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях.

4. Готовимся серьезно.

Любое, даже самое небольшое мероприятие по работе с родителями необходимо тщательно и серьезно готовить. Главное в этой работе - качество, а не количество отдельно взятых, не связанных между собой мероприятий. Слабое, плохо подготовленное родительское собрание или семинар могут негативно повлиять на положительный имидж учреждения в целом.

В работе с родителями по экологическому воспитанию детей мы используем как традиционные формы (родительские собрания, консультации, беседы, конференции, так и нетрадиционные (деловые игры, круглый стол, дискуссии). Но все эти формы должны основываться на педагогике сотрудничества. Работу следует проводить в двух направлениях:

педагог — родитель

педагог — ребенок — родитель.

Прежде чем выстраивать работу, надо понять, с кем предстоит работать (образовательный уровень родителей, психологическое состояние семьи, ее микроклимат.

Основные формы работы с родителями

Консультации на экологическую тематику,можно начать с просмотра выставки книг по природе для детей. Здесь важно напомнить родителям : прежде чем читать книгу детям, необходимо, чтобы сами родители вначале прочитали ее. Воспитатель может побеседовать с родителями, дать им конкретные советы, порекомендовать вместе с детьми дома сделать зарисовки о природе, рассматривать картины и иллюстрации о природе, посмотреть какие-то телевизионные передачи и т. д.

Для формирования экологической культуры нужно дать детям элементарные научные знания о природе, поддерживать интерес к познанию окружающего мира, научить видеть в обыденном чудесное, в привычном необычное, вызывать эстетические переживания (живое прекрасно, сопереживать живым существам (мы не имеем права уничтожать то, что создала эволюция, природа, а не мы). Поэтому мы предлагаем в родительских уголках такую форму работы как

Серия наблюдений в природе и специальных заданий типа: прислушаться к голосам птиц, полюбоваться красками заката. И если подобное предлагать детям и родителям регулярно, то они научатся слушать музыку «лугов и полей, любоваться травами, насекомыми, птицами — одним словом, пристально вглядываться, всматриваться в жизнь».

Пробудить интерес к жизни детей в ДОУ, привлечь родителей к участию в мероприятиях экологической направленности, помогает участие в акциях «Покормите птиц». Родители с удовольствием мастерят с детьми дома кормушки.

Установить теплые неформальные отношения между педагогами и родителями, а также более доверительные отношения между родителями и детьми помогают

Досуговые формы организации общения.

Традиционным и важным для всех участников педпроцесса нашего детского сада является участие родителей в театрализованных играх экологического содержания, в которых родители и дети являются равноправными участниками «Праздник урожая», «Мисс Осень».

Проведение разнообразных конкурсов и выставок

позволяет укрепить взаимодействие детского сада с семьями воспитанников, активизировать педагогическое общение родителей с детьми. Важным моментом проведения конкурсов является соревновательный дух, который помогает объединиться родителям одной группы, повышает инициативность неактивных родителей.

Наиболее важным в информационно-просветительской работе с родителями по экологическому воспитанию является оформление наглядных материалов для родителей. Это могут быть информационные стенды, буклеты, памятки.

Одной из основных форм работы с родителями остается

родительское собрание.

Практика показывает, что традиционные родительские собрания и консультации не дают нужного эффекта, потому что родители принимают в них лишь формальное участие. Анализируя проведенные родительские собрания, наш коллектив педагогов пришел к выводу, что нетрадиционные формы проведения этих мероприятий больше привлекают родителей и наиболее интересны. Это собрания в форме дискуссий, КВН, диспутов.

При выборе форм общения с родителями надо помнить : нам следует отказаться от назиданий, надо привлекать родителей к решению важных проблем, нахождению общих правильных ответов. Например, при организации родительского собрания на тему «Войди в природу другом» сначала мы провели предварительное анкетирование родителей с целью выяснения их понимания связанных с экологическим воспитанием проблем. Родительское собрание начали с КВНа между командой детей и родителей, затем, после ухода детей, проанализировали вместе с родителями данное мероприятие.

В детском саду проводятся родительские собрания на темы : «Природа и мы», «Мы твои друзья природа», «Добро пожаловать в экологию», «Воспитание у детей интереса к окружающему, любви к природе», и т. д.

Важные моменты:

все материалы, предлагаемые для ознакомления родителям, должны быть эстетично оформлены;

содержание необходимо регулярно обновлять, иначе родительский интерес к этой информации быстро пропадет;

оформление выполняется так, чтобы привлекать внимание родителей (текст на цветной бумаге, фотографии детей группы, картинки-символы);

содержание предлагаемого материала должно быть действительно интересно большинству родителей.

Таким образом, взаимодействие детского сада с семьей по экологическому воспитанию можно осуществлять по-разному.

Безусловно, процесс формирования экологических ценностей у детей и родителей сложен и проблематичен, поскольку зависит не только от содержания экологического воспитания в образовательном учреждении, но и от реальной жизненной обстановки.

Поэтому самое главное - личная убежденность педагога, его умение пробудить у родителей желание любить, беречь и охранять природу и тем самым быть эталоном для подражания дошкольников.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

«Методы, приёмы, формы работы воспитателя по созданию в группах развивающей речевой среды». Речь – яркий показатель развития ребенка. Учеными доказано, что речь ребенка, не подготовленного к школе, обычно сохраняет черты речи, свойственные.

Современные формы и методы работы с родителями в условиях ДОУ В нашем учреждении создана Ресурсная площадка по развитию социально-педагогической культуры родителей. В своей деятельности Ресурсная площадка.

Формы и методы работы по духовно-нравственному воспитанию детей 5–7-летнего возраста Доклад Формы и методы работы по духовно-нравственному воспитанию детей 5-7 летнего возраста (старшей и подготовительной группы Доу) Воспитание.

Формы и методы работы по ознакомлению дошкольников с окружающим миромФормы и методы работы по ознакомлению дошкольников с окружающим миром Дети по своей природе исследователи, с радостью и удивлением открывающие для себя окружающий мир. Им интересно все. Поддерживать стремление.

Формы и методы работы с детьми по экологическому воспитанию (из опыта работы) Нужно ли задавать детям вопросы о природе? Следует ли совмещать знания сообщаемые детям о животном и растительном мире с культурой поведения.

Формы и методы работы с дошкольниками по патриотическому воспитанию в летний период Формы и методы работы с дошкольниками по патриотическому воспитанию в летний период. Патриотическое воспитание – это целенаправленный процесс.

Формы и методы работы в воспитании у детей понятий и ценностей здорового образа жизни Консультация для воспитателей на тему: «Формы и методы работы в воспитании у детей понятий и ценностей здорового образа жизни» В настоящее.

Консультация по теме: «Этапы патриотического воспитания, формы и методы работы» Консультация по теме: «Этапы патриотического воспитания, формы и методы работы» Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землей,.

План самообразования «Формы и методы работы с родителями в ДОУ по ФГОС» Цель : Освоение форм и методов работы с родителями по ФГОС для создания единого образовательного пространства детский сад – семья. Задачи:.

Современные методы и формы работы ДОУ по развитию речи дошкольников средствами игровой деятельности Согласно ФГОС ДО, речевое развитие включает: владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формы и методы работы с родителями по экологическому воспитанию
Опубликовано: 2 ноября 2016 в 19:23
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формы и методы работы с родителями по экологическому воспитанию» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Колесникова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 июня. Пушкинский день России. Передвижка «Пушкин А.С.»

Ежегодный праздник, посвященный великому русскому поэту Александру Сергеевичу Пушкину. 

5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД