Лучший педагог года

Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста с помощью дидактических игр

Алексанкина Наталья
Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста с помощью дидактических игр

Цель опыта – формирование элементарных математических представлений посредством дидактических игр и упражнений у детей старшего дошкольного возраста.

Актуальность. Математика играет огромную роль в жизни человека. Ни одно человеческое исследование не может называться истинной наукой, если оно не прошло через математические доказательства - писал Леонардо да Винчи. Обучению дошкольников началам математики в настоящее время отводится важное место. Это вызвано целым рядом причин: обилием информации, получаемой ребенком, повышением внимания к компьютеризации, желанием сделать процесс обучения более интенсивным, стремлением родителей в связи с этим как можно раньше научить ребенка узнавать цифры, считать, решать задачи.

Публикация «Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста с помощью дидактических игр» размещена в разделах

Проблема обучения математике в современной жизни приобретает все большое значение. Это объясняется, прежде всего, бурным развитием математической науки, проникновением ее в разные области знаний. Математика нужна будет огромному числу людей различных профессий, и отнюдь не только математикам. Математика может и должна играть особую роль в гуманизации образования, т. е. в его ориентации на воспитание и развитие личности. Знания нужны не ради знаний, а как важная составляющая личности, включающая умственное, нравственное, эмоциональное и физическое воспитание и развитие.

Особая роль математики - в умственном воспитании, в развитии интеллекта. Это объясняется тем, что результатами обучения математике являются не только знания, но и определенный стиль мышления. В математике заложены огромные возможности для развития мышления в процессе обучения детей дошкольного возраста.

Практика обучения показала, что на успешность обучения математике влияет не только содержание предлагаемого материала, но и форма подачи, которая способна вызвать заинтересованность и познавательную активность детей. В последние десятилетия возникли тревожащие тенденции, связанные с тем, что система образовательной работы с дошкольниками стала во многом использовать школьные формы, методы, иногда и содержание обучения, что не соответствует возможностям детей дошкольного возраста, их восприятию, мышлению, памяти. Появилась необходимость заняться поисками новых средств обучения, которые в наибольшей степени способствовали бы выявлению и реализации потенциальных познавательных возможностей каждого ребенка. Игровое обучение — это форма образовательного процесса в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта во всех его проявлениях: знаниях, навыках, умениях, эмоционально-оценочной деятельности.

Потребности нынешнего времени требуют от воспитателя знаний не только чему учить ребенка, но и как учить, чтобы обучение было развивающим. Поэтому постоянно необходим поиск новых форм работы с детьми. Методика формирования элементарных математических представлений у детей постоянно развивается, совершенствуется и обогащается результатами научных исследований и передового педагогического опыта. Если при проведении работы по математическому развитию детей использовать игровые формы, это позволит обеспечить более эффективную работу с детьми, улучшит их внимание, память, сенсорное развитие, воображение, и тем самым подготовить дошкольников к последующему обучению.

ФГОС дошкольного образования диктуют ряд достаточно серьезных требований к познавательному развитию дошкольников, частью которого является математическое развитие детей.

В связи с этим меня заинтересовала проблема: использование дидактических игр при формировании элементарных математических представлений у дошкольников, с целью изучения актуальности и эффективности, использования системы дидактических игр и упражнений, направленных на повышение качества математической подготовленности к школе.

Новизна опыта: Новизна данного опыта заключается в комбинировании известных методик посредством использования дидактических игр и упражнений, игрового занимательного материала с дошкольниками, с целью достижения желаемого результата используя инновационные формы и методы обучения (квест-игры, интерактивные игры, создание проблемных ситуаций, побуждающих к творческим действиям). Воспитательно - образовательный процесс по формированию элементарных математических способностей я выстраиваю с учё том следующих принципов:

• Сознательность и активность.

• Наглядность.

• Деятельностный подход.

• Систематичность и последовательность.

• Прочность.

• Постоянная повторяемость.

• Научность.

• Доступность.

• Связь с жизнью.

• Развивающее обучение.

• Индивидуальный и дифференцированный подход.

Использую методы:

а) словесный (объяснение, беседа, инструкция, вопросы и др.);

Вся работа построена на диалоге воспитатель — ребенок.

Требования к речи воспитателя:

• эмоциональная;

• грамотная;

• доступная;

• четкая;

• достаточно громкая;

• приветливая;

• в младших группах тон загадочный, сказочный, таинственный, темп небыстрый, многократные повторения;

• в старших группах тон заинтересовывающий, с использованием проблемных ситуаций, темп достаточно быстрый.

Требования к речи детей :

• грамотная;

• понятная (если у ребенка плохое произношение, воспитатель проговаривает ответ и просит повторить); полными предложениями;

• с нужными математическими терминами;

• достаточно громкая.

б) наглядный (демонстрация, иллюстрация, рассматривание и др.);

Виды наглядного материала :

• демонстрационный и раздаточный;

• сюжетный и бессюжетный;

• объемный и плоскостной;

• специально-счетный (счетные палочки, абак, счеты и др.);

• фабричный и самодельный.

в) практический:

• выполнение разнообразных предметно-практических и умственных действий;

• широкое использование дидактического материала;

• возникновение математических представлений в результате действия с дидактическим материалом;

• выработка специальных математических навыков (счета, измерения, вычислений и др.);

• использование математических представлений в быту, игре, труде и др.

Использую следующие приемы ФЭМП:

1. Демонстрация (обычно используется при сообщении новых знаний).

2. Инструкция (используется при подготовке к самостоятельной работе).

3. Пояснение, указание, разъяснение (используются для предотвращения, выявления и устранения ошибок).

4. Вопросы к детям.

5. Словесные отчеты детей.

6. Предметно-практические и умственные действия.

7. Контроль и оценка.

На формирование моего опыта педагога оказали следующие факторы:

• изучение методической литературы;

• изучение опыта коллег;

• посещение занятий;

• посещение районных семинаров методических объединений воспитателей г. Рославля.

2. Теоретическая интерпретация опыта.

Формирование математических представлений – одна из задач развития интеллектуального мышления детей дошкольного возраста.

Анализ литературы по проблеме исследования показал, что научно - методические издания, диссертационные исследования рассматривают формирование математических представлений у дошкольников с использованием дидактических игр не полно. У детей дошкольного возраста преобладающим является наглядно-образное мышление, т. е. основанное на уровне представлений. Математические представления, как и представления вообще – это объективно существующие субъективные образы, которые воссоздаются памятью или создаются воображением, которые возникают тогда, когда нечто материальное, которое породило эти образы, не воздействует прямо на субъект и его органы чувств. С точки зрения генетики представления имеют промежуточное положение между понятием и восприятием. Они предшествуют понятийному мышлению, сопровождают его, придают ему определенность и конкретность. Исследования психологов и педагогов (Ж. Пиаже, Л. А. Венгер, Л. С. Выготский, В. В. Данилова, А. В. Запорожец, Г. А. Корнеева, А. М. Леушина, Т. А. Мусейибова, Е. И. Щербакова и др.) показывают, что в дошкольном возрасте имеются особенности в восприятии и генезисе математических представлений. Математическое образование сосредоточено на освоении детьми дошкольного возраста представлений, являющихся предпосылкой формирования таких математических понятий как величина, число, геометрические фигуры. Математические представления – это представления о числе, множестве, счете, простейших вычислениях, геометрических фигурах и форме предметов, величинах и их измерении, которые ребенок постигает на чувственном, эмпирическом уровне, называют элементарными. Л. В. Воронина и Е. А. Утюмова дают следующее определение : формирование математических представлений является целенаправленным процессом передачи и усвоения знаний, способов и приемов умственной деятельности, которые предусмотрены программными требованиями. Основная его цель заключается не только в подготовке к успешному овладению математикой в начальной школе, но и во всестороннем развитии детей. Осуществляется развитие элементарных математических представлений детей дошкольного возраста при поддержке обоснованной методической системы, в компоненты которой входят цель, содержание, методы, формы и средства организации работы, тесно связанные между собой и взаимообусловленные друг другом. Развитие элементарных математических представлений связано с математическим развитием детей. Рассмотрим различные подходы к данному понятию. По мнению А. А. Столяра: «Под математическим развитием дошкольников следует понимать сдвиги и изменения в познавательной деятельности личности, которые происходят в результате формирования элементарных математических представлений и связанных с логических операций».

ФГОС дошкольного образования определяет : «Задачи математического развития в дошкольном детстве определены с учетом закономерностей развития познавательных процессов и способностей детей дошкольного возраста, особенностей становления познавательной деятельности и развития личности ребенка в дошкольном детстве». Выполнение данных задач предусматривает обеспечение реализации принципа преемственности в воспитании и развитии ребенка на дошкольной и начальной школьной ступени образования.

К основным задачам математического развития детей дошкольного возраста относятся :

1. Развитие логико-математических представлений (представлений о конкретных величинах, о математических свойствах и отношениях предметов, геометрических фигурах, числах, закономерностях и зависимостях).

2. Развитие сенсорных (предметно-действенных) способов познания математических свойств и отношений : сопоставление, обследование, упорядочение, группировка, разбиение.

3. Развитие логических способов изучения математических свойств и отношений (абстрагирование, анализ, отрицание, обобщение, сравнение, сериация, классификация).

4. Овладение экспериментально-исследовательскими способами познания математического содержания (моделирование, экспериментирование, воссоздание, трансформация).

5. Освоение математических способов познания действительности: измерение, счет, простейшие вычисления.

6. Развитие точной, доказательной и аргументированной речи, обогащение словаря.

7. Развитие интеллектуально-творческих проявлений у детей : сообразительности, смекалки, находчивости, догадки, стремление найти нестандартное решение задач.

8. Развитие инициативности и активности детей.

9. Воспитание готовности обучаться в школе: развитие ответственности, самостоятельности, настойчивости при преодолении трудностей, мелкой моторики и координации движений глаз, умений самооценки и самоконтроля.

Содержание математического развития детей дошкольного возраста, наряду с целями и задачами, определяется следующим :

1. Личностно-развивающей направленностью содержания математического развития детей дошкольного возраста, которая является эффективным средством развития интеллектуально-творческих способностей ребенка и содействует развитию такого важного личностного качества как самостоятельность в решении интеллектуальных задач.

2. Направленностью математического содержания, осваиваемого ребенком в дошкольном возрасте и являющейся социализирующей. Логико-математический опыт, который накоплен ребенком, обязательно будет его важным личностным приобретением, если он обеспечит успех в различных видах деятельности, которые требуют проявления интеллектуально- творческих способностей.

3. Пропедевтичным содержанием математического развития детей дошкольного возраста. Содержание, которое ребенок осваивает должно дать ему возможность познать на чувственном, а затем и логическом уровне отдельные стороны действительности и развивать те структуры мышления, которые впоследствии будут формировать основные математические понятия.

4. Содержание, которое осваивается ребенком дошкольного возраста должно соответствовать его индивидуальным и возрастным возможностям, должно быть сориентировано на зону ближайшего развития ребенка.

В процессе обучения ребенок с помощью тактильного и зрительного ознакомления с предметами выделяет различные их признаки (то есть осваивают такие свойства как размер, вес, форма, количество, а затем по этим признакам классифицирует предметы в различные группы (классы, находят сходства (отношение эквивалентности) и различия.

При этом дети дошкольного возраста учатся выделять конкретные свойства предмета, необходимые для решения той или иной задачи и отбрасывают другие не нужные свойства, тем самым формируя важную способность к абстрагированию. Е. А. Носова и Р. Л. Непомнящая по этому поводу пишут: «Это дает возможность упорядочивать предметы по их свойствам (размеру, высоте, длине, толщине, массе и другим). Ребенок убеждается в том, что одни и те же свойства в разных объектах могут иметь как одинаковую, так и разную степень выраженности (равные или разные по толщине и т. д.)». Пространственно-временные представления являются наиболее сложными для детей дошкольного возраста, освоение их происходит через представленные отношения в реальном времени (сегодня – завтра, далеко – близко).

Познание данных отношений выполняется при анализе реальной жизненной обстановки, разрешении проблемных ситуаций, решении специально разработанных творческих задач на моделирование и творческих задач. Познавая числа и осваивая действия в познании величин, дети осуществляют переход от непосредственных способов (приложение, наложение, сравнение «на глаз») к сравнению опосредованным способом (при помощи измерения условной меркой и предмета-посредника). Числа являются важнейшим компонентом математического развития. При помощи числа выражаются величины и количество.

Выполняя операции с числами, являющимися показателями величин и количеств объектов окружающего мира, выполняя операции сравнения, уменьшая и увеличивая их, можно сделать выводы о состоянии объектов действительности. Количество и счет – это деятельность с конечными множествами. Счетная деятельность сначала носит только практический характер: дети сравнивают множества, даже не зная о том, что такое число. Это сравнение дает маленькому ребенку рассуждать, например, о том, что ему дали конфет меньше, чем его сестре. Ребенок не может сам сказать, как он об этом узнал, но наблюдая за его поведением можно сказать, что он выполняет это сравнение, при этом сопоставляя один предмет с другим, как бы выполняя сравнение попарно. Сопоставление элементов одного множества с элементами другого в наглядной форме дает возможность судить ребенку о равенстве или неравенстве множеств, и на основании данного сравнения ребенок дает свое суждение. Даже дети младшего дошкольного возраста, которые овладели приемами количественного сопоставления множеств в практическом плане, начинают их хорошо различать. Величина. Обследование величины предметов сначала происходит при помощи зрения, с помощью движений, на ощупь. Далее дети начинают сравнивать предметы равные и контрастные по высоте, длине, ширине, используя приемы приложения и наложения (равные по длине, короче-длиннее).

Сущность числа и выполнение действий с числами дети дошкольного возраста постигают на протяжении длительного промежутка времени. Они сначала выделяют один или два предмета, затем выполняют сравнение двух множеств практическим путем. В данный период или чуть позже происходит овладение детьми счета. Счет представляет способ определения состава множеств и способ опосредованного сравнения их. Выполняя счет, дети постигают число в качестве показателя мощности множества. Считая разные по пространственному расположению, по размеру предметы, они начинают понимать независимость числа от иных свойств предметов и, в целом, совокупности.

Дети в старшем дошкольном возрасте начинают знакомиться с цифрами и знаками для обозначения числа. При решении арифметических задач, дети овладевают специальными приемами вычислительной деятельности, например, отсчитывание и присчитывание по единице. К шести-семи годам у детей уже имеется определенный логикоматематический опыт, для них уже доступны познание зависимостей объектов и закономерностей, познание связей. Дети могут дать оценку различным состояниям и преобразованиям.

Дети старшего дошкольного возраста «определяют порядок, изменение или неизменность состояния веществ, объектов; следуют алгоритмам и составляют их самостоятельно; находят фигуру, которая пропущена в ряду фигур; понимают и исправляют ошибки; поясняют свои действия».

Таким образом, можно сделать вывод: развитие элементарных математических представлений является целенаправленным и организованным процессом усвоения и передачи знаний, способов и приемов умственной деятельности, которые предусмотрены программными требованиями.

Основной целью развития детей дошкольного возраста является формирование интеллектуально-творческих способностей у них.

Основными задачами является развитие точной речи, творческих способностей и логико-математических представлений, освоение сенсорных, экспериментально–исследовательских, логических, математических способов познания.

3. Содержание опыта.

В настоящее время проблему формирования элементарных математических представлений разрабатывают как зарубежные, так и отечественные педагоги. В практике работы дошкольных учреждений накоплен достаточный опыт использования игр и игровых упражнений при обучении детей математике.

При организации дидактических игр с математическим содержанием воспитателю необходимо продумывать следующие вопросы методики:

1. Цель игры. Какие умения и навыки в области математики дошкольники освоят в процессе игры? Какому моменту игры надо уделить особое внимание? Какие другие воспитательные цели преследуются при проведении игры?

2. Количество играющих. Каждая игра требует определенного или максимального количества играющих. Это приходится учитывать при организации игр.

3. Какие дидактические материалы и пособия понадобятся для игры?

4. Как с наименьшей затратой времени познакомить ребят с правилами игры?

5. На какое время должна быть рассчитана игра? Будет ли она занимательной, захватывающей? Пожелают ли дети вернуться к ней еще раз?

6. Как обеспечить участие всех детей в игре?

7. Как организовать наблюдение за детьми, чтобы выяснить, все ли включились в работу?

8. Какие изменения можно внести в игру, чтобы повысить интерес и активность детей?

9. Какие выводы следует сообщить детям в заключение, после игры (лучшие моменты игры, недочеты в игре, результат усвоения математических знаний, оценки отдельным учащимся игры, замечания по нарушению дисциплины и др.?

По мнению Н. А. Араповой-Пискаревой, дидактические игры для формирования математических представлений у дошкольников условно делятся на следующие группы:

1. игры с цифрами и числами;

2. игры путешествия во времени;

3. игры на ориентирование в пространстве;

4. игры с геометрическими фигурами;

5. игры на развитие логического мышления.

К первой группе игр относится обучение детей счету в прямом и обратном порядке. Здесь, используя сказочный сюжет, детей знакомят с образованием всех чисел в пределах 10 путем сравнения равных и неравных групп предметов. При этом сравниваются две группы предметов, расположенные то на нижней, то на верхней полоске счетной линейки. Этот прием используется для того, чтобы у детей не возникало ошибочного представления о том, что большее число всегда находится на верхней полоске, а меньшее - на нижней.

Дидактические игры, такие как «Задумай число», «Число как тебя зовут?», «Составь табличку», «Составь цифру», «Кто первый назовет, какой игрушки не стало?» и многие другие используются на занятиях и в свободное время с целью развития у детей внимания, памяти, мышления.

Игра «Считай не ошибись!», помогает усвоению порядка следования чисел натурального ряда, при упражнении в прямом и обратном счете. В данной игре используется мяч. Дети встают полукругом. Перед началом игры воспитателем задается вопрос, в каком порядке (прямом или обратном) считать. Затем бросается мяч и называется число. Тот, кто поймал мяч, продолжает считать дальше. Игра проходит в быстром темпе, задания повторяются многократно, чтобы дать возможность как можно большему количеству детей принять в ней участие. Такое разнообразие дидактических игр, упражнений, используемых на занятиях и в свободное время, помогает детям усвоить программный материал. Для подкрепления порядкового счета помогают таблицы со сказочными героями, направляющимися, например, к Вини – Пуху в гости. Кто будет первый? Кто идет второй и так далее.

Вторая группа математических игр (игры – путешествия во времени) служит для знакомства детей с днями недели. Детям объясняется, что каждый день недели имеет свое название. Для того чтобы дети лучше запоминали название дней недели, они обозначаются кружочками разного цвета. При этом упражнение проводится несколько недель, в течение которых дети обозначают кружочками каждый день. Это делается специально для того, чтобы дети смогли самостоятельно сделать вывод о том, что последовательность дней недели неизменна. Кроме того, детям рассказывается и о том, что в названии дней недели угадывается, какой день недели по счету: понедельник – первый день после окончания недели; вторник – второй день; среда – середина недели; четверг – четвертый день; пятница – пятый и так далее. После такой беседы предлагаются игры с целью закрепления названий дней недели и их последовательности. Дети с удовольствием играют в игру «Живая неделя». Для игры вызываются к доске 7 детей, которые пересчитываются по порядку и получают кружочки разного цвета, обозначающие дни недели.

Затем игра усложняется. Дети начинают построение с любого дня недели. В дальнейшем можно использовать такие игры, как «Назови скорее», «Дни недели», «Назови пропущенное слово», «Круглый год», «Двенадцать месяцев», которые помогают детям быстро запомнить название дней недели и название месяцев, их последовательность.

В третью группу входят игры на ориентирование в пространстве. При этом установлено, что в дошкольном возрасте пространственные представления детей постоянно расширяются и закрепляются в процессе всех видов деятельности. Задачей педагога является научить детей в процессе данных игр ориентироваться в специально созданных пространственных ситуациях и определять свое место по заданному условию. При помощи дидактических игр и упражнений дети овладевают умением определять словом положение того или иного предмета по отношению к другому.

В результате систематической и углубленной работы по развитию математических представлений у детей в процессе использования дидактических игр видна положительная динамика, отмечается повышение уровня развития детей, о чем свидетельствует педагогическая диагностика, которая показала следующие результаты:

К концу года в младшей группе 62% детей самостоятельно выполняют задания, а 38% детей еще с помощью взрослого. Сравнительный анализ результатов диагностики показал положительную динамику, которая возросла на 45% к концу года.

Сравнительный анализ результатов диагностики в средней группе показал положительную динамику у воспитанников, она возросла на 48%. К концу года 69% детей самостоятельно выполняют задания, а 31% детей еще справляются с помощью взрослого.

Публикации по теме:

Формирование математических представлений у детей старшего дошкольного возраста с помощью палочек КюизенераФормирование математических представлений у детей старшего дошкольного возраста с помощью палочек Кюизенера Актуальность Одна из важнейших задач воспитания маленького человека – развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей,.

Формирование элементарных математических представлений детей 3–4 лет посредством дидактических игр (из опыта работы)Формирование элементарных математических представлений детей 3–4 лет посредством дидактических игр (из опыта работы) «Формирование элементарных математических представлений детей 3-4 лет через дидактические игры» из опыта работы. Новикова Галия Фаритовна.

Формирование элементарных математических представлений детей среднего дошкольного возраста с помощью интерактивного плаката Н. Ю. Сунцова, Е. А. Олейник, О. В. Толстых, МБДОУ ДС № 66 «Журавушка» (г. Старый Оскол) Аннотация: В статье рассмотрен современный подход.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста с помощью дидактических игр
Опубликовано: 14 мая 2024 в 11:04
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...

28 мая. День пограничника России. Передвижка «Пограничные войска России»

28 мая свой профессиональный праздник отмечают российские пограничники. Именно в этот день больше 100 лет назад в молодой Советской республике была учреждена пограничная охрана.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД