МААМ-картинки

Формирование речевого развития у ребенка трех-четырех лет и его отставания

марина данилова
Формирование речевого развития у ребенка трех-четырех лет и его отставания

Ранний возраст (от рождения до 3 лет) — особый период в жизни ребенка. Интенсивность развития, сложность задач, решаемых на этом этапе, жизни не имеют себе равных. Также это самый благоприятный период для усвоения основ родной речи ребенком.

Первый год жизни новорожденного – это предречевой период. Он состоит из несколько этапов:

• Гуление – появляется в 1,5-2 месяца с рождения.

• Лепет – появляется в 4-5 месяцев.

• Лепетные слова – примерно с 8 месяца.

• Первые слова – появляются в интервале 9 - 12 месяцев.

Публикация «Формирование речевого развития у ребенка трех-четырех лет и его отставания» размещена в разделах

Если развитие ребенка идет гармонично и правильно, то в норме уже в первый год жизни он сможет произносить порядка десяти слов, к примеру: «ням» (кушать, еда, «ма» (мама, па (папа, биби (машинка) и т. д. Эти произносимые ребенком слова уже будут считаться отдельными.

С 1 по 2 год жизни у малышей активно формируется пассивный словарь, который может насчитывает порядка 150-200 слов. Малыш может указывать на бытовые предметы или животных, понимая, на что именно он показывает. Активный словарь в условной норме должен к этому возрасту содержать не менее 15-20 слов.

В 2 года у детей начинает появляться фразовая речь. Они могут активно взаимодействовать со взрослыми. У детей в речи появляются глаголы (дай, ди –иди и т. п.

Именно возраст 2-3 года считается пограничным, на практике с двухлетнего возраста уже можно говорить о задержке речевого развития у ребенка. Для нормального развития речи, самым главным является, чтобы кора головного мозга достигла определенной зрелости и органы чувств ребенка : слух, зрение, обоняние, осязание были также достаточно развиты.

К сожалению, не у всех детей речь развивается своевременно. Одни рано начинают хорошо говорить и правильно произносить все звуки уже к 3-4 годам, у других речь становится четкой и понятной лишь в 6-7 лет. Это зависит от физиологических особенностей каждого ребенка. Достаточно часто приходиться слышать от родителей жалобы на стертую, трудно понимаемую речь у ребенка - «каша во рту», это чаще всего является результатом нарушений в строении артикуляционного аппарата: отклонения в развитии зубов, прикус, отсутствие зубов.

Чтобы это предупредить, очень важно своевременно следить за состоянием зубочелюстной системы и вовремя обращаться за консультацией к стоматологу, ортодонту.

Также искаженное звукопроизношение может быть следствием нарушенного мышечного тонуса артикуляционного аппарата, в таком случае необходима консультация невролога и учителя-логопеда.

Особое внимание необходимо обратить на слух ребенка, именно ему принадлежит важная роль в овладении ребенком речью, в правильном и своевременном усвоении звуков.

Необходимо оберегать слух ребенка от постоянных сильных звуковых воздействий, а при заболевании органов слуха своевременно их лечить, а также не перегружать его речевыми занятиями.

К трех летнему возрасту, дети уже говорят короткими фразами, состоящими из нескольких слов (чаще из 3-4). Фраза постепенно удлиняется и усложняется. У ребенка этого возраста можно отметить некоторые несовершенства фразовой речи: не всегда правилен порядок слов в предложении. Взрослые должны учить детей задавать вопросы правильно, отвечать на них, грамматически правильно оформлять свое высказывание.

На четвертом году жизни у детей непрерывно идет процесс увеличения словаря – как активного, так и пассивного. Словарный состав ребенка к этому времени достигает порядка 800 – 1000 слов.

Также, у детей трех-четырех лет часто наблюдается неправильное произношение ряда слов, особенно длинных и малознакомых, что в свою очередь приводит к сокращения детьми слов, таким как: «сипед» - велосипед, «атабиль» - автомобиль; а также к перестановке слогов в слове; перестановки звуков в слове; пропуски звуков при их стечении и т. д.

Следует помнить, что дети в 3-4 года понимают далеко не все слова, с которыми к ним обращаются старшие. Лингвисты объясняют это тем, что каждое понятие обязательно имеет связанный с ним набор слов, и этот набор называют ассоциативным полем. Родители необходимо оказать эффективную помощь дошкольникам в освоении таких полей. Обратил ребенок внимание на птичку или животное – поспрашивайте его, какое это животное (цвет, размер и т. п). Даже трехлетний малыш будет подбирать слова, чтобы их описать. Очень полезно использовать в становлении речевого развития пальчиковые игры. Физиологи доказали, что уровень развития речи детей зависит от степени развития мелкой моторики-речь на кончиках пальцев. Нам, взрослым, важно помнить, что освоение родного языка в 3-4 года – это настоящая работа для ребенка, ведь ему приходится повторять за взрослыми и запоминать ежедневно много новых, не всегда понятных и трудно произносимых для него слов.

С ребенком нужно постоянно беседовать, проговаривая ситуации: одевание, раздевание, умывание, купание, еда, прогулка и подготовка ко сну. Такую же работу следует проводить во время игр с игрушками и картинками, при чтении и просмотре мультфильмов и многих других. В таких условиях прогресс в развитии речи ребенка будет более быстрым и качественным.

Необходимо помнить, что нарушение речевого развития может приводить к целому ряду неблагоприятных последствий.

При недостаточности речевых функций, коммуникации ребенка ограничены, снижается количество получаемой информации, страдают межличностные отношения и эмоциональная сфера. В дальнейшем, при обучении в школе возможны нарушения чтения и письма, поэтому, правильное развитие речи является важным фактором гармоничного формирования малыша и должно находиться под контролем родителей, медиков и педагогов.

Публикации по теме:

Игры для развития речевого дыханияИгры для развития речевого дыхания Дыхание - это физиологический процесс, который состоит из двух фаз - вдоха и выдоха. Дыхание бывает: грудное, диафрагмальное, диафрагмально.

Макеты для развития познавательного интереса, речевого и социально-коммуникативного развития детей старшего возрастаМакеты для развития познавательного интереса, речевого и социально-коммуникативного развития детей старшего возраста .

Сенсорная коробка как основа речевого развития ребенкаСенсорная коробка как основа речевого развития ребенка Цель : Развитие речи посредством тактильных манипуляций разнообразными предметами. Задачи • Расширять тактильный опыт, активизируя в словаре.

Конспект занятия «Составление предложений из трех, четырех слов. Словоизменение» Даярлы логопедтік тобына арналан йымдастырылан оу іс-рекетіні.

Формирование навыков речевого творчества у детей посредством освоения алгоритма создания рифмованных текстов Формирование навыков речевого творчества у детей старшего дошкольного возраста посредством освоения алгоритма создания рифмованных текстов.

Игры для развития речевого дыханияИгры для развития речевого дыхания Дорогие гости и читатели блога! Хочу предложить Вам простые игры на развитие дыхания. Все мы знаем, что правильное речевое дыхание необходимо.

Сценарий физкультурного досуга для детей младшей группы трех-четырех лет «Путешествие веселого снеговика»Сценарий физкультурного досуга для детей младшей группы трех-четырех лет «Путешествие веселого снеговика» Конспект физкультурного досуга для детей младшей группы трех - четырех лет «Путешествие веселого снеговика». ЦЕЛЬ: Популяризация здорового.

Консультация для родителей «Формирование речевого дыхания у детей дошкольного возраста» Дыхание является одной из важных функций жизнеобеспечения человека. Правильное дыхание важно для развития речи, так как дыхательная система.

Пособие для развития речевого дыханияПособие для развития речевого дыхания Пособие для дыхательной гимнастики своими руками Дыхательная гимнастика является хорошей профилактикой заболеваний органов дыхания, развивает.

Сенсорная коробка, как основа речевого развития ребенкаСенсорная коробка, как основа речевого развития ребенка Актуальность. Сенсорное воспитание в трудах ученых освещалось как одно из важных направлений развития детей дошкольного возраста. Для.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование речевого развития у ребенка трех-четырех лет и его отставания
Опубликовано: 21 февраля 2022 в 18:02
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование речевого развития у ребенка трех-четырех лет и его отставания» (включая файлы) размещена пользователем марина данилова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД