Папки-передвижки

Формирование субъектной позиции родителей в триаде «педагог-родитель-ребенок» в ДОУ в условиях самоизоляции

Слотюк Оксана
Формирование субъектной позиции родителей в триаде «педагог-родитель-ребенок» в ДОУ в условиях самоизоляции

"Формирование субъектной позиции в триаде педагог-родитель-ребенок» в условиях ДОУ в условиях самоизоляции"

Подготовила учитель-дефектолог

МДОУ- детский сад компенсирующего вида

Слотюк Оксана Анатольевна

«Ничего нет выше доброго воспитания детей: оно должно быть началом, серединой и концом всех родительских забот. Все блага этой земли обманчивы и случайны, а доброе воспитание есть постоянное, прочное…»

Плутарх

Публикация «Формирование субъектной позиции родителей в триаде „педагог-родитель-ребенок“ в ДОУ в условиях самоизоляции» размещена в разделах

«Воспитание детей надо начинать с воспитания родителей. Именно родители должны стать нашими помощниками, союзниками, участниками единого педагогического процесса

В. А. Сухомлинский

«Только вместе с родителями, общими усилиями, учителя могут дать большое человеческое счастье»

В. А. Сухомлинский

О значении активного включения родителей в развитие, воспитание и образование детей говорили и писали еще в давние времена многие ученые и известные педагоги.

В настоящее время в деятельности дошкольного образовательного учреждения направление работы с родителями расширяет спектр задач. Педагогии, психологи не только информируют родителей о жизни ребенка в детском саду, но и стремятся ввести взрослых членов семьи на новый уровень позиции осознанного родительства : они должны принимать активное участие в образовательном процессе ДОУ.

«…Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка…»

(Федеральный закон РФ от 29 декабря 2012 г. «Об образовании в РФ»).

Анализ как традиционных, так и новых практик, современной научно-практической и методической литературы, наш собственный опыт в направлении работы с родителями показал, что наиболее действенными являются активные формы вовлечения родителей в образовательный процесс, который предполагает не пассивно-зрительское, а непосредственное деятельностное участие их в образовательных событиях. Только в случае активного взаимодействия всех участников триады, возможен успех. То есть, разрабатывая новые формы взаимодействия ДОУ с семьей опираться следует на принципы деятельностного подхода.

Погружение в дистанционное обучение было экстремальным. Никто к нему не был готов. Дистанционное обучение сильно поменяло обычный характер работы педагогов и психологов ДОУ. В свою очередь, для родителей и детей такой формат стал стрессом. Условия самоизоляции изменили жизнь детей и взрослых. Особенно сложно было принять данную ситуацию родителям детей с ОВЗ. Педагог в таких условиях становится активным проводником между ребенком и родителем в освоении программного материала, а также другом и помощником, оказывая моральную поддержку. На первое место вышло общение с родителями. По сути, большая часть контроля, организации процесса обучения легла на плечи родителей, поскольку ребенок-дошкольник, а особенно ребенок с ОВЗ не имеет необходимых навыков самоорганизации, саморегуляции. Дистанционное обучение предполагает от ребенка наличие хотя бы элементарной мотивации к получению знаний, умения самостоятельно организовать свою деятельность, игру. А как известно, у детей с ОВЗ (с ЗПР, интеллектуальной недостаточностью, с РАС, особенностями личностной сферы, нарушениями эмоционально-волевой сферы и т. д.) уровень сформированности произвольной регуляции и мотивационной сферы крайне низкий. Постоянно требуется находиться в непосредственном контакте, привлекая, стимулируя, ребенка к деятельности, оценивая его. В режиме онлайн вести такую работу крайне затруднительно.

В обычной жизни, дети и родители привыкли к определенному ритму и правилам. Их обычная деятельность, в основном, заключалась, в уходе и присмотре, т. к. у большинства родителей большая рабочая загруженность. Бывало, что советы и рекомендации специалистов оказывались не услышанными, либо, по некоторым причинам, не реализованными. Основную роль по обучению и развитию на себя брали сотрудники ДОУ. Теперь же родители столкнулись с совершенно иными незнакомыми задачами. «Как привлечь и удержать внимание ребенка», «Как объяснить простые, на первый взгляд, вещи», «Как встроить новые виды деятельности в свою обычную жизнь», «В какие игры играть, какие книжки читать» и т. д.

Самостоятельно с этими вопросами родители, оказалось, справится не готовы.

Министерством просвещения было опубликовано письмо с методическими рекомендациями по организации дистанционного образования от 19 марта 2020 года. Эти рекомендации адресованы всем уровням образования: начальному, основному, среднему, профессиональному, дополнительному образованию. Всем Т. к. дошкольное образование, на данный момент, является необязательным, то и рекомендации отсутствуют. Педагоги и психологи вынуждены определять способы подачи материала самостоятельно, учитывая индивидуальные особенности детей. Педагоги, родители дошкольников, а особенно родители детей с ОВЗ оказались в новой, сложной ситуации. Предстоял сложный процесс выстраивания обучения в новом формате : online («быть на линии», offline («вне сети»). Предстояло преодолеть множество барьеров: подключить все ресурсы педагога, расширить собственные знания в области информационных технологий.

Трудности, возникшие при включении в дистанционное образование :

1. Недостаточная готовность родителей к сотрудничеству в формате дистанционного обучения:

- недостаточная самоорганизация (трудности в организации образовательного процесса дома, в правильном выстраивании режимных моментов (правильный сон, сбалансированное питание); своевременное переключение с одного вида деятельности на другой; обеспечение ребенка достаточной двигательной активностью);

-недостаточная просвещённость в области воспитания и развития ребенка (скудный набор развивающих игр, детской литературы, а порой и ее отсутствие);

-недостаточная техническая готовность родителей к включению в процесс дистанционного обучения (недостаточные материальные возможности);

-приоритет школьного образования (если в семье есть еще дети школьного возраста, то большее внимание уделяется именно им).

2. Трудности педагогов при переходе на дистанционное обучение:

-недостаточное владение педагога интернет-ресурсами;

-недостаточность обратной связи (выявление уровня усвоения программного материала педагогом у детей с ОВЗ в дистанционном формате ограничен);

-подача материала в режиме онлайн кратковременна ( ограничения по времени при пользовании компьютером: согласно СанПин для детей с ОВЗ 5-6 лет не более 10 минут, что не дает возможности предъявить материал в полном объеме.

3. Трудности ребенка при переходе на дистанционное обучение:

-выключение из обычного, привычного ритма жизни;

-недостаточность системности и последовательности при усвоении программного материала;

-снижение двигательной активности;

-торможение в развитии коммуникативных навыков;

Главным стало определение целей и задач:

Главные цели дистанционного обучения детей - предоставить ребенку возможности получить образование на дому.

Задачи:

- в кратчайшие сроки устранить собственные пробелы в области ИКТ

-определить интернет-ресурсы и мессенджеры для общения и рекомендаций (WhatsApp, сайт ДОУ, личные сайты педагогов, страничка вконтакте и т. д.

-консультативно-просветительская работа с родителями (сайт института коррекционной педагогики, института патологии речи, различные онлайн-площадки)

-включение в процесс коррекционно-развивающего развития, наряду с online обучением («быть в сети в данный момент», offline обучение («вне линии») ;

-продолжать осуществлять системную подачу программного материала, согласно календарно-тематическому планированию в новом формате;

-организовать регулярную обратную связь.

Можно просмотреть рост включаемости родителей в процесс дистанционного обучения, который показывает актуальность данного обучения в период самоизоляции. Как видно из диаграммы, включенность родителей в процесс дистанционного обучения к середине периода самоизоляции стал 90 % (на примере группы для детей с ЗПР).

Несмотря на то, что формат дистанционного обучения был для нас новым, нам удалось предоставить детям возможность продолжать обучение в период самоизоляции, установив тесный доверительный контакт между педагогами, детьми, родителями; реализовать программные задачи; организовать и провести множество различных проектов («Сидим дома и не грустим», «Космос», «Пасха», «День Победы», «До свидание детский сад» и флешмобов («Спасибо нашим медикам», «Ленточка Победы», «Будь здоров» и т. д. ,обогатить собственный опыт в области ИКТ и просто быть вместе.

В конце хотелось бы уточнить, что эффективное обучение дошкольников, а особенно, детей с ОВЗ, возможно только в очной форме. А обучение в дистанционном режиме служит, как дополнение к нему.

Литература:

1. Фокин Ю. Г. Теория и технология обучения: деятельностный подход. М. : Академия, 2007. 240 с.

2. Черевач Г. Б. Сотрудничество детского сада и семьи по созданию условий для развития общих и специальных способностей детей дошкольного возраста. Томск : Изд-во ТГПУ, 2013. 28 с.

3. Сухомлинский В. А. Избранные педагогические сочинения. ( Составители: О. С. Богдагнов, В. З. Смаль). М. :Педагогика, 2001, т. 2, с. 87

4. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (п. 3, ч. 3, ст. 44) - Режим доступа: https://www.kremlin.ru

Прикреплённые файлы:

slotyuk_hmagm.pptx | 17780,41 Кб
 
Публикации по теме:

Консультация для родителей дошкольников старшей группы в условиях самоизоляции «Неделя, посвященная космосу»Консультация для родителей дошкольников старшей группы в условиях самоизоляции «Неделя, посвященная космосу» В это непростое время на сайте нашего детского сада появилась рубрика "Образование на карантине", где воспитатели каждой группы дают рекомендации.

Занятие по аппликации в условиях самоизоляции «Солнышко для фикуса»Занятие по аппликации в условиях самоизоляции «Солнышко для фикуса» Современный и меняющийся мир дарит нам новые возможности. Все мы учимся работать в новом и непривычном для себя формате. Убеждены, что результат.

Фотоотчет о занятии в условиях самоизоляции «Праздник Пасхи»Фотоотчет о занятии в условиях самоизоляции «Праздник Пасхи» Цель: рассказать о традиции празднования праздника «Пасха», вызвать ощущения радости и счастья. Задачи: • Познакомить с основами духовно-нравственных.

Конспект ООД по математике для родителей с ребёнком 6–7 лет в условиях самоизоляции «Животные жарких стран» Конспект ООД по математике «Животные жарких стран». Уважаемые родители! Предлагаю Вашему вниманию занятие по формированию элементарных.

Подвижные игры в домашних условиях в период самоизоляции для детей 5–7 лет и родителей Всех приветствую на своей страничке! Все мы, и взрослые, и дети в данный период самоизоляции вынуждены находиться дома, т. е. в ограниченном.

Рекомендации для родителей «Сидим дома. Чем занять детей в условиях самоизоляции?»Рекомендации для родителей «Сидим дома. Чем занять детей в условиях самоизоляции?» Перед многими родителями первое время в самом начале этой непривычной для всех ситуации – режим самоизоляции, стоял вопрос, а чем же.

Рекомендации педагогу при проведении совместных занятий «ребенок — родитель» с детьми раннего возрастаРекомендации педагогу при проведении совместных занятий «ребенок — родитель» с детьми раннего возраста 1. Речь педагога должна быть эмоционально окрашена - используйте разный тембр, громкость, используйте паузы и мимику. 2. Называйте детей.

Способы поддержки детской инициативы с примером проявления субъектной позиции ребенка в разных видах деятельности В Законе Российской Федерации «Об Образовании» сформулирован социальный заказ государства системе образования: воспитание инициативного,.

Видео. «Мы Вас ждём!» для детей и родителей в условиях самоизоляции Это видео посвящается в поддержку всем педагогам, родителям и детям, находящимся в самоизоляции по коронавирусной инфекции COVID-19. Спасибо.

Занятие по ФЭМП для родителей с ребёнком 6–7 лет в условиях самоизоляции Уважаемые родители! Предлагаю Вашему вниманию занятие по формированию элементарных математических представлений в условиях самоизоляции.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:

Публикация Формирование субъектной позиции родителей в триаде «педагог-родитель-ребенок» в ДОУ в условиях самоизоляции (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Слотюк Оксана на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Формирование субъектной позиции родителей в триаде «педагог-родитель-ребенок» в ДОУ в условиях самоизоляции
Опубликовано: 22 ноября 2020 в 22:10
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД