Папки-передвижки

Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста в русских традициях

Татьяна Ларина
Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста в русских традициях

Частное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад №100 ОАО «РЖД»

Познавательное занятие с интеграцией разных видов деятельности

«ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В РУССКИХ ТРАДИЦИЯХ»

Воспитатель: Ларина Т. В.

Цель: формирование у детей дошкольного возраста мотивации навыков здорового образа жизни (ЗОЖ) через традиции и ценности национальной культуры

Задачи:

- Сохранение и укрепление здоровья детей.

Публикация «Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста в русских традициях» размещена в разделах

- Приобщение к ценностям ЗОЖ путем сохранения национальных истоков, семейных и народных традиций.

- Развитие эмоционально-познавательного интереса к культурному наследию России.

- Формирование эстетически- нравственных представлений о Родине средствами устного народного творчества.

- Воспитание уважительного отношения к традициям славянской культуры, патриотических чувств и духовности.

Интеграция образовательных областей : социально – коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

Предварительная работа:

1. Обучающе - познавательная деятельность:

Уроки здоровья по программе М. Л. Лазарева «Здравствуй!»

Интегрированные занятия: «Как стать красивым», «Богатыри земли русской», «Русский калейдоскоп»

2. Совместная деятельность педагогов и детей :

Дни здоровья : «Удаль богатырская», «Вода-водица», «Зимний разгуляй» (по мотивам народных традиций).

Народные календарно-обрядовые праздники: «Масленица», «Рождество», «Приди, весна, с радостью!», «Осенины».

Спортивно – оздоровительная работа : турниры, досуги, недели здоровья, спартакиады.

Конкурсы рисунков: «Движение-здоровье»

«Я и мое здоровье»

Фото-выставки: «Традиции нашей семьи», Солнце, воздух и вода-наши лучшие друзья», «Мама, папа, я - спортивная семья».

3. Совместная деятельность детей и родителей :

Дни здоровья, походы, «Осенняя и летняя спартакиады».

Изготовление нетрадиционных пособий по оздоровлению.

4. Организация работы по повышению уровня компетентности педагогов и родителей:

Семинар-практикум «Идеи этнопедагогики в воспитательно-оздоровительном процессе».

Консультация «Воспитание здорового ребенка на основе народных традиций под девизом «Красота спасет мир».

Выпуск газеты «Традиции и наше здоровье».

5. Создание предметно – развивающей среды:

Оформление уголка здоровья, народного промысла, аудио-видео картотеки, центра речевого развития «Фольклор для малышей», мини – музея «Русская изба».

Изготовление нестандартного оборудования по физвоспитанию (атрибуты для русских народных подвижных игр).

6. Ожидаемые результаты:

Овладение навыками самооздоровления на основе духовных ценностей, национальной культуры. Формирование ЗОЖ, обогащение идеями этнопедагогики в семье.

Содержание занятия

Воспитатель:

Очень часто за событиями

И за сутолокой дней,

Старины своей не помним,

Забываем мы о ней.

И хоть более привычны

Нам полеты на Луну,

Вспомним русские обычаи,

Вспомним нашу старину.

Дети:

1. Мир вам, гости долгожданные,

Что пришли к нам в добрый час!

Встречу теплую, желанную

Мы готовили для вас.

2. Щедростью, людским радушием

Знаменит наш русский край.

Для гостей-пироги русские

И медовый каравай.

1. В знак признанья и отличия

Нам приятно в этот час

По старинному обычаю

Хлебом-солью встретить вас.

2. Каравай мы вам подносим,

Поклонясь, хлеб-соль отведать просим (отдают угощение гостям)

(Под русскую народную мелодию входят дети)

Воспитатель:

Дорогие дети, будьте как дома!

Наш уют домашний каждому виден:

В тесноте, быть может, да не в обиде.

Дети:

1. На завалинке, в светелке

Иль на бревнышках каких,

Собирались посиделки

Пожилых и молодых.

2. Быт людей отмечен веком,

Поменялся старый мир.

Нынче все мы по сусекам

Личных дач или квартир.

3. Наш досуг порою мелок,

И чего там говорить,

Скучно жить без посиделок,

Их нам надо возродить!

Воспитатель:

Да и то верно, ребята. Ведь собрались мы сегодня на наших посиделках, чтобы старину вспомнить и поговорить о самом главном, самом ценном… А ведь ценности у всех разные. Как и эти волшебные цветы. Они помогут выбрать то, что вы считаете самым главным для себя ( 7 лепестков: красота, счастье, ум, сила, деньги, успех в учебе, здоровье).

Ваши мнения разные и очень интересные. Конечно, в современном мире важно и то, и другое. И все таки, самое главное из названного, конечно, здоровье!

А как гласит народная мудрость?

Дети:

- «Здоровый человек-богатый человек»

- «Дал бы бог здоровья. А счастье найдешь»

- «Здоров будешь- все добудешь»

- «Без здоровья- нет хорошей жизни»

- «Деньги потерял - ничего не потерял,

Время потерял - много потерял,

Здоровье потерял - все потерял»

Воспитатель: Не только мудростью славился русский народ, а еще и своим богатырским могучим здоровьем.

Дети: На Руси люди редко болели, они доживали до глубокой старости.

Воспитатель: А в чем же секрет этого?

Дети: В том, что раньше люди жили по-другому, экология была другой, вели здоровый образ жизни, соблюдали национальные традиции.

Воспитатель: Много традиций сохранилось с тех пор. Традиционными были жилища

Песня «Русская изба».

Воспитатель: Как вы думаете, почему в древние времена жилища на Руси были деревянными?

Дети: Считалось, что дерево благотворно влияет на человека, оно полезно для его здоровья.

Воспитатель: Из каких деревьев строили избы в старину?

Дети: Избы строили из ели и сосны. И так как это хвойные деревья, от бревен в избе стоял приятный смолистый запах, очень полезный для органов дыхания

Д/ И: «Угадай по запаху».

Воспитатель: А как одевались русичи?

Дети: Одежда была льняная, холщовая. Тело в ней дышало. Летом много ходили босиком или в лаптях, а зимой в валенках и овечьих тулупах. Не было никакой синтетики, синтепона, который не пропускает воздух.

Воспитатель: Переходим к следующей традиции. Как вы думаете, без чего человек не может долго прожить.

Дети:

Без еды и воды. Еда ему необходима в течение всей жизни.

Человеку нужно есть, чтобы встать и чтобы сесть,

Чтобы прыгать, кувыркаться, песни петь, дружить, смеяться.

Чтоб расти и развиваться и при этом не болеть,

Нужно правильно питаться с самых юных лет уметь.

Вот поэтому всегда для нашего здоровья

Полноценная еда - важнейшее условие.

Воспитатель: Вот сейчас мы и поговорим о питании на Руси. Как готовили пищу наши предки (в печи) -1 куплет «Русская печка»

А какая русская печка без зерновой каши?

Дети: Каша испокон веков занимала на Руси важнейшее место, являясь одним из основных блюд. Отсюда и русская пословица «Каша – матушка наша». И у нас в детском саду на завтрак готовят разные каши, потому что это очень полезно для нашего здоровья.

Воспитатель: На крестьянской Руси люди жили не слишком богато, поэтому одним из главных продуктов питания был хлеб.

Дети: Душистым хлебом, как мы сегодня, встречали самых дорогих гостей. Хлеб, как самое необходимое, брали с собой в дорогу.

Воспитатель: Из какой муки его выпекали?

Дети: Из ржаной. И только правильно приготовленный он мог утолить голод и дать здоровье.

Воспитатель: Говоря о хлебе, нельзя не вспомнить традицию семейной «трапезы» (принятия пищи)

Дети: Вся семья трапезничала за столом, который по православному обычаю всегда ставился в красном углу. «В доме стол – божий престол», - говорили в народе. На столе, обычно покрытом скатертью, всегда стояла солонка и лежал каравай хлеба: соль и хлеб были символами благополучия и достатка семьи. Большая семья рассаживалась согласно обычаю. Почетное место во главе стола занимал отец – большак. Справа от хозяина сидели сыновья, а левая лавка была для женской половины семейства.

Хозяйка к столу присаживалась редко, да и то с края лавки. Она хлопотала у печи, подавала еду на стол. Дочери ей помогали. Усевшись за стол, все ждали, когда хозяин скомандует: «С Богом, начали», и только после этого начинали кушать.

Воспитатель: Из какой посуды ели наши предки?

Дети: Из глиняной, деревянной. Ложки тоже были деревянные.

Песня: «Деревянные ложки»

Отец: «Это что такое? За столом нельзя песни распевать, вертеться, спорить и громко разговаривать. От этого к столу слетятся голодные «злыдни», принесут в дом болезни, голод, нищету.

Воспитатель: Есть полагалось чинно, не спеша.

Дети: Особенно почтенно крестьяне относились к хлебу. «Хлебушек ржаной – отец наш родной», «Хлеб на стол, так и стол – престол, а хлеба ни куска – так и стол доска». Хозяин отрезал от каравая и раздавал каждому его долю хлеба. Ломать хлеб было не принято. Если хлеб падал на пол, его поднимали, целовали, просили у него прощения.

- Но ведь не хлебом единым сыт человек?

Воспитатель: А чем же еще?

Дети: На Руси в паре с хлебом всегда был квас: настоящий, кисломолочный.

Воспитатель: Из чего же его готовили?

Дети: Из настоящей кисломолочной закваски, ржаной муки. Часто добавляли мед и мяту.

Воспитатель: В крестьянской избе потребление кваса в сутки доходило до 15-20 литров. Не пугайтесь, друзья. Такое количество выпивали не дед с бабкой, а вся семья. Детей в семье было много, порой до 9 человек. Старики тоже жили с молодыми, их никто не бросал. И накормить, напоить такую семью надо было сытно, вкусно и недорого.

Дети: А мясо было на столе?

Мясо, рыба были, конечно, но все больше по праздникам. А так как люди были верующие, то и соблюдали ограничения, предписанные церковью. К месту сказать, соблюдение поста дает, в первую очередь, очищение души, а так же помогает очищать организм от шлаков.

Воспитатель: Какие продукты на нашем столе помогают этому?

Дети: Квашеная капуста, соленые огурцы, помидоры, а грибочки заменяли мясо и рыбу. Регулярное употребление этих продуктов, квас и настоящий кислый хлеб защищали наших предков от многих болезней.

Заканчивалась трапеза благодарностью за хлеб наш насущный (дети кланяются).

Воспитатель: Закаливание - еще одна русская народная традиция.

Закаливанию на Руси придавалось особое значение, и главная роль при этом отводилась чему?

Дети: Бане. До нас дошли сведения о том, что с самого рождения младенцев парили в бане, а затем купали в холодной воде. И так в течение нескольких недель, а потом при каждой болезни.

Воспитатель: Как называли на Руси баню?

Дети: Называли наши предки баню по-разному: при Князе Киевском (Владимире - Красном Солнышке) - банное врачево (от слова «врачевать»). Еще называли мыльня (от слова «мылить», истопька (от слова истопить).

Воспитатель: Баня выполняла лечебную и оздоровительную функции. Наши родители и дети тоже поддерживают эту традицию.

- Без чего невозможна русская баня? (веников)

- Из чего их делают?

- Листья, каких деревьев используют при сборке веников? (березы, дуба, липы, эвкалипта и т. д.).

Подвижная игра: «Попарь друга в баньке»

Воспитатель: Ну, что ж, как говорится. «Делу – время, а потехе – час»

Традиционные русские развлечения носили групповой характер, а почему?

Дети: Потому что люди работали вместе и отдыхали вместе. После тяжелого трудового дня взрослые и дети выходили на улицу «людей посмотреть, да и себя показать». Собирались они, чтобы пошутить, поиграть, посмеяться, да потешиться.

Воспитатель: Какие вы знаете русские народные игры?

Дети: «Жмурки», «Горелки», «Ручеек», «У медведя во бору», «Мороз-красный нос», «Карусель», «Заря – зарница», «Плетень», «Рука –руку».

Дети: Красны девицы, спешите на нас посмотреть!

Мы будем силой мериться!

Русская народная игра : «Рука - руку»,

Воспитатель: Ни одно гулянье не обходилось без хоровода, ведь хоровод это не только обрядовый танец, а и веселая молодежная игра на свежем воздухе.

Какой хоровод заведем?

Дети:

Ах ты, русская душа,

До чего ж ты хороша

В хороводе отличись,

Вместе с нами закружись! (хоровод «Во поле береза)

Дети: Дальше бой скороговорок

Разрешите нам начать.

Кто-то пусть скороговорит,

Остальных прошу молчать!

1 ребенок «Баня парит, баня правит,

Баня на ноги поставит»

2 ребенок «Съел молодец тридцать три пирога с пирогом,

Да все с творогом».

3 ребенок «Черепаха не скучая час сидит за чашкой чая».

4 ребенок «Хорош пирожок, внутри творожок»

Дети: Обойди хоть всю планету, лучше русской пляски нету!

Русский народный танец «Кадриль»

Воспитатель: Играми да плясками сыт не будешь. Славится русский народ гостеприимством да угощением. Только после нашей трапезы стол скудноват. Что же нам придумать?

Дети: Пять минут терпенья и будет вам угощенье!

Воспитатель: Как гостеприимные хозяева, мы решили испечь что-то вкусненькое, а именно – пирожки! Пока мы надеваем фартучки, давайте вспомним:

- Из какого теста пекут пирожки? (из дрожжевого)

- Почему его так называют? (потому что в нем обязательно должны быть дрожжи)

- Для чего они нужны? (чтобы тесто быстрее подходило)

- Чем начиняют пирожки? (капустой, повидлом, картошкой, грибами, творогом)

- С чем вы хотите их испечь сегодня? (с яблоками)

А теперь приступим к работе: протрем влажной салфеткой руки, аккуратно смажем их маслом, чтобы тесто не прилипало к рукам, растянем тесто до краев блюдца, в середину положим начинку, свернем пополам, защипим края и выложим на противень, смазанный маслом.

Дети: Ой, хороши пирожки, да скучают без печи.

Воспитатель: Пришло время отправить их в печку.

Воспитатель: Ну что ж, друзья!

Сколько много нового мы узнали, сколько интересного вспомнили. Понравилось, гости дорогие? А мы сейчас проверим. Ребята начнут, а вы продолжите пословицы и поговорки о здоровье.

1. Больной – лечись, а здоровый - …. (болезни берегись).

2. В здоровом теле - … (здоровый дух).

3. Двигайся больше - … (проживешь дольше).

4. Доброе слово лечит, а злое … (калечит).

5. Ешь чеснок и лук, … (не возьмет недуг).

6. Здоровье дороже … (золота).

7. На всякую болезнь по травке … (вырастает).

8. Где здоровье, там … (и красота).

Воспитатель:

Пока пирожки пекутся, вспомним еще одну незаменимую русскую традицию – чаепитие.

Дети: Мы хотим открыть секрет и полезный дать совет:

Если хворь с кем приключиться, чаем можете лечиться.

Чай всех снадобий полезней, помогает от болезней.

Чай в жару нас освежает, а в морозы согревает.

И сонливость переборит, и с усталостью поспорит,

Сокрушит любой недуг.

Чай - здоровью лучший друг!

Песня: «Русский чай»

Дети: Дорогие гости!

Как говорится

Милости просим

В нашу светлицу.

Чай горячий на столе,

Пирожки, варенье!

Приглашаем вас отведать

Наше угощенье!

Не нужно платы

И робеть не надо,

Всем, чем богаты,

Тем вам и рады.

Приятного аппетита!

Воспитатель:

Надо жить!

Чего бы не случилось!

Солнце светит или грянет гром,

Пришла пора вести здоровый образ жизни,

И тогда мы все переживем!

Эту фразу в мыслях повторяйте.

И живите счастливо 100 лет!

Народные традиции с любовью соблюдайте!

Это - наш вам дружеский совет!

Все вместе: Будьте здоровы!

Публикации по теме:

Формирование навыков здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возрастаФормирование навыков здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста Здоровье – одна из важнейших ценностей человека. Хорошее здоровье является предпосылкой к высокоэффективному труду, творческой активности,.

Формирование у детей здорового образа жизни посредством использования инновационных здоровьесберегающих технологийФормирование у детей здорового образа жизни посредством использования инновационных здоровьесберегающих технологий Проблема здоровья и его сохранения в современном обществе стоит более чем остро. Важнейшей составляющей здоровья человека является состояние.

Фотоотчет «Формирование у детей дошкольного возраста навыков здорового образа жизни» с детьми старшей группыФотоотчет «Формирование у детей дошкольного возраста навыков здорового образа жизни» с детьми старшей группы Цель: Формирование у детей дошкольного возраста навыков здорового образа жизни. Задачи: Формировать у детей потребность в здоровом образе.

Консультации для родителей «Воспитание основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста» Цикл консультаций для родителей «Воспитание основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста» Является ли чистота залогом здоровья?.

Консультация для родителей «Формирование у детей основ здорового образа жизни» Консультация для родителей «Формирование у детей основ здорового образа жизни». Цель физического воспитания в детском саду-формирование.

Консультация для родителей «Формирование здорового образа жизни детей дошкольного возраста» Единственный способ сохранить здоровье - это есть то, чего не хочешь, пить то, чего не любишь, и делать то, что не нравится. Марк Твен.

Методическая мастерская «Формирование у детей старшего дошкольного возраста основ здорового образа жизни»Методическая мастерская «Формирование у детей старшего дошкольного возраста основ здорового образа жизни» В конце апреля состоялось заседание методической мастерской по направлению «Использование инновационных педагогических технологий в физическом.

Формирование здорового образа жизни детей дошкольного возраста через экологическое образованиеФормирование здорового образа жизни детей дошкольного возраста через экологическое образование Автор: Наталья Михайловна Шунина В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами и воспитателями, является сохранение.

Формирование здорового образа жизни детей дошкольного возраста (из опыта работы)Формирование здорового образа жизни детей дошкольного возраста (из опыта работы) Уважаемые друзья и гости моей странички! В своей работе большое внимание я уделяю формированию здорового образа жизни детей посредством.

Формирование здорового образа жизни у дошкольников Есть такая поговорка: «В здоровом теле – здоровый дух». Первые представления о здоровье и здоровом образе жизни формируются уже в дошкольном.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста в русских традициях
Опубликовано: 18 декабря 2022 в 17:39
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...

28 мая. День пограничника России. Передвижка «Пограничные войска России»

28 мая свой профессиональный праздник отмечают российские пограничники. Именно в этот день больше 100 лет назад в молодой Советской республике была учреждена пограничная охрана.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД