МААМ-картинки

Формирование зрительно-моторной координации у дошкольников с общим недоразвитием речи

Дарья Кубанцева
Формирование зрительно-моторной координации у дошкольников с общим недоразвитием речи

Формирование зрительно-моторной координации у дошкольников с общим недоразвитием речи.

Д. А. Кубанцева

Аннотация: В статье рассмотрена коррекционная работа по формированию зрительно-моторной координации у детей с общим недоразвитием речи. Особое внимание уделено значению сформированности данного процесса для становления письменной речи детей. Указаны возможные методики, средства для осуществления коррекции.

Публикация «Формирование зрительно-моторной координации у дошкольников с общим недоразвитием речи» размещена в разделах

Развитие зрительно-моторной координации происходит на протяжении всего дошкольного возраста. Детям с речевыми нарушениями необходим особый контроль и целенаправленная специальная коррекционная работа по формированию зрительно-моторной координации, так как данный процесс особо важен в процессе овладения письменной речью.

Т. Л. Холунина отмечает, что для формирования зрительно-моторной координации у дошкольников с общим недоразвитием речи могут использоваться разнообразные приемы совершенствования пространственно-временных ориентировок на себе, на листе бумаги; тренировка слежения взором ряда предметов слева направо; развитие мелкой моторики рук с использованием массажа и самомассажа пальцев, игр с пальчиками, обводки, штриховки, работа с ножницами, пластилином и многое другое [6].

Среди основных коррекционных задач для предупреждения дисграфии и успешного совершенствования навыков письма и чтения в дальнейшем, осуществляемых для дошкольников с речевыми нарушениями, М. Н. Гайдай выделяет следующие:

1. Развитие конструктивного праксиса и тактильных ощущений;

2. Совершенствование зрительно-пространственного восприятия;

3. Развитие восприятия [2].

Перечисленные задачи предполагают развитие зрительно-моторной координации у детей в качестве профилактики нарушений письменной речи.

Ввиду того, что указанный процесс состоит из двух компонентов, можно использовать методики для их дифференцированного развития, а именно зрительного восприятия и моторики. Чтобы формировать целостную зрительно-моторную координацию, существуют упражнения, выполнять которые можно как в образовательной организации, так и дома.

В пособии Т. П. Буцыкиной содержатся упражнения на развитие зрительно-моторной координации у детей, которые можно применять для формирования готовности ребенка к школьному обучению [1]. Г. Г. Мисаренко выделено, что упражнения разрабатываются на материале диагностических тестов и проб. В частности, основой может служить тест Г. Айзенка для развития оптического восприятия и представления, тест А. З. Зака для развития зрительного анализатора и пространственного мышления, упражнения М. В. Комбаровой для формирования кинестетического праксиса [3].

Кроме того, для развития зрительно-моторной координации у дошкольников с общим недоразвитием речи целесообразно использовать пальчиковую гимнастику, пальчиковый театр, нанизывание бусин на нитки, разного рода шнуровка, действия со специальными развивающими планшетами, продолжение узоров, дорисовывание по образцу, зеркальное отображение рисунков, перерисовывание геометрических фигур, срисовывание изображений. Для формирования ориентировки на листе бумаги применяются графические диктанты, лабиринты, игры по типу «Навигатор», «Остров сокровищ», где ребенок сопоставляет «карту» с кабинетом или комнатой, где находится, и «прокладывает путь к сокровищу».

Основой для заданий на формирование графомоторных навыков, а с ними и зрительно-моторной координации, могут служить и диагностические пробы по изучению состояния пальцев ведущей руки Н. О. Озерецкого и Н. И. Гуревича, пробы для изучения состояния графических навыков Д. Элтона и Д. Тейлора, а также методика «Домик» Н. Н. Гуткиной для выявления умения детей ориентироваться в своей работе на образец.

Помимо этого возможно и применение методики А. Л. Сиротюк, описанной в ее практическом пособии. Автор обращает внимание на то, что в мероприятия по психомоторному развитию, основанные на двигательных методах, включаются растяжки, дыхательные и глазодвигательные упражнения, упражнения для лицевой группы мышц, реципрокные (перекрестные) телесные упражнения, упражнения для развития мелкой моторики, упражнения для релаксации [4]. Кроме того, приводятся необходимые упражнения для психомоторного развития детей, которые можно использовать в условиях семьи и детского сада. Однако этих упражнений не достаточно для полноценного формирования зрительно-моторной координации в частности и психомоторного развития в целом.

Умение различать правую и левую стороны является важной предпосылкой для многих видов обучения. Поэтому отработке этого навыка необходимо уделять достаточное количество времени, проводя занятия с ребёнком в форме различных игр и упражнений.

Отработав представления о сторонах тела, можно перейти к формированию ориентировки в окружающем пространстве. Определение пространственного расположения предметов по отношению к ребёнку. Трудности в письме связаны, прежде всего, не с самим написанием элементов букв, а с неподготовленностью детей к этой деятельности. Поэтому в подготовительный период очень важно использовать ряд упражнений, которые бы постепенно готовили руку ребенка к письму [5].

Таким образом, формирование зрительно-моторной координации у дошкольников с общим недоразвитием речи происходит посредством упражнений, включающих в себя развитие зрительного анализатора, моторики, как мелкой, так и общей. Кроме того, зрительно-моторная координация формируется посредством выполнения разного рода графических заданий. Работа над указанной сферой может проводиться не только в условиях дошкольной образовательной организации, но и дома, что может сделать коррекционную работу более эффективной ввиду взаимодействия педагогов с родителями.

Литература:

1. Буцыкина, Т. П. Развитие общей и мелкой моторики как основа формирования графомоторных навыков у младших школьников / Т. П. Буцыкина, Г. М. Вартапетова // Логопед. - 2013 - №3

2. Гайдай М. Н. Предупреждение нарушений письменной речи у детей с речевой патологией в условиях дошкольного логопункта // Хрестоматия по курсу «Логопедия. Нарушения письменной речи» по специальности 050715 – «Логопедия» : / Сост. - Гайдай М. Н. – Армавир, Издательство ПОЛИПРИНТ, ИП Чайка 2012.

3. Мисаренко Г. Г. Технология коррекции письма: развитие графомоторных навыков //Ж. Логопед, №2, 2004.

4. Сиротюк А. Л. Упражнения для психомоторного развития дошкольников : Практическое пособие. — М. : АРКТИ, 2008. — 60 с. (Развитие и воспитание)

5. Теплова, И. С. Развитие мелкой моторики рук, графического навыка и зрительно-моторной координации / И. С. Теплова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2015. — № 1 (1). — С. 49-52.

6. Холунина Т. Л. Влияние сформированности зрительно-моторной координации и графо-моторных навыков на письмо у детей с общим недоразвитием речи. – Череповецкие научные чтения – 2012 / Материалы Всероссийской научно-практической конференции. / Отв. редактор Н. П. Павлова. 2013

Публикации по теме:

Формирование речи дошкольников старшего возраста. Сообщение из опыта работы на педагогическом советеФормирование речи дошкольников старшего возраста. Сообщение из опыта работы на педагогическом совете Полноценное овладение родным языком, развитие языковых способностей рассматривается как стержень полноценного формирования личности ребёнка.

«Формирование связной речи детей старшей группы с общим недоразвитием речи» (второй и третий периоды) Цели 2-го и 3-го периода - научить детей составлять рассказ по картине и пересказу рассказа или сказки. Методика работы по развитию связной.

Формирование речи и ритмической деятельности старших дошкольников посредством технологии «логопедическая ритмика» Формирование речи и ритмической деятельности старших дошкольников посредством технологии «Логопедическая ритмика» (описание опыта работы).

Индивидуальное логопедическое занятие для ребёнка 4 лет с системным недоразвитием речи «Весёлый дождик»Индивидуальное логопедическое занятие для ребёнка 4 лет с системным недоразвитием речи «Весёлый дождик» Цели занятия: - Развитие понимания обращённой речи. - Развитие речевого подражания. - Развитие направленной воздушной струи. - Формирование.

Картотека дидактических игр на развитие словаря прилагательных у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 1. Игра «Из чего сделано?» Целью игрыявляется закрепление в речи детей употребления относительных прилагательных и способов их образования.

Мастер-класс для родителей детей 6–7 лет с общим недоразвитием речи «Домашняя игротека» (часть I) часть 2 Авторы-составители: руководитель детского сада Михеева Наталья Борисовна, методист Едокова Оксана Владимировна, учитель-логопед.

Методика организации дидактических игр и игровых упражнений при развитии лексики детей 5–6 лет с общим недоразвитием речи Особым видом игровой деятельности является дидактическая игра. Она создается взрослым специально в обучающих целях, когда обучение протекает.

Нейрогимнастика для мозга: простые способы развития ребенка с общим недоразвитием речиНейрогимнастика для мозга: простые способы развития ребенка с общим недоразвитием речи Нейрогимнастика для мозга: простые способы развития ребенка с общим недоразвитием речи. Подготовили: Шнайдер Раиса Егоровна воспитатель.

Сценарий осеннего развлечения для детей с ОНР (общим недоразвитием речи) 4–5 лет «Вот и осень пришла»Сценарий осеннего развлечения для детей с ОНР (общим недоразвитием речи) 4–5 лет «Вот и осень пришла» Развлечение "Вот и осень пришла" Цель: Создание положительного эмоционального отношения детей к развлечениям и праздникам. Преодоления.

Занятие «Путешествие на остров Чунга-Чанга» в подготовительной группе для детей с общим недоразвитием речи 6– 7 лет Задачи: 1. Развитие психических процессов, активизация мыслительной деятельности, развитие творческого воображения, чувственного восприятия;.

Библиотека изображений:

Публикация Формирование зрительно-моторной координации у дошкольников с общим недоразвитием речи (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Дарья Кубанцева на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Формирование зрительно-моторной координации у дошкольников с общим недоразвитием речи
Опубликовано: 2 сентября 2021 в 22:30
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД