Папки-передвижки

Формы и методы работы с потенциально одарёнными детьми

Стерлингова Светлана
Формы и методы работы с потенциально одарёнными детьми

Формы и методы работы с потенциально одаренными детьми

В последние годы отмечается повышение интереса к вопросам раннего выявления и раскрытия детских дарований. Одарённость – от слова «дар», (дар природы, Божий дар). В каком-то смысле это действительно дар, но для его проявления нужно «принятие» ребёнка, от природы наделённого особыми возможностями, семьёй, педагогами, умеющими увидеть одарённость и поддержать её.

Публикация «Формы и методы работы с потенциально одарёнными детьми» размещена в разделах

Данная тема меня заинтересовала, когда услышала от своего ребенка первое «Почему?», «Зачем?» Вряд ли стоит доказывать: ничто само по себе не дается, ведь с детьми нужно заниматься. Смекалка, находчивость, инициатива проявляются в активной умственной деятельности, основанной на непосредственном интересе. В течение 6 лет осуществляю психолого-педагогическое сопровождение потенциально одаренных детей старшего дошкольного возраста. Ставлю перед собой цель – становление социально успешной личности дошкольника. Для достижения цели решаю задачи:

1. Стимулировать интеллектуальные усилия ребёнка.

2. Развивать психические процессы: внимание, мышление, память, воображение.

3. Повышать уверенность ребёнка в своих целях, воспитывать определённую независимость взглядов.

Считаю приемлемыми для себя следующие формы работы :

• кружковая деятельность, где решаются творческие задачи, проблемные ситуации.

Говорят, хорошим педагогом можно назвать лишь того, кто способен из старого извлечь что-то новое… Так и мной был собран материал из разных источников: книг, пособий, материалов семинаров и конференций для использования на занятиях. Многие логические задачки, «Угадайки» с сюрпризом, буквомешалки, шарады и ребусы – появились благодаря коллегам, увлеченным своим делом.

В самом начале развивающего занятия оправдывает себя использование несложных занимательных задач в качестве умственной гимнастики. Использую материалы «Юным умникам и умницам», О. А. Холодовой, «500 задач и заданий для детей», В. А. Дынько.

Наряду с компьютерными развивающими заданиями серии «Адалин», дети с увлечением строят фигуры из палочек. Необычность постановки вопроса: «как с помощью двух палочек сложить на столе квадрат?», а «с помощью одной палочки построить треугольник?» – заставляет ребенка задуматься и в поисках ответа втянуться в игру воображения.

Интересны детям по содержанию, необычности решения и парадоксальности результата такие известные игры, как «Танграм», «Колумбово яйцо», «Монгольская игра», «Вьетнамская игра», «Пентамино», «Занимательный треугольник». В качестве награды, когда дети быстро и точно справляются с игровыми заданиями, загадываю им несколько интересных загадок, например «что это за зверь, вместо носа, повесил знак вопроса?».

Дети ждут необычных загадок и с удовольствием составляют свои загадки. У них легко получается, когда взрослый знакомит и обучает приему составления загадок. Ведь загадки бывают разные – загадки-описание, загадки-сравнение, загадки-наоборот. Например: взрослый зачитывает загадку – «У него длинная шерсть (наоборот – короткая, это животное зимой бодрствует (наоборот – всю зиму спит) и т. д. Если детям все-таки не удалось решить ту или иную загадку, им нужно объяснить ее решение. Понять суть решения – тоже важный момент для развития мышления.

• Современная игровая деятельность совместно с другими потенциально одаренными детьми (в парах и малых группах). Основу игр составляют технология Воскобовича «Сложи узор», «Геовизор», «Шнур-грамотей», палочки Кюизенера. Также, использую материалы «Лучшие головоломки для мальчиков и девочек», составитель Т. В. Скиба, «Большая книга игр и головоломок для умного ребенка», С. Федин. Зарекомендовали себя приемы: «намеренная ошибка взрослого», взаимопроверка и самопроверка (проверьте, как у вас получилось и похвалите друг друга каким-то способом, например, нарисовать смайлик). Детям очень нравится, когда взрослый им доверяет и прислушивается к их мнению. Данную форму работы планирую при подготовке к интеллектуальным конкурсам.

• Сопровождение ребенка по индивидуальному образовательному маршруту.

Такое сотрудничество предусматривает самостоятельную творческую деятельность ребенка, где он выбирает привлекающие его виды работы для реализации своих замыслов. Для этого предусмотрено насыщение развивающей предметно-пространственной среды предметами для экспериментирования, исследования, средствами для снятия напряжения и повышения эмоционального тонуса (песок, «сухой бассейн», модули, аквариум с рыбками, разные виды конструктора и мозаики и др.).

• Проектная деятельность.

Проектная деятельность является одним из методов воспитания мотивированных детей. Например, проект «Мультяшки в гостях у дошколят». Сначала это мультфильм без использования технических средств – дети рисуют в тетрадке, на уголке каждого листочка, фазы движения фигуры, а потом быстро пролистывают тетрадку. Происходит быстрая смена рисунков, сливающихся в одно движение (эффект игрушек-вертушек, и наконец, пробуем компьютерную анимацию с использованием специальных программ, например: «Кукольная мультипликация», «Flipa Clip», «Рисуем мультфильмы». Для использования, необходимо иметь планшет с операционной системой android, доступ в интернет, регистрация в приложении Play маркет.

Одаренные дети, работая над проектом, овладевают методом научной и творческой работы. Дети развивают самостоятельное мышление, приобретают умение добывать информацию, прогнозировать, принимать нестандартные ситуации. Но ребенок еще не может самостоятельно найти противоречия в окружающем, сформулировать проблему, определить цель (замысел). Поэтому проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги ДОУ, а также вовлекаются родители. Участие в экспериментах, исследованиях позволяет дошкольникам почувствовать уверенность в себе, «не потеряться», самоутвердиться, ощутить радость успеха.

Проводя мониторинг психолого-педагогического сопровождения потенциально одаренных детей, могу отметить, что детский сад на протяжении последних четырех лет, участвуя в муниципальном интеллектуальном конкурсе «Маленькие академики», занимает призовые места личного и группового первенства. И чтобы интерес детей к деятельности не угасал, ищу новые формы работы – образовательные практики, в которых можно использовать современные технологии (интеллект-карты, проектные задачи, «живые» кубики, смарт-доска).

Таким образом, правильный выбор форм, методов и приемов работы, это залог успешности каждого потенциально одаренного дошкольника. Захочет ли он узнавать, творить, выдумывать – зависит от нас взрослых, идущих с ним рядом, иногда впереди, иногда чуть позади. Успех детей, это большой труд взрослого (понимание его семьей и педагогами) и прежде всего высокий познавательный потенциал самого ребенка.

Публикации по теме:

Формы и методы работы с родителями в условиях введения ФГОС дошкольного образованияФормы и методы работы с родителями в условиях введения ФГОС дошкольного образования В статье №18 "Закона об образовании" говорится о том, что: "Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы.

Формы и методы способствующие позитивному общению детей с их родителями В современных условиях развития общества обострилась проблема позитивного общения в семье. У людей все меньше времени остается для общения.

Консультация для родителей «Формы и методы физического воспитания в семье»Консультация для родителей «Формы и методы физического воспитания в семье» Консультация для родителей «Формы и методы физического воспитания в семье» Первые семь лет жизни – это годы бурного психического и физического.

Лэпбук — одна из вариативных форм работы с одарёнными детьмиЛэпбук — одна из вариативных форм работы с одарёнными детьми В условиях реализации нового федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) педагогам приходится искать новые средства.

Мастер–класс для учителей литературы «Литературный клуб как эффективная форма работы с одарёнными детьми» Одной из важнейших проблем современной школы является совершенствование индивидуальных, творческих способностей обучающихся, что предполагает.

Нетрадиционные формы работы с детьми на занятиях по физической культуре — игры-путешествияНетрадиционные формы работы с детьми на занятиях по физической культуре — игры-путешествия В декабре на базе МБДОУ «Детский сад N 11» (г. Сасово, Рязанская область) в рамках работы городского ресурсного центра «Движение - это.

Консультация «Инновационные формы и методы работы с родителями» Работа с родителями. Работа с родителями. Инновационные формы и методы работы с родителями Система работы с родителями группа «Капитошка».

Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Формы и методы социальной терапии с детьми группы риска в условиях ДОУ»Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Формы и методы социальной терапии с детьми группы риска в условиях ДОУ» Формы и методы социально-терапевтической работы с детьми группы риска в условиях дошкольной образовательной организации Данный материал.

Система и методы работы с музыкально одаренными детьми. Мини-студия «Жемчужинки»Система и методы работы с музыкально одаренными детьми. Мини-студия «Жемчужинки» Система и методы работы с музыкально-одаренными детьми. Мини-студия «Жемчужинки».В возрасте от трех до семи лет закладываются основы нравственного.

Здоровьесберегающие технологии в ДОУ по ФГОС. Формы и методы работы по воспитанию основ ЗОЖ .

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Формы и методы работы с потенциально одарёнными детьми
Опубликовано: 9 апреля 2020 в 17:45
+14Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формы и методы работы с потенциально одарёнными детьми» (включая файлы) размещена пользователем Стерлингова Светлана на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД