Получи документы

Формирование психологических новообразований у ребёнка в период перехода от дошкольного к младшему школьному возрасту

Каюмова Анна Михайловна
Формирование психологических новообразований у ребёнка в период перехода от дошкольного к младшему школьному возрасту

В работах Л. С. Выготского, А. В. Запорожца было установлено, что переход от дошкольного к младшему школьному возрасту связан с «потерей непосредственности». У ребенка появляется обобщенное отношение к себе и к миру, определяемое обобщенными эмоциональными представлениями. От бессознательного использования социально выработанных средств психической регуляции деятельности ребенок переходит к их сознательному применению.

Публикация «Формирование психологических новообразований у ребёнка в период перехода от дошкольного к младшему школьному возрасту» размещена в разделах

Данная сторона вопроса является весьма важной, так как новый уровень регуляции деятельности отражается в преобразовании всех психических процессов ребенка. Д. Б. Элькониным психические процессы были сгруппированы по двум основным сферам деятельности. Мотивационно-смысловая сфера определяется отношениями ребенка с другими людьми (развитие мотивационных и аффективных процессов, становление самооценки, а операционально-техническая - его отношениями с предметным миром (развитие символической функции).

Рассмотрим кратко развитие мотивационно-смысловых аспектов деятельности. Важнейшую роль в реализации новой внутренней позиции, по мнению М. Р. Гинзбурга, играют перестройки мотивационных процессов. Адекватным внутренней позиции школьника является сочетание учебного мотива с социальными. В 6 лет наряду с ними широко представлен неадекватный ей игровой мотив: для многих детей школа выступает как место, где собрались сверстники, с которыми можно играть. В этом случае имеющиеся элементы внутренней позиции школьника оказываются бездейственными. Если в жизни детей достаточное место отводится сюжетно-ролевой игре, то игровой мотив полноценно удовлетворяется и на протяжении 7-го года жизни уступает ведущее место учебному и социальному. В противном случае он нередко остается одним из доминирующих, переносясь в неадекватную ему сферу учебы.

Можно заметить, что мотивы определяют общее направление деятельности ребенка. Однако характер протекания каждого отдельного действия не обязательно соответствует этому направлению. Он зависит от эмоционального отношения ребенка к ситуации, к решаемой задаче и т. п. Так, ребенок может прийти в школу, чтобы учиться (т. е. под влиянием учебного мотива, но при столкновении с учебной задачей обнаружить, что она ему скучна и неинтересна (отсутствует эмоция, обеспечивающая реализацию этого мотива). Эмоции выступают непосредственными регуляторами деятельности. Мотивы, не сопровождающиеся адекватными им эмоциями, оказываются только знаемыми, а не реально действующими. (А. Н. Леонтьев)

Изучение развития эмоциональной сферы 6 - 7 -летних детей показало, что формирование учебного мотива и соответствующих ему эмоций (положительного отношения к учебным задачам) протекают параллельно. В то же время социальные эмоции (отношение к другим людям, зафиксированное социальными нормами) формируются медленнее соответствующих им мотивов. На протяжении 7-го года жизни дети научаются ориентироваться на социальные нормы, осуществляя «абстрактную» оценку другого человека. Однако эта оценка не направляет их реальной деятельности и проявляется лишь в беседе со взрослым. (Т. А. Нежнова)

В исследованиях Е. З. Басиной, М. Р. Гинзбурга было установлено, что на 7-м году жизни начинает складываться обобщенная самооценка, а у некоторых детей также ранний образ Я (включающий наряду с оценочным аспектом содержательное дифференцированное представление ребенка о себе, которые носят предвосхищающий, ценностно заданный характер: представления и оценки ребенка отражают не его реальные качества, а желаемые, ожидаемые им. Эти психологические образования, как и социальные эмоции, актуализируются почти исключительно в беседе со взрослым и пока еще не играют существенной роли в регуляции деятельности.

Особый интерес приобретает изучение операционально-технических аспектов деятельности, от которых зависит степень ее успешности. В период «кризиса 7 лет» важнейшими направлениями развития операционально-технической стороны деятельности являются: формирование произвольности, наглядно-образного мышления, символической функции.

Согласно Е. В. Филипповой, Е. А. Бугрименко новый уровень произвольности, складывающийся у большинства детей на 7-м году, характеризуется появлением ориентации на последовательные указания взрослого, на систему условий поставленной задачи. При благоприятном ходе психического развития указания взрослого становятся фактором, направляющим ориентировку ребенка в ситуации, в условиях задачи. Однако при чересчур жестком руководстве со стороны взрослых их указания могут стать для ребенка самодовлеющими, не организуя, а подменяя собой его собственную ориентировку в действительности.

Существенное значение по мнению А. Л. Венгера имеет появление к 6 годам высокого уровня развития наглядно - образного мышления у детей, в частности способности к оперированию обобщенными, схематизированными образами. Эта способность развивается на протяжении всего дошкольного возраста и не может, следовательно, рассматриваться как специфическое новообразование «кризиса 7 лет». В качестве такого психологического новообразования выступает появление у ребенка нового - сознательного - отношения к символическим и знаковым средствам психической деятельности. Новое отношение резко расширяет возможности использования этих средств при решении разнообразных задач, прежде всего учебных.

Сопоставляя развитие различных психических процессов в период перехода от дошкольного к младшему школьному возрасту, легко заметить общую закономерность. Она состоит в появлении социально опосредованного отношения к действительности, отходе от связанности конкретной ситуацией (по выражению Л. С. Выготского, в «потере непосредственности»). Это сказывается в общей ориентации на социальную действительность, школу (внутренняя позиция школьника, в формировании образа «Я», опосредующего отношение ребенка к самому себе. Bнеситуативны также специфичные для изучаемого возраста учебный и социальный мотивы. Интенсивно формируются внеситуативные обобщенные эмоции, опосредованные социальными критериями. Познавательные процессы начинают характеризоваться сознательным использованием социально выработанных средств (символических и знаковых). (Л. С. Выготский)

Таким образом, анализ психолого-педагогической литературы позволяет комплексно охарактеризовать преобразования детской психики, связанные с переходом от дошкольного к младшему школьному возрасту, т. е. с так называемым кризисом 7-ми лет. Источник этих преобразований - изменение реального положения ребенка в системе отношений со взрослыми, с обществом.

Публикации по теме:

Сценарий праздника перехода из ясель в детский сад «Давайте познакомимся!» «Давайте познакомимся!». Сценарий Вед: У нас сегодня праздник, И рады малыши, Что мамы, папы в гости На встречу к нам пришли. Праздник.

«Клоун Тимошка в гостях у малышей». Праздник перехода из яселек в детский сад«Клоун Тимошка в гостях у малышей». Праздник перехода из яселек в детский сад В этом году мы впервые организовали и провели выпускной в ясельной группе. Уж больно хороши наши малыши и так любят праздники! Мы подумали.

Консультация для родителей «Чем занять ребёнка старшего дошкольного возраста в летний период»Консультация для родителей «Чем занять ребёнка старшего дошкольного возраста в летний период» Я думаю, со мной многие согласятся, что лето – это самое лучшее время года, потому что вокруг очень красиво, тепло и у нас есть чудесная.

Консультация для родителей «Как подобрать книгу по возрасту?»Консультация для родителей «Как подобрать книгу по возрасту?» Важно приобщать детей к чтению книг с раннего возраста. Прививая любовь к книгам с ранних лет, вы заботитесь об их успешном развитии. Необходимо.

Консультация для родителей «Рекомендации по подготовке детей к школьному обучению»Консультация для родителей «Рекомендации по подготовке детей к школьному обучению» Добрый день, коллеги! Хочу представить вам мою консультацию для родителей "Рекомендации по подготовке детей к школе" Возраст 6–7 лет.

Методическое сопровождение перехода ДОУ на работу по ФГОС до 1. Написана и утверждена образовательная программа МБДОУ №43 «Аленький цветочек» на 2015г. -2020г. в соответствие с ФГОС ДО, 2. Рабочие программы.

Развивающая предметно-пространственная среда «Уголок природы» (пополнение по возрасту)Развивающая предметно-пространственная среда «Уголок природы» (пополнение по возрасту) Уголок природы - является одиним из важнейших элементов для полноценного всестороннего развития детей дошкольного возраста в пополнении.

Советы педагога-психолога для родителей о подготовке детей к школьному обучению В своей практике я использую консультирование родителей по поводу проблем их детей. Многих родителей интересует информация о подготовке.

Эффективность организации комплексного сопровождения ребёнка в период адаптации «Эффективность организации комплексного сопровождения ребёнка в период адаптации» Выступление Кузнецовой Т. В. ,воспитателя МДОУ «Сланцевский.

Занятие по адаптации первоклассников к школьному обучениюЗанятие по адаптации первоклассников к школьному обучению Приветствие. 1. Передача рукопожатий по кругу. Упражнение «Искорка». Дети берутся за руки, по кругу передают рукопожатия и улыбаются соседу,.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Формирование психологических новообразований у ребёнка в период перехода от дошкольного к младшему школьному возрасту
Опубликовано: 18 ноября 2021 в 10:29
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование психологических новообразований у ребёнка в период перехода от дошкольного к младшему школьному возрасту» (включая файлы) размещена пользователем Каюмова Анна Михайловна на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД