Папки-передвижки

Формирование представлений о геометрических фигурах и форме предметов посредством игровых технологий

ЯМТИЕВА Наталия
Формирование представлений о геометрических фигурах и форме предметов посредством игровых технологий

Слайд 1. Вашему вниманию хочу предоставить выступление из опыта работы на тему: «Влияние игровых технологий на формирование представлений о геометрических фигурах и форме предметов у старших дошкольников»

Слайд 2. Одним из важных свойств окружающих предметов является форма : она получила обобщенное отражение в геометрических фигурах. Другими словами, геометрические фигуры - это эталоны, при помощи которых можно определить форму предметов или их частей. На протяжении дошкольного возраста у детей формируются представления о форме предметов и геометрических фигурах, но они очень узкие, разрозненные, дети с трудом вскрывают те связи и отношения, которые существуют между ними. Изучив литературу по педагогике, я пришла к выводу, что максимального эффекта при формировании представлений о геометрических фигурах можно добиться, использую игровые технологии. Поэтому, для углубленного изучения я и выбрала тему: «Влияние игровых технологий на формирование представлений о геометрических фигурах и форме предметов у старших дошкольников»

Публикация «Формирование представлений о геометрических фигурах и форме предметов посредством игровых технологий» размещена в разделах

Цель работы – выявить эффективность применения игровых технологий в формировании представлений о геометрических фигурах и форме предметов у старших дошкольников.

Гипотеза исследования – использование игровых технологий с целью развития представлений о геометрических фигурах и форме предметов у детей дошкольного возраста будет успешным, если:

1. Рассматривать игровые технологии, как фактор развития представлений о геометрических фигурах.

2. Развивать в процессе занятий у детей аналитическое восприятие через дидактические игры.

3. В работе использовать цветные палочки Кьюзенера, блоки Дьенеша, танграмы, наборы Тико, кубики Никитина, компьютерные игры.

4. Проводить работу по формированию представлений о геометрических фигурах и форме предметов у воспитанников по дополнительной общеразвивающей программе социально-педагогической направленности «Развивай-ка».

Слайд 3. Была проведена исследовательская работа по выявлению уровня развития представлений о геометрических фигурах и форме предметов.

1. В качестве основного метода исследования использовалась диагностика математического развития Т. С. Комаровой и О. А. Соломенниковой.

Диагностика показала, что в экспериментальной группе у 9 детей (75%) средний уровнень,3детей (25 %) низкий уровень выполнения задания. Контрольной группе выявились у 10 (83%) средним уровнем, у 2 детей(17%) низкий уровень в выполнении заданий.

Слайд 4. По результатам методики «Самое непохожее» (Л. А. Венгера, направленная на выявление уровня овладения мыслительными операциями мы видим, что в обеих группах высокий уровень у одного ребёнка, что составляет 8%. Низкий уровень в экспериментальной группе у троих детей, что составляет 25%. В контрольной группе у четверых детей, что составляет 33%.

Слайд 5. Анализ методики «Какие фигуры спрятаны в рисунках» направленная на оценку уровня восприятия в экспериментальной группе показало следующие результаты: высокий уровень у одного ребёнка(8%,средний у 8 детей (67%,низкий уровень у 3 детей (25%). В контрольной группе у одного ребёнка(8%) высокий уровень, средний у 9 детей (76%,низкий у 2детей (16%).

Для достижения поставленной цели и решения задач проводилась кружковая работа с использованием игрового занимательного материала.

Слайд 6,7. В своей практике большое значение я уделяла дидактическим играм. Дидактические игры «Подбери фигуру», «Сломанная машина», «Кто быстрее найдёт» позволяли расширять знания дошкольников, закреплять их представления о геометрических фигурах, учили ориентироваться в пространстве.

Игры на конструирование геометрических фигур из счётных палочек, верёвок, спичек вызывают большой интерес к данной теме. Дети моделируя запоминают фигуры.

Слайд 8, 9. В практике воспитательной работы с детьми старшего дошкольного возраста широко использовала игры-головоломки как: «Танграм», «Волшебный круг», «Колумбово яйцо», «Головоломка Пифагора». В условиях правильного руководства игрой дети успешно осваивают различные способы составления различных изображений по образцам и собственному замыслу.

Стремление ребят создавать совершенно иные, новые изображения из набора свидетельствуют об определенном уровне способности у них мысленно представить форму задуманного.

Особую роль в формировании представлений о геометрической фигуре я отводила нестандартным дидактическим средствам, а именно: палочки Кюизенера, кубики Никитина, Блоки Деньеша, конструктору Тико.

Слайд 10. Блоки Деньеша, представляя собой эталоны форм — геометрические фигуры (круг, квадрат, равносторонний треугольник, прямоугольник) и являются прекрасным средством ознакомления детей с формами предметов и геометрическими фигурами. Для закрепления проводились игры «Найди клад», «Цепочка», «Художники», «Магазин».

Слайд 11. Палочки Кюизенера у наших детей вызывают очень большой интерес, благодаря чему развивается активность и самостоятельность мышления.

Для закрепления названий геометрических фигур проводилась игра «Треугольники», «Сделай фигуру», «Разноцветные флажки».

Слайд 12. Игры с кубиками Никитиных развивала способности к мыслительным операциям, конструкторской и творческой работе, пространственное мышление, восприятия формы, способности представлять и строить трёхмерные объекты.

Слайд 13. Геометрические конструкторы являются эффективным средством умственного развития детей дошкольного возраста. Также геометрический конструктор развивает пространственные представления, воображения, сообразительность, смекалку, находчивость, конструктивное мышление. Работая с конструктором дети проявляют творчество и фантазию. Способ действия в играх очень прост, но требует умственной и двигательной активности, самостоятельности и заключается в постоянном преобразовании, изменении пространственного расположения частей набора. Из любого набора можно составлять абстрактные изображения разнообразной конфигурации, узоры, геометрические фигуры. Изображение предмета получается схематично, но образ легко угадывается по характерным признакам предмета, строению. Эти задачи мы решали работая с конструктором Тико, кубиками Никитина.

Слайд 14. В изучении и закреплении знаний представлений о геометрических фигурах в опыте работы я опиралась на компьютерные игры и мультфильмы. Это мультфильмы: «Плоские геометрические фигуры», «Объёмные геометрические фигуры», «Геометрические тела», «Прямоугольник», «Многоугольники» и др.

После проведения формирующей части я провела контрольную диагностику.

Слайд 15. По результатам контрольного эксперимента «Выявление уровня развития представлений о геометрической фигуре и форме предмета» показатель уровня выше нормы 0-58%,соотвествует норме понизился с 75%-42%,низкого уровня не оказалось.

В контрольной группе показатель выше нормы повысился с 0-13%,средний показатель 83%-83%,низкий с 17%-0.

Слайд 16. По результатам методики «Самое непохожее» (Л. А. Венгера, направленная на выявление уровня овладения мыслительными операциями мы видим, что у детей контрольной группы преобладает средний уровень развития мыслительных операций (75%). В экспериментальной группе детей со средним уровнем стало 42%. При оценке результатов выяснилось, что с высоким уровнем в экспериментальной группе детей стало 58%, в контрольной группе высокий уровень у 17 %детей. Низкого уровня в экспериментальной группе не выявилось, а в контрольной группе выявилось у одного (8%) ребёнка.

Слайд 17. Анализ методики «Какие фигуры спрятаны в рисунках» направленная на оценку уровня восприятия в экспериментальной группе показал что, высокий уровень повысился с 8%-58%,средний понизился с 66%-42 %, низкий 25%-0%. В контрольной группе наблюдается незначительное изменение.

На основании данных сравнительного анализа выявлено, что по всем исследуемым показателям формирование представлений о геометрических фигурах испытуемые экспериментальной группы показали в среднем более высокие результаты, чем испытуемые контрольной группы.

Сравнительный количественный анализ результатов обследования формирования представлений о геометрических фигурах детей дошкольного возраста на диагностическом и контрольном этапах опытно-экспериментальной работы показывает значительный рост уровня развития формирования представления о геометрических фигурах. Если на диагностическом этапе большинства детей обладали средне-низким уровнем развития представлений о геометрических фигурах, то контрольное обследование показало повышение уровня развития.

Таким образом: полученные результаты в ходе контрольного этапа исследования и сравнительный анализ результатов двух этапов эксперимента показали эффективность использования игровых технологий в формировании представлений о геометрической фигуре и форме предмета и подтвердили правильность выдвинутой нами гипотезы.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Дидактические игры и упражнения для формирования представлений о форме предметов и геометрических фигурахДидактические игры и упражнения для формирования представлений о форме предметов и геометрических фигурах ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ НА ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ФОРМЕ ПРЕДМЕТОВ И ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ФИГУРАХ. (младший и средний дошкольный.

Формирование у дошкольников с ОВЗ пространственных представлений посредством дидактических пособий и ИКТФормирование у дошкольников с ОВЗ пространственных представлений посредством дидактических пособий и ИКТ Одной из характерных особенностей детей с задержкой психического развития является нарушение ориентировки в пространстве, а, как известно,.

Формирование знаний о геометрических фигурах Образование — лицо разума. Кей-Кавус Формирование знаний о геометрических фигурах в старшей группе Математическому развитию отводится значительное.

Конспект НОД в средней группе «Обобщение знаний о геометрических фигурах»Конспект НОД в средней группе «Обобщение знаний о геометрических фигурах» Цель. Обобщение знаний о геометрических фигурах и их свойствах. Задачи. Формировать умению находить геометрические фигуры в окружающем.

Разработка занятия по математическому развитию «Формирование представлений о геометрических фигурах» во второй младшей группеРазработка занятия по математическому развитию «Формирование представлений о геометрических фигурах» во второй младшей группе Формирование представлений о геометрических фигурах: квадрат, круг, треугольник» Цель занятия: Формирование умения сравнивать и различать.

Педагогический проект «Формирование временных представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством проекта» Педагогический проект «Формирование временных представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством проектной деятельности» Автор.

Проект «Формирование у детей 6–7 лет представлений о культуре русского народа посредством музейной среды» АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА Актуальность проектируемого процесса формирования у детей старшего дошкольного возраста представлений.

Дидактические упражнения для формирования представлений о форме предметов и геометрических фигурах. Часть 2Дидактические упражнения для формирования представлений о форме предметов и геометрических фигурах. Часть 2 Ознакомление детей с геометрическими фигурами позволяет им анализировать мир, тот мир, который его окружает.

Проект «Формирование КГН в игровой форме у младших дошкольников посредством художественного слова» Проект «Формирование культурно-гигиенических навыков в игровой форме у младших дошкольников посредством художественного слова» Цель: Формирование.

Развитие сенсорных эталонов детей раннего возраста посредством нетрадиционных игровых технологий Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине,.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Формирование представлений о геометрических фигурах и форме предметов посредством игровых технологий
Опубликовано: 1 декабря 2020 в 10:14
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...

28 мая. День пограничника России. Передвижка «Пограничные войска России»

28 мая свой профессиональный праздник отмечают российские пограничники. Именно в этот день больше 100 лет назад в молодой Советской республике была учреждена пограничная охрана.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД