Папки-передвижки

Формы и методы педагогической работы по познавательно-речевому развитию детей

Гаджиева Елена
Формы и методы педагогической работы по познавательно-речевому развитию детей

Вступление.

Детсадовский возраст — это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи — фонетической, лексической, грамматической. В этом возрасте расширяется круг общения детей, что требует от ребенка полноценного овладения средствами общения, основным из которых является речь. В процессе разнопланового общения ребенок познает окружающий его природный, предметный, социальный мир в его целостности и многообразии, формирует и раскрывает свой собственный внутренний мир, своё «Я», постигает духовные и материальные ценности общества, знакомится с его культурными нормами и традициями, обретает круг значимых других людей, выступая при этом активным субъектом взаимодействия.

Публикация «Формы и методы педагогической работы по познавательно-речевому развитию детей» размещена в разделах

Ребёнок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с окружающим его миром. Он может понятно выразить свои мысли, желания, посоветоваться со сверстниками, родителями, педагогами. Общение выступает тем инструментом культуры, который приспособлен для развития и становления сознания личности, её мировосприятия, для воспитания гуманного отношения к окружающему его природному, предметному и социальному миру.

Это является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей. Чем раньше будет начато обучение развитию речи, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем.

В методике обучения родному языку условно можно выделить три группы методов — наглядные, словесные и практические.

Наглядные методы используются в детском саду гораздо чаще, нежели другие, они подразделяются на непосредственные и опосредованные методы.

Если изучаемые объекты могут наблюдаться детьми непосредственно, воспитатель применяет метод наблюдения или его разновидности: осмотр помещения, экскурсию, рассматривание натуральных предметов. Эти методы направлены на накопление содержания речи и обеспечивают связь двух сигнальных систем. Если объекты недоступны для непосредственного наблюдения, педагог знакомит с ними детей опосредованным путем, чаще всего применяя изобразительные средства - это рассматривание игрушек, иллюстраций, фотографий, описание картин и игрушек, рассказывание по игрушкам и картинам, просмотр кинофильмов и диафильмов.

Опосредованные наглядные методы применяются в детском саду и для вторичного ознакомления с объектом, они используются для закрепления знаний, словаря, развития обобщающей функции слова, обучения связной речи. С этой целью используются такие методы, как рассматривание картин со знакомым детям содержанием, рассматривание игрушек (как условных образов, отражающих окружающий мир в объемных изобразительных формах, описание детьми картинок и игрушек, придумывание сюжетных рассказов.

НОД в средней группе: «Методика формирования понятий через работу с образами по теме ЗОЖ».

Цель работы : выявление связности речевого высказывания при формировании ценностной ориентации на здоровый образ жизни через идею поддержания гигиены.

Задачи:

1. Помочь ребенку ощутить чувство мышечной радости от гигиенических процедур.

2. Помочь ребенку прожить чувство радости от утренней гигиенической процедуры.

3. Помочь ребенку овладеть понятием «гигиена» (образы, смысл, доминанта) и предоставить ему позицию взрослого (родителя, воспитателя).

Оборудование: текст стихотворного произведения, иллюстрации к произведению, детская зубная паста, щетка, игрушка.

Личная гигиена — совокупность гигиенических правил, выполнение которых способствует сохранению и укреплению здоровья.

Образный ряд – Если будешь чистить зубки

Вечером и по утрам,

То противные микробы

Не страшны твоим зубам!

Смысл – чистые зубки – здоровые и крепкие зубки, красивая улыбка.

Доминанта – мне нужно, чтобы не было микробов (чтобы лучше себя чувствовать, не болеть, опрятно выглядеть и т. п.)

Ход работы:

1. Чтение стихотворения.

2. Предложить ребенку повторить за взрослым текст последнего четверостишья.

3. Спонтанное проигрывание текста. (Показывают, как нужно чистить зубки.)

4. Вопросы по гигиене:

- Что такое гигиена? Гигиена – наука о чистоте.

- Перед тем, как принять пищу, вы моете руки с мылом. Для чего вы это делаете?

- Какие гигиенические процедуры вы знаете?

- Игра «вредно-полезно». «Полезно» - хлопают, «Вредно» - топают.

Делать зарядку на свежем воздухе – полезно

Прикасаться к глазам грязными руками – вредно

Круглый год спать с открытой форточкой – полезно

Принимать воздушные ванны – полезно

Смотреть целый день телевизор – вредно

Спокойный, достаточно продолжительный сон — полезно

Ухаживать за ногтями – полезно

Тщательно пережёвывать пищу – полезно

Чистить зубы — полезно

• Как ты знаешь, что такое ощущение чистого тела? Ты испытываешь радость, удовольствие? Что-то еще? Расскажи.

• Объясни, зачем нужно мыться? Зачем нужна гигиена? Что это такое? И зачем она тебе?

5. Работа с образами для закрепления понятия

(проводится на следующий день).

Я предложила детям задания-вопросы:

- Закрой глаза и представь… (образы внутреннего мира)

- Что ты видишь внутри себя, когда слышишь слово гигиена?

- Что ты слышишь, когда произносится это слово гигиена?

- Что ты чувствуешь, когда произносится это слово гигиена?

- Что для тебя значит слово гигиена?

Ответы детей :

- Вижу зайку, который чистит зубы;

- Я умываюсь;

- Супергерои прогоняют злых микробов;

- Я купаюсь и играю в воде;

- Дети отвечали, что чувствуют радость, потому что они чистые и красивые, они улыбаются.

Закрепили понятия «гигиена» - наука о чистоте. Закрепили понятие «гигиенические процедуры» (какие они бывают).

Я предложила детям нарисовать в свободное время рисунки на тему «Гигиена».

Вывод.

Метод обучения развитию речи определяется как способ работы воспитателя и детей, обеспечивающий приобретение формирование у детей речевых навыков и умений.

Составление связных высказываний описательного и повествовательного типов - выявило умение детей составлять совместный и самостоятельный рассказ. Так же я зафиксировала расширение объема предложений, согласование слов (грамматическая сторона речи, разнообразие словаря (употребление разных частей речи и выразительных средств, повторили и закрепили новые понятия, расширили словарный запас. Фиксировалось и звуковое оформление высказывания. Использование прямой речи, определений и сравнений делали речь детей выразительной.

Публикации по теме:

Образовательная деятельность по познавательно-речевому развитию детей 3–4 лет «Дом для зайчика»Образовательная деятельность по познавательно-речевому развитию детей 3–4 лет «Дом для зайчика» Опыт работы Инновационной образовательной технологии (проблемный метод обучения) • Образовательная деятельность по познавательно- речевому.

Формы и методы работы с родителями в условиях введения ФГОС дошкольного образованияФормы и методы работы с родителями в условиях введения ФГОС дошкольного образования В статье №18 "Закона об образовании" говорится о том, что: "Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы.

Конспект НОД по познавательно-речевому развитию детей 6–7 лет «Путешествие в зоопарк»Конспект НОД по познавательно-речевому развитию детей 6–7 лет «Путешествие в зоопарк» Интеграция областей: - Речевое развитие - Познавательное развитие - Художественно-эстетическое развитие - Социально-коммуникативное развитие.

Мастер-класс для педагогов «Формы и методы работы с дошкольниками по ранней профориентации» Мастер-класс для педагогов: «Формы и методы работы с дошкольниками по ранней профориентации» Подготовила: Шахова Наталья Геннадьевна. Цель.

Перспективное планирование по познавательно-речевому развитию для детей 6–7 лет на 1 полугодие № п/п Тема и форма проведения занятий Программное содержание Предварительная работа 1 Лето, лето, скажи нам, где ты? Беседа Закрепить знания.

Перспективный план работы кружка по познавательно-речевому развитию «Мир вокруг нас» Тема занятия Цель занятия Сроки провед. 1 Земля -наш общий дом 1. Подвести детей к пониманию того, что мы все-жители одной планеты Земля.

Консультация «Инновационные формы и методы работы с родителями» Работа с родителями. Работа с родителями. Инновационные формы и методы работы с родителями Система работы с родителями группа «Капитошка».

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формы и методы педагогической работы по познавательно-речевому развитию детей
Опубликовано: 11 января 2024 в 15:09
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формы и методы педагогической работы по познавательно-речевому развитию детей» (включая файлы) размещена пользователем Гаджиева Елена на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД