Получи документы

Формирование сенсорных эталонов у детей среднего дошкольного возраста с нарушением зрения посредством дидактических игр

Полина Киселева
Формирование сенсорных эталонов у детей среднего дошкольного возраста с нарушением зрения посредством дидактических игр

ФОРМИРОВАНИЕ СЕНСОРНЫХ ЭТАЛОНОВ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ

Киселева Полина Андреевна

студентка 4 курса специальности

44.02.04 Специальное дошкольное образование

Гаевая Елена Витальевна

Публикация «Формирование сенсорных эталонов у детей среднего дошкольного возраста с нарушением зрения посредством дидактических игр» размещена в разделах

научный руководитель, преподаватель,

ГПОУ «Сыктывкарский гуманитарно-педагогический

колледж имени И. А. Куратова», г. Сыктывкар

Аннотация: В данной статье раскрываются проблемы и работа с детьми по формированию сенсорных эталонов посредством дидактических игр и упражнений у детей среднего дошкольного возраста с нарушением зрения. Рассматриваются особенности формирования сенсорных навыков, описываются методы и приемы формирования сенсорных навыков у детей среднего дошкольного возраста.

Ключевые слова: Сенсорные эталоны, сенсорные игры и упражнения, нарушение зрения

Под сенсорными эталонами подразумеваются общепринятые образцы свойств и отношений предметов, которые выделились в процессе исторического развития человечества, среди которых выделяют такие зрительные эталоны как эталоны цвета, формы и величины

В дошкольном возрасте в формировании сенсорных эталонов процесс восприятия превращается в особую познавательную деятельность, имеющую свои цели, задачи, средства и способы осуществления. Совершенство восприятия, полнота и точность образов зависят от того, насколько полной системой способов, необходимых для обследования, владеет дошкольник. Поэтому главными линиями развития восприятия дошкольника выступают освоение новых по содержанию, структуре и характеру обследовательских действий и освоение сенсорных эталонов.

Недостаточность зрительного опыта, анализа и контроля ведет к тому, что осложняется восприятие цвета, формы, величины и других свойств предметов. Так, у детей с косоглазием и амблиопией действия по узнаванию, называнию, соотнесению, локализации, дифференциации, выделению в окружающей среде сенсорных эталонов фрагментарны, неупорядочены и выполняются более медленно, чем у нормально видящих сверстников.

Одной из важнейших задач обучения и воспитания является развитие познавательной деятельности учащихся, формирование интереса к знаниям. Реализация этой задачи проходит как в учебной работе, так и во внеклассное время. Среди средств и методов, используемых педагогами, большое место принадлежит дидактическим играм и упражнениям.

Особенностью дидактических игр и упражнений является то, что сами игры постепенно усложняются и перед детьми ставятся все более трудные вопросы. Развитие ребенка в процессе дидактической игры состоит в том, что непосредственный интерес к игровому действию переходит постепенно на интерес к мыслительным операциям и задачам. А. В. Запорожец отмечал, что «Участвуя в дидактических играх, ребенок уже меньше увлекается процессуальной и сюжетной стороной деятельности, а начинает руководствоваться учебными интересами, стремлением приобрести некоторые новые знания и умения».

Дидактические игры и упражнения ориентированы на сенсорное восприятие ребенка, с одной стороны они учитывают возрастные, нравственные мотивы деятельности играющих, с другой – принцип добровольности, право самостоятельного выбора, самовыражение. Основная особенность дидактических игр – обучающая. Они соединяют в себе обучающую задачу и наличие готового содержания и правил, что дает возможность воспитателю планомерно использовать этот метод для сенсорного и интеллектуального развития детей.

Цель: доказательство эффективности использования дидактических игр и упражнений в формировании сенсорных эталонов у детей среднего дошкольного возраста с нарушением зрения

Задачи:

1. Изучить теоретические основы проблемы формирования сенсорных эталонов у детей среднего дошкольного возраста с нарушением зрения;

2. Выявить уровень сформированности сенсорных эталонов у детей среднего дошкольного возраста с нарушением зрения;

3. Подобрать и апробировать систему дидактических игр и упражнений по формированию сенсорных эталонов у детей среднего дошкольного возраста с нарушением зрения;

4. Определить эффективность использования дидактических игр и упражнений в развитии сенсорных эталонов у детей среднего дошкольного возраста с нарушением зрения

Объект исследования: процесс формирования сенсорных эталонов у детей среднего дошкольного возраста с нарушением зрения посредством дидактических игр и упражнений

Предмет исследования: дидактические игры и упражнения, как средство формирования сенсорных эталонов у детей среднего дошкольного возраста с нарушением зрения

Целью констатирующего этапа исследования является определить исходный уровень сформированности представлений о сенсорных эталонах у детей среднего дошкольного возраста с нарушением зрения.

Задачи констатирующего этапа исследования:

1) Подобрать диагностический материал;

2) Провести диагностическое исследование у детей среднего дошкольного возраста с нарушением зрения;

3) Обработать результат диагностики.

Исследование проводилось на базе МБДОУ «Детский сад №60 компенсирующего вида», в исследовании принимали участие 17 детей в возрасте 4-5 лет с нарушениями зрения. с нарушениями зрения : миопия, амблиопия обоих глаз (одного глаза, гиперметропический астигматизм, сходящее и расходящееся косоглазие, гиперметропия слабой, средней степени, афакия.

Программа констатирующего этапа в себя включает:

Плаксина, Л. И. Развитие зрительного восприятия у детей с нарушенным зрением (дидактический материал) [Текст] / Л. И. Плаксина. – М. : ВОС,1985. (под редакцией)

Протокол обследования словаря детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития

Список детей Задание №1. «Геометрические фигуры» Задание №2 «Величина» Задание №3 «Хроматические и ахроматические цвета» Средний балл Уровень

Христина 2,0 2,3 2,6 2,3 Средний

Константин 1,6 1,4 3,0 2 Средний

Полина 2,2 2,8 3,0 2,6 Высокий

Артем В 1,7 2 2,9 2,2 Средний

Илья 2,4 1,9 3,0 2,4 Средний

Артем И 2,8 2,3 2,8 2,6 Высокий

Мария 2 2,3 2,5 2,2 Средний

Антон 1,9 2,0 2,8 2,2 Средний

Кира 2,1 1,8 2,9 2,2 Средний

Виктория 2,5 2,7 3,0 2,7 Высокий

Анна 1,6 1,3 2,2 1,7 Средний

Иван 2,2 2,8 2,9 2,6 Высокий

Роман 2,4 2,5 2,5 2,4 Средний

Артем П 1,8 2,3 2,4 2,1 Средний

Милана 1,8 2,8 2,6 2,4 Средний

Светлана 2,4 2,1 2,6 2,3 Средний

Дарья 1,7 1,7 2,3 1,9 Средний

Список литературы (2-3 источника) :

3. Венгер, Л. А. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет [Текст] : кн. для воспитателя детского сада / Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер; под ред. Л. А. Венгера. – М. ,1995. – 144 с.

4. Плаксина, Л. И. Развитие зрительного восприятия у детей с нарушенным зрением (дидактический материал) [Текст] / Л. И. Плаксина. – М. : ВОС,1985.

5. Рудакова, Л. В. Коррекционно-педагогическая работа по развитию зрительного восприятия дошкольников с нарушением зрения в условиях детского сада [Текст] / Л. В. Рудакова. Л., 1987.

Публикации по теме:

Дидактические игры как средство формирования сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возрастаДидактические игры как средство формирования сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста В дошкольной педагогике дидактические игры с давних пор считались основным средством сенсорного воспитания. Как известно,с восприятия предметов.

Формирование сенсорной культуры у детей младшего возраста посредством дидактических игр Хочу поделиться опытом работы по теме «Использование дидактических игр для развития сенсорной культуры у детей младшего возраста» (На примере.

Дидактические игры на развитие сенсорных эталонов (цвет, величина) для детей младшего дошкольного возраста.Дидактические игры на развитие сенсорных эталонов (цвет, величина) для детей младшего дошкольного возраста. Дидактическая игра. «Подбери чашку к блюдцу».Цель. Учить детей называть и различать красный, желтый, зеленый, синий цвета. Закреплять умение.

Использование дидактических игр по развитию мелкой моторики у детей с нарушением зренияИспользование дидактических игр по развитию мелкой моторики у детей с нарушением зрения Игра позволяет включить в процесс познания окружающего все анализаторы. При этом надо заметить, что дети испытывают затруднения при обследовании.

Мастер-класс для родителей «Развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста посредством дидактических игр»Мастер-класс для родителей «Развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста посредством дидактических игр» Цель: познакомить родителей с некоторыми дидактическими играми, направленными на развитие сенсорных способностей, для использования в домашних.

Опыт работы по теме: «Формирование сенсорных эталонов у детей дошкольного возраста посредством игр с блоками Дьенеша»Опыт работы по теме: «Формирование сенсорных эталонов у детей дошкольного возраста посредством игр с блоками Дьенеша» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №13 «Колокольчик»» городского округа город Шарья Костромской.

Отчёт по самообразованию «Развитие сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности»Отчёт по самообразованию «Развитие сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности» Отчёт по самообразованию Тема «Развитие сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности» Воспитатель Письменная.

План работы по самообразованию «Развитие сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности»План работы по самообразованию «Развитие сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности» План работы по самообразованию воспитателя Письменной Елены Геннадьевны Тема: «Развитие сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного.

Развитие сенсорных способностей у детей младшего возраста посредством дидактических игр.Развитие сенсорных способностей у детей младшего возраста посредством дидактических игр. Сенсорное развитие (от латинского –ощущение) - это развитие восприятий, представлений об объектах, явлениях и предметах окружающего мира.

Развитие сенсорных эталонов детей раннего возраста посредством нетрадиционных игровых технологий Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование сенсорных эталонов у детей среднего дошкольного возраста с нарушением зрения посредством дидактических игр
Опубликовано: 3 февраля 2023 в 23:10
+13Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование сенсорных эталонов у детей среднего дошкольного возраста с нарушением зрения посредством дидактических игр» (включая файлы) размещена пользователем Полина Киселева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 июня. Пушкинский день России. Передвижка «Пушкин А.С.»

Ежегодный праздник, посвященный великому русскому поэту Александру Сергеевичу Пушкину. 

5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД