Лучший педагог года

Формирование у дошкольников основ информационной культуры

Марина Тушнолобова
Формирование у дошкольников основ информационной культуры

В рамках целостного подхода к развитию личности дошкольника одной из основных задач современной педагогики является формирование ин

формационных качеств личности. Сегодня существует ряд определений понятия «информационная культура». На наш взгляд, это составляющая общей культуры человека, которая ответственна за функционирование информации; процесс гармонизации внутреннего мира при освоении социально значимой информации; информационную деятельность человека, основой которой являются четкие ценностные ориентиры. Ввиду недостаточной изученности данной проблемы трудно определить, какие составляющие этого многоаспектного понятия являются приоритетными для ребенка дошкольного возраста. Возможно, в этом случае следует вести речь о предпосылках формирования информационной культуры. Наше исследование показало, что в этом могут помочь различные развивающие компьютерные игры. Основная задача использования компьютерных игр – это подготовка ребенка к жизни в информационном обществе, обучение элементам компьютерной грамотности и прежде всего воспитание психологической готовности к применению компьютера, создание чувства уверенности в процессе работы на нем. Все это можно назвать основными элементами информационной культуры. Среди огромного количества компьютерных игр немало таких, ценность которых сомнительна. Педагоги и родители, желающие воспитать в детях информационную культуру, должны ориентироваться в законах игрового компьютерного мира. В рамках этого вопроса необходимо знание жанровой классификации игр. Жанров компьютерных игр несколько, и в каждом существуют свои разновидности. Но в первую очередь игра должна быть развивающей. Развивающей программе присущ исследовательский характер. К одному из факторов, способствующих воспитанию информационной культуры, можно отнести развитие у ребенка навыка проведения исследовательской работы в процессе компьютерной игры. Приобщение к исследовательской работе происходит незаметно для ребенка. Педагогу важно поддержать развитие таких умений, как: – получение информации, ее анализ и интерпретация; – способность делать выводы и предположения;

Публикация «Формирование у дошкольников основ информационной культуры» размещена в разделах

– умение ставить проверочный эксперимент; – умение корректировать свои дальнейшие действия. Наиболее эффективным в решении этих проблем можно считать способ совместного обсуждения и принятия решений. Следующий критерий – простота в использовании игры при самостоятельных занятиях ребенка: простые для понимания указания, использование минимального числа клавиш. Ребенку не обязательно уметь читать и писать, он может выбрать «мышь», клавиатуру или иной способ ввода – то, что ему проще. Развитие различных навыков и представлений. Программа оперирует не только цифрами, буквами, цветом, фигурами (все это считается обычным для дошкольников, но и побуждает ребенка классифицировать, экспериментировать, творить, думать. Вместе с тем повышается способность детей концентрировать внимание на задаче, соблюдать очередность выполнения действий и следовать указаниям, а также усиливаются творческие проявления. Высокий технический уровень. Программа быстро загружается, изображения на экране быстро сменяются, не давая ребенку скучать, а также воздействует на различные органы чувств ребенка, предлагая привлекательную графику и звуковые эффекты. Соответствие возрастным особенностям. Образы и примеры, используемые в программе, понятны ребенку, программа не вынуждает его формировать навыки, к которым он еще не готов. Занимательность. Программа стимулирует воображение ребенка, доставляет ему удовольствие, причем это удовольствие должно быть обусловлено самой деятельностью ребенка, а не внешними поощрениями, которые он получает в случае успешных действий. Стимулирующий характер. Ребенок испытывает ощущение достигнутого успеха, это развивает у него чувство собственного достоинства. Учитывая новые стандарты жизни, производители стали выпускать компьютерные игры, отвечающие перечисленным требованиям (типа «Мультипульти», «Новые бременские»). Удачный пример – игра, предназначенная для создания мультфильмов. Ребенок придумывает свой сюжет, используя известных героев. Такие программы решают целый комплекс образовательных и воспитательных задач: они возвращают детей к «безобидным» героям, которые не могут стрелять и убивать, помогают развить фантазию, а не только приятно провести время. Такие методы психотерапии, как игротерапия и сказкотерапия, помогают ребенку «проиграть» проблемные ситуации, справиться со своими страхами в игровой форме. Кроме того, сюжеты созданных ребенком мультфильмов помогают взрослым лучше понять его душевный мир. Игры, в ходе которых малыш может создать образ своего страха и победить его, возможно, станут для него шансом разрешить некую пугающую его ситуацию, а также помогут преодолеть скованность и стеснительность. Такие игры дают ребенку возможность искать нестандартные пути решения проблем, что особенно актуально в современном мире.

Публикации по теме:

Формирование у дошкольников основ пожарной безопасности. Отчет о проведении недели пожарной безопасности в средней группеФормирование у дошкольников основ пожарной безопасности. Отчет о проведении недели пожарной безопасности в средней группе Отчет о проведении недели пожарной безопасности в средней группе №2 «Бусинки» Особенно часто дети травмируются и погибают во время пожаров,.

Формирование у дошкольников старшего возраста основ патриотизма. Формирование у дошкольников старшего возраста основ патриотизма. Работа по формированию основ патриотизма, уважения к Родине, её традициям.

Формирование экологической культуры дошкольников посредством опытно-исследовательской деятельности «Воздух-невидимка» Образовательная область: познание. Интеграция образовательных областей: игровая, продуктивная, коммуникативная, трудовая, познавательно.

Конспект экскурсии на поле в старшей группе. Формирование экологической культуры старших дошкольниковКонспект экскурсии на поле в старшей группе. Формирование экологической культуры старших дошкольников Цель: формирование экологической культуры старших дошкольников. Задачи: Образовательные задачи: расширять представления детей о растениях.

Конспект занятия по формированию основ безопасного поведения у дошкольников в группе раннего возраста «Поможем Зайке»Конспект занятия по формированию основ безопасного поведения у дошкольников в группе раннего возраста «Поможем Зайке» Задачи: 1. Побудить детей отзываться на игровые действия с персонажами игрушками. 2. Учить детей правилам безопасного передвижения; объяснить.

Консультация музыкального руководителя «Формирование экологической культуры дошкольников через музыкальное воспитание» В начале хочется познакомить вас с высказыванием весликого педагога В. А. Сухомлинского: " Красота музыки имеет своим источником красоту окружающего.

Мастер-класс «Формирование основ финансовой грамотности у старших дошкольников»Мастер-класс «Формирование основ финансовой грамотности у старших дошкольников» Единый Методический День «Инновационные педагогические практики в работе с детьми дошкольного возраста» в рамках реализации инициативного.

Педсовет «Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни у дошкольников»Педсовет «Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни у дошкольников» Педсовет Тема "Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни у дошкольников" Цель: объединить усилия коллектива для повышения.

Районный конкурс «Инновации в действии» Тема: «Формирование экологический культуры дошкольников» автор: Ануфриева Н. В ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ, РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ЧЕРЕЗ ПРИРОДОВЕДЧЕСКУЮ ТЕМАТИКУ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СОВРЕМЕННЫХ.

Экологическое воспитание и формирование экологической культуры у дошкольников Человек стал человеком, когда услышал шёпот листьев и песню кузнечика, журчание весеннего ручейка и звон серебристых колокольчиков в бездонном.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:

Публикация Формирование у дошкольников основ информационной культуры (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Марина Тушнолобова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Формирование у дошкольников основ информационной культуры
Опубликовано: 16 мая 2021 в 15:50
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД