Папки-передвижки

Формирование звуко-слоговой структуры слова в онтогенезе

Егорова Ольга
Формирование звуко-слоговой структуры слова в онтогенезе

Для успешной коррекционной работы важно изучение речи детей. Она

служит основанием для определения направлений логопедической работы в

дошкольном возрасте. Так как нарушения звуко-слоговой структуры слова

являются одними из распространённых, важно знать, как она формируется у

детей в онтогенезе.

В логопедии термин «онтогенез речи» обозначает весь процесс

формирования речи человека, начиная с первых речевых актов до

совершенного владения родным языком. Нам важно рассмотреть данный

термин еще с двух сторон:

Публикация «Формирование звуко-слоговой структуры слова в онтогенезе» размещена в разделах

1. Онтогенез речи как период динамического развития детской речи,

начавшийся с появления у ребенка первых слов и продолжающийся вплоть

до становления развернутой фразовой речи;

2. Онтогенез речи как объект изучения для получения информации о

нарушенном и нормальном процессе усвоения детьми родного языка. В

дальнейшем эти сведения помогут в планировании коррекционного

обучения.

Процесс усвоения детьми звуко-слоговой структуры слова с нарушениями

речи изучен недостаточно. Некоторые авторы указывают на нужду

выделения внутри фонетической стороны речи этого процесса наряду с

усвоением отдельных звуков слова.

По И. А. Сикорскому у некоторых детей существует возможность

усваивать преимущественно звуковую или слоговую структуру речи.

Исследователь приводит пример детей звукового направления, ошибочно

воспроизводящих звуки, и детей слогового направления, схватывающих

слоговой состав звука, но искажающих звуковой (используют минимум

звуков). Также И. А. Сикорский утверждают, что процесс усвоения звуко-

слоговой структуры слова достаточно самостоятелен по отношению к

овладению отдельными звуками.

Такой исследователь как А. Н. Гвоздев, выделял следующий момент:

сила безударных слогов в русских словах неодинакова. Эта особенность

звуко-слогового состава слова русского языка является фактором,

определяющим успешность его усвоения. При изучении воспроизведения

слогов, дети следуют порядку их сравнительной силы. Сначала – ударный

слог, после – предударный и напоследок слабые безударные слоги.

Слабые безударные слоги опускаются, тем самым препятствуя

усвоению входящих в них звуков. Успешность усвоения разных звуков и их

сочетаний напрямую зависит от усвоения структуры слогов, а их

сравнительную силу Гвоздев считает «главной причиной, влияющей на

сохранение одних слогов в слове и на пропуск других». Рассмотрим

структуру слова : он состоит из нескольких слогов с центром из ударного

слога, который характеризуется наибольшей силой и четкостью

произношения. К центральному примыкают безударный слоги с меньшей

силой. Слоговая структура русских слов обладает своей спецификой:

разницей в силе безударных слогов. Первый предударный слог обычно

наиболее сильный. Эта особенность влияет на воспроизведение слов

ребенком.

Вначале ребенок часто пропускает некоторые слоги. Какие слоги

сохранить, а какие – пропустить, определяет именно их сравнительная сила.

Ударный слог обычно сохраняется.

Т. Г. Егорова, анализируя вопрос о факторах, влияющих на выделение

звука из слова, наряду со звуковым окружением называет слоговую и

ритмическую структуру. Наиболее легким для ребенка является выделение

звуков из двухсложных слов (открытый слог). Затем идет анализ слов с

одним закрытым слогом. Наиболее трудной является ситуация со стечением

согласных.

В путях усвоения родного языка ребенком с нормальной речью и путях

становления детской речи с нарушениями развития легко увидеть некоторое

сходство: не имеет значения форма патологии, поскольку ребенок в любом

случае пройдет три основные периода, выделенные А. Н. Гвоздевым в работе

«Вопросы изучения детской речи» (1961).

Если проанализировать отдельные слова в условиях нормального и

нарушенного развития речи, то можно увидеть, что первые пять слов по

звуковому составу будут близки к речи взрослого: «мама», «папа», «баба»,

«дай», «ам», «бух». Словарный состав в этот период у всех примерно

одинаковый. Период появления первых слов также не различается, как при

нормальном развитии, так и при условиях патологии. Существует только два

исключения: дети-имбецилы и дети с тяжелыми нарушениями

артикуляционного аппарата).

Поначалу ребенок выбирает из речи взрослого те слова, которые

сможет произнести с уже имеющейся артикуляцией. Это показывают первые

словесные проявления ребенка как в норме, так и в условиях. «Удачные» (т. е.

совпадающие по звукопроизношению) слова запоминаются. Если же они

множество раз были повторены взрослым, то становятся физиологически

сильными и часто повторяющимися словесными раздражителями. Первые

речевые реакции связываются с определенным кругом ситуаций или

предметами и закрепляются за ними, т. е. слово формируется в его

специфической функции – звуковой единицы (Кольцова, 1973).

Ребенок, который только приступает к освоению речи, пропускает трудные

слова, что давно подмечено исследователями. Легко усваиваются такие, как

«ам-ам», «би-би», и потому ребенок заменяет труднопроизносимое слово

более легким. Также дети составляют свой словарный состав, в который

попадают те слова, которые он использует наиболее часто для общения с

окружающими. Иные слова зачастую отвергаются с редким упорством.

Самые первые слова по звуковому оформлению схожи с теми, которые

используют взрослые, обращаясь к малышу («мама», «папа», «баба», «да»,

«мяу» и т. п.). Далее развитие идет таким путем: ребенок отказывается от

точного повторения звукового состава слов и переходит к воспроизведению

ритмико-слоговых и интонационных характеристик: «тититики»

(кирпичики).

Некоторые слова дети искажают абсолютно одинаково: «яба» (яблоко,

«мако» (молоко, «пи ко» (пить кофе). Первые слова детей в онтогенезе и

дизонтогенезе речи характеризуются полисемантизмом: одни и те же

сочетания звуков применяются для выражения разных смыслов и становятся

ясными лишь благодаря ситуации и интонации. Пока словарный состав

малыша состоит из малого количества слов, большинство из них он

произносит правильно. Однако по мере увеличения состава, все большее

количество слов становятся контурными и искаженными. Это объясняется

тем, что речевой аппарат ребенка физиологически неподготовлен к

воспроизведению трудных слов и переходу на новый уровень речевого

подражания. Но этом этапе дети стараются передать длину слова, его

«музыкальное строение», характерен пропуск слогов, отсутствие

артикуляционных укладов, пропуски и замены звуков. Артикуляционные

возможности малыша очень ограничены, но зато приобретается способность

к передаче акцентно-мелодических контуров слов и особенно к передаче в

них ударения. Длина слова сокращается, поскольку опускается один или

несколько слогов. Это характерный симптом, сохраняющийся у малышей с

нарушением речевого развития в течение долгих лет жизни. Позже этот

дефект постепенно теряется, но легко может быть обнаружен при

столкновении ребенка с новой сложной звуко-слоговой и морфологической

структурой слова, например, «матаней» (милиционер, «весипедник»

(велосипедист) и т. п.

Н. С. Жукова по материалам книги А. Н. Гвоздева «Вопросы изучения детской

речи» составила схему развития нормальной детской речи.

Публикации по теме:

Роль наглядно-дидактических игр в процессе формирования слоговой структуры слова у дошкольников с ОВЗРоль наглядно-дидактических игр в процессе формирования слоговой структуры слова у дошкольников с ОВЗ На протяжении многих лет, работая с дошкольниками, имеющими логопедическое заключение общее недоразвитие речи различного уровня речевого.

Дидактическая игра на формирование слоговой структуры слова «Маша и Наташа пошли в магазин»Дидактическая игра на формирование слоговой структуры слова «Маша и Наташа пошли в магазин» Цель: Учить детей делить слова на слоги. Материал: Две куклы, картинки с изображением одежды, обуви, головных уборов. Ход игры: На.

Формирование слоговой структуры слова 1 класса у дошкольников в рамках коррекционной деятельности учителя-логопедаФормирование слоговой структуры слова 1 класса у дошкольников в рамках коррекционной деятельности учителя-логопеда Нарушение слоговой структуры слова у дошкольников является одним из наиболее трудных в коррекционной работе учителя-логопеда. Согласно классификации.

Фотоотчёт об индивидуальном занятии «Формирование слоговой структуры слова — 1 тип»Фотоотчёт об индивидуальном занятии «Формирование слоговой структуры слова — 1 тип» Фотоотчёт об индивидуальном занятии «Формирование слоговой структуры слова — 1 тип» (1 тип — двусложные слова) 1. Пальчиковая гимнастика:.

Игровые упражнения для развития слоговой структуры словаИгровые упражнения для развития слоговой структуры слова В соответствии с принципами психолого-педагогической классификации речевых нарушений выделяется категория детей с общим недоразвитием.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Формирование звуко-слоговой структуры слова в онтогенезе
Опубликовано: 1 апреля 2024 в 08:39
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование звуко-слоговой структуры слова в онтогенезе» (включая файлы) размещена пользователем Егорова Ольга на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД