Лучший педагог года

Формирование валеологической грамотности и культуры посредством внедрения Федеральной междисциплинарной программы «Здоровье»

Конанова Анна
Формирование валеологической грамотности и культуры посредством внедрения Федеральной междисциплинарной программы «Здоровье»

Здоровье – одна из вечных общечеловеческих ценностей. Что касается населения России (в первую очередь детей, то его здоровье ухудшается из года в год.

Собственный педагогический опыт выстраивался исходя из теоретических позиций и многочисленных исследований педагогов, психологов, медиков, физиологов: Р. И. Айзман, Н. А. Ананьева, М. В. Антропова, В. Ф. Базарного, М. М. Безруких, Г. К. Зайцева. А так же В. Н. Касаткина и Л. А. Щеплягиной, опыт которых использую в области единого человекоцентрического предмета, в котором информация по анатомии, физиологии, психологии, антропологии и многим другим предметам служит самопознанию, самовосприятию и самоуважению. Авторы программы «Здоровье» выделили 7 модулей для изучения на каждой ступени школы с учетом возрастных особенностей учащихся:

Публикация «Формирование валеологической грамотности и культуры посредством внедрения Федеральной междисциплинарной программы „Здоровье“» размещена в разделах

1) Самопознание через знание своего тела и через ощущения, чувства и образ;

2) Самопознание через осознание межличностных отношений;

3) Гигиенические правила и предупреждение инфекционных заболеваний;

4) Питание и здоровье;

5) Основы личной безопасности и профилактика травматизма;

6) Культура употребления медицинских услуг;

7) Предупреждение употребления психоактивных веществ.

Эти разделы интегрируются на различных предметах, в различных областях знаний.

Новизна заключается в том, что при интеграции учебно-воспитательного процесса комбинирую элементы различных образовательных здоровьесберегающих технологий при изучении одной темы, одного предмета, ведь известно, что постоянство – враг интереса. На уроки приглашаются психологи, «узкие» специалисты и валеологи. Главная задача реализации оздоровительной технологии – такая организация оздоровительного процесса на всех уровнях, при которой качественное обучение развития и воспитание сопровождается нанесением ущерба их здоровью.

Процесс интеграции Федеральной программы «Здоровье» в курс по общеобразовательным предметам начинаю с отбора элементов ее содержания по каждому разделу, который либо сочетаются с програмным учебным материалом по предмету, либо с формой организации деятельности на уроке.

Эта предварительная тематическому планированию работа проводится с целью обеспечения системности интеграционного процесса в рамках одного учебного года.

Цель урока по предмету (в том числе по программе «Здоровье»)

Мотивация

Актуализация опорных знаний (в том числе по разделам Федеральной программы «Здоровье».)

Основная часть интегрированного урока

Урок закрепления знаний. Закрепление

Урок новых знаний: воспроизведение учителем материала. Осмысление, закрепление

Урок обобщения. Обобщение

Формирование представления, отношения к представлению, стратегия поведения или одного из этих уровней усвоения.

Проверка усвоения, в том числе по Федеральной программе «Здоровье»

Самоанализ, рефлексия

Анализ

Для получения большего положительного эффекта выстраиваю системность и последовательность интеграционного процесса, для этого при составлении тематического планирования по общеобразовательному предмету вношу раздел (валеологический аспект через внедрение Федеральной программы Здоровье). В нем перечислены элементы содержания программы «Здоровье», интегрируемые в урок.

Программа, независимо от общеобразовательного предмета включает в себя четыре уровня:

- усвоение;

- представление;

- отношение к представлению;

- стратегия поведения.

Эти уровни могут быть реализованы как в рамках одного интегрированного урока, так и на ряде уроков. Использую оба варианта, но предпочитаю первый с целью глубокого воздействия на личность ребенка, его позитивной «Я – концепции».

Убеждена, что при внедрении программ обучения здоровью с новым содержанием и старыми методами может потерпеть неудачу; если обучение здоровью превратится в ряд уроков школьной программы с домашними заданиями, отметками, изучениями параграфов. Поэтому использую в своей педагогической практике:

1. Активные методы обучения. Они основаны на диалоге и свободном обмене мнениями, формируют устойчивый интерес, способствуют активной поисковой деятельности.

2. Интерактивные методы обучения помогают обеспечивать взаимодействие с учениками в форме учебных игр и ситуаций, способствуют педагогически эффективному познавательному общению.

3. Технология игровой деятельности позволяет повысить у учащихся интерес к учебным занятиям, формировать практические умения через приближение учебного процесса к реальным социальным ситуациям.

4. Тренинговые технологии позволяют учащимся изменять собственное «Я» через общение в доверительной атмосфере и неформальной обстановке.

5. Игровое проектирование позволяет развивать интеллектуальные умения и навыки, при условии познавательной и социальной мотивации. Применяя данные методы, убедилась, что они способствуют социализации личности и действительно помогают формировать важные жизненные навыки.

Работая по данной проблеме, стала отчетливо понимать, что невозможно ориентировать поведение учащихся на здоровье, используя лишь назидание и традиционный педагогический арсенал, который проверяется ЗУНами. Эти методы вызывали активное или пассивное сопротивление, которое является обычной и совершенно нормальной реакцией на попытку изменить структуру их сознания. Содержание каждого раздела программы начала преподавать в контексте практических навыков.

Например:

• Классные часы

• Работа с группой детей, подверженных стрессовым ситуациям.

• Праздники

• Консультационная работа

Результатом своей работы считаю:

-умение учащихся организовывать учебу и отдых с наибольшим эффектом для укрепления и сохранения здоровья;

-умение оказывать первую медицинскую помощь себе и окружающим при несчастных случаях;

-владение элементарными методами физической и психологической самозащиты в стрессовых ситуациях;

-противостояние негативному влиянию природной и социальной среды на собственное здоровье;

-владение способами поведения в чрезвычайных ситуациях;

-знание положительных и отрицательных факторов, влияющих на здоровье;

-желание учащихся посещать лицей – простой, но очень информативный показатель. Он отражает не только психологические характеристики, но и интерес к урокам и предметам.

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Формирование культуры еды» Консультативная помощь родителям в рамках семейной гостиной «Как растет мой малыш».Цель: привлечь внимание родителей к формированию у детей.

Формирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природеФормирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе План по самообразованию Тема: «Формирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе».

Формирование сенсорной культуры у детей младшего возраста посредством дидактических игр Хочу поделиться опытом работы по теме «Использование дидактических игр для развития сенсорной культуры у детей младшего возраста» (На примере.

Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе МКДОУ ДС №445 «Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе» Автор: Казакова Екатерина.

Фотоотчет «Формирование финансовой грамотности в детском саду»Фотоотчет «Формирование финансовой грамотности в детском саду» Экономическое воспитание детей дошкольного возраста происходит в ходе сюжетно - ролевых и дидактических игр. С детьми составили проект по.

Формирование навыков культуры поведения младшего дошкольника Формирование навыков культуры поведения младшего дошкольника Шепель М. В., Смирнова О. М. Согласно Федеральному государственному образовательному.

Программа «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья»Программа «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья» ПРОГРАММА «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья» Составила: Волкова.

Формирование экологической культуры дошкольников посредством опытно-исследовательской деятельности «Воздух-невидимка» Образовательная область: познание. Интеграция образовательных областей: игровая, продуктивная, коммуникативная, трудовая, познавательно.

Мастер-класс «Формирование основ финансовой грамотности у старших дошкольников»Мастер-класс «Формирование основ финансовой грамотности у старших дошкольников» Единый Методический День «Инновационные педагогические практики в работе с детьми дошкольного возраста» в рамках реализации инициативного.

Презентация к образовательному проекту «Тратим разумно. Сберегаем и экономим». Формирование основ финансовой грамотностиПрезентация к образовательному проекту «Тратим разумно. Сберегаем и экономим». Формирование основ финансовой грамотности Презентация к образовательному проекту "Тратим разумно. Сберегаем и экономим" формирование основ финансовой грамотности старших дошкольников.

Библиотека изображений:

Публикация Формирование валеологической грамотности и культуры посредством внедрения Федеральной междисциплинарной программы «Здоровье» (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Конанова Анна на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Формирование валеологической грамотности и культуры посредством внедрения Федеральной междисциплинарной программы «Здоровье»
Опубликовано: 3 апреля 2021 в 11:11
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД