Лучший педагог года

Формирование экологической культуры детей старшего дошкольного возраста в условиях взаимодействия ДОО и семьи

Карташова Рея Робертовна
Формирование экологической культуры детей старшего дошкольного возраста в условиях взаимодействия ДОО и семьи

Статья

Теоретические основы формирования экологической культуры детей старшего дошкольного возраста

1.1. Проблема формирования экологической культуры детей дошкольного

возраста в психолого-педагогической литературе

Публикация «Формирование экологической культуры детей старшего дошкольного возраста в условиях взаимодействия ДОО и семьи» размещена в разделах

Понятия «экология» и «культура» становятся ключевыми и, помогают осмыслить ход истории и место человека в природе, сохранить национальные корни культур, менталитет стран и народов, возникших в результате огромного многообразия взаимодействия человека и природы.

Как особое направление науки экология возникла в ХIX столетии. Само слово «экология» было введено немецким натуралистом Эрнстом Геккелем. Она определялась как наука о взаимоотношениях живых организмов с окружающей средой и друг с другом. В переводе с греческого языка «экология» - это наука о доме, жилище («ойкос» - дом, «логос» - наука) [25, с. 42].

Экология – наука об отношениях растительных и животных организмов и образуемых ими сообществ между собой и окружающей средой. А под экологическим воспитанием понимается формирование у широких слоев населения высокой экологической культуры всех видов человеческой деятельности, так или иначе связанных с познанием, освоением, преобразованием природы [17, с. 9].

Как мы понимаем, экологическое воспитание – это формирование основ экологической культуры, которое строится на элементарных экологических знаниях, приобретенных в ходе реализации деятельностного подхода в исследовательской деятельности, том числе к обучению

Экологическое образование дошкольников – непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в ответственном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей среды; в соблюдении определенных моральных норм, правил и в системе ценностных ориентаций в природе [26, с. 42].

Цель экологического образования - формирование ответственного отношения к окружающей среде, которое строится на базе нового мышления, это предполагает соблюдение нравственных и правовых принципов природоиспользования и пропаганду идей оптимизации, активная деятельность по изучению и охране своей местности, защите и возобновлению природных богатств [31, с. 26].

Экологическое воспитание дошкольников как обязательный предмет программы ДОУ появился сравнительно недавно, хотя необходимость его существования возникло давно. Во многом, воспитатели следуют в преподавании обще дидактическим принципам в обучении. Это понятно, так как предмет новый и четких методических рекомендаций несоздано, не наработана база методов и приемов. Но и само экологическое воспитание дает возможность выработать методические принципы и собственные методы [31, c.4].

С. А. Суркина подчеркивает, что экологическое воспитание - это воспитание нравственности, духовности, интеллекта. Именно в дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее продуктивно, так как малыш воспринимает природу очень эмоционально, как нечто живое. Влияние природы на ребё нка огромно: она встречает малыша морем звуков и запахов, тайнами и загадками, заставляет остановиться, присмотреться, задуматься. Красота окружающего мира рождает чувство привязанности к тому месту, где родился и живёшь, и, в конечном счёте, любовь к Отечеству.

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста предполагает :

- воспитание гуманного отношения к природе (нравственное воспитание);

- формирование системы экологических знаний и представлений (интеллектуальное развитие);

- развитие эстетических чувств (умения увидеть и прочувствовать красоту природы, восхититься ею, желания сохранить её).

- участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы.

Наряду с термином «экологическое воспитание» в литературе широко используется термин «экологическая культура». В одних случаях он применяется как синоним первого, в других – формирование экологической культуры рассматривается как конечная цель, как показатель уровня экологического сознания [21, c. 20].

Экологическая культура – это способность людей пользоваться своими экологическими знаниями и умениями в жизни и в практической деятельности [26, с. 13] .

Экологическая культура помогает правильно истолковать характер и масштабы влияния антропогенной деятельности на природные компоненты.

Важно помнить, что экологическая культура неразрывно связана с сущностью и различными сторонами личности в целом. Например, политическая культура способствует обеспечению экологического равновесия между хозяйственной деятельностью человека и состоянием природы; эстетическая культура создает необходимые условия для эмоционального восприятия человеком природной красоты и гармонии; нравственная культура одухотворяет отношения человека к природе и т. п.

Взаимодействие и взаимовлияние всех этих культур и порождает экологическую культуру, способствующую сохранению и развитию системы

«общество – природа» [26, c. 14].

Существует огромное множество трактовок сущности экологической культуры, что во многом обусловлено тем фактом, что современные тенденции функционирования и развития общества объединяют термин «экология» с термином «культура». По мнению Б. Т. Лихачёва, сущность экологической культуры «может быть рассмотрена как органическое единство экологически развитых сознания, эмоционально – психических состояний и научно – обоснованной волевой утилитарно – практической деятельности» [26, c. 17].

Рассмотрим различные определения термина «экологическая культура», представленные разными исследователями.

А. И. Иванова считает, что экологическая культура - часть общей человеческой культуры, отдельная ее грань, отражающая взаимосвязи человека и всего общества с природой во всех видах деятельности [23, с. 46]. Он рассматривает экологическую культуру как производную экологического сознания. Она должна строиться на экологических знаниях и включать в себя заинтересованность в природоохранной деятельности.

И. В. Цветкова определяет экологическую культуру как качественное новообразование личности совокупность экологически развитого сознания, эмоционально чувственной и деятельностной сфер личности. И. В. Цветкова выделяет следующие основные критерии роста и показатели проявления нравственно экологической позиции личности : усвоение норм и правил экологически обоснованного взаимодействия с окружающим миром, трансформация значительной их части в привычку, наличие потребности в приобретении экологических знаний, ориентация на практическое применение их [52, с. 33].

С. Н. Николаева под экологической культурой рассматривает совокупность знаний и активных проявлений ребенка: интереса к явлениям природы, понимания специфики живого, желания практически сохранить, поддержать или создать для него нужные условия; понимания и сочувствия тем, кто испытывает дефицит каких-либо условий; эмоционального отклика на любые проявления животных, их красоту [53, с. 120].

Важно при этом, что красота рассматривается с экологической позиции : красота гармонично развивающегося, здорового живого организма, что бывает лишь при наличии хороших условий, полноценной среды обитания. Такое отношение вполне может быть сформировано у маленького ребенка, если систематически, на протяжении нескольких лет его знакомят с разнообразием растений и животных, которые его окружают, демонстрируют их связь с окружающей средой обитания, вовлекают в практическую деятельность по поддержанию условий для жизни растений и животных, предоставляют возможность наблюдать за их ростом и развитием в благоприятных условиях.

Мы разделяем мнение В. А. Ясвина в определении понятия: «экологическая культура — это способность людей пользоваться своими экологическими знаниями и умениями в практической деятельности». Люди, у которых не сформирована экологическая культура, могут обладать необходимыми знаниями, но не применять их в своей повседневной жизни. Формирования экологической культуры - это способ жизнеобеспечения, при котором общество формирует потребности и способы их реализации, не создающие угрозы жизни на Земле, самой системы духовных ценностей, этических принципов, экономических механизмов, правовых норм и социальных институтов. Основными компонентами экологической культуры личности, по нашему мнению, должны стать: экологические знания, экологическое мышление, экологически оправданное поведение и чувство любви к природе [67, с. 43].

Итак, экологическая культура – это :

- процесс сохранения, восстановления и развития всей совокупности общественно – природных ценностей (А. Ф. Лиходиевский);

- совокупность всех видов деятельности человека по отношению к природе, его практическое отношение к ней (Н. Г. Васильев);

- способа регуляции системы взаимоотношений человека и природы (Н. Н. Киселев);

- характер взаимодействия общества не только природой, но и с социально – исторической средой (Э. С. Маркарян);

- система воздействий человека на среду обитания, обеспечивающую высокое качество его жизни, реализуемую через эволюционирующие образцы сознания, мышления, поведения, трансформируемые из поколения в поколение, и закрепленную в подсознании человека (В. К. Назаров);

- процесс, связанный с освоением, наращиванием знаний, технологий и опыта и передачей их одним поколением другому в виде нравственных императивов; результат воспитания, выражающийся в умении человека достигать гармонии в отношениях с окружающей средой (И. В. Цветкова);

- диалектическое единство знаний, положительного отношения к природе и реальной деятельности человека в окружающей среде (И. Т. Суравегина);

- часть общей культуры, регулятор взаимоотношений человека и природы, предполагающий сознательную ориентацию деятельности людей на основе принципов экологической этики на соблюдение экологических законов, норм, правил (Г. В. Васюкова).

Как справедливо отмечает в своих работах А. В. Миронова, экологическая культура личности находит свое проявление в поведении человека по отношению к природе. Понятие «экологическая культура» соединяет в себе знание основных законов природы, понимания необходимости считаться с этими законами и руководствоваться ими во всякого рода индивидуальной и коллективной деятельности, стремление к оптимальности в процессе личного и производственного природопользования, выработку чувства ответственного отношение к природе, окружающей человека среде, здоровью людей [9, c. 22].

Т. В. Жерневская отмечает, что экологическая культура способствует осознанию ценности живой природы, позволяет предвидеть экологические последствия деятельности и выбирать пути наименьшего ущерба для окружающей среды [9, c. 23].

В сущности понятия экологической культуры выделяют следующие качественные характеристики:

- обогащение положительного научного и практического опыта взаимодействия человека с социо-природной средой;

- формирование ответственного отношения личности и общества к природе, к материальным, социальным и духовным ценностям;

- осознание и утверждение приоритета всех форм жизни как условие существования человека;

- обеспечение всестороннего развития человека, его склонностей и творческих способностей, здоровья в условиях оптимизации системы «природа – человек» [25,с. 46].

Довольно полное видение сущности экологической культуры представляет в своих работах М. Д. Андреев, который рассматривает её «как совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человечеством в процессе исторического развития; как результат совокупности объективных и субъективных характеристик, основу которых составляет ценностное отношение к экологически чистой окружающей среде». При этом исследователь выделяет следующие характерные признаки экологической культуры :

- экологическая образованность, экологическое сознание, стремление к сохранению и улучшению географической среды и её составляющих как основу существования общества;

- умение использовать экологические знания на практике и в повседневной жизни;

- способствовать видеть реальные экологические проблемы и находить их оптимальные решения; экологической культуре качественна интернациональный характер экологической культуры, который включает культуру взаимодействия с природой, культуру межнациональных отношений, этнокультуру, региональную культуру труда, что обусловливает её тесную связь с характером местной природы, с историко-географической обстановкой, с многовековыми традициями народа.

Следует отметить, что, несмотря на имеющееся многообразие подходов к определению понятия экологической культуры, большинство исследователей включают в сущность этого термина некоторые общие составляющие, а именно: экологические знания, опыт деятельности, поведение в природе и отношение к окружающему миру [26, c. 19].

Таким образом, экологическая культура - это социально необходимое нравственное качество личности. Её составными частями являются знания о природе, взаимосвязях с ней, обществе и природе; интерес к природе, живым и неживым компонентам, к проблеме её охраны; нравственные чувства (любовь, жалость, сопереживание и т. д.); позитивная разнообразная деятельность, достойное поведение в окружающей среде; мотивы, определяющие поступки детей в природе.

Экологическая воспитанность является результатом освоения ребенком в ходе экологического воспитания ценностей экологической культуры. Она проявляется вследствие качественного преобразования осваиваемых дошкольником экологических знаний и умений, опыта гуманного отношения к природе и выражается в гуманно-ценностном отношении к ней. В этих условиях целью экологического воспитания в самом широком смысле слова является формирования сознания и чувства бережного отношения к природе, желание и стремление жить в соответствии с законом природы ив гармонии с ней. При этом не следует забывать, что экологическое воспитание, рост экологической культуры и уровня экологического сознания тесно связаны с общим развитием личности.

Публикации по теме:

Формирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природеФормирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе План по самообразованию Тема: «Формирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе».

Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе МКДОУ ДС №445 «Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе» Автор: Казакова Екатерина.

Консультация для воспитателей «Формирование экологической культуры у детей при проведении акции «Нет весенним палам!»Консультация для воспитателей «Формирование экологической культуры у детей при проведении акции «Нет весенним палам!» Сегодня я хочу привлечь внимание детей и взрослых к проблемам окружающей среды, в частности, к весенним поджогам травы. Самые распространенные.

Консультация «Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста» Природа - источник жизнедеятельности человека. Каждому из нас необходимо овладеть набором экологических знаний, для того, чтобы поведение.

Консультация «Особенности формирования экологической культуры у детей дошкольного возраста» Воспитательное значение природы трудно переоценить. Общаясь с животными, растениями, человек становится чище, добрее, мягче. В нем пробуждаются.

Мастер-класс «Воспитание экологической культуры у детей раннего дошкольного возраста»Мастер-класс «Воспитание экологической культуры у детей раннего дошкольного возраста» Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение «Детский сад № 8 «Солнышко» «Воспитание экологической культуры у детей раннего дошкольного.

Основы экологической культуры у детей дошкольного возраста Основы экологической культуры у детей дошкольного возраста "Если с ранних лет дети будут понимать всю необходимость заботы об окружающем.

Развитие экологической культуры у детей дошкольного возраста посредством дидактических игрРазвитие экологической культуры у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр Экологическая проблема – одна из острейших проблем современности. Будущее человечества зависит от уровня экологической культуры каждого.

Творческий отчёт «Воспитание Экологической культуры у детей дошкольного возраста» Экология_ это наука, которая учит нас бережно относиться к окружающему миру, к Земле. Мир разноцветный,яркий. Но любимый цвет экологов- зелёный.

Воспитание экологической культуры детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр (из опыта работы)Воспитание экологической культуры детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр (из опыта работы) Воспитание экологической культуры детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игрЭкологическое воспитание дошкольников.

Библиотека изображений:

Публикация Формирование экологической культуры детей старшего дошкольного возраста в условиях взаимодействия ДОО и семьи (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Карташова Рея Робертовна на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Формирование экологической культуры детей старшего дошкольного возраста в условиях взаимодействия ДОО и семьи
Опубликовано: 14 июня 2022 в 13:09
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД