Получи документы

Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения через ознакомление с правилами дорожного движения

Ольга Лалина
Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения через ознакомление с правилами дорожного движения

I. Сведения об авторе:

Ф. И. О. Лалина Ольга Сергеевна

Образование: высшее

Должность: воспитатель

Актуальность.

В настоящее время актуализировалась необходимость поиска механизмов для формирования у детей сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности в связи с увеличением интенсивности движения на улицах города. Задача взрослых — создавать условия, позволяющие ребенку накапливать опыт безопасного поведения, знакомить с Правилами дорожного движения.

Публикация «Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения через ознакомление с правилами дорожного движения» размещена в разделах

По данным аналитических материалов Департамента обеспечения безопасности дорожного движения МВД России, число детей, погибших в ДТП, в расчёте на 100 000 населения России почти в 3 раза больше, чем в Италии, и в 2 раза больше, чем во Франции и в Германии. Статистика показывает: ситуация с ДДТТ имеет тенденцию к ухудшению, что связанно с резким ростом количества автомобилей на дорогах, увеличением мощности новых моделей автомобилей и вследствие этого увеличение скорости автомобильного потока.

Исследования в данной области показывают, что все причины ДТП с участием дошкольников во многом связаны с их возрастными и психофизиологическими особенностями: незрелость, неспособность правильно оценить обстановку, быстрое образование условных рефлексов и быстрое их исчезновение, потребность в движении, которая преобладает над осторожностью, стремление подражать взрослым, переоценка своих возможностей, специфичность реакции на приближающийся автомобиль и другие.

Большую роль в решении этой проблемы имеет организация работы по предупреждению дорожно-транспортного травматизма в дошкольных учреждениях. Знакомить детей с правилами дорожного движения, формировать у них навыки правильного поведения на дороге необходимо с самого раннего детства, так как знания, полученные в детстве наиболее прочные: правила, усвоенные ребенком, впоследствии становятся нормой поведения, а их соблюдение – потребностью человека.

Новизна

Новизна педагогического опыта работы заключается в разработке и апробации комплексных занятий по формированию навыков безопасного повеления на улице и дороге, во всех видах деятельности (физкультурно-оздоровительной, музыкальной, речевой, познавательной, продуктивной, игровой) и необходимости проведения в комплексе образовательного процесса.

Другой элемент новизны заключается в самом подходе к проблеме обеспечения безопасного поведения ребенка в дорожном движении, через включение специалистов, социум, родителей в единый, совместный с педагогами процесс воспитания грамотных участников дорожного движения. В этом направлении разработан богатый практический материал.

Цель данного педагогического опыта: сохранение жизни и здоровья детей как участников дорожного движения в условиях постоянно развивающейся и усложняющейся транспортной среды; развитие психофизиологических качеств ребенка; формирование у детей навыков безопасного поведения на дорогах.

Задачи:

1. Изучить методическую литературу по данной проблеме.

2. Разработать планирование.

3. Создать в группе необходимые условия для обучения детей правилам дорожного движения, используя возможность ДОУ и материально-технический потенциал для образования и воспитания грамотных участников дорожного движения.

4. Уточнить и расширить представления детей обо всех участниках дорожного движения;

5. Сформировать умения применять полученные знания в жизни;

6. Моделирование опасных и безопасных дорожных ситуаций

7. Подобрать диагностирующий инструментарий, с целью отслеживания результатов.

8. Привлечение родителей к решению задач по обучению детей правилам дорожного движения

Гипотеза опыта:

Обучение безопасному поведению на дорогах будет более успешным, если учитывать возрастные особенности детей; процесс овладения культурой поведения на дороге будет непрерывным, поэтапным и планомерным и будет осуществляться в сотрудничестве с семьёй дошкольника.

Содержание опыта:

В своей работе с детьми, я опиралась на такие эффективные педагогические принципы организации образовательного процесса:

• Принцип последовательности – любая новая ступень в обучении ребёнка правилам дорожного движения опирается на уже освоенное в предыдущем.

• Принцип наглядности – дети должны сами все увидеть, услышать, потрогать и тем самым реализовать стремление к познанию.

• Принцип деятельности – включение ребёнка в игровую, познавательную, поисковую деятельность с целью стимулирования активной жизненной позиции.

• Принцип интеграции – интеграция всех видов детской деятельности, реализующихся в образовательном процессе.

• Принцип индивидуального и дифференцированного подхода – учет личностных, возрастных особенностей детей и уровня их психического и физического развития.

• Принцип преемственности взаимодействия с ребёнком в условиях дошкольного учреждения и семьи – ничто не убеждает лучше примера родителей.

• Принцип сотрудничества позволяет создать атмосферу доброжелательности, эмоциональной раскрепощённости.

Методы и технологии, применяемые в работе с ]детьми) :

• проектный метод обучения;

• моделирование опасных и безопасных дорожных ситуаций;

• личностно-ориентированная технология;

• технология игрового обучения;

• интерактивный метод;

• метод наблюдения и беседы;

Для поддержания интереса к творчеству, работу осуществляю

во всех формах своей деятельности с детьми:

- Целевые прогулки к проезжей части, перекрестку;

- Различные виды ИЗО деятельности;

- Различные виды игр (дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные);

- Досуги, праздники, развлечения;

- Чтение художественной литературы;

- Рассматривание дидактических картинок и иллюстраций;

- Беседы и разговоры по ПДД;

- Наблюдения за транспортом и пешеходами.

Организацию работы с детьми по обучению дошкольников правилам дорожного движения начала с оснащения предметно развивающей среды:

-в группе оформила Уголок по ПДД;

- изготовила дидактическое пособие «Лэпбук»;

- мною были созданы макеты для сюжетно-ролевых игр;

– собрала дидактический материал по обучению дошкольникам правилам дорожного движения.

-разработала перспективно-тематический план по ознакомлению дошкольников с правилами дорожного движения,

-оформила картотеки загадок, экскурсий, досугов, игр по ПДД.

Значительное место в своей работе отвожу практическим методам обучения: экскурсиям, целевым прогулкам (к перекрестку, проезжей части; к светофору, в библиотеку; игры в автогородке, во время которых, дети знакомились с перекрестком и некоторыми правилами дорожного движения).

Особое место занимают КВН, Квест игры, развлечения по ПДД, которые помогают детям научиться правильно вести себя в окружающей дорожной среде.

Очень часто организую беседы с детьми о безопасном поведении на улицах и дорогах, о дорожно-транспортных происшествиях, связывая это с изменениями погоды и особенностями дороги (гололёд, дождь, рано темнеет и т. д.);

Обучение правилам дорожного движения, правилам поведения на улице, проводится на непосредственно образовательной деятельности по развитию речи и ознакомлению с окружающим через рассматривание картин («Транспорт», «Улица нашего города», «Дети и дорога», просмотр диафильмов, беседы, разучивание стихотворений, чтение рассказов., по развитию элементарных математических представлений даем понятия «левая, правая сторона», т. е. ориентируют в окружающем пространстве

После каждого занятия дети выполняли рисунки, аппликации, конструировали- «Дорожные знаки», «Наша улица», «Легковой автомобиль», «Дети и дорога» это помогает детям закрепить полученное знания

Большое внимание уделяю работе с родителями, ведь именно они каждый день не раз переходят с ребятишками дорогу и несут за них ответственность.

Постаралась использовать все доступные формы и методы повышения компетентности родителей по данному вопросу:

- родительские собрания: «Безопасная дорога», «Профилактика детского дорожно - транспортного травматизма», «Дорог@ и мы».

- консультации «Обучение дошкольников правилам дорожного движения», «Правила поведения в общественном транспорте», «Легко ли научить ребенка соблюдать ПДД», «Безопасная дорога», "Родителям о дорожной безопасности", «Безопасность детей – забота взрослых»; и т. д.

- организовывала совместные праздники, развлечения, участие в конкурсе рисунков по теме дорожного движения;

Активизируем работу по пропаганде правил дорожного движения и безопасного образа жизни среди родителей:

использовала информационно-коммуникативные технологии;

- книжки-раскладушки с советами, рекомендациями «Выучите с детьми правила дорожного движения», «Правила дорожного движения для дошкольников»;

-плакаты с призывами соблюдать правила дорожного движения, приобретать детские удерживающие устройства;

- буклеты-памятки (Дорога-дети - безопасность, которые считаю удобной формой взаимодействия с родителями, т. к. они небольшие по размеру, удобные в пользовании, каждый родитель может взять такой буклет с собой;

-выпуск газеты «Безопасная дорога детства»

- целевые прогулки родителям с детьми по заданию воспитателя:

«Наблюдение за светофором», «Пешеходный переход», «Перекрёсток».

Проведенное среди родителей анкетирование показало, что не во всех семьях используют детские удерживающие устройства, при перевозке детей в автомобиле. Пропаганда среди родителей положительного семейного опыта по обучению ребенка правилам дорожного движения, использованию детских удерживающих устройств семьями наших воспитанников дали положительные результаты.

Стратегия осуществления деятельности:

Данный опыт реализуется в рамках в работе МБДОУ «Детский сад «Алёнушка» :

- в специально организованной совместной игровой деятельности педагога и ребёнка;

- в самостоятельной детской игровой деятельности;

- в специально- организованной образовательной деятельности и в блоке совместной деятельности.

- с педагогами – в условиях проведения активной методической работы;

- с родителями - в процессе организации совместных мероприятий для детей.

Результативность опыта

Достижения педагога:

Изучила необходимую литературу. Собирала, а затем и самостоятельно создавала методический материал для детей дошкольного возраста. Делилась опытом своей работы с педагогами.

Достижения детей :

- расширились представления детей об окружающей дорожной среде и правилах дорожного движения;

- дети умеют правильно переходить проезжую часть дороги, знают правила поведения пассажира на остановке, во время посадки, во время движения транспорта, при выходе;

- научились распознавать знаки : информационно-указательные–предупреждающие знаки; запрещающие; знаки сервиса – «Больница»,

- овладели умением предвидеть опасные ситуации и обходить их;

- обогатили свои знания правилами дорожной безопасности в условиях плохой погоды;

- значительно расширился и обогатился словарный запас детей.

Достижения родителей:

- заинтересованность в сотрудничестве с детским садом по обучению детей ПДД;

- родители стали более ответственными в вопросе безопасности ребенка на дорогах.

Таким образом, систематическая работа с детьми по обучению правилам дорожного движения в детском саду в тесном контакте с родителями, использование эффективных, современных методов, полученные результаты дают нам возможность предполагать, что использование комплекса разнообразных мероприятий, методов, форм, тесная работа педагогического коллектива с воспитанниками, родителями, а так же систематичность и регулярность проводимой работы, имеют положительное воздействие на повышение уровня безопасного поведения дошкольников на улицах города, помогает нашим детям быть уверенными на дороге и избежать травматизма.

Перспектива педагогического опыта.

В перспективе я планирую продолжать работу в том же направлении. Проблема детского дорожно-транспортного травматизма по-прежнему сохраняет свою актуальность. Важнейшая роль в профилактике детского – транспортного травматизма принадлежит ДОУ.

Использованная литература

1. Белая К. Ю. Как обеспечить безопасность дошкольника, 2001

2. Елжова Н. В. ПДД в детском саду, 2013

3. Кобзева Т. Г. Правила дорожного движения в системе обучения дошкольников.

4. Коган М. С. Правила дорожные знать каждому положено.

5. Конкурсы, викторины, праздники по правилам дорожного движения для школьников / Н. В. Ковалева – Изд. 3-е – Ростов н/Д. : Феникс, 2007. – 160 с.

6. Кузнецова Н. М. Учебно – методическое пособие «Психолого-педагогические основы дорожной безопасности несовершеннолетних»

7. Лиходед В. Уроки светофор.

8. Петрова К. В. Как научить детей ППД. Планирование занятий, конспекты, кроссворды, дидактические игры, 2013

9. Пикулева Н. Дорожная азбука.

10. Шаланова Е. И. Правила безопасности Дорожного движения

Публикации по теме:

Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения через ознакомление с правилами дорожного движения ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НАВЫКОВ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ ЧЕРЕЗ ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ПРАВИЛАМИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ. Генералова Ольга.

Формирование у обучающихся начальных классов навыков осознанного безопасного поведения на улицах и дорогахФормирование у обучающихся начальных классов навыков осознанного безопасного поведения на улицах и дорогах Формирование у школьников навыков осознанного безопасного поведения на улицах и дорогах реализуется путем решения следующих задач: • усвоение.

Фотоотчёт по формированию безопасного поведения детей на дороге в средней группе «Правила дорожного движения для малышей»Фотоотчёт по формированию безопасного поведения детей на дороге в средней группе «Правила дорожного движения для малышей» В нашей группе регулярно проводятся мероприятия информационного и обучающего характера с целью ознакомления детей и их родителей с правилами.

Фотоотчет «Ознакомление с правилами дорожного движения в детском саду»Фотоотчет «Ознакомление с правилами дорожного движения в детском саду» Для профилактики дорожно – транспортных происшествий детям необходимо получить необходимые знания о безопасном поведении на дороге и в транспорте.

Картотека «Игры с правилами по формированию навыков безопасного поведения на улицах и дорогах для детей 5–8 лет» 1.«Постовой – регулировщик» Задачи: закреплять у детей знания правил дорожного движения; учить пояснять ситуацию, в которой применяется.

Консультация для родителей «Ознакомление с правилами дорожного движения детей 2–3 лет» Консультация для родителей. Ознакомление с Правилами Дорожного Движения детей 2-3 лет. Материал подготовила воспитатель ГБДОУ детский сад.

Обучение правилам дорожного движения через настольные игры по ПДД детей дошкольного возрастаОбучение правилам дорожного движения через настольные игры по ПДД детей дошкольного возраста Настольные игры - макеты, рекомендованы для ознакомления детей дошкольного возраста с правилами дорожного движения. Знакомство с дорожными.

Опыт работы «Формирование у детей старшего дошкольного возраста основ правил дорожного движения»Опыт работы «Формирование у детей старшего дошкольного возраста основ правил дорожного движения» Проблема: Причиной дорожно-транспортных происшествий чаще всего являются сами дети. Приводит к этому незнание элементарных основ правил.

Проект «Формирование безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР в процессе знакомства с ПДД»Проект «Формирование безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР в процессе знакомства с ПДД» Проект "Эта опасная дорога" Пояснительная записка. С каждым годом на наших автодорогах появляется все больше и больше автомобилей. Чтобы.

Библиотека изображений:

Публикация Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения через ознакомление с правилами дорожного движения (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Ольга Лалина на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения через ознакомление с правилами дорожного движения
Опубликовано: 26 сентября 2023 в 17:12
+131Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 41.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД