Лучший педагог года

Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с природой

Ольга Томилова
Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с природой

Авторы текста:

Томилова О. В.

Силукова. М. П.

В настоящее время актуальной проблемой выступает формирование экологической культуры личности, что необходимо решать на всех ступенях образовательной деятельности, начиная с дошкольного возраста. Экологическая культура – сложное личностное образование, которое основывается на приобретенных теоретических знаниях, практической деятельности и экологическом сознании личности. В связи с этим важно решение проблемы формирования экологических представлений у детей дошкольного возраста.

Публикация «Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с природой» размещена в разделах

Возможности наблюдения в процессе формирования экологических представлений у детей дошкольного возраста раскрыты в работах А. И. Ивановой, И. Ж. Куликовской, Н. Н. Совгир, С. Н. Николаевой, Е. О. Смирновой и другими учеными.

Реализация специально разработанных педагогических условий будет способствовать формированию экологической культуры детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с природой, в частности, практическая работа с воспитателями, направленная на повышение педагогической компетентности в аспекте формирования экологической культуры дошкольников в процессе ознакомления с природой, работа с воспитанниками на основе внедрения метода наблюдения в процессе ознакомления с природой.

Термин «экологическая культура» впервые появился в 20-х гг. ХХ века в работах представителей американской школы «культурной экологии», как производное от понятия культура. Слово «культура» происходит от латинских слов colo, colui, cultum, colere - «возделывание почвы». Его значение со временем менялось. Впоследствии под «культурой» понимали совокупность материальных и духовных ценностей, накопленных человечеством в течение тысячелетий (картины, письменность, обряды, архитектура) Культурные нормы и правила не являются составными признаками, заложенными в наших генах, они усваиваются в течение всей жизни, путем обучения, целенаправленной работы и культурной деятельности человека.

Можно выделить 2 типа экологической культуры : природоцентрическая и антропоцентрическая.

Природоцентрический тип экологической культуры базируется на осознании человека равноправным членом природы, а не ее владельцем. Основу антропоцентрического типа экологической культуры составляет осознание доминирование человека над природой и признание себя высшей ценностью. Этот тип культуры является потребительским, человек пытается подчинить себе природу, взять у нее все богатства, ничего не возвращая, а затем оставить эту территорию.

Российский ученый Э. Маркорян считает, что экологическая культура, с одной стороны, является результатом развития взаимоотношений между человеком и природой, а с другой - от ее уровня развития зависят формы и способы взаимодействия человечества с окружающей средой, что прежде всего требует от человека наличия сформированных глубоких экологических знаний, которые позволят ему адекватно оценивать события в окружающем среде и экологически компетентно вести себя в мире.

С другой стороны, экологическая культура является своеобразной реакцией, направленной на стабилизацию отношений между природой и человеком. По мнению Р. А. Науменко, экологическая культура личности является своеобразной технологией освоения природы и теоретической отраслью знаний о месте человека в биосфере. Также экологическая культура выражает способность человека чувствовать живое бытие мира, примерить и приспосабливать его к себе, взаимоудовлетворять собственные нужды и устройство природной среды.

Все выше сказанное позволяет нам сделать вывод, что сформированная экологическая культура личности выполняет ряд функций, в частности: воспитательную – формирование определенных стереотипов поведения человека по отношению к природе; прогностическую – возможность предвидения последствий деятельности человека и преобразования природы; регулятивную - управление отношением общества к природе в процессе хозяйственной деятельности. Надлежащий уровень экологической культуры подрастающего поколения является одним из путей гармонизации отношений общества и природы

Дошкольный возраст – важнейший этап в становлении мировоззрения человека, подразумевает гуманное взаимодействие с природной средой. Образовательная линия «Познавательное развитие» предусматривает формирование у ребенка представлений о живых организмах и природной среде, многообразии явлений природы, взаимосвязи природных условий, растительного и животного мира, положительное и отрицательное влияние человеческой деятельности на состояние природы.

В ознакомлении дошкольников с природой используются различные методы: наблюдение, демонстрация картин (иллюстраций, кинофильмов, несложные опыты, труд в уголке природы, игры, рассказ воспитателя, чтение художественной литературы, беседы. Все методы взаимосвязаны между собой и часто используются в сочетании друг с другом, например: наблюдение сочетается с рассказом воспитателя или игрой.

Эффективное формирование экологической культуры можно осуществлять в процессе эколого-натуралистического работы с детьми. В ДОУ проводится определенная работа по формированию у дошкольников экологической культуры, мышления, привитие любви к природе родного края и привлечения их к практической продуктивной природоохранной работе.

Важнейшим методом формирования экологической культуры дошкольников выступает наблюдение. В методике ознакомления дошкольников с природой все методы делятся на две группы в зависимости от того, знакомятся дети с природой через непосредственный контакт с ней, или косвенным путем (через картины, рассказы воспитателя, чтение детской литературы и т. д.). К методам, которые обеспечивают непосредственный контакт с природой, относятся наблюдения, простые исследования, игры с природными материалами. Исследования (Г. К. Матвеевой, П. Г. Саморукова) доказывают, что наблюдение зарождается у младших дошкольников при продуктивной деятельности, например, ребенок, играя в песочнице, лепит куличики. Один из них рассыпается, потому что песок взят с неувлажненного места, а другой – держится. Это сосредотачивает внимание ребенка, заставляет его думать над тем, как добиться успеха.

Наблюдение тесно связано со словом. С помощью слова сообщается цель наблюдения, воспитатель руководит рассмотрением объектов природы и довольно часто в слове фиксируется результат наблюдений (беседы, рассказы о том, что дети видели). Наблюдение не происходит спонтанно. Оно нуждается в руководстве со стороны воспитателя: обучение приемам рационального обследования, сравнения, выделения существенных зависимостей, подведение к обобщениям, формирование отношения к объектам природы. Во время занятий, которые содержат наблюдения, детей учат рассматривать и правильно называть части растений и животных, наблюдать за тем, как едят и передвигаются животные (например, как кролик, лягушка прыгают, у них задние ноги длиннее, чем передние, у птиц крылья – они летают). Во время экскурсий дети под руководством воспитателя могут наблюдать особенности растений, внешний вид и повадки животных и птиц, сезонные изменения в природе. На прогулках можно наблюдать погоду, небо (движение облаков, радугу, сезонные изменения в жизни растений и животных (появление листьев и цветов).

В уголке природы продолжаются наблюдения, проведенные во время прогулок и экскурсий (например, на прогулке дети рассматривают гусеницу (ее внешность, как движется, а в уголке природы рассматривают, как гусеница в банке съела листья на веточке, дети делают вывод о вреде, который наносит гусеница). Во время работы на земельном участке – поливке, рыхлении – дети знакомятся с различными свойствами почвы (сухая, влажная, следят за изменениями во внешнем виде растений и тому подобное. В процессе наблюдения также используются игровые приемы. Они особенно важны в младшем дошкольном возрасте для удержания внимания, лучшего усвоения материала. Например, имитация движений животных («Попрыгали, как воробьи», звукоподражание («Помяукали как кошечка»). В группах старшего дошкольного возраста используются игровые приемы, построенные на состязательности («Кто первый найдет среди деревьев липу» и т. п.).

Важное значение при проведении наблюдений имеет использование художественного слова. Оно обостряет чувственное восприятие, способствует появлению образов, создает соответствующее настроение.

Например, наблюдая отлет журавлей, воспитатель может прочитать стихотворение М. Познанской «Журавли» :

Журавли летят, курлычут,

Шлют последнее «прощай»,

За собою лето кличут,

Улетают в теплый край.

В результате осуществления наблюдений формируется наблюдательность – совокупность личных качеств и способностей человека, которая предполагает умение отмечать существенное в окружающем мире, правильно распознавать типичные черты в тех или иных явлениях. Итак, методу наблюдения принадлежит основная роль в ознакомлении детей с природой.

Формирование экологической культуры происходит не только средствами экологизации воспитательного процесса, но и в процессе практической деятельности дошкольников в естественных условиях. от уровня экологической культуры зависит вопрос выживания человечества, или его деградация с последующим вымиранием. Сформированная экологическая культура личности выполняет ряд функций, в частности: воспитательную – формирование определенных стереотипов поведения человека по отношению к природе; прогностическую – возможность предвидения последствий деятельности человека и преобразования природы; регулятивную - управление отношением общества к природе в процессе хозяйственной деятельности.

Итак, дошкольный возраст – важнейший этап в становлении мировоззрения человека, предусматривает гуманною взаимодействие с природной средой. Это надо знать, помнить и продолжать работать над формированием экологической культуры детей, мышления, привития любви к природе родного края и привлечения их к практической продуктивной природоохранной работе.

Публикации по теме:

Формирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природеФормирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе План по самообразованию Тема: «Формирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе».

Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе МКДОУ ДС №445 «Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе» Автор: Казакова Екатерина.

Консультация для воспитателей «Формирование экологической культуры у детей при проведении акции «Нет весенним палам!»Консультация для воспитателей «Формирование экологической культуры у детей при проведении акции «Нет весенним палам!» Сегодня я хочу привлечь внимание детей и взрослых к проблемам окружающей среды, в частности, к весенним поджогам травы. Самые распространенные.

Консультация «Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста» Природа - источник жизнедеятельности человека. Каждому из нас необходимо овладеть набором экологических знаний, для того, чтобы поведение.

Консультация «Нравственное воспитание дошкольников в процессе ознакомления с природой» Природа - не беспредельный склад, запасы его истощимы, поэтому деятельность человека в природе должна быть разумной, охранной и созидающей.

Основы экологической культуры у детей дошкольного возраста Основы экологической культуры у детей дошкольного возраста "Если с ранних лет дети будут понимать всю необходимость заботы об окружающем.

Развитие связной речи детей младшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с малыми формами фольклораРазвитие связной речи детей младшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с малыми формами фольклора Актуальность Один из принципов дошкольного образования гласит: - приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с природой
Опубликовано: 9 декабря 2023 в 18:51
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с природой» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Томилова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД