Папки-передвижки

Формирование творческого воображения дошкольников с использованием элементов ТРИЗ в изобразительной деятельности

гагарина оксана
Формирование творческого воображения дошкольников с использованием элементов ТРИЗ в изобразительной деятельности

В основе Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования лежит важнейший принцип – правильное организованное обучение ведет за собой развитие, результат которого – успешность воспитания и образования детей в дошкольном образовательном учреждении. Главной особенностью организации образовательной деятельности в дошкольном образовательном учреждении на современном этапе: уход от учебной деятельности; повышение статуса игры, как основного вида деятельности детей дошкольного возраста.

Публикация «Формирование творческого воображения дошкольников с использованием элементов ТРИЗ в изобразительной деятельности» размещена в разделах

Дошкольный возраст – это тот период, когда изобразительная деятельность может стать и чаще всего является устойчивым увлечением не только «особо» одаренных, но и почти всех детей, то есть, увлекая ребенка в сказочный мир искусства, мы, незаметно для него формируем у него воображение и способности.

Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Решение её уже должно начаться в дошкольном детстве. Наиболее эффективное средство для этого – изобразительная деятельность в детском саду. Детское изобразительное творчество нередко поражает своей непосредственностью, буйством фантазии. Распространено мнение, что роль взрослого в формировании изобразительной деятельности дошкольников должна сводиться лишь к невмешательству в процессе самовыражения ребёнка. Такое отношение к детскому творчеству ошибочно. Что может выразить ребёнок, если его жизнь бедна чувствами и впечатлениями, если он не имеет необходимых материалов для творчества и не владеет элементарными изобразительными умениями? Безусловно, не следует навязывать ребёнку своё видение мира, свои вкусы. Надо стремиться к тому, чтобы обучение умениям не вытесняло непосредственности детского восприятия.

В процессе рисования ребё нок испытывает разнообразные чувства: радуется красивому изображению, которое он создал сам, огорчается, если что-то не получается. Но самое главное, создавая изображение, ребёнок приобретает различные знания; уточняются и углубляются его представления об окружающем; в процессе работы он начинает осмысливать качества предметов, запоминать их характерные особенности и детали, овладевать изобразительными навыками и умениями, учиться осознанно, использовать их. Ещё Аристотель отмечал: занятие рисованием способствует разностороннему развитию ребёнка.

Принимая во внимание вышеизложенные факты, определим актуальность данной работы.

Актуальность и новизна.

Использование элементов ТРИЗ – это способы создания нового, оригинального произведения искусства, в котором гармонирует всё : и цвет, и линия, и сюжет. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать. А самое главное самовыражаться.

Изобразительное искусство занимает особое место в формировании творческого воображения дошкольника, так как лежащая в её основе предметно - практическая деятельность обладает значительным развивающим потенциалом. Актуализация и развитие творческого потенциала личности предполагает её включённость в творческий процесс, что приводит к появлению психических новообразований (многозначности мышления, произвольности психических процессов рефлексии, самоконтроля, и в итоге личность переходит на более высокую ступень развития.

Для формирования воображения, творческого мышления (его гибкости, оригинальности, творческой активности как составляющих творческого потенциала личности в практике дошкольного художественного образования рекомендуется использовать элементы ТРИЗ. Технология их выполнения интересна детям дошкольного возраста. Поэтому рассматриваемы техники, вводятся в практику дошкольного художественного образования с целью актуализации и формирования их творческих возможностей как сущностной характеристики педагогической деятельности.

Таким образом, педагогическая практика показывает, что большие возможности для формирования творческого воображения и изобразительных способностей предоставляют занятия с использованием элементов ТРИЗ.

Таким образом, возникает противоречие между необходимостью развития творческого воображение дошкольников на НОД по рисованию и недостаточной теоретической и методической разработкой проблемы использования элементов ТРИЗ в изобразительной деятельности.

Актуальность и недостаточная разработанность данной проблемы определило выбор те мы исследования: использование элементов ТРИЗ на НОД по изобразительной деятельности детей старшего дошкольного возраста.

Перед данной работой была поставлена цель: разработать методические рекомендации по использованию элементов ТРИЗ на НОД по изобразительной деятельности в старшем дошкольном возрасте.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме формирования изобразительного воображения дошкольников;

2. Изучить и теоретически обосновать эффективность использования элементов ТРИЗ в процессе формирования творческого воображения и изобразительных способностей детей старшего дошкольного возраста.

3. Рассмотреть педагогические условия для реализации элементов ТРИЗ на НОД по изобразительной деятельности.

4. Разработать и реализовать комплекс НОД для детей старших групп по формированию творческого воображения с использованием элементов ТРИЗ в изобразительной деятельности.

Цель: процесс формирования творческого воображения у детей.

Предмет: формирование творческого воображения детей старшего дошкольного возраста с использованием элементов ТРИЗ.

Задачи:

-сформировать у детей творческое воображение и фантазию;

-учить видоизменять, преобразовывать имеющиеся представления и создавать на этой основе относительно новые образы;

-учить использовать соответствующие выразительно-изобразительные средства для воплощения образов;

-развивать у детей воображение, интерес к процессу и результату рисования, понимать рисунок как средство передачи придуманной ситуации, сказки;

-развивать у детей самостоятельность, активность в поисках способов изображения.

Использование элементов ТРИЗ для формирования творческого воображения дошкольников.

Дорогие воспитатели, если вы хотите, чтобы работа с детьми для вас была как праздник, если вам нравятся, когда глаза ваших дошкольников блестят на занятиях. А активность повышается, если вы хотите, чтобы каждое занятие было как мини-КВН или театрализованное представление, если вы хотите целый день смеяться, удивляться, петь и общаться с умными, думающими детьми – займитесь ТРИЗом.

Пусть вас не смущает это громкое название - «ТРИЗ» - Теория решения изобретательских задач. Все грандиозное начинается с малого. ТРИЗ – это формирование у детей логического и абстрактного мышления, фантазии, наблюдательности, внимания. На тризовских занятиях дети придумывают свои сказки и не одну, а столько, сколько детей в группе и даже больше, познают и учатся сопоставлять физические и природные явления, но в такой игровой форме, когда они не замечают, что учатся, а делают ежеминутно для себя открытия.

«Можно говорить все» - девиз тризовцев - и дети раскрепощаются и говорят, и придумывают, и изобретают. Сказка «Колобок» всем нам знакомая с детства, казалось бы, что нового в ней можно найти? Но в ТРИЗе есть волшебное слово – «ресурсы» - т. е. возможности. И сказка «Колобок» превращается в фантастическую сказку, да не одну, а много, и дети с удовольствием спасают Колобка от Лисы, незаметно познавая диалектику. Как только на горизонте возникает что-то новое, воспитатели спрашивают- а как выполнить «Программу», когда? Не пугайтесь, изменяется только форма подачи материала настолько интересна и взрослым и детям, что воспитатели, которые начинают работать по этой методике не представляют работу по-старому.

Методические рекомендации по использованию элементов ТРИЗ на НОД по изобразительной деятельности.

Образовательная деятельность по формированию творческого воображения (РТВ) – это импровизация, игра, мистификация. Вся образовательная деятельность проводится с музыкальным воспитанием, формированием речи, ознакомлением с окружающим.

Принцип проведения НОД - от простого к сложному. Но при проведении этих занятий необходимо выполнять следующие правила:

- ребенок должен иметь возможность самостоятельно выбирать изобразительный материал : цветные и простые карандаши, акварель, гуашь, уголь, глину, камешки, ракушки, клей, пластилин, различный бросовый материал и др. Весь этот материал должен находиться в доступном для ребенка месте во время всего пребывания в саду, если это невозможно, то вовремя занятия обязательно;

-выбор материала, на котором будет нанесено изображение, должен принадлежать ребенку, доступ к различным материалам должен быть свободен. Это может быть бумага белая и цветная, бархатная, ткань с рисунком и одноцветная, картон, фанера и др.

-ребенка необходимо научить различать технике изображения на обучающих НОД, учить применять каждый вид изображения отдельно и в комплексе различные виды.

Я остановила свой выбор на таких техниках рисования, которые приведены ниже:

1. Рисовать можно не только кистью, карандашом, а поролоном, ватой, тканью. Хорошо использовать «пальцевую живопись»

2. Использовать монотипию – краска наносится на целлофан или бумагу, или стекло. В зависимости от размера пятна, от направления растирания получаются различные изображения.

3. Рисунок свечой.

4. Рисование по мокрой бумаге.

5. Рисование щеткой.

6. Коллаж.

7. Объемная аппликация.

8. Кляксография.

9. Точечный рисунок.

10. Рисунок скомканной и сжатой бумагой и др.

Составила перспективное планирование (приложение № 3) на старшую группу, это мне позволило учитывать взаимосвязь между различными разделами работы с детьми, обеспечить систематичность и последовательность в работе. Поэтому работу начала от простого к сложному, а методики рисования, которые я использую, являются наиболее доступными для детей старшего возраста. Занятия проводила индивидуально – для получения наилучшего результата, затем объединяла по 2-3 ребёнка и со всей группой.

А также составила примерное программное содержание НОД по РТВ. (Приложение№1)

С чего начать работу?

1 этап: познакомить детей с каждым компонентом в отдельности в игровой форме. Это помогает увидеть в окружающей действительности противоречия и научить их формировать.

Поиграть с детьми в игру «На что это похоже?». Показать детям листы с изображением геометрических форм, ломанных и округлых линий, потом сочетание форм и линий, попытайтесь назвать с детьми как можно больше предметов, напоминающих по форме увиденное. Если дети затрудняются назвать несколько предметов, похожих на нарисованную форму, можно провести серии занятий.

2 этап: занятия (НОД)

1 занятие - листочки бумаги с нарисованными на них геометрическими фигурами (на каждом листе одна);

2 занятие – листочки бумаги с нарисованными на них листочками по две- три геометрические фигуры;

3 занятие – листочки с нарисованными на них различными линиями - округлыми, ломанными.

4 занятие – листочки с наклеенными на них обрезками ткани самой причудливой формы, однотонные, с рисунком.

Особенности этих занятий: листочков бумаги должно быть больше, чем детей, т. к дети в этом возрасте еще «обезьянки» и могут выбрать такой же лист, как взял товарищ. Листы должны быть разложены так, чтобы дети могли походить среди них, подумать и выбрать нужный лист. По ходу объяснения можно предложить детям закрыть глаза и увидеть (представить) свой рисунок.

Пример НОД: (приложении №2.)

«Волшебный кружок»

«Фантазии мои»

«А что было потом?»

«Салат из сказок»

«Карнавал»

«Приключение бороды Деда Мороза»

«Жители Тили - Пили- Мили»

«Новый колобок»

«Сказки в кривом зеркале» и другие.

Циклы НОД:

«Новогодний»

«Фантастические страны»

«Сказки»

«Кубизм» (рисование + аппликация)

«Авангард»

«Рисуем музыку»

«Чудо - дерево»

«Композиция из гербария»

«Лепим чудо»

В занятиях я также использовала - сюрреалистические игры – противоестественное сочетание в произведениях искусств фантастических и реалистических элементов.

Занятие – игру можно проводила методом коллективного способа обучения (КСО).

Пример: «Рисуем все», «Хорошо - плохо».

Также можно использовать : Цикл игр-занятий по МФО – «Фокус».

МФО- перенесение свойств одного объекта или нескольких на другой.

Пример: Занятие на тему «Транспорт- машина»

(придумать машину будущего). Забавные животные - «Левообезьян» и др.

В НОД использовала цикл занятий по оператору РВС (размер, время, стоимость).

Пример:«Как спасти колобка?» (обыграть и изобразить изменение размеров Колобка и животных); «Волк и семеро козлят» (изменить размеры волка и козлят или время действия сказки).

Необходимо быть чутким и осторожным ко всем проявлением детской фантазии. Нередко о богатстве воображения ребенка судят по рассказам и рисункам на фантастические темы и сюжеты, в чем-то отличающиеся от реальности. Такое суждение, чаще всего, бывает не точным, по крайней мере, по отношению к детским рисункам, где за самым обыкновенным сюжетом скрывается богатое и очень сильное воображение ребенка.

По ходу рисования ребенок обязательно перечислит все, что появляется на листе и очень хорошо расскажет по уже готовому рисунку. Причем рассказ по одному и тому же рисунку всякий раз обрастает новыми подробностями. И именно в таком рассказе обнаруживается те связи между изображением людей, животных, вещей, которые в самом рисунке вовсе не очевидны. Замысел, вместо того, чтобы предшествовать рисованию, оказывается его итогом.

Ожидаемые результаты данной работы:

-дети научились составлять сказку на свободную тему;

- научились создавать новые образы и ситуации;

- научились использовать средства для воплощения образов;

- научились самостоятельно создавать иллюстрации к сказкам;

-научились использовать бросовый материал для создания своих работ;

-у детей повысилась активность и интерес к занятиям;

- научились самостоятельно выбирать изобразительный материла;

- научились разным техникам изображения;

Выводы:

Цель данной работы была: разработать методические рекомендации по использованию элементов ТРИЗ на НОД по изобразительной деятельности для формирования творческого воображения в старшем дошкольном возрасте.

Предложен перспективный план (см. приложение №3) и комплекс НОД для детей старшей группы по формированию творческого воображения с использованием элементов ТРИЗ на НОД по изобразительной деятельности.

В заключение хотелось бы сказать следующее: рисование для ребенка – радостный, вдохновенный труд, который очень важно стимулировать и поддерживать, постепенно открывая перед ним новые возможности изобразительной деятельности. А главное то, что рисование играет важную роль в общем психическом развитии ребенка. Ведь самоценным является не конечный продукт – рисунок, а развитие личности: формирование уверенности в себе, в своих способностях, самоидентификация в творческой работе, целенаправленность деятельности. Это и есть главный аспект в моей работе, чтобы занятия приносили детям только положительные эмоции.

Публикации по теме:

Конспект занятия по экологии с использованием элементов ТРИЗ «Что мы знаем о воде» Конспект занятия по экологии с использованием элементов ТРИЗ «Что мы знаем о воде» Цель занятия: создать комплекс условий, способствующих.

Дидактическое пособие для развития творческого воображения «Пушистые фантазии»Дидактическое пособие для развития творческого воображения «Пушистые фантазии» Сегодня хочу поделиться с вами новой интересной публикацией. Может она кому и пригодится в работе. В нашем ОУ годовой задачей на этот год.

Конспект эпизодического занятия по развитию творческого воображенияКонспект эпизодического занятия по развитию творческого воображения Конспект эпизодического занятия по развитию творческого воображения № 6 Цели: -продолжать знакомить детей с игрой «Хорошо-плохо»; -способствовать.

Конспект эпизодического занятия по развитию творческого воображенияКонспект эпизодического занятия по развитию творческого воображения Конспект эпизодического занятия по развитию творческого воображения № 7 Цели: -развивать творческое воображение; -развивать умение логически.

Консультация «Развитие творческого воображения в театрализованной деятельности»Консультация «Развитие творческого воображения в театрализованной деятельности» Человек формируется как личность и субъект деятельности в процессе социализации. Под социализацией понимается процесс усвоения индивидом.

Мастер-класс для родителей старшей группы по развитию творческого воображенияМастер-класс для родителей старшей группы по развитию творческого воображения Овладение связной устной речью, развитие фантазии, воображения и способности к литературному творчеству составляет важнейшее условие качественной.

Мастер-класс «Салют Победы» для дошкольников 4–5 лет с использованием нетрадиционных техник рисования и элементов аппликацииМастер-класс «Салют Победы» для дошкольников 4–5 лет с использованием нетрадиционных техник рисования и элементов аппликации День Победы - грандиозный праздник. Вот уже на протяжении 75-ти лет он объединяет нацию чувством гордости за доблестные подвиги предков,.

Развитие творческого воображения у старших дошкольников в процессе проектной деятельности по лепке в семейном детском садуРазвитие творческого воображения у старших дошкольников в процессе проектной деятельности по лепке в семейном детском саду Развитие творческого воображения у старших дошкольников в процессе проектной деятельности по лепке в семейном детском саду в зимний период.

Статья «Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческого воображения дошкольников» НЕТРАДИЦИОННЫЕ ТЕХНИКИ РИСОВАНИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ Доронина Н. А. муниципальное бюджетное дошкольное.

Конспект занятия во второй младшей группе с использованием элементов ТРИЗ «Светофорчик и правила дорожного движения» Конспект занятия во второй младшей группе с использованием элементов технологии ТРИЗ. Тема: «Светофорчик и правила дорожного движения».

Библиотека изображений:

Публикация Формирование творческого воображения дошкольников с использованием элементов ТРИЗ в изобразительной деятельности (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем гагарина оксана на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Формирование творческого воображения дошкольников с использованием элементов ТРИЗ в изобразительной деятельности
Опубликовано: 22 ноября 2020 в 21:05
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД