МААМ-картинки

Формирование экологического мировоззрения детей дошкольного возраста посредством ознакомления с природой родного края

Шелованова Оксана
Формирование экологического мировоззрения детей дошкольного возраста посредством ознакомления с природой родного края

В начале нового тысячелетия в нашей стране сложилась система непрерывного экологического образования, которая уже на уровне дошкольного образования нацелено на формирование базовой экологической культуры детей дошкольного возраста.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее ФГОС ДО, представляющий собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию, позволяет вписать экологическое воспитание в систему общей образовательной деятельности с детьми, осуществляемой на основе стандарта. [ФГОС]

Публикация «Формирование экологического мировоззрения детей дошкольного возраста посредством ознакомления с природой родного края» размещена в разделах

Стандартом определены возможные и желательные достижения ребенка в его интеллектуальном и личностном развитии (целевые ориентиры). Достижения в общении с природой сформулированы следующим образом : «Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы. склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, природном и социальном мире. Обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания» [ФГОС]. Содержание этой направленности составляет базовую основу модели экологического образования обучающихся нашего дошкольного образовательного учреждения.

Следует констатировать тот факт, что в 90-е годы в отечественной системе образования появилось большое количество программ по экологическому образованию детей дошкольников разного.

Авторы программ предлагают разнообразные формулировки целей и задач экологического воспитания дошкольников. Так Н. А. Рыжова рассматривает экологическое образование как неотъемлемую часть общего образования [17]. Е. Ф. Терентьева предполагает, что «экологическое воспитание дошкольников можно рассматривать как процесс формирования осознанно-правильного отношения к окружающей природе» [6]. С. Н. Николаева считает, что формирование начал экологической культуры — «это становление осознанно-правильного отношения к природе во всем ее многообразии, к людям, охраняющим и созидающим на основе ее богатства материальные и духовные ценности» [7]. Так или иначе, все авторы сходятся на том, что экологическое образование детей в дошкольном возрасте следует сфокусировать на процессе формирования осознанно-правильного отношения к окружающей природе, во взаимосвязи всех её объектов.

Экологическая практика нашего дошкольного учреждения, расположенного в живописной по своей природосодержательности сельской местности представлена целостной системой экологического образования, предполагающей реализацию следующих задач: формирование адекватных экологических представлений о взаимосвязях в природе, развитие отношений к природе как нашему общему дому, переживание себя как части природы, формирование системы умений и навыков экологически целесообразного поведения, взаимодействие с природой, воспитание любви к природе родного края (интегрирующей все основные виды детской деятельности).

В основе системы лежит основная образовательная программа МБДОУ «Детский сад №19д. Жилина» и образовательные технологии парциальной программы С. Н. Николаевой «Юный эколог» представляющие часть программы, формируемой учреждением.

Основные направления системы экологического образования детей, реализуемые в учреждении созвучны с направлениями, рекомендованными в программе С. Н. Николаевой: неживая природа – среда жизни растений, животных, человека; многообразие растений и их связь с средой обитания; многообразие животных и их связь с средой обитания; рост и развитие растений и животных, их связь с средой обитания; жизнь животных и растений в сообществе; взаимодействие человека с природой.

Системную реализацию направлений экологического образования обеспечивают имеющиеся в учреждение образовательные ресурсы.

Ключевым ресурсом, по нашему мнению, является грамотно организованная природная среда в составе развивающей предметно – пространственной среды (РППС) детского сада. Она рассматривается нами как комплекс условий, обеспечивающих прямое и косвенное воздействие на экологическое развитие ребенка в детском саду, на укрепление его физического и психического здоровья, успешность его дальнейшего разностороннего развития и образования.

С целью организации с детьми систематических наблюдений в природе, в состав природной среды включена оформленная на территории детского сада экологическая тропа, выполняющая познавательную, развивающую, оздоровительную и эстетическую функции. Она представлена малой и большой экологическими тропинками.

Малая экологическая тропинка содержит : мини клумбу, (полевые и садовые цветы, мини пруд (лягушка, карась в теплое время года, на зиму переносится в аквариум зимнего сада, мини альпийскую горку, хвойное дерево (ель, поляну лекарственных растений, мини луг, огородные грядки. На них дети выращивают овощные культуры (лук, томат, укроп, горох, редис, кабачки и др., наблюдают за их ростом, узнают о коварных сорняках, проводят эксперименты («В какой почве лучше овощи растут», «О влиянии полива на жизнь растений»).

На малой тропе размещены крупные поделки из природного и бросового материала имитирующие «Деревенский дворик» (макет колодца, улей, лошадь с телегой, фигура рыбака, фигура садовника, изготовленные в процессе совместной деятельности всех субъектов образовательного процесса.

Прогулки, организуемые с детьми на малой экологической тропинке – это мини-путешествия, которые создают особый, своеобразный мир ощущений, эмоциональный подъём и хорошее настроение. Дети становятся веселее, раскованнее, общительнее. Маленькие дети, как правило, очень впечатлительны, поэтому их легко привлечь к наблюдению за цветом неба, формой и окраской деревьев, строением растений и пр. Они радуются и удивляются капельке воды, прозрачности льда, журчанию ручейка, пению птиц, полёту жучка.

Большая экологическая тропинка включает одиннадцать экологических зон : фруктовый сад, альпийскую горку, цветники, травянистые луга (клевер, тимофеевка, липовую аллею, березовое и рябиновое сообщество, хвойное сообщество, овощные грядки на детских огородах, скворечный дворик и птичий столб, тропу белок (живут на воле, перемещаясь по деревьям, они прибегают на прогулочные участки детского сада, где дети наблюдают за ними и подкармливают их.

Экологическая тропа находит свое продолжение на территории ФГ НУ Всероссийского научно-исследовательского института селекции плодовых культур (далее ВНИИСПК, на территории которого располагается детский сад) дендропарке-заповеднике, яблоневых садах, плантациях смородины и малины, где для детей организуются наблюдений в весенне- летний, осенний и зимний периоды

Одной из эксклюзивных зон экологической тропы является уникальная местная достопримечательность, известная во всём мире – это дендрологический парк – заповедник (далее Дендропарк) распложенный на территории ВНИИСПК. Дендропарк создан ландшафтным архитектором Л. Е. Розенбергом в 1968 г. с целью ознакомления современного социума с богатством мировой флоры. Растительность дендропарка представлена экспозициями древесно-кустарниковых насаждений шести ботанико-географических зон: Еврепейской, Средиземноморской, Сибирской, Восточно-Азиатской, Среднеазиатской, Американской и Африканской.

Путешествуя по дендропарку, дети знакомятся и наблюдают за уникальными растениями, любуются рукотворной и не рукотворной красотой природы родного края.

Экскурсии и наблюдения на большой экологической тропе проводятся планомерно и в системе. Наши дети имеют возможность посещать постоянные места наблюдения (дендропарк, фруктовый сад, плантации ягодника, кустарников смородины и малины) и объекты наблюдения (деревья, кустарники, травы и пр., следить за постоянными видами насекомых и птиц в разные времена года, в разных погодных условиях. В результате наблюдения и сравнения дети имеют возможность видеть, что на первый взгляд неподвижный мир природы меняется и движется, меняются краски и запахи, звуки и повадки. И всё это связано с погодными условиями, со сменой времён года и их месяцев.

Все участники образовательной деятельности дошкольной организации с удовольствием принимают участие в природоохранных акциях, которые учат любить свой дом природы, заботиться о нём, наводить в нём порядок. Кроме того, объекты экологической тропы дают большие возможности для организации систематических наблюдений, проведения экологических праздников и народных забав, эмоционального и познавательного развития детей (чувства сострадания и сопереживания определяют отношение детей к природе, выражающееся в готовности помочь попавшим в беду животным или растениям).

Взаимодействие с администрацией и учеными ВНИИСПК, позволяет проводить экскурсии с детьми не только на его территории, но и в помещениях института, где дети знакомятся с работой ученых и лаборантов, которые зачастую являются родителями наших ребят. Учёные института дают дошкольникам элементарные представления о том, как выводятся сорта новых растений, сколько людей трудится, чтобы вырастить замечательные яблони, кустарники смородины и малины, сливы и вишни из маленького плодового семечка или косточки и как много времени уходит на эту работу.

Значительным ресурсом для формирования экологического мировоззрения обучающихся сельского детского сада наряду с природными объектами территории, выступают объекты образовательного пространства помещений дошкольного учреждения. К ним относятся не менее уникальный зимний сад и уголки природы групповых помещений, за объектами которых дети ежедневно наблюдают и ухаживают.

Зимний сад является одним из любимых мест времяпровождения детей. Он представляет из себя помещение с искусственно созданными условиями для круглогодичной жизнедеятельности растений и животных, что обеспечивает детям возможность организации непосредственной образовательной и исследовательской деятельности по экологии, наблюдений, коллективной и индивидуальной работы, дидактических игр экологического содержания и релаксации.

В зимнем саду расположение объектов живой и неживой природы организовано по зонам, в соответствии с их климатическими и физиологическими особенностями.

В Зоне «Живой уголок» содержатся: кролик Лиза, морские свинки, водные красноухие черепахи и черепаха сухопутная, волнистые попугаи и попугаи неразлучники, а также довольно крупный сенегальский попугай, аквариумные рыбки и речные карпы, тропические улитки ахатины. При подборе обитателей живого уголка нами учитывалась среда и место их обитания (водные, летающие, живущие на суше, разные систематические группы (птицы, звери, земноводные, моллюски).

Зона «тропических растений» объединяет группу комнатных растений, родиной которых являются тропики (разновидности плюща, монстера, кротон, кливия, мирт, диффенбахия, сингониум, орхидеи, сансевьера трехполосая, фикусы (мелколистный, бенджамино, туполистный, требующих обеспечения соответствующих их особенностям условий для роста и развития.

Зона «пустыни» представлена растениями, приспособленными к естественным условиям в этом климатическом поясе. В основном это разновидности кактусов и алоэ, расположенные на специально обработанном песке (имитирующем почву пустыни) заполняющем изготовленный из дерева макет пустыни, здесь же расположены муляжи живых объектов (змеи, ящерки, пауки и пр.).

Зона «лекарственных растений», включает растения, которые используются в народной медицине в качестве лечебных средств: каланхое, алоэ, душистая герань, мирт, бегонии (угловатая, вечноцветущая, гибискус китайский, хлорофитум хохлатый. В период вирусных заболеваний детям полезно находиться среди этих растений, ухаживая за цветами, дети осваивают знания о их размножение различными способами (черенками, листочками, семенами, розетками, отводами).

«Лаборатория природы» для организации поисково-исследовательской деятельности оснащена оборудованием для экспериментальной и исследовательской детской деятельности (пластмассовые колбы, стаканы, баночки, микроскоп, детские лупы и пр.). В этой зоне проводятся опыты и эксперименты с объектами неживой и живой природы. Объекты неживой природы : песок, почва, глина, наборы различных по форме, окрасу и величине камней и пр. Объекты живой природы : рассада для «огорода на окошке, для высадки на участках и клумбах, черенки комнатных растений, пророщенный овес для животных, распустившиеся ветки деревьев и пр.

Под лабораторией природы мы понимаем специально выделенное место в помещение зимнего сада для самостоятельной деятельности детей, направленной на выявление свойств и качеств объектов природы, связей и зависимостей в природной среде через опытно-экспериментальную и поисковую деятельность. Лаборатория — это новый элемент для нашей развивающей предметной среды, она создана для развития у детей интереса к исследовательской деятельности и способствует формированию основ научного мировоззрения.

Таким образом, специально организованная природная развивающая предметно- пространственная среда детского сада как ресурс экологического образования максимально содействует раскрытию образовательного потенциала сельской дошкольной образовательной организации, обеспечивает условия для индивидуальной познавательно- творческой активности сельских воспитанников, служит целям сохранения и развития их психического и физического здоровья, с ориентацией на зону ближайшего развития.

Однако, с научной точки зрения, сами по себе объекты природной среды, как бы грамотно они не были организованы в пространстве, даже при полном соответствии возрастным возможностям детей и содержанию Программы, не могут выполнять развивающие функции. Развивающей может рассматриваться лишь содержательно- насыщенная детская деятельность с этими предметами и объектами, в формах, специфических для детей каждой возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающих разностороннее развитие ребенка.

Экологическая практика детского сада представлена широким спектром образовательных технологий, в их ряду как инновационные, так и традиционные технологии и формы организации детской деятельности : непосредственно организованная образовательная деятельность (занятия), экскурсии, экологические акции, экологические праздники и досуги, циклы наблюдений за живыми и неживыми объектами природы, труд в природе и прочие.

Наиболее эффективной педагогической технологией, которая обеспечивает детям возможность овладеть необходимыми знаниями и навыками поведения в природе, с нашей точки зрения, является метод проектов, который носит интегрированный характер и решает целый комплекс развивающих и обучающих задач в интеграции ряда образовательных областей. Рациональным элементом данной технологии мы рассматриваем его результативный компонент, предполагающий определенный «продукт деятельности» в виде выставок поделок, рисунков, организации праздников и прочее.

Метод проектов позволяет сделать участниками образовательной деятельности родителей (законных представителей) и других членов семьи ребёнка, которые заинтересованно вместе с педагогами и детьми организуют выставки творческих работ, где представляют семейные поделки из природного материала, рисунки, книжки, изготовленные своими руками, сказки, и рассказы придуманы детьми и родителями (законными представителями).

Ценным для маленького гражданина современного общества, с нашей точки зрения является то, что наблюдая природу родного края, выполняя элементарные трудовые действия на экологической тропе и в зимнем саду, ребенок накапливает представления о природных объектах и явлениях, получает знания о значении каждого объекта природы, о взаимосвязи её явлений. Дети учатся замечать необычные объекты природы родного края, а позднее и любоваться её красотой. Так у детей закладываются базовые основы навыка бережного отношения к богатствам природы, воспитывается чувства гордости и восхищения природой родного края, что способствует формированию у современного ребёнка чувств гражданственности и патриотизма, которые наш земляк поэт Василий Катанов выразил в стихах

…Орловский край!

Восторженно и нежно:

Люблю я твой обветренный простор,

Твои сады в наряде белоснежном,

Твоей зари рябиновый костер.

Таким образом, использование природных ресурсов родного края, где дети родились, где живут вместе со своей семьёй, в целях экологического образования детей дошкольного возраста позволяет учить их не только воспринимать и любоваться красотой природы, но и дает возможность прививать детям чувство заботы о ней, потребность оберегать её объекты, прививать доброе отношение ко всему живому и формировать экологическое самосознания уже на первом уровне общего образования – дошкольном образовании.

Публикации по теме:

Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с природой родного края из опыта работыОзнакомление детей старшего дошкольного возраста с природой родного края из опыта работы Кому как не детям дошкольного возраста близок и понятен мир природы. Дети всегда и везде в той или иной форме соприкасаются с природой.

Ознакомление с природой как средство развития внимания детей региональный компонент «Растения родного края»Ознакомление с природой как средство развития внимания детей региональный компонент «Растения родного края» Умение «смотреть» и «видеть», «слушать» и «слышать» не развивается само собой, не дается от рождения в готовом виде, а воспитывается. Для.

Дидактическая игра-пазл «Деревья родного края» для детей старшего дошкольного возрастаДидактическая игра-пазл «Деревья родного края» для детей старшего дошкольного возраста Воспитатель высшей квалификационной категории Курнина Любовь Владимировна МБДОУ детский сад № 54 «Теремок» г. Ковров Владимирская обл. Уважаемые.

Формирование социокультурных ценностей у детей дошкольного посредством ознакомления с малыми фольклорными формамиФормирование социокультурных ценностей у детей дошкольного посредством ознакомления с малыми фольклорными формами Формирование социокультурных ценностей у детей дошкольного возраста через ознакомление с малыми фольклорными формами, в том числе со сказками.

Обобщение опыта работы «Формирование экологического сознания у старших дошкольников посредством ознакомления с природой» Меня зовут Пошивалова Наталья Юрьевна. Я работаю воспитателем в МБДОУ детский сад №12 «Светлячок», городской округ г. Бор. Стаж работы –.

Перспективное планирование занятий по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с природой родного краяПерспективное планирование занятий по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с природой родного края О значении природы в развитии дошкольника писали многие великие отечественные педагоги. К. Д. Ушинский настаивал на введении ребенка в мир.

Проект по экологическому воспитанию «Детский экотуризм как средство ознакомления с природой родного края»Проект по экологическому воспитанию «Детский экотуризм как средство ознакомления с природой родного края» Ольга Андреева Проект по экологическому воспитанию «Детский экотуризм как средство ознакомления с природой родного края» Макет "Дикие животные. Лес.

Формирование познавательного интереса у детей посредством ознакомления с семьей, родным краемФормирование познавательного интереса у детей посредством ознакомления с семьей, родным краем .

Создание гербария как средство ознакомления детей дошкольного возраста с природой родного краяСоздание гербария как средство ознакомления детей дошкольного возраста с природой родного края Создание гербария, как средство ознакомления детей дошкольного возраста с природой родного края. В нашей группе дети, совместно с воспитателем,.

Творческая деятельность посредством ознакомления с природой в группе компенсирующей направленностиТворческая деятельность посредством ознакомления с природой в группе компенсирующей направленности Развитие творческой деятельности у воспитанников – одна из важнейших задач педагогов. Для развития творчества необходимо получать разнообразные.

Библиотека изображений:

Публикация Формирование экологического мировоззрения детей дошкольного возраста посредством ознакомления с природой родного края (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Шелованова Оксана на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Формирование экологического мировоззрения детей дошкольного возраста посредством ознакомления с природой родного края
Опубликовано: 6 февраля 2022 в 12:37
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!

1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД