Лучший педагог года

Формирование словообразования глаголов у дошкольников

Виктория Демидова
Формирование словообразования глаголов у дошкольников

Формирование словообразования глаголов.

Дифференциация словообразовательных форм глаголов является очень трудной для дошкольников. Это связано с тем, что глагол обладает более отвлеченной семантикой, чем существительные конкретного значения, а семантическое развитие словообразовательных форм глагола является более тонким и сложным: оно не опирается на конкретные образы предметов, в отличие от тех существительных, которые усваиваются ребенком в дошкольном периоде.

Публикация «Формирование словообразования глаголов у дошкольников» размещена в разделах

В связи с этим в процессе работы с детьми с речевой патологией, проводится преимущественно закрепление простых по семантике словообразовательных моделей с использованием наиболее продуктивных аффиксов.

Основными задачами и последовательностью данного направления являются:

1. Дифференциация глаголов совершенного и несовершенного вида:

а) образование глаголов совершенного вида с помощью приставок с- (играть-сыграть, петь-спеть, есть-съесть, делать-сделать, на- (рисовать-нарисовать, колоть-наколоть, писать-написать, по- (обедать-пообедать, сеять-посеять, ужинать-поужинать, про- (читать-прочитать)

б) образование глаголов несовершенного вида с помощью продуктивных суффиксов -ива-, -ыва-, во-: (застегнуть-застегивать, умыть- умывать, затолкнуть- заталкивать).

2. Дифференциация возратных и невозратных глаголов.

3. Дифференциация глаголов с наиболее продуктивными приставками: в-, вы-, под-, от-, при-, у-, пере-, за-, от-, на-, вы-: входит-выходит, подходит–отходит; влетает-вылетает, подлетает–отлетает; въезжает-выезжает, подплывает–отплывает; прибегает-убегает, подъезжает–отъезжает; приезжает-уезжает, закрывает–открывает.

Примерные задания и игровые упражнения по закреплению словообразования глаголов. Объяснение целесообразности систематизации дидактических игр и упражнений в соответствии с лексическими темами было дано выше.

Тема «Перелетные птицы»

1. Игра «Приставь и назови»

Логопед называет первую часть слова, которая каждый раз звучит по-разному, дети – другую часть слова, которая не изменяется.

Образуются новые слова.

Образец: у+лететь=улететь

пере+лететь=перелететь

вы+лететь=вылететь

за+лететь=залететь

об+лететь=облететь

на+лететь=налететь

с+лететь=слететь

в+лететь=влететь

Обобщение: новые слова мы образовывали с помощью приставок.

Детям предлагаются назвать приставки (это часть слова, которую произносит логопед) и заполнить слово приставка.

Наглядный материал: рисунок, на котором изображено множество положений одного предмета относительно другого (отвечая на вопросы к которому, дети могли бы использовать приставочные глаголы, например: санки, могут подъехать к горке, въехать на нее съехать с нее, объехать ее и т. д. И по теме «Зимние забавы детей»).

2. Добавить слово, обозначающее действие по картинкам:

в клетку (влетает,

из клетки (вылетает,

через дорогу (переходит,

от дерева (отходит,

к дому (подъезжает,

в стакан (наливает,

из стакана (выливает,

на дерево (влезает).

3. «Давай порассуждаем»

Мой дружок, сейчас с тобой мы немного поиграем,

Ты уже совсем большой, что ж, давай порассуждаем.

Вот дрожит на ветке лист,

Значит, он – листок дрожащий,

Вот сорвался, к нам летит,

Лист летит, он – лист летящий.

Замер, в воздухе парит, словно птица, лист парящий,

Приземлился возле нас желтый лист, уже опавший.

И шуршит, мне жалуясь, грустный лист – шуршащий.

Логопед произносит глагол, имеющий в своем звуковом составе характерный звук, издаваемый птицей, дети образовывают действительные причастия по образцу.

Образец: курица клохчет – клохчущая

утка крякает – крякающая

петух кукарекает – кукарекающий

воробей чирикает – чирикающий

голубь воркует – воркующий

журавль курлычет – курлычущий

соловей поет – поющий

филин ухает – ухающий

ворона каркает – каркающая

4. Игра «Чем больше, тем лучше»

Ребенок должен образовывать глаголы от глагола «летать» ( при помощи приставок: у-, за-, под-, от-, пере-, по-, об-, вы-, на-) и продемонстрировать их с птичкой, сделанной из бумаги.

5. Упражнение с текстом. Выучить с детьми данный ниже текст. Проследить за правильным употреблением глаголов с разными приставками. Уточнить значение этих глаголов. «Осенью многие птицы улетают в теплые края. Эти птицы назы-ваются перелетными. Во время перелета птицы делают остановки. Весной они опять прилетают к нам».

Затем дети должен придумать несколько предложений с этими словами.

Тема «Зима. Зимняя одежда»

Игра «Скажи наоборот»

Виталик обулся – Лена разулась

Виталик упал – Лена … (поднялась)

Виталик уехал – Лена … (приехала)

Виталик ушел – Лена … (пришла)

Виталик завязал шнурки – Лена … (развязала)

Тема «Зимние забавы. Новый год»

Зимние забавы

Зимние забавы очень хороши,

Радуются папы, мамы, малыши!

Горка ледяная, порошит снежок,

Вот съезжает с горки в санках мой дружок,

А внизу встречает папа малыша,

И идет на встречу мама не спеша.

Ну, потеху! Санки с маленьким дружком

Невзначай наехали на мягкий снежный ком,

От горы отъехали сани далеко

И опять несутся быстро и легко.

Много – много в зимний день радости и смеха

И румянит лица нам зимняя потеха.

Тема «Инструменты»

Игра «Что можно сделать»

лопатой – выкопать яму (под-, от-, за-, пере-)

ножом – перерезать веревку (от-, с-, под-, на-, про-)

Тема «Мамин день. Семья»

1. Игра «Чем отличаются слова

Логопед просит детей показать на картинках, кто…

умывает – умывается

обувает – обувается

прячет – прячется

качает – качается

одевает – одевается

причесывает – причесывается

Делается вывод: слова умывается, прячется, причесывается, обувается, обозначают, что человек делает что-то сам с собой.

- Послушайте еще раз эти слова и скажите, какая общая часть слышится в конце этих слов? (-ся)

С целью закрепления дети называют различные действия по картинкам.

2. Дифференциация глаголов совершенного и несовершенного вида.

Логопед предлагает детям показать на картинках, где действие уже совершено, а где оно совершается:

мыла – вымыла, вешает – повесила,

умывается – умылся, стирает – постирала,

рисует – нарисовал, ловит – поймала,

убирает – убрала, красит – покрасил,

догоняет – догнал, строит – построил.

Тема «Лето. Отдых».

Упражнение с текстом. Выучить с детьми данный ниже текст. Проследить за правильным употреблением глаголов с разными приставками. Уточнить значение этих глаголов.

1. Однажды Маша ушла из дома в лес. В лесу она заблудилась и стала искать дорогу домой, да не нашла, а пришла к домику. Дверь была открыта, она посмотрела в дверь и вошла в домик. В домике жили медведи.

2. Мой веселый звонкий мяч, Ты куда пустился вскачь?

Ты пятнадцать раз подряд Прыгал в угол и назад.

А потом ты покатился И назад не воротился.

Покатился в огород, Докатился до ворот,

Подкатился под ворота, Добежал до поворота,

Там попал под колесо, Лопнул, хлопнул - вот и все.

3. Ребята собрались идти на реку купаться. Миша забежал за товарищем. Они быстро побежали по улице. Ребята скоро добежали до реки.

Затем дети должны придумать несколько предложений с этими словами.

4. «Закончи стишок».

Детям предлагается закончить предложения словами, образованными от заданного слова. Речевой материал: Всех ребят хотим собрать, в прятки будем мы (играть! Наш щенок - такой шалун, забияка и (игрун). Мой котенок шаловливый, очень ласковый, (игривый). У малышки - погремушка. Очень шумная (игрушка!

Тема «Домашние животные»

Игра «Что делает котенок»

На столе у логопеда игрушечный стул и мягкая игрушка, логопед проводит действия с котенком, каждый раз задавая вопрос. Дети отвечают.

Прыг – что сделал котенок? (спрыгнул со стула)

Прыг – что сделал котенок? (вспрыгнул на стул)

Прыг – что сделал котенок? (запрыгнул на стул)

Прыг – что сделал котенок? (подпрыгнул)

Прыг – что сделал котенок? (перепрыгнул через стул)

Публикации по теме:

Формирование патриотических чувств у дошкольников «Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохранённое предшествующим поколением, может любить Родину, узнать её, стать подлинным.

Дидактические игры по формированию лексико-грамматических категорий и навыков словообразования у детей ДОМ 1. «Мой дом» Цель: познакомить с частями дома. Ход. Взрослый и ребенок рассматривают свой дом на прогулке, знакомятся с его частями:.

Формирование доброжелательных отношений дошкольников (1 часть)Формирование доброжелательных отношений дошкольников (1 часть) 2 часть Как показали последние социологические исследования, проведённые среди родителей и воспитателей, самыми ценными качествами детей.

Формирование доброжелательных отношений дошкольников (2 часть)Формирование доброжелательных отношений дошкольников (2 часть) 1 часть Коррекционная программа включает в себя 7 этапов: 1 – этап. Общение без слов. Главной целью первого этапа является переход.

Формирование у дошкольников старшего возраста основ патриотизма. Формирование у дошкольников старшего возраста основ патриотизма. Работа по формированию основ патриотизма, уважения к Родине, её традициям.

Формирование знаний дошкольников о здоровом образе жизниФормирование знаний дошкольников о здоровом образе жизни Проблема здоровья человека, его сохранения и укрепления остаётся особенно острой, требующей серьёзного педагогического осмысления и решения.

Методическая помощь специалистам ДОУ по использованию игровых приемов для развития навыков словообразования у дошкольниковМетодическая помощь специалистам ДОУ по использованию игровых приемов для развития навыков словообразования у дошкольников «Формирование навыков словоизменения и словообразования с использованием элементов цветотерапии» Своевременное формирование грамматического.

Формирование здорового образа жизни у дошкольников Есть такая поговорка: «В здоровом теле – здоровый дух». Первые представления о здоровье и здоровом образе жизни формируются уже в дошкольном.

Урок русского языка в 4 классе «Правописание возвратных глаголов» Тема: Правописание возвратных глаголов. Цели: развивать умение распознавать глаголы в форме 3-го лица и в неопределённой форме; познакомить.

Экологическое воспитание и формирование экологической культуры у дошкольников Человек стал человеком, когда услышал шёпот листьев и песню кузнечика, журчание весеннего ручейка и звон серебристых колокольчиков в бездонном.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование словообразования глаголов у дошкольников
Опубликовано: 9 мая 2022 в 18:02
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование словообразования глаголов у дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Виктория Демидова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД