Лучший педагог года

Формирование воображения дошкольников путем морфологического анализа

Елена Родина
Формирование воображения дошкольников путем морфологического анализа

Формирование воображения дошкольников путем морфологического анализа

Описание метода

На основе кругов Луллия швейцарский астрофизик Ф. Цвикки в 30-х годах двадцатого столетия создал метод под названием «Морфологический анализ». Суть его та же самая, что в кругах Луллия, но мыслительные операции, основанные на комбинировании, осуществляется с помощью таблицы, где по вертикали и горизонтали выставляются какие-либо показатели. Пересечение значений этих показателей и является основой аналитической деятельности. Например.

Создание фантастического животного

Публикация «Формирование воображения дошкольников путем морфологического анализа» размещена в разделах

По вертикали обозначены разные виды животных (картинками или схемами, на горизонтали-части их тела. Необходимо заполнить клетки пересечения и указать наличие обозначенных на горизонтали значений каждого признака у животных. После того как таблица заполнена, можно выборочно взять некоторые значения и создать фантастическое животное, у которого будет голова зайца, туловище крокодила, хвост лисы, а ноги жирафа. Возможны и другие комбинации.

С целью упражнения детей в использовании модели «Объект-Признак-Значение признака» рекомендуется строить морфологическую таблицу по следующей схеме

Необычный образ Бабы Яги

Выделим основные критерии, по котором можно охарактеризовать этот сказочный персонаж, и занесем их в таблицу по вертикали. Количество характеристик выбирается произвольно, чем их больше, тем подробнее степень описания образа. В число этих признаков можно внести части тела, особенности голоса, даже язык общения.

Пример: Баба Яга- молодая девушка в спортивном костюме. По характеру она ужасно капризна. Домом ей служит нью-йоркский небоскреб, а вместо с тупы она передвигается на ходулях.

По каждому созданному образу следует придумать историю с участием героя.

Цели:

формирование у детей осознанного отношения к анализу строения объектов и созданию на основе сочетания частей новых объектов,

формирование действий познавательного характера,

Создание условий для усвоения обобщенной модели комбинаторики,

Создание условий для оценки ребенком полученных им идей.

Методические рекомендации

С детьми 3 лет организуется работа по «Волшебной дорожке» с одним вертикальным показателем (герой) и двумя-четырьмя горизонтальными показателями (форма, цвет, размер). Для обозначения используются картинки объектов.

Для работы с детьми 4-5лет по вертикали «Волшебной дорожки» располагаются картинки или схематические изображения (цветом, буквами, знаками). По горизонтали – части суток, времена года, погодные условия, приемы фантазирования.

Дети5-7 лет могут работать с неограниченным количеством вертикальных и горизонтальных показателей.

Морфологический анализ, как правило, проводится с группой детей в форме обсуждения

Ожидаемые результаты

Умение давать большое количество вариантов ответов в рамках заданной темы.

Самостоятельный выбор наиболее интересных ответов, их оценка. Подробный рассказ о фантастическом действии.

Выстраивание сюжета на основе самостоятельно выбранных показателей: (героя, функции (целей).Описание изменений свойств и поведения героя в разных обстоятельствах.

Усвоение обобщенной модели комбинаторики.

Публикации по теме:

Формирование патриотических чувств у дошкольников «Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохранённое предшествующим поколением, может любить Родину, узнать её, стать подлинным.

Формирование доброжелательных отношений дошкольников (1 часть)Формирование доброжелательных отношений дошкольников (1 часть) 2 часть Как показали последние социологические исследования, проведённые среди родителей и воспитателей, самыми ценными качествами детей.

Формирование доброжелательных отношений дошкольников (2 часть)Формирование доброжелательных отношений дошкольников (2 часть) 1 часть Коррекционная программа включает в себя 7 этапов: 1 – этап. Общение без слов. Главной целью первого этапа является переход.

Формирование национального самосознания дошкольников путем приобщения к декоративному рисованию по мотивам народной росписиФормирование национального самосознания дошкольников путем приобщения к декоративному рисованию по мотивам народной росписи «Народ, не признающий своё прошлое — народ без будущего!» Современные приоритеты образовательного стандарта способствуют возрождению.

Интерактивная игра для педагогов к МО «Патриотическое воспитание дошкольников путем приобщения к истории государства» Цель: Активизировать знания педагогов по ознакомлению детей с социальным миром (образовательная область «Познавательное развитие»). Воспитывать.

Формирование у детей представлений о структурных единицах языковой системы и навыков языкового анализа и синтезаФормирование у детей представлений о структурных единицах языковой системы и навыков языкового анализа и синтеза Метод моделирования - как инновационный подход в работе по формированию у детей представлений о структурных единицах языковой системы и.

Развитие творческого воображения у старших дошкольников в процессе проектной деятельности по лепке в семейном детском садуРазвитие творческого воображения у старших дошкольников в процессе проектной деятельности по лепке в семейном детском саду Развитие творческого воображения у старших дошкольников в процессе проектной деятельности по лепке в семейном детском саду в зимний период.

Развитие воображения у старших дошкольников через лепку предметовРазвитие воображения у старших дошкольников через лепку предметов Формирование творческой личности одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Решение ее должно начаться.

Формирование здорового образа жизни у дошкольников Есть такая поговорка: «В здоровом теле – здоровый дух». Первые представления о здоровье и здоровом образе жизни формируются уже в дошкольном.

Статья «Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческого воображения дошкольников» НЕТРАДИЦИОННЫЕ ТЕХНИКИ РИСОВАНИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ Доронина Н. А. муниципальное бюджетное дошкольное.

Библиотека изображений:

Публикация Формирование воображения дошкольников путем морфологического анализа (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Елена Родина на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Формирование воображения дошкольников путем морфологического анализа
Опубликовано: 22 мая 2020 в 15:07
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД