Папки-передвижки

Формирование экологического воспитания в первой младшей группе

Миняева Юлия
Формирование экологического воспитания в первой младшей группе

Формирование экологического воспитания в первой младшей группе

Муниципальное бюджетное дошкольное

образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №9 «Колобок» Бугульминского муниципального района РТ»

Формирование экологического воспитания в первой младшей группе

Выполнила:

Миняева Ю. А

2023г.

Публикация «Формирование экологического воспитания в первой младшей группе» размещена в разделах

Формирование экологического воспитания в первой младшей группе

Любовь к природе воспитывается с раннего детства. Люди начинают заново осознавать, что они являются частью окружающего мира, который необходимо беречь. Поэтому экологическое воспитание - одно из приоритетных направлений образовательных и воспитательных программ дошкольных учреждений.

В процессе экологического воспитания детей в детском саду используют различные методы : наглядные (наблюдение, демонстрация) ; практические (игра, труд) ; словесные (рассказы воспитателя, чтение художественных произведений, беседы) и экспериментальные (опыт). В методике экологического воспитания дошкольников все методы классифицируются на две группы в зависимости от того, знакомятся дети с природой через непосредственный контакт с ней, то есть через общение с реальными объектами природы, или через ознакомление опосредованным путем (через картину и т. п.) . К методам, которые обеспечивают непосредственный контакт с природой, относятся наблюдения : несложные опыты, труд в природе. Методы игры ознакомления с природой - рассказы, чтение художественных произведений, беседы. Наблюдение является основным методом ознакомления детей с природой. Сутью наблюдения является непосредственное, целенаправленное, планомерное восприятие детьми процессов, явлений, объектов окружающего мира с помощью органов чувств. Методу наблюдения принадлежит особая роль в познании детьми природы,поскольку он базируется на чувственном восприятии, обеспечивает живой контакт детей с реальными объектами природы, в результате чего у детей формируются реалистичные представления об объектах природы и связи между ними. Во время наблюдения активно взаимодействуют восприятие, мышление и речь, малыши выделяют в предметах и явлениях основные, существенные признаки, устанавливают причинно следственные связи, зависимости. Во время наблюдения за растениями, животными и явлениями природы целесообразно придерживаться следующей схемы :

-Оценка эстетического вида и особенностей строения.

-Требования к условиям жизни.

-Значение природы и человека.

Дети обязательно должны усвоить, что птицы, звери, насекомые, растения живые. Они так же, как и люди, испытывают боль и страх, нуждаются в воде и пище. Если это домашние растения и животные - за них отвечает человек. То есть он должен за ними ухаживать. Если это дикая природа, то её лучше оставить в покое. Можно наблюдать, изучать, но не вредить. Если ребёнок усвоит это, значит, усилия воспитателей и родителей по экологическому воспитанию не пропали даром.

Метод демонстрации заключается в показе детям натуральных предметов или их изображений (картин, диапозитивов, кинофильмов). Демонстрацию используют для уточнения, обобщения и систематизации знаний детей о предметах И явлениях, формирования представлений о недоступных для непосредственного восприятия объектов. Рассказ обогащает ребенка разнообразными впечатлениями. влияет на его ум, чувства, воображение. Рассказ воспитателя должна иметь четко определенную тему, художественную форму, быть динамичным, основываться на близких и интересных для детей фактах. Чтение (слушание детьми) произведений художественной литературы способствует расширению знаний малышей о предметах и явлениях, формированию художественных вкусов, возникновению сопереживания. Беседу используют для обобщения и систематизации знаний. Участвуя в беседе, ребенок должен знать, о чем идет речь, уметь включаться в диалог, поддерживать и развивать его, слушать и понимать собеседника, управлять своим вниманием и др. Игра предусматривает применение в обучении элементов игровой деятельности, в результате чего дидактическая задача становится более понятной, доступной и привлекательной для ребенка, а процесс обучения интересным.

Экологическая составляющая может присутствовать во всех направлениях реализующейся в детских садах деятельности, но также проводятся и отдельные занятия, посвящённые этой теме.

Дети в дошкольном возрасте плохо воспринимают только речевую информацию, она обязательно должна подкрепляться наглядностью. Ребёнок должен иметь возможность видеть то, о чём говорят, а ещё лучше - потрогать или поучаствовать. Самая лучшая форма обучения на этом этапе развития игровая. Дети познают мир через игру и действие.

Малыши 2-4 лет отличаются непосредственностью и любознательностью, и сейчас они как никогда близки к природе. Именно с этого возраста формируется положительное отношение ко всему живому. Главная задача экологического воспитания в младшем дошкольном возрасте - дать начальное представление об устройстве мира и существующих взаимосвязях в нём, заложить ориентиры в мире животных и растений.

В младших группах дети узнают названия животных, насекомых, птиц, кто из них является домашним, а кто диким. какие растения растут в лесу, в огороде, в саду, получают первые знания о природных явлениях, проводят простейшие опыты с водой, снегом, песком, посильно работают в живом уголке или комнате природы, ходят на экскурсии.

Малыши 2-4 лет не могут подолгу концентрироваться на чём То одном, поэтому необходимо всё время менять вид деятельности. Нужно внимательно наблюдать за детьми- как только в глазах racher интерес Н дети отсутствующим начинают C видом смотреть по сторонам, пора переключаться на что - то другое.

ФОРМЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

В младшей группе экологическое воспитание может в младшей проходить в виде :

-занятий ведущей формы организации работы по ознакомлению детей с окружающим миром ;

-экологических праздников и досугов, вызывающих эмоциональный отклик детей на их «природное содержание» ;

-ознакомления детей с природой в повседневной жизни (на прогулках и в процессе игр с природным материалом) .

В первой младшей группе занятия можно начинать с чтения следующих русских народных сказок :

«Репка». На основе этой сказки можно проводить занятия на тему «Что растёт в огороде». Главный герой Дед приходит к ребятам и рассказывает, какие растения есть ещё у него в огороде, как они растут, как используются.

«Курочка Ряба». В гости к ребятам приходит Баба. Она рассказывает, что у неё в хозяйстве есть не только курочка, но и другие животные : коровка, козочка, лошадка, овечка и т. д. Показывает, как они выглядят, обьясняет, для чего они нужны. Эту тему можно продолжить на занятии по конструированию, на котором детям предлагается построить загончик для животных.

«Колобок», «Теремок». На основе этих сказок можно проводить занятия по изучению диких животных, живущих в лесу.

Можно просто прочитать эти сказки, использовать кукольный театр, показать мультфильм или диафильм. Кстати, диафильмы для детей этого возраста предпочтительнее. - нужно Малыши лучше воспринимают статичную картинку какое - то время, чтобы они её разглядели и осознали что видят, рассмотрели детали.

Содержание и оборудование уголка природы в группах младшего дошкольного возраста.

Воспитательное значение природы трудно переоценить. Общение с природой положительно влияет на человека, Делает его добрее, мягче, будит в нем лучшие чувства. Особенно велика роль природы в воспитании детей.

В дошкольном учреждении, ребят знакомят с природой, происходящими в ней в разное время года изменениями. На основе приобретенных знаний, формируются такие качества, как реалистическое понимание явлений природы, любознательность, умение наблюдать, логически мыслить, эстетически относиться ко всему живому. Любовь к природе, навыки бережного отношения к ней, забота о живых существах рождают не только интерес к природе, но и способствуют формированию у них лучших черт характера, как патриотизм, трудолюбие, уважение к труду взрослых, охраняющих и умножающих природные богатства.

В решении задач ознакомления детей с природой, воспитания любви к ней поможет уголок природы детского сада.

При отборе растений в уголок природы в своей группе, мы учитывали ряд требований, что помогало избежать ошибок и обеспечивало эффективность воспитательно-образовательного воздействия наблюдений детей:

Растения должны быть типичными для той или иной систематической или экологической группы. Это дает возможность познакомить детей с основными, типичными чертами, условиями или образом жизни, характерными для большой группы растений.

Растения должны быть внешне яркими, привлекательными, способными вызвать и удержать еще не очень устойчивое внимание детей дошкольного возраста.

Необходимо иметь несколько экземпляров одного вида растений. Это дает детям возможность увидеть в объектах не только общие, но и индивидуальные признаки, подводит ребят к пониманию разнообразия и неповторимости живых организмов.

Растения должны быть абсолютно безопасными для здоровья дошкольников.

Уголок природы - место посильного труда и наблюдений детей. Уход за его обитателями по качеству и затрачиваемым силам и времени должен быть доступен детям дошкольного возраста (при помощи воспитателя). Поэтому мы подбирали неприхотливые растения, не требующие для своего содержания сложного оборудования.

Учитывали возможности нормальной жизнедеятельности, роста и развития растений в условиях помещения дошкольного учреждения с его повышенной температурой, сухостью, наличием шума.

Размещая обитателей в уголке природы, следует учитывать их биологические особенности и потребности. Так, одни комнатные растения (герань, кактус и др) нуждаются в большом количестве солнечного света – их следует поставить в самое светлое место, другие (узумбарская фиалка, бегония др.) плохо переносят солнечные лучи – их помещают в затемненное место).

При размещении растений учитывали и эстетическую сторону: уголок природы должен радовать глаз, украшать интерьер групповой комнаты. При этом объекты размещали таким образом, чтобы дети могли свободно подходить, наблюдать за объектами уголка природы.

Наполнение уголка природы необходимым материалом зависит от возраста детей и от требований Программы воспитания.

При подборе обитателей уголка природы в младших группах мы учитывали прежде всего особенности восприятия детьми предметов (малыши выделяют яркие признаки и свойства, а также образовательные задачи. Малыши должны научиться узнавать и называть 2—3 растения, их основные части (лист, стебель, цветок).

В уголок природы младшей группы мы поместили растения, имеющие четко выраженные основные части (стебель, листья) и ярко, обильно и долго цветущие. Это обыкновенная (или зональная) герань, фуксия, вечноцветущая бегония, бальзамин («огонек», азалия, китайский розан и др. Привлекают внимание детей и растения, имеющие пестро окрашенные листья, — аукуба («золотое» или «колбасное» дерево, колеусы. Аукуба и китайский розан (небольших размеров, кроме того, имеют достаточно крупные и крепкие листья, на которых можно учить детей второй младшей группы первым несложным приемам поддержания растений в чистоте. Этим же приемам можно обучать детей в процессе ухода за молодыми аралиями, фикусами. Из названных видов для наблюдения в течение года вносили 3—4 растения. Какое-то из них должно быть в двух экземплярах, с тем, чтобы дети могли учиться находить одинаковые растения.

Объем знаний детей младшей группы к концу года :

-дети должны знать названия 2 – 3 растений, называть их части: цветок, лист, стебель.

-знать основные растительные группы : дерево, трава.

-уметь рассказывать о растениях, отмечая характерные признаки: один, несколько, цвет, листья – большие, маленькие.

-находить одинаковые растения, знать, что за растениями нужно ухаживать – протирать влажной тряпкой крупные «кожистые» листья растений, рыхлить, поливать их.

-дети должны выполнять следующее: поливать растение подготовленной водой под руководством воспитателя, уметь правильно держать лейку, лить воду аккуратно, протирать листья влажной тряпочкой, чистить поддоны.

Растения должны быть похожими на дерево. траву, неприхотливыми, цветущими, желательно с одноцветными цветками (бегония, с широкими плотными листьями (фикус, контрастными (традесканция).

Уголок природы, который органично вписывается в интерьер, будет украшением групповой комнаты и позволит детям проводить наблюдения и экспериментальную деятельность. Кроме этого, дошкольникам прививаются такие чувства, как ответственность и забота, так как дети учатся ухаживать за животными и растениями.

У каждой группы детского сада есть свой уголок природы. Подбор и размещение объектов в уголок природы проводят в соответствии с возрастом, руководствуясь Программой воспитания в детском саду и Санитарными Правилами и Нормами. В связи с тем, что Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.3049-13 п. 6.11. не допускают размещение аквариумов, животных, птиц в групповых помещениях, здесь помещают только растения.

Обязательно осуществляли ежедневный уход за растениями. На цветах имеются таблички с названием.

Все обитатели уголка природы в детском саду можно разделить на постоянных и временных.

Постоянными обитателями уголка природы будут комнатные растения:

В младшей группе из комнатных растений рекомендуют 4-5 видов неприхотливых растений. Это растения, которые красиво и долго цветут, с ярко выраженными стеблем, листьями и цветами. Например, фикус, примула, бальзамин, колеус, герань.

Временные обитатели уголка природы – это объекты, которые вносятся для наблюдений на непродолжительный отрезок времени:

Осенью мы ставили осенние букеты и цветы из цветника, пересаженные в кашпо.

Зимой сажали зелёный лук в ящики и веточки деревьев ставили в вазы.

Весной – ящики с рассадой для огорода детского сада, букеты весенних первоцветов.

Для кратковременного наблюдения приносили в группу рыбку в банке, хомячка, птичку в клетке, морскую свинку. Конечно, если позволяют площади детского сада, то можно организовать экологическую комнату. В ней разместятся растения и животные, птицы и пресмыкающиеся, наблюдения за которыми предполагает Программа воспитания.

У нас в группе есть «сухой аквариум».

Для этого нужно наполнить аквариум цветными камешками, на заднюю стенку приклеить обои с изображением подводного мира, на дно поместить игрушечных обитателей моря (черепаху, рака, краба и других, на заднюю стенку изнутри аквариума приклеить объёмные наклейки-рыбы, на камешки – наклейки-улитки, морские звёздочки. Дополнить морской пейзаж искусственными водорослями. Аквариум готов.

В группе детского сада рекомендуется иметь календарь погоды. Отмечая погоду в календаре, дети закрепляют знания, полученные в ходе наблюдений в природе.

В младшей группе можно повесить картину с изображением сезона, например, осенний пейзаж. И в уголке природы обязательно находится кукла, одетая по сезону.

Кроме этого, в уголке природы в группе необходимо иметь :

Натуральные овощи и фрукты, либо их муляжи.

Наборы картинок с изображением животных, птиц, насекомых и прочее.

Альбомы «Времена года»; книжки с иллюстрациями, на которых изображены животные; картины известных художников.

Рисунки детей о природе и поделки из природного материала.

Материал для труда. Фартуки, леечки, лопатки, палочки для рыхления, тряпочки пригодятся для ухода за комнатными растениями. Метёлочки и совочки – для поддержания чистоты в уголке природы и группе.

Оборудование для экспериментов. Формочки, воронки, лопатки, сита будут нужны для игр с песком. Для игр с водой можно использовать пипетки, одноразовые шприцы, ёмкости разной формы. Для изготовления поделок необходим природный и бросовый материал (ракушки, камешки, шишки, жёлуди, каштаны, веточки). Дидактические игры природного содержания «Кто что ест?», «Чей домик?», «Чей малыш?» и другие.

Уголок природы необходим не только для наблюдений. Ещё он способствует формированию трудовых навыков. Уже с младшей группы мы привлекали детей выполнению отдельных трудовых поручений. Чтобы научить детей любить и беречь растения и животных, воспитатель должен обладать сам этими качествами. При уходе за обитателями уголка, педагог должен помнить, что его отношение к ним является образцом, которому подражают дети. Нужно хорошо знать биологические особенности рекомендованных для детского сада растений и животных, иначе нельзя научить ребят правильным приемам ухода за ними.

Публикации по теме:

Формирование экологического образования детей через проекты и акции по датам экологического календаря Экологическое воспитание - систематическая педагогическая деятельность, направленная на развитие у дошкольников экологической культуры.

Интерес к природе как средство экологического воспитания дошкольниковИнтерес к природе как средство экологического воспитания дошкольников Ведущую роль в экологическом воспитании детей дошкольного возраста играет формирование у них познавательного интереса к природе. Во время.

Конспект экологического воспитания в младшей разновозрастной группе «Знакомство со снегом»Конспект экологического воспитания в младшей разновозрастной группе «Знакомство со снегом» Цель: развивать любознательность и наблюдательность в процессе ознакомления с окружающим миром. Задачи: продолжать знакомство со свойствами.

Консультация «Дидактическая игра как средство экологического воспитания дошкольников» Человек - часть природы, он не может жить вне ее, не может нарушать законы, по которым существует окружающий его мир. Только научившись.

Огород как средство экологического воспитания дошкольниковОгород как средство экологического воспитания дошкольников Огород, как средство экологического воспитания дошкольников, позволяет ребёнку не только расширять свои познания в области окружающей.

Разнообразие форм и методов экологического воспитания в старшей группе ДОУРазнообразие форм и методов экологического воспитания в старшей группе ДОУ Как часто мы от природы берем все, не отдавая взамен ничего? Обычное потребительское отношение. К окружающему миру, людям, иногда даже самому.

Рекомендации родителям по организации экологического воспитания в домашних условияхРекомендации родителям по организации экологического воспитания в домашних условиях Ребенок по своей натуре любознателен. Его интересует все новое, неизведанное. Чувство любознательности расценивается как стремление к приобретению.

Сказка как средство экологического воспитания старших дошкольников Аннотация: Данная статья раскрывает роль сказок в экологическом развитии детей старшего дошкольного возраста. Экологическая сказка является.

Библиотека изображений:

Публикация Формирование экологического воспитания в первой младшей группе (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Миняева Юлия на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Формирование экологического воспитания в первой младшей группе
Опубликовано: 16 октября 2023 в 20:00
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!

1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД