МААМ-картинки

Формирование эмоционального интеллекта в условие взаимодействия семьи и детского сада

Романова Елена
Формирование эмоционального интеллекта в условие взаимодействия семьи и детского сада

Сегодня в педагогике все чаще можно встретить такое понятие, как эмоциональный интеллект. Теория эмоционального интеллекта сформировалась достаточно недавно, но с каждым годом ей уделяется все больше внимания со стороны психологов и педагогов. Первоначально эмоции и интеллект рассматривались, как отдельные явления, однако осознавалась их взаимосвязь и взаимозависимость.

Публикация «Формирование эмоционального интеллекта в условие взаимодействия семьи и детского сада» размещена в разделах

В отечественной педагогике изучением развития эмоционального интеллекта занимались Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин и др. Л. С. Выготский писал: «Как известно, отрыв интеллектуальной стороны нашего сознания от его аффективной, волевой стороны представляет один из основных и коренных пороков всей традиционной психологии. Мышление при этом неизбежно превращается в автономное течение себя мыслящих мыслей, оно отрывается от всей полноты живой жизни».

К эмоциональному интеллекту относятся способности понимания эмоций, умение применять в практической деятельности, умение регулировать эмоции.

Эмоциональный интеллект выступает параллельной формой рационального познания, то есть когнитивного интеллекта. С помощью эмоций индивид получает информацию, относящуюся к невербальному каналу общения. Невербальный канал, в свою очередь, несет более половины информации о собеседнике, особенностях ситуации общения.

В научных исследованиях описывают следующую структуру эмоционального интеллекта :

— коммуникативный уровень

— гностический уровень

— эвристический уровень.

В качестве основы эмоционального интеллекта психолог Питер Саловей выделяет пять составляющих:

— знать свои эмоции;

— управлять эмоциями;

— мотивировать самого себя;

— распознавать чувства других людей;

— поддерживать взаимоотношения.

Эмоции — это основное звено в жизни ребенка-дошкольника. В содержании ФГОС ДО отражается важность развития эмоционального интеллекта, отзывчивости и сопереживания дошкольников. Эмоции для дошкольника являются основой адаптации и социализации в обществе, так как для полноценной жизни человеку важно понимать чувства другого — взрослого или ребенка, проявляя эмпатию.

Развитие эмоционального интеллекта дошкольников связано с психофизиологическими процессами, протекающими в этот период.

Ребенок-дошкольник, как личность, находится в постоянном процессе развития, становления, созревания. К трем годам ребенок уже имеет достаточное знание о себе. Он осознает себя в пространстве, понимает гендерную принадлежность, стремится к признанию окружающих его людей — взрослых и сверстников. У дошкольника формируется чувство собственного достоинства, а также интерес и осознание собственных достижений.

Активность ребенка в этот период способствует быстрому росту и физическому развитию. Дети дошкольного возраста неутомимы. Однако им необходима частая смена деятельности, так как внимание не концентрировано, а память направлена не на запоминание, а на узнавание.

Стремительно развивается и речевая сфера ребенка. Ребенок быстро запоминает новые слова, четверостишия. С взрослением слова ребенка складываются в логические словесные цепочки, с помощью которых он выражает потребности.

Особенную роль играет становление эмоциональной сферы. Дошкольники подвержены перепадам настроения. Дети предпочитают общество сверстников, так как общение с ними более эмоциональное. Эмоции помогают ребенку воспринимать действительность, реагировать на нее, выражать реакции на свои действия и действия других. Развитие эмоционального интеллекта в дошкольном возрасте очень значимо. Успешность развития эмоционального интеллекта зависит от участия и включенности в этот процесс взрослого. Особая важность участия взрослого в развитии эмоционального интеллекта состоит в том, что ребенок способен интуитивно усваивать определенные знания и приемы овладения эмоциями в ходе общения. Взрослый демонстрирует модели поведения, предъявляет требования, а также выполняет их, оценивает поступки.

Дети воспринимают взрослого как образец поведения, общения, выражения и контроля эмоциональных состояний.

Общение ребенка со взрослым является условием для его психического и личностного становления. Для дошкольника взрослый — носитель знаний, опыта, эксперт в освоении окружающей действительности.

Для детей «образцовыми» взрослыми могут являться и родители, и педагоги в ДОУ.

Важно уметь выстроить взаимосвязь педагог-ребенок-родитель, так как при такой взаимосвязи дошкольник наилучшим образом способен усвоить социальный опыт.

Взаимосвязь педагог-ребенок-родитель может реализовываться через различные события, организованные в ДОУ. Это могут быть игры на понимание своих эмоций для взрослых и детей, организованные педагогами ДОУ, которые будут выступать в роли медиатора. А также выставки рисунков, плакатов, медиафайлов, отражающих тематику эмоций, организация совместных мероприятий, направленных на усиление эмоциональных связей между ребенком и родителем, привлечение родителей к организации предметно-развивающей среды ДОУ с целью развития эмоционального интеллекта детей — появление уголка уединения, стены эмоций, шкалы настроения.

Более важной составляющей развития эмоционального интеллекта дошкольника является индивидуальная и групповая работа педагогов дошкольной образовательной организации с родителями, реализуемая через тренинги и игры.

Таким образом, формирование и развитие эмоционального интеллекта необходимо начинать с раннего возраста. Дошкольникам важно понимать те эмоции и чувства, которые они переживают, так как это способствует их личностному развитию, а также активной социализации в обществе. Роль взрослого в процессе формирования эмоционального интеллекта ребенка-дошкольника очень велика. Именно взрослый способен создать такие условия, при которых ребенок сможет понимать и принимать свое состояние, обозначать свои чувства, переживать

Публикации по теме:

Социальная адаптация детей к условиям детского сада посредством эмоционального общенияСоциальная адаптация детей к условиям детского сада посредством эмоционального общения «Социальная адаптация детей к условиям детского сада через эмоциональное общение» Детский сад – новый период в жизни детей. Дети переходит.

«Творческий конкурс-одна из форм взаимодействия детского сада и семьи».«Творческий конкурс-одна из форм взаимодействия детского сада и семьи». «Сила традиций и сила творчества В их сочетании – животворящий источник всякой культуры». П. Н. Савицкий В ДОУ традиционно прошел конкурс.

Внедрение новых форм работы с родителями — фактор успешного взаимодействия детского сада и семьи на современном этапе Вниманию читателя предложены новые современные формы взаимодействия с семьями воспитанников, апробированные в работе дошкольного учреждения.

Игра как средство развития эмоционального интеллектаИгра как средство развития эмоционального интеллекта Игра как средство развития эмоционального интеллекта Многих из нас в детстве учили подавлять свои эмоции. И если бурно проявлять радость.

Как организовать сотрудничество с родителями, или Марафон мини-консультаций как форма взаимодействия детского сада и семьи Эссе «Как организовать сотрудничество с родителями, или Марафон мини - консультаций как эффективная форма взаимодействия детского сада и.

Формирование личности через развитие эмоционального интеллекта у детей с помощью настольных игр МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ-ПСИХОЛОГОВ ДОУ ПО ТЕМЕ: "ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ ЧЕРЕЗ РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА У ДЕТЕЙ С ПОМОЩЬЮ НАСТОЛЬНЫХ.

Мини-музей как форма взаимодействия детского сада и семьиМини-музей как форма взаимодействия детского сада и семьи Организация мини- музея в дошкольном учреждении открывает перед педагогами широкие возможности в использовании интересных продуктивных форм.

Набор «Эмоции» для развития эмоционального интеллекта детейНабор «Эмоции» для развития эмоционального интеллекта детей В своей работе, я часто использую различные карточки с изображением эмоций. Это и фотографии, и рисунки, и пиктограммы. В начале учебного.

Предметно-развивающая среда как условие успешной адаптации детей второй младшей группы к условиям детского садаПредметно-развивающая среда как условие успешной адаптации детей второй младшей группы к условиям детского сада Главная роль в становлении личности ребенка раннего возраста принадлежит окружающим его взрослым- родителям и воспитателям. От того, насколько.

Современные подходы к развитию взаимодействия детского сада и семьи в условиях реализации ФГОС Современные подходы к развитию взаимодействия детского сада и семьи в условиях реализации ФГОС ДО. Основные задачи работы с родителями.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование эмоционального интеллекта в условие взаимодействия семьи и детского сада
Опубликовано: 28 июня 2023 в 17:04
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование эмоционального интеллекта в условие взаимодействия семьи и детского сада» (включая файлы) размещена пользователем Романова Елена на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД