МААМ-картинки

Формирование в дошкольном детстве системы знаний об окружающей среде

Людмила Самсоник
Формирование в дошкольном детстве системы знаний об окружающей среде

Знание не обеспечивают полноты умственного развития, однако без них он невозможен. Поэтому основы умственного воспитания дошкольников составляет ознакомление с окружающим миром, в процессе которого дети усваивают разнообразные знания. Определение объема и содержания знаний, обеспечивающих полноценное развитие ребенка дошкольного возраста - одна из традиционных проблем педагогики. Первенство в решении этой проблемы принадлежит Я. А. Коменского. В работе «Материнская школа» педагог изложил программу знаний, взяв за основу принцип энциклопедичности. Это означает, что в дошкольном возрасте недопустимо ограничивать познания окружающей действительности отдельными аспектами. Малыш воспринимает мир целостно, так, и знания его должны быть разнообразными (о природе, труде, экономике, небесные светила и др.).Я. А. Коменского определил еще одно требование к знаниям маленьких детей : они должны стимулировать воспитание. Эти принципы (энциклопедичность знаний и их воспитательный характер) учтены в современных программах для дошкольников.

Публикация «Формирование в дошкольном детстве системы знаний об окружающей среде» размещена в разделах

Долгое время объем необходимых для развития ребенка знаний определялся по программам воспитания. Условно по материалам их разделяют на: сведения о природе, предметный мир, труд и профессии, о явлениях окружающей жизни. В разделе о явлениях общественной жизни были представлены преимущественно материалы политического характера (Октябрьская революция, вожди).

За последнее десятилетие разработано много альтернативных программ с четко определенным объемом знаний об окружающем мире : «Малыш», «Ребенок», «Ребенок в дошкольные годы», «Украинское дошкольного»»«Я в мире». Общим для них является то, что в центре их внимания - человек (человек и природа, человек и другие люди, человек и художественные образы, человек и его личность, индивидуальность).

Любой предметное содержание знаний усваивается каждым ребенком по-разному: из разных источников в виде представлений (образы конкретных предметов, понятий (обобщение знаний о группе предметов, объединения на основе общих существенных признаков, знаний-сообщений, которые получает от взрослых в виде объяснений, рассказов, из литературных произведений.

За дошкольных лет ребенок, который посещает детский сад, усваивает знания, которые можно разделить на две категории:

Первую категорию составляют те знания, которые он усваивает без специального обучения, в повседневной жизни, общаясь со взрослыми, сверстниками, во время игр, наблюдения. Они в основном хаотические, бессистемные, случайные, а иногда искаженно отражают действительность.

Знание второй категории более сложные. Они могут быть усвоены только в процессе специального обучения, на занятиях. Содержание их уточняется, систематизируется, обобщается.

А. И. Запорожец, М. Подд ’яков, ИИ. Саморукова и другие педагоги в результате исследований обнаружили, что наивысшего уровня умственного развития можно достичь, если сообщать детям не разрозненные знания - сведения, а систематизированы, отражающих важнейшие связи и зависимости определенной сферы действительности (связь между ростом растений и условиями их существования и др.).

Усвоение систематизированных знаний развивает у ребенка умение выделять разные стороны действительности и объединять их в целостные представления о мире, создает важные предпосылки для овладения такими формами теоретического мышления, которые особенно ценны для современных программ обучения в начальной школе.

Помимо формирования у детей определенных знаний, умений и навыков, воспитатель помогает им осознать практические задачи, которые можно решать с помощью этих знаний. Они учатся выращивать рассаду овощей, зная, что весной высадят ее на своем огороде.

Что естественно воспитатель устанавливает связи, тем легче ему управлять мотивацией познавательной активности дошкольников.

Понимать - значит уметь выразить мысль своими словами. А воспитатель нередко требует дословного перевода того, о чем говорит сам, и тогда запоминание воспринимается как понимание. Понимание - результат осмысления и собственного изложения. Механизм понимания глубоко индивидуален, как индивидуальные мышления и память.

Задача воспитателя - научить видеть смысл умственного труда и испытывать радость от поиска способов решения задачи. Тогда у ребенка появляется стремление испытать усвоенный способ в самостоятельной деятельности - игре или выполнении трудовых поручений.

Воспитывать привычку к умственному труду и практического применения знаний и умений означает мотивировать познавательную активность детей, управлять вниманием, запоминанием, организовывать и направлять их творческую деятельность.

Публикации по теме:

Формирование математических представлений в младшем дошкольном возрасте через математические сказкиФормирование математических представлений в младшем дошкольном возрасте через математические сказки Математика является мощным фактором интеллектуального развития ребёнка, формирования его познавательных и творческих способностей. Одна.

Формирование экологических знаний. Конспект познавательной прогулки «Что растет у нас на грядке?»Формирование экологических знаний. Конспект познавательной прогулки «Что растет у нас на грядке?» Формирование экологических знаний. Конспект познавательной прогулки "Что растет у нас на грядке?» Цель: расширить и конкретизировать.

Формирование экологических знаний. Конспект познавательной прогулки «Наблюдение за гусеницей»Формирование экологических знаний. Конспект познавательной прогулки «Наблюдение за гусеницей» Формирование экологических знаний. Конспект познавательной прогулки "Наблюдение за гусеницей" Цель: расширить знания детей о гусенице,.

Формирование экологических знаний. Конспект познавательной прогулки «Наблюдение за шмелем»Формирование экологических знаний. Конспект познавательной прогулки «Наблюдение за шмелем» Формирование экологических знаний. Конспект познавательной прогулки "Наблюдение за шмелем» Цель:расширять знания детей о насекомом.

Формирование знаний дошкольников о здоровом образе жизниФормирование знаний дошкольников о здоровом образе жизни Проблема здоровья человека, его сохранения и укрепления остаётся особенно острой, требующей серьёзного педагогического осмысления и решения.

Формирование знаний о геометрических фигурах Образование — лицо разума. Кей-Кавус Формирование знаний о геометрических фигурах в старшей группе Математическому развитию отводится значительное.

Формирование знаний о работе службы спасения у детей с ОВЗФормирование знаний о работе службы спасения у детей с ОВЗ Службы всякие нужны! Службы всякие важны! А сегодня наш рассказ о службе от бед спасающей нас. Если – пожар, наводненье, обвал – Сразу.

Консультация «Формирование экологических знаний у детей дошкольного возраста»Консультация «Формирование экологических знаний у детей дошкольного возраста» Экологическое состояние нашей планеты и тенденция к его ухудшению требуют от ныне живущих людей понимания сложившийся ситуации и сознательного.

Формирование у детей представлений о структурных единицах языковой системы и навыков языкового анализа и синтезаФормирование у детей представлений о структурных единицах языковой системы и навыков языкового анализа и синтеза Метод моделирования - как инновационный подход в работе по формированию у детей представлений о структурных единицах языковой системы и.

Обобщенный педагогический опыт работы «Формирование восприятия окружающей действительности в процессе сенсорного воспитания» «Формирование полноценного восприятия окружающей действительности в процессе сенсорного воспитания детей третьего года жизни» Уважаемые.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Формирование в дошкольном детстве системы знаний об окружающей среде
Опубликовано: 9 ноября 2022 в 14:21
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
25 мая. День филолога. Передвижка «Учимся пересказывать»

Ребенок любит слушать, когда ему читают, а пересказать любимую сказку или рассказ не может. Как научить его пересказу, ведь умение пересказывать необходимо и в обычной жизни, и в школьном обучении.

24 мая. День славянской письменности и культуры. Передвижка «Славянская письменность»

Ежегодно 24 мая славяне отмечают праздник — День славянской письменностии культуры. В этот день вспоминаются заслуги братьев Кирилла и Мефодия – создателей славянской азбуки, просветителей славянского...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД