Папки-передвижки

Формирование эмоционального словаря детей старшего дошкольного возраста

Евгения Днепровская
Формирование эмоционального словаря детей старшего дошкольного возраста

Усвоение словаря решает задачу накопления и уточнения представлений, формирования понятий, развития содержательной стороны мышления. Поэтому работа, направленная на развитие эмоционального словаря, с помощью которого дети передают свои чувства, отношения, эмоции очень актуальна. [3]

Актуальность данной темы очевидна, так как проблема развития формирования эмоционального словаря приобретает все большее значение в настоящее время. Знакомство дошкольников с эмоционально- оценочной лексикой заключает в себе большие потенциальные возможности всестороннего развития ребенка. Однако эти возможности могут быть реализованы лишь тогда, когда дети почувствуют радость и удовлетворение от созданного ими, если у них процесс созерцания и творчества вызовет хорошее настроение.

Публикация «Формирование эмоционального словаря детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Проблемой эмоционального и речевого развития детей дошкольного возраста занимались такие выдающиеся психологи, педагоги как К. Д. Ушинский,Л. С. Выготский, В. В. Виноградов, А. В. Запорожец,А. А. Леонтьев,С. Л. Рубинштейн, Ф. А. Сохин, Е. А. Флерина, Д. Б. Эльконин, а также их ученики и последователи (Я. З. Неверович, Т. И. Репина, Е. О. Смирнова, Л. П. Стрелкова).[1,3] Л. С. Выготский, Л. И. Божович, А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, Я. З. Неверович отмечают, что именно в дошкольном возрасте интенсивно развиваются эмоции и чувства.

Впервые проблема обогащения речи детей эмоционально-оценочной лексикой была поставлена в начале 80-х годах ХХ века в работах М. М. Алексеевой и В. И. Яшиной. В них овладение эмоционально-оценочной лексикой рассматривается как условие формирование социально активной личности старшего дошкольника. [3]

И тем не менее проблема формирования эмоционального словаря детей старшего дошкольного возраста остается неразработанной в области дошкольного образования. Поэтому вопросы обогащения речи детей эмоционально-оценочной лексики требуют дальнейшего изучения.

Мы рассмотрели ряд понятий, которые являются теоритической основой нашего исследования:

Эмоции – особый класс субъективных психологических состояний, отражающих в форме непосредственных переживаний, ощущений приятного лил неприятного, отношения человека к миру и людям, процесс и результаты его практической деятельности. К классу эмоций относятся настроения, чувства, аффекты, страсти, стрессы. [4](Р. С. Немов).

Словарь эмоций — это систематизированное собрание слов-названий эмоций, сопровождающихся словарными статьями, раскрывающих семантическое, психологическое и символическое значение каждого понятия, организованное по частотному принципу. [3]. Задача «Словаря эмоций» состоит в том, чтобы представить корпус лексических единиц, несущих в себе базовое значение той или иной эмоции как категории сознания.

Овладение словарем эмоциональной лексики должно осуществляться в единстве с развитием представлений об эмоциях. Только непосредственно воспринимая эмоциональную жизнь, «считывая» эмоциональное состояние с лица, жестов, позы, дети учатся переводить эмоции в словесный план, учатся «читать» и словесно обозначать различные настроения, говорить о своих чувствах и чувствах других. Усвоение словесных обозначений эмоциональных проявлений, понимание лексико-семантической структуры данной группы слов возможно только при наличии конкретно-чувственных образов или представлений детей об эмоциях.

Под влиянием речи формируется сознание, взгляды, убеждения, интеллектуальные, моральные, эстетические чувства, формируется воля и характер. Все психические процессы с помощью речи становятся управляемыми. Поскольку каждый речевой навык образуется на базе развития определенной познавательной способности (ощущения, памяти, воображения, мышления) или эмоционального и волевого состояния, то и закономерности естественного процесса усвоения родного языка можно определить как зависимость совершенствования структуры речевых навыков от развития познавательных способностей и эмоциональной и волевой сферы ребенка.

Для проверки уровня эмоционального и речевого развития детей старшего дошкольного возраста был проведен констатирующий эксперимент. Нами были использованы следующие методы: Методика В. Н. Макаровой, Е. А. Ставцевой, М. Н. Едаковой «Диагностика развития речи дошкольников» и методика Г. А. Урунтаевой, Ю. А. Афонькиной «Изучение понимания эмоциональных состояний людей, изображённых на картинке».С целью объективности оценки экспериментальных данных задания выполнялись с каждым ребенком индивидуально. В качестве критериев сформированности уровня развития речи и уровня эмоционального развития.

Исследование показало, что в группе преобладает средний уровень речевого развития (58% экспериментальной и 60% контрольной группе, уровень эмоционального развития(50% экспериментальной и 55% контрольной группе) вместе с тем, определен достаточно низкий процент высокого уровня эмоционального и речевого развития (15%). Исходя из полученных данных в ходе констатирующего эксперимента цель формирующего этапа – проанализировать и обосновать оптимальные педагогические условия по формированию эмоционального словаря у детей старшего дошкольного возраста.

Формирование эмоционально-оценочной лексики является важным условием эмоционального развития. В старшем дошкольном возрасте формируется отношение ребенка к моральным ценностям, к окружающим людям. Поэтому необходимо уделять больше внимания на практике развитию и обогащению у детей эмоционально- оценочной лексики.

Результаты экспериментального исследования позволяют утверждать, что условиями эффективного развития и обогащения у дошкольников эмоционального словаря являются : 1. Обогащение и активизация словаря за счет частей речи, обозначающих эмоциональную оценку и актуализация его в речевой практике детей дошкольного возраста. 2. Обеспечить создание ситуаций, при которых будет возможна реализация эмоционального словаря для выражения и понимания собственных эмоций и других людей. 3. Создание и поддержка положительной мотивации к освоению и развитию у детей эмоционального словаря.

Список литературы

1. Алексеева, М. М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. [Текст] М. М. Алексеева, Б. И. Яшина. - М. : Академия, 2000.

2. Макарова, В. Н., Диагностика развития речи дошкольников :методическое пособие. [Текст] В. Н. Макарова., Ставцева Е. А., Едакова М. Н. – М. :Педагогическое общество Росси, 2008.-80с

3. Ежкова, Н. С. Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста : пособие для педагогов дошкольных учреждений. [Текст] Н. С. Ежкова. - Издательство: Владос, 2010.- 127с.

4. Немов,Р. С. Психология. В 3-х кн. Кн. 1. : Общие основы психологии: учеб. для студ. высш. пед. учеб. Заведений. [Текст] Р. С. Немов. - 5-е изд. - М. : Гуманитар. изд центр ВЛАДОС, 2008.- 687с.

5. Урунтаева,Г. А. «Практикум по детской психологии»[Текст]/ урунтаева Г. А. ,Афонькина Ю. А. – М. : ВЛАДОС, 1995.

Публикации по теме:

Наглядно-дидактическое пособие для занятий с дошкольниками по развитию речи «Времена года»Наглядно-дидактическое пособие для занятий с дошкольниками по развитию речи «Времена года» то пособие рекомендуется для занятий по развитию речи с детьми среднего и старшего дошкольного возраста! Такие занятия будут способствовать.

План индивидуальной коррекции Индивидуальный план коррекции на 2013-2014 уч. г. Фамилия, имя ребенка___ Основные.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:

Публикация Формирование эмоционального словаря детей старшего дошкольного возраста (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Евгения Днепровская на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Формирование эмоционального словаря детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 12 апреля 2014 в 16:10
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!

1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД