Папки-передвижки

Формирование представлений о сезонных изменениях в природе у детей старшего дошкольного возраста на прогулке

Мария Зайцева
Формирование представлений о сезонных изменениях в природе у детей старшего дошкольного возраста на прогулке

В дошкольном возрасте создаются наиболее благоприятные условия для экологиче- ского развития детей. В этот период у ребенка формируется система знаний об окружа- ющем мире, а также закладываются основы взаимодействия с ним. Дошкольник с огром- ным интересом: наблюдает за ростом и развитием живых организмов, растений, а также за неживыми объектами природы : опавшими листьями, снегом и прочим; опытно-экспе- риментальным путем выявляет закономерности взаимодействия между живой и нежи- вой природой, или, иными словами, активно исследует окружающий его мир.

Публикация «Формирование представлений о сезонных изменениях в природе у детей старшего дошкольного возраста на прогулке» размещена в разделах

Особый интерес для изучения представляют сезонные изменения в природе, опреде- ляемые как периодические явления, повторяющиеся ежегодно в одной и той же после- довательности. Именно знания об этих особенностях помогут ребенку проводить анали- тико-синтетическую деятельность и сравнение, что, в свою очередь, заложит у старшего дошкольника предпосылки формирования логического мышления [2].

Большой вклад в теорию и практику методики ознакомления дошкольников с природой внесли В. Г. Грецова, Т. А. Куликова, Л. М. Маневцева, С. Н. Николаева, П. Г. Саморукова, Е. Ф. Терентьева и др. Учеными делается акцент на развитие у дошкольников способности воспринимать красоту мира природы, с целью переживания им эстетических чувств [1].

Проблема развития представлений о сезонных изменениях в природе у детей, ее при- рода, условия развития исследовалась мыслителями и философами, учеными разных

направлений на протяжении многих веков (Н. А. Бердяев, В. М. Бехтерев, И. Кант, Я. А. Коменский,

К. Маркс, И. Г. Песталоцци, К. Д. Ушинский, Ф. Шеллинг и др., но и на сегодняшний день у этой проблемы открываются все новые и новые грани.

Мы знакомим детей средней группы с сезонными изменениями в природе на про- гулке. Так именно прогулка является тем режимным моментом жизнедеятельности детей в дошкольном учреждении, заранее организованным воспитателем и проходящим на свежем воздухе, который позволяет в полной мере сформировать у детей среднего до- школьного возраста представления о сезонных изменениях в природе.

Ниже представляет сценарий прогулки «В Королевстве снежинок» (наблюдение за снегом) в средней группе.

Цель: познакомить детей среднего дошкольного возраста со свойствами снега, с се- зонным явлением – снегопадом.

Задачи: расширить представление детей о снеге; развивать наблюдательность; воспи- тывать бережное отношение к природе.

Оборудование: лопатки для детей, ведра, веники, снежинки, снеговик, вылепленный из снега, конверт с загадками.

Предварительная работа : рассматривание иллюстраций с изображением зимы; наблю- дение за снежинками, чтение художественной литературы.

Ход наблюдения на прогулке:

Воспитатель: Ребята, посмотрите кругом, как красиво! Давайте закроем на минутку глазки и представим, что мы оказались в королевстве снежинок. Правит этой страной наш с вами знакомый – Снеговик.

Снежинки пуховые веселые, живые! Вы кружитесь, мерцаете

В молчании лесном

И землю устилаете блестящим серебром.

Посмотрите, на рукава своих курток. Что вы видите? (Снежинку) Рассмотрите ее вни- мательно. На что она похожа? (На пух) А теперь возьмите снежинку в руки. Что произо- шло? (Она растаяла) Почему снежинки на руке тают?

Ребята, посмотрите, как красиво снег украсил дома, деревья в Королевстве снежинок. Как блестит он на солнце. А какой он снег? (Белый, холодный, легкий) Что можно делать со снегом? (Из него можно лепить разные фигуры) Да, в теплую погоду, или, оттепель, снег липкий из него можно лепить, в холодную же погоду – сыпучий, поэтому из него лепить нельзя. Посмотрите, как снег падает сплошной пеленой – это снегопад.

Ребята, посмотрите сколько тут много снега, снежных сугробов, какие они высокие. Где снега больше? (Около заборов и кустарников). Как вы думаете, почему? (Снег не разносится ветром.)

Игра «Снег кружится»

Задачи: Научить соотносить собственные действия с действиями товарищей в соот- ветствии с текстом

Снег, снег кружится дети кружатся, затем приседают Белая вся улица дуют, изображая как дует ветер

Собрались мы в кружокразлетелись «снежинки» в разные стороны Завертелись как снежок.

Игра проводится 3-4 раза.

Ребята, посмотрите, какой Снеговик грустный. Как вы думаете, почему он грустит? В этом Королевстве так много снега, что Снеговик один не справится. Давайте поможем ему расчистить дорожки от снега. (Дети сгребают снег лопатой, расчищая дорожки и подметают их).

Какие вы молодцы. Снеговик сразу повеселел и хочет поиграть с нами. Видите, у него в руках конверт. Давайте посмотрим, что же внутри? Дети подходят к Снеговику, воспи- татель достает из конверта загадки.

Подморозило вчера, Налетела мошкара. И от этой мошкары

Стали белые дворы. (Снег) Как пушинки мы легки, Нас колышут ветерки Белой стайкой мы летим

Лечь на землю мы хотим. (Снежинка)

Упражнения на развитие мелкой моторики рук. Пальчиковая гимнастика «Снежок» Раз, два, три, четыре,

Загибают пальчики

Мы с тобой снежок лепили.

«Лепят снежок»

Круглый, крепкий, очень гладкий

Показывают круг, сжимают ладони вместе гладят Одной ладонью другу

И совсем-совсем не сладкий. Грозят пальчиком

Раз – подбросим. Подбрасывают Два – поймаем.

Приседают, «ловят» Три – уроним.

Встают, роняют И…сломаем.

Топают

Подвижная игра «Цепи кованые»

Цель: воспитывать выносливость, умение концентрировать всю силу и энергию для защиты команды, воспитывать чувство товарищества.

Ход игры. Дети делятся на две команды. Одна команда говорит: «Цепи кованые, рас- куйте нас». Другая спрашивает: «Кем из нас?». Дети первой команды называют имя. Кого называли, тот бежит и старается разбить цепь второй команды. Если разбивает, за- бирает с собой любого из игроков, если нет, остается сам в этой команде. Игра продол- жается.

Таким образом, воспитатели дошкольных образовательных организаций для реализа- ции образовательной деятельности должны планировать и проводить ежедневные наблюдения за изменениями в живой и неживой природе.

Публикации по теме:

«Его величество время» — формирование временных представлений у детей старшего дошкольного возраста.«Его величество время» — формирование временных представлений у детей старшего дошкольного возраста. «Его величество время» С проблемой времени человек сталкивается ежедневно, срывая листок календаря, ежеминутно, глядя на часы. Во времени.

Формирование математических представлений у детей старшего дошкольного возраста с помощью палочек КюизенераФормирование математических представлений у детей старшего дошкольного возраста с помощью палочек Кюизенера Актуальность Одна из важнейших задач воспитания маленького человека – развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей,.

Формирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природеФормирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе План по самообразованию Тема: «Формирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе».

Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе МКДОУ ДС №445 «Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе» Автор: Казакова Екатерина.

Формирование у детей знаний о сезонных изменениях в жизни диких животных и птиц Сибирского краяФормирование у детей знаний о сезонных изменениях в жизни диких животных и птиц Сибирского края «Предзимье» Организация образовательной среды по теме недели: «Животные и птицы Сибирского края готовятся к зиме» в подготовительной группе.

Формирование элементарных математических представлений детей среднего дошкольного возраста с помощью интерактивного плаката Н. Ю. Сунцова, Е. А. Олейник, О. В. Толстых, МБДОУ ДС № 66 «Журавушка» (г. Старый Оскол) Аннотация: В статье рассмотрен современный подход.

Формирование элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста «Нарисую я картинку» Формирование элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста на тему: «Нарисую я картинку». Авторы: воспитатель.

Библиотека изображений:

Публикация Формирование представлений о сезонных изменениях в природе у детей старшего дошкольного возраста на прогулке (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Мария Зайцева на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Формирование представлений о сезонных изменениях в природе у детей старшего дошкольного возраста на прогулке
Опубликовано: 21 января 2024 в 19:26
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД