МААМ-картинки

Формирование слоговой структуры слова у дошкольников с ТНР

Евгения Гриц
Формирование слоговой структуры слова у дошкольников с ТНР

Формирование слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста имеющими общие нарушения речи, не теряет своей актуальности в настоящее время. Анализ результатов диагностики речевого развития детей нашего учреждения показал значительный процент нарушения слоговой структуры слова воспитанников. В связи с этим возникла необходимость в пересмотре подходов к организации работы по формированию слоговой структуры слова в условиях нашего учреждения. Для решения этой задачи, используя материалы методического пособия Бабиной Г. В. и Сафонкиной Н. Ю, мною был разработан комплекс коррекционных мероприятий по формированию слоговой структуры слова, который включал два этапа, разделенных на блоки.

Публикация «Формирование слоговой структуры слова у дошкольников с ТНР» размещена в разделах

Первый этап:

I блок – формирование пространственных представлений и оптико-пространственной ориентации.

II блок – развитие сложных параметров двигательных актов – динамического и ритмического.

Второй этап:

III блок – развитие особенностей восприятия ритмических и структурных характеристик слова.

IV блок – формирование умений слогового оформления слов разной степени сложности.

Методы и приемы, используемые в коррекционной работе, соответствуют возрастным особенностям дошкольников, а не копируют школьную программу. Ведущей формой работы по формированию слоговой структуры слова у дошкольников 4-7 лет является дидактические игры и упражнения, учебно-игровые ситуации, которые организуются как логопедом, так и педагогом во время коррекционных занятий и во время совместной деятельности в режимных моментах. Это позволяет осуществлять индивидуальный подход к детям.

Учебно-игровая ситуация с использованием дидактических игр и упражнений по формированию слоговой структуры слова во время режимных моментов характеризуется кратковременностью развертывания и течения (от 5-6 до 10-15 минут). В режимных моментах предполагается объединение небольшой подгруппы детей (3-5 человек). Чаще всего это дети, плохо усвоившие материал во время проведения коррекционных занятий. Дидактические игры и упражнения по формированию слоговой структуры слова, которые включаются в совместную деятельность в режимных моментах, планируются и организуются воспитателем в любое время в режиме дня. Чаще всего, это утренний и вечерний отрезок времени, прогулка. Например, перед прогулкой педагог предлагает детям найти предмет одежды, название которого состоит из 2, 3, 4 слогов. Во время прогулки педагог дает детям задание: «Прошагайте столько шагов, сколько слогов в слове машина» (при затруднении подключить прохлопывание). Это способствует естественному включению в повседневную жизнь ребенка образовательного процесса, его интеграции с игровой, бытовой деятельностью и с процессом естественного общения в группе.

Примеры заданий:

Задания, направленные на формирование пространственных представлений и оптико-пространственной ориентации:

1. Выбирается один ребенок и встает в центре группы, другой ребенок встает позади него, еще один – впереди. Остальные дети называют кто впереди кого находится, а кто позади (затем дети меняются местами).

2. У каждого ребенка — чистый лист бумаги и цветные карандаши.

— Будем рисовать коврики. Нарисуйте синий круг в середине листа. Сверху от круга — красный квадрат. Снизу от круга — зеленый треугольник. В правом верхнем углу нарисуйте желтый треугольник, в правом нижнем углу – оранжевый треугольник, в левом верхнем – голубой треугольник, в левом нижнем – розовый треугольник.

3. Игры и упражнения, направленные на формирование таких пространственных представлений как начало, середина, конец, перед, за, после, первый, последний

Задания, направленные на развитие сложных параметров двигательных актов – динамического и ритмического:

1. Логопед на музыкальном инструменте задает ритмический рисунок (определенное количество ударов в заданном темпе).

- Ребенок должен воспроизвести этот ритмический рисунок с помощью хлопков.

- Ребенок должен воспроизвести этот ритмический рисунок с помощью музыкального инструмента.

2. Воспроизведение долгих и коротких звуков с помощью рисунков и схем, сравнение ритмов.

3. Отстукивание мячом ритма, отхлопывание в ладоши за логопедом.

4. Упражнения на развитие динамического праксиса рук (кинезиологические упражнения).

Кисть одной руки выпрямлена (положение «ребро», кисть другой руки сжата в кулак, затем положение рук меняется. Большой палец соединен с указательным в кольцо, остальные выпрямлены. Сжимание и разжимание пальцев рук в кулак одновременно. Кисти рук одновременно в положении «ребро», затем исходное положение и т. д.

Задания, направленные на развитие особенностей восприятия ритмических и структурных характеристик слова :

1. Воспроизведение количества языковых единиц на основании заданного числа (повторение звуков, слогов, слов столько раз, сколько указывает цифра на карточке).

2. Узнавание серии звуков по беззвучной артикуляции и произнесение их голосом

Логопед проговаривает последовательность разных по силе языковых единиц (О-о-о, у-У-у, а-а-А, НА-на-на, по-ПО-по и т. д.).

Задания, направленные на формирование умений слогового оформления слов разной степени сложности:

1. Повторение и наращивание слогов, преобразование слогов

2. Нанизывание предметов с одновременным проговариванием слогов

3. Логопед предлагает детям рассмотреть ряд из двух (позже из трех и четырех) предметных картинок, названия которых имеют одинаковую финальную часть. Все вместе медленно произносят названия картинок, выделяя голосом и интонацией финальную часть. Затем дети выполняют инструкцию.

«Чем похожи слова? слов одинаковый конец.) Чем различаются?

Речевой материал:

Цветок, листок, молоток.

Утка, мышка, белка, ветка и т. д.

4. Деление слов на слоги с помощью дидактических пособий

5. Логопед предлагает детям рассмотреть предметную картинку и символы слогов. Все вместе по слогам произносят название картинки и раскладывают символы.

Первый слог

Второй слог

Затем дети выполняют инструкцию «Поменяйте местами части слова. Назовите новое слово».

Речевой материал:

дыра (рады); насос (сосна); сосна (насос); лама (мала); банка (кабан);

чайка (качай); лыжи (жилы); мышка (камыш).

6. Упражнения на звуко-слоговой анализ слова.

7. Работа над схемой слова (подбери к схеме слово, выполни схему к картинке, подбери схему к картинкам, измени схему).

8. Упражнения на уровень слов (анализ, синтез, фонематические представления) :

- Дополнить данные слоги заданным одинаковым

- Составить слово из слогов (разные виды заданий)

- Из двух слов образовать одно

- Смешанные упражнения на анализ и синтез

9. Упражнения на уровень законченных предложений стихи, чистоговорки, и другие тексты:

- Заучивание чистоговорок с различными типами слогов (звуковой ряд)

- Чтение простых стихов, чистоговорок сопряженно со взрослым

- Пропевание распевок с четкой ритмической структурой под музыкальное сопровождение (распевки)

- Самостоятельное договаривание «Доскажи слово»

Преодоление нарушений слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи не должно отодвигаться на задний план, ведь недооценивание значения формирования слоговой структуры слова – это одна из причин возникновения дисграфий и дислексий у школьников. Основная задача логопедического воздействия на детей с ОНР – научить их связно и последовательно грамматически и фонетически правильно излагать свои мысли, рассказывать о событиях из окружающей жизни.

Мой опыт работы показал, эффективность использования игровых и дидактических упражнений при формировании слоговой структуры слова у дошкольников с общим недоразвитием речи II уровня, что подтверждается диагностическими данными, полученными в конце учебного года.

Литература:

1. Агранович, З. А. Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей / З. А. Агранович. -СПб. : «Детство- Пресс», 2005, 45 с.

2. Бабина, Г. В. Слоговая структура слова : обследование и формирование у детей с недоразвитием речи/ Г. В. Бабина, Н. Ю. Сафонкина. – М. : «Книголюб», 2005, 95 с.

3. Большакова, С. Е. Преодоление нарушений слоговой структуры слова у детей. / С. Е Большакова – М. : «Творческий Центр», 2007.

4. Курдвановская, Н. В. Формирование слоговой структуры слова. Логопедические задания. [Текст] / Н. В. Курдвановская, Л. С. Ванюкова – М. : Творческий центр 2007. – 84с.

5. Маркова, А. К. Недостатки произношения слоговой структуры слова у детей, страдающих алалией / В сб. : Материалы научной конференции по дефектологии / А. К. Маркова — М. : Изд-во АПН РСФСР, 1962 83-89 с.

6. Сомкова, О. Н. Образовательная область «Коммуникация». Методическое пособие по программе «Детство» [Текст] / О. Н. Сомкова – СПб. : Детство – Пресс, 2012.- 208 с.

7. Филичева, Т. Б. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи «Коррекция нарушений речи» / Т. Б. Филичева, Г. В Чиркина, Т. В. Туманова — М., Просвещение, 2008 г.

8. Филичева, Т. Б. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада / Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина — М. : Издательство «Альфа», 1993. 87 с.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Формирование слоговой структуры слова у старших дошкольников с ОНР Выступление на РМО учителей – логопедов На тему: «Формирование слоговой структуры слова у старших дошкольников с ОНР» Подготовила:.

Использование дидактических игр в работе воспитателя для улучшения слоговой структуры слова дошкольников Цель мастер – класса: повысить профессиональное мастерство воспитателей – участников мастер – класса в процессе активного педагогического.

Дидактическая игра на формирование слоговой структуры слова «Весёлые карандашики»Дидактическая игра на формирование слоговой структуры слова «Весёлые карандашики» Представляю вашему вниманию очень простую в применении и полезную игру на формирование слоговой структуры слова. Игра может использоваться.

Дидактические игры и упражнения как средство формирования слоговой структуры слова у детей с ОНР Одним из проявлений общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста является нарушение воспроизведения слоговой структуры слова..

Использование дидактических игр при нарушениях слоговой структуры слова у детей с ТНР в подготовительной группе Слоговая структура слова является необходимым элементом для формирования всех компонентов речи. У детей наблюдаются элизии (сокращение и.

Коррекция слоговой структуры слова у дошкольников С каждым годом увеличивается число детей, страдающих общим недоразвитием речи. Данный вид нарушения у детей с нормальным слухом и сохранным.

Видео «Логопедическое пособие «Слоговые странички. Слова 1-го типа слоговой структуры» Авторское логопедическое пособие по формированию слоговой структуры у детей с тяжелыми нарушениями речи "Слоговые странички " (слова 1 типа.

Мастер-класс «Игры и упражнения для формирования слоговой структуры слова» Цель: Создать условия для овладения воспитателями и/или родителями игр и упражнений направленных на преодоление нарушений звуко-слоговой.

Преодоление нарушения слоговой структуры слова у детей с ОНРПреодоление нарушения слоговой структуры слова у детей с ОНР Преодоление нарушения слоговой структуры слова у детей с ОНР Среди разнообразных нарушений речи у детей дошкольного возраста одним из.

Развитие слоговой структуры слова у дошкольников с ОНР III уровня через систему игровых упражнений Развитие слоговой структуры слова у дошкольников с ОНР III уровня через систему игровых упражнений. Сказочное путешествие. Цель. Развитие.

Библиотека изображений:

Публикация Формирование слоговой структуры слова у дошкольников с ТНР (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Евгения Гриц на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Формирование слоговой структуры слова у дошкольников с ТНР
Опубликовано: 5 ноября 2019 в 14:40
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД