МААМ-картинки

Формирование у детей среднего дошкольного возраста навыков текстообразования

Елена Коваленко
Формирование у детей среднего дошкольного возраста навыков текстообразования

Учитель- логопед Коваленко Елена

Борисовна

Умение создавать тексты, адекватные ситуации деятельности, коммуникативной задаче, является вершиной и целью усвоения языка.

Понятие «текст» в современной научной литературе рассматривается как основная единица речевого общения. Исследователи текста (И. Р. Гальперин, С. И. Гиндин, Л. П. Доблаев, Т. М. Дридзе, Г. А. Золотова, Л. А. Киселнв, Г. В. Колшанский, А. А. Леонтьев, Л. М. Лосева, Н. С. Поспелов, Е. А. Реферовская, И. П. Севбо, З. Я. Тураева, И. А. Фигуровский, Г. Д. Чистяков и др.) определяют место текста в системе языка или речи, вычленяют собственнотекстовые категории, присущие только этой единице. Основными характеристиками текста являются цельность и связность [1, С. 10-11].

Публикация «Формирование у детей среднего дошкольного возраста навыков текстообразования» размещена в разделах

Иногда термины «цельность (когерентность)» и «связность (когезия)» употребляются как синонимы. Но все же, по мнению большинства исследователей текста, эти понятия разграничиваются.

К примеру, А. А. Леонтьев считает, что «. связность обычно является условием цельности, но цельность не может полностью определяться через связность. С другой стороны, связный текст не всегда обладает характеристикой цельности» [4, С. 46].

Поэтому текст состоится, если он обладает двумя признаками – структурной связностью и содержательной цельностью. Причем оба признака неразрывны и накладываются друг на друга. Присутствие только одного из признаков еще не свидетельствует о целесообразно построенном тексте.

Таким образом, текстообразование – процесс порождения коммуникативных единиц (от одного отдельного предложения до целого текста, законченных по содержанию, интонации и характеризующихся определенной грамматической или композиционной структурой.

Средний дошкольный возраст – это период высокой речевой активности детей, интенсивного развития всех сторон их речи (М. М. Алексеева, А. Н. Гвоздев, М. М. Кольцова, Г. М. Лямина, О. С. Ушакова, К. И. Чуковский, Д. Б. Эльконин, В. И. Ядэшко и др.). В этом возрасте происходит переход от ситуативной речи к контекстной (А. М. Леушина, А. М. Люблинская, С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин) [8, С. 14].

Психологическая природа связной, цельной речи, ее механизмы и особенности развития у детей раскрываются в трудах Л. С. Выготского, А. А. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна и др. Все исследователи отмечают сложную организацию связной, цельной речи и указывают на необходимость специального речевого воспитания (А. А. Леонтьев, Л. В. Щерба) [7, С. 12].

Для понимания процесса текстообразования важное значение имеют основные положения теории порождения речевого высказывания, разработанной А. А. Леонтьевым. А. А. Леонтьевым было выдвинуто положение о внутреннем программировании высказывания, рассматриваемом как процесс построения некоторой схемы, на основе которой порождается речевое высказывание. Такое программирование может быть двух типов: программирование отдельного конкретного высказывания и речевого целого. Он предложил принципиальную схему порождения речи, включающую этапы мотивации, замысла (программы, плана, осуществления замысла и, наконец, сопоставления реализации с самим замыслом [3].

Н. И. Лепская подчеркивает, что развитие навыков текстообразования связано с развитием мышления, с усложнением детской деятельности и формами общения с людьми [5, С. 120].

По утверждению Н. В. Елкиной, лингвистические исследования показывают, что построение цельного и связного текста требует от ребенка овладения ряда языковых умений: строить высказывание в соответствии с темой и основной мыслью; соблюдать структуру текста; соединять предложения и части высказывания с помощью различных типов связей и разнообразных средств; отбирать адекватные лексические и грамматические средства [2, С. 3].

А. М. Леушина подчеркивает, что раньше всего к связному изложению дети переходят в рассказах спокойного характера [6, С. 360].

Л. Г. Шадрина в своих исследованиях утверждает, что связность, прежде всего, формируется в текстах повествовательного и контаминированного характера [10, С. 14].

В своем педагогическом исследовании Н. В. Елкина доказала, что речь дошкольников более связна в ситуациях:

• пересказа знакомой сказки по иллюстрациям;

• рассказывания по сюжетной картинке и серии сюжетных картинок на одну тему;

• рассказывания по ситуации, создаваемой воспитателем с помощью игрушек и о собственных играх по аналогичным сюжетам [2, С. 8].

Согласно ее исследованию, одновременное использование литературного образца и картинок положительно влияет на содержательность и связность пересказов, их объем, плавность речи, повышается мотивированность и самостоятельность высказываний. Вместе с тем, в ряде случаев (особенно у детей начала пятого года жизни) повышается уровень ситуативности речи, когда дети больше ориентируются на картинку, пересказ заменяют перечислением изображенных персонажей.

Что касается влияния игровых ситуаций на связность и цельность детской речи, то было обнаружено, что она существенно, и по содержанию, и по объему, отличалась от рассказов по картинке. Проигрывание, собственные действия обогащают содержание детской речи, позволяют ребенку понять и раскрыть тему [2, С. 10].

Сравнение высказываний детей об игровой ситуации и собственной игре на ту же тему показало, что коэффициент связности речи ниже в рассказах об играх. Очевидно, это связано с тем, что в рассказах из игрового опыта повышается эмоциональность детей, вследствие чего возрастает ситуативность речи. Это отражается на связности. Дети чаще использую формальную связь, союз «а», наречие «потом». Вместе с тем, они допускают меньше пауз и повторов высказывания приобретают плавность, увеличивается их объем и самостоятельность.

Подводя итоги исследования Н. В. Елкина обращает внимание на то, что высказывания детей 4-4,5 лет и 4,5-5 лет заметно отличаются по содержанию, структуре, объему, связности, самостоятельности, т. е. по основным критериям оценки связной речи. Так, коэффициент связности речи у четырехлетних детей составил в среднем 0,3, а у пятилетних - 0,45 [2, С. 20].

Речь детей до 4,5 лет по своим характеристикам ближе к младшему дошкольнику. Высказывания детей после 4,5 лет детей приближаются по основным показателям к рассказам старших дошкольников. Содержание их текстов становится более осмысленным, развернутым [2, С. 21].

Таким образом, для формирования навыков текстообразования у детей среднего дошкольного возраста необходимо использовать специальные речевые упражнения, направленные на развитие всех сторон речи, особенно ее семантики, и освоение способов внутритекстовых связей; вариативную наглядность, обогащающую содержание детского монолога, обеспечивающую динамику действий и позволяющую детям овладеть структурой связного высказывания (серии картинок с развивающимся сюжетом, наборы игрушек, фигурки для фланелеграфа).

Список литературы:

1. Валгина, Н. С. Теория текста : учебное пособие / Н. С. Валгина. – М. : Логос, 2004. – 280 с.

2. Елкина, Н. В. Формирование связности речи у детей пятого года жизни : автореф. дис.. канд. пед. / Н. В. Елкина. - Москва, 1999. – 26 с.

3. Леонтьев, А. А. Высказывание как предмет лингвистики, психолингвистики и теории коммуникации / А. А. Леонтьев // Синтаксис текста. – М., 1979. – С. 18–36.

4. Леонтьев, А. А. Признаки целостности и связности текста / А. А. Леонтьев // Смысловое восприятие речевого сообщения. – М. : Наука, 1976. – С. 46–48.

5. Лепская, Н. И. Этапы формирования текста в онтогенезе / Н. И. Лепская // Развитие речи и речевого общения дошкольников. – М., 1995. – С. 118–133.

6. Леушина, А. М. Развитие связной речи у дошкольника // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / Сост. М. М. Алексеева, В. И. Яшина. – М. : Академия, 1999. – С. 358 – 369.

7. Развитие речи детей дошкольного возраста / Под ред. Ф. А. Сохина. – М. : Просвещение, 1986. – 222 с.

8. Ушакова, О. С. Методика развития речи детей дошкольного возраста/ О. С. Ушакова, Е. М. Струнина– М. : Владос, 2004. – 288 с.

9. Филичева, Т. Б., Соболева А. Р. Развитие речи дошкольника : методическое пособие с иллюстрациями / Т. Б. Филичева, А. Р. Соболева. — Екатеринбург: Арго, 1996. – 80 с.

10. Шадрина, Л. Г. Развитие речи – рассуждения у детей 5-7 лет : методические рекомендации / Л. Г. Шадрина, Н. В. Семенова. – М. : Сфера, 2012. – 64 с.

Публикации по теме:

Формирование коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельностиФормирование коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности Актуальность. Многие дошкольники испытывают серьёзные трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками. Причины возникновения.

Формирование культурно-гигиенических навыков детей младшего дошкольного возраста (видео) Почти полтора месяца мы пробыли в самоизоляции. Конечно, назвать это время лёгким нельзя. Пришлось искать новые формы и приёмы работы с.

Формирование навыков здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возрастаФормирование навыков здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста Здоровье – одна из важнейших ценностей человека. Хорошее здоровье является предпосылкой к высокоэффективному труду, творческой активности,.

Формирование первоначальных трудовых навыков у детей раннего возраста Дети раннего возраста активны и любознательны, но их трудовая деятельность в силу возрастных возможностей детского организма еще очень ограничена.

Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения через ознакомление с правилами дорожного движения ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НАВЫКОВ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ ЧЕРЕЗ ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ПРАВИЛАМИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ. Генералова Ольга.

Формирование элементарных математических представлений у детей среднего дошкольного возрастаФормирование элементарных математических представлений у детей среднего дошкольного возраста • Задачи: 1. Познакомить с порядковым счетом до 5. 2. Учить правильно называть порядковые навыки счета. 3. Закреплять навыки счета. 4. Упражнять.

Консультация для педагогов «Формирование навыков общения у детей раннего возраста» «Общение детей раннего возраста в игре» Слайд 1 Жизнь каждого нормального человека буквально пронизана контактами с другими людьми. Потребность.

Консультация для педагогов «Формирование певческих навыков у детей дошкольного возраста на основе песенного фольклора» Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину – задача особенно актуальная сегодня и не может быть решена без глубокого.

Методическая разработка «Формирование и развитие певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста» Методическая разработка на тему: «Формирование и развитие певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста» Музыкальный руководитель:.

План заседания ГМО «Формирование исследовательских умений и навыков у детей дошкольного возраста» Доброго времени суток всем! Представляю вашему вниманию план установочного заседания ГМО на тему "Формирование исследовательских умений.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:

Публикация Формирование у детей среднего дошкольного возраста навыков текстообразования (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Елена Коваленко на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Формирование у детей среднего дошкольного возраста навыков текстообразования
Опубликовано: 6 августа 2020 в 12:35
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД