Получи документы

Формирование представлении о сезонных изменениях в природе как элемент экологического образования в детском саду

Анастасия Владимировна Тарасова
Формирование представлении о сезонных изменениях в природе как элемент экологического образования в детском саду

Дошкольное детство является важным периодом в психическом и личностном развитии ребенка. В дошкольном возрасте у нормально развивающегося ребенка происходят большие изменения во всём психическом развитии. Чрезвычайно возрастает познавательная активность – развивается восприятие, наглядное мышление, появляются зачатки логического мышления [30]. «Началом формирования экологических представлений личности можно считать дошкольный возраст, так как в этот период закладывается фундамент осознанного отношения к окружающей действительности, накапливаются яркие, эмоциональные впечатления, которые надолго остаются в памяти человека. Все исследования сходятся к тому, что экологическое образование по своему содержанию шире, чем природоохранительная работа в детском саду.

Публикация «Формирование представлении о сезонных изменениях в природе как элемент экологического образования в детском саду» размещена в разделах

Экологическое образование дошкольников – это ознакомление детей с природой, в основу которого положен экологический подход, при котором педагогический процесс опирается на основополагающие идеи и понятия экологии. Большой вклад в разработку методики экологического образования детей внесли Н. Н. Поддъяков, С. Н. Николаева, Н. Н. Кондратьева» [13].

Формирование представлений у детей о сезонных изменениях в природе в дошкольной педагогике рассматривается в сфере решения задач экологического образования. Экологическое образование дошкольников, по мнению Н. А. Рыжовой – это «непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры», «проявляющейся в эмоционально-положительном отношении к природе, окружающему миру, в ответственном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей среды». «Экологические представления – это сведения о взаимосвязи растений и животных со средой обитания, их приспособленности к ней; о человеке как части природы; об использовании природных богатств, загрязнении окружающей среды и так далее» [46].

«Анализ ведущих экологических понятий показывает, что специфика формирования экологических представлений должна заключаться в нахождении, выделении таких взаимосвязанных явлений природы, демонстрация которых доступна детям разных возрастов». «С. Н. Николаева отмечает в своих работах, что формирование экологических представлений – необходимое условие выработки такого отношения к окружающему миру, которое носит эмоционально-действенный характер и выражается в форме познавательного интереса, гуманистических и эстетических переживаний, практической готовности созидать вокруг себя. В основе данного утверждения лежит положение о ведущей роли системных знаний в развитии детей дошкольного возраста (В. И. Логинова, Н. Н. Кондратьева, П. Г. Саморукова, И. А. Хайдурова и другие). Системные знания позволяют ребенку осознать сущностные особенности объектов и явлений природы, «системообразующие» связи, доступные его пониманию. Как показали многочисленные исследования, отдельные наглядно представленные связи доступны детям уже младшего дошкольного возраста.

Важными элементами экологического образования в детском саду

являются:

- расширение, конкретизация и обобщение представлений детей о характерных признаках сезонов года родного края;

- развитие сенсорных способностей детей, умения устанавливать причинно-следственные связи и зависимости между сезонными изменениями в неживой природе и состоянием (приспособлением) растений и животных;

- воспитание позитивно - деятельностного отношения к природе родного края.

Дошкольники подготовительных групп способны усвоить более сложные связи: пространственно-временные, морфофункциональные, причинно-следственные, генетические. Связь живых организмов со средой обитания проявляется в многочисленных и разнообразных приспособлениях к ней живых существ». «Формирование системы экологических знаний и представлений является частью интеллектуального развития детей». «Умение наблюдать, вырабатываемое в процессе познания природы, а также посильная практическая исследовательская деятельность способствует развитию логического мышления. Сравнение, выявление сходных и отличительных признаков исследуемых объектов и явлений природы способствует активизации мыслительной деятельности детей» [4].

Для формирования знаний у детей о сезонных изменениях в природе у детей дошкольного возраста воспитывают желание самостоятельно наблюдать природные явления, задавать вопросы причинно-следственного характера, проявлять интерес к окружающей природе; побуждать замечать простейшие сезонные изменения в природе, погоде, в животном и растительном мире; учить детей отмечать результаты наблюдений в природе и за состоянием погоды в календаре природы. Однако анализ казахстанских программ показывает, что познание закономерностей сезонных изменений сопряжено с рядом трудностей. Это относится, прежде всего, не к усвоению характерных признаков сезонов, а к пониманию процесса постепенного нарастания этих признаков и качественных изменений при переходе от одного сезона к другому. Дети без помощи взрослого затрудняются выстроить логику закономерных изменений. Отсюда возникает противоречие между объективно-выраженными требованиями общества по формированию знаний о сезонных изменениях в природе и недостаточной разработанностью наиболее эффективной методики для формирования у детей средней группы знаний о сезонных изменениях в природе. Взаимоотношение человека с природой - актуальный вопрос современности. В нашей стране, Республике Казахстан, невысокий уровень экологической культуры, экологического сознания является следствием недостаточной воспитательнообразовательной работы, призванной формировать у населения страны правильное отношение к природе.

В этой связи в концепции экологического образования до 2025 г. отмечается: «Для развития экологического образования как основы формирования экологической культуры общества необходимо: формирование системы непрерывного экологического образования путем внедрения вопросов экологии и устойчивого развития в учебные программы всех уровней образования» [1].

Совершенно очевидно, что формировать такое отношение надо начинать до того, как человек становится взрослым, т. е. на этапе, когда закладываются основы человеческой личности, ее позиции, мировоззрение. Экологическое мировоззрение – это продукт образования; его становление происходит постепенно в течение многих лет жизни и учения человека. Начало же этого процесса падает на период дошкольного детства, когда закладываются первые основы миропонимания и практического взаимодействия с предметно-природной средой. Историко-педагогический анализ литературы показал, что каждый выдающийся дидакт прошлого в той или иной степени затрагивал вопросы ознакомления детей дошкольного возраста с явлениями и предметами природы.

Исследования С. Н. Николаевой по экологическому воспитанию дошкольников также показывают, что в его основу должны быть положены систематизированные знания о закономерных явлениях жизни растений и животных, с которыми общается ребенок этого возраста [3]. Изменения в жизни растений приводят к изменениям в жизни животных : исчезают насекомые, затем улетают перелетные птицы. Эти общие закономерности могут быть усвоены детьми при условии, если в течение дошкольного возраста у них будут сформированы конкретные представления о каждом сезоне (продолжительность дня, температура воздуха, типичные осадки, состояние растений, образ жизни животных, труд взрослых, изменения в жизни самих детей в тот или иной сезон).

Публикации по теме:

Воспитание экологического сознания и экологической культуры дошкольников в детском саду и домаВоспитание экологического сознания и экологической культуры дошкольников в детском саду и дома Воспитание экологического сознания и экологической культуры дошкольников в детском саду и дома В современном мире воспитание экологического.

Формирование экологического образования детей через проекты и акции по датам экологического календаря Экологическое воспитание - систематическая педагогическая деятельность, направленная на развитие у дошкольников экологической культуры.

Формирование у детей знаний о сезонных изменениях в жизни диких животных и птиц Сибирского краяФормирование у детей знаний о сезонных изменениях в жизни диких животных и птиц Сибирского края «Предзимье» Организация образовательной среды по теме недели: «Животные и птицы Сибирского края готовятся к зиме» в подготовительной группе.

«Дерево». Разнообразие пособий для изучения сезонных изменений в природе«Дерево». Разнообразие пособий для изучения сезонных изменений в природе Наверное, нет в дошкольном образовании педагога, который бы не обращался в изучении времён года к пособию "Дерево". Исполняются такие.

Опыт дополнительного образования «Фитнес для детей в детском саду»Опыт дополнительного образования «Фитнес для детей в детском саду» «Фитнес для детей в детском саду» Подготовила: воспитатель Егорова С. Х. г. Щелково, 2021. 1. слайд Не секрет, что современные дети в большинстве.

Фотоотчет о представлении «Песочное шоу» в детском саду». Часть 2Фотоотчет о представлении «Песочное шоу» в детском саду». Часть 2 Песочное шоу оказало на наших воспитанников неизгладимое впечатление и позитивное влияние на эмоциональное состояние. Цель мероприятия:.

Фотоотчет о представлении «Песочное шоу» в детском саду». Часть 1Фотоотчет о представлении «Песочное шоу» в детском саду». Часть 1 Каждый из нас, большой или маленький верит в сказку. Она повсюду лишь только стоит пригласить к себе в гости мастера своего дела и добрую.

Фотоотчет о театрализованном представлении «Фабрика сказок» в детском садуФотоотчет о театрализованном представлении «Фабрика сказок» в детском саду Многие, наверное, хорошо помнят прекрасный, отлично нарисованный отечественный мультфильм «Вовка в Тридевятом царстве», снятый по сказке.

Фотоотчет «Азбука безопасности в природе». Один день в детском садуФотоотчет «Азбука безопасности в природе». Один день в детском саду Один день в детском саду. Фотоотчет «Азбука безопасности в природе». Наступает самая активная пора года — лето! Так и хочется вырваться.

Сценарий проведения экологического показа мод в детском саду «Экомода»Сценарий проведения экологического показа мод в детском саду «Экомода» Эко-Мода 2022 Звучит тематическая музыка, участники конкурса находятся за кулисами (В музыкальном зале) Все гости располагаются в зрительном.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование представлении о сезонных изменениях в природе как элемент экологического образования в детском саду
Опубликовано: 29 июня 2023 в 07:21
+13Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование представлении о сезонных изменениях в природе как элемент экологического образования в детском саду» (включая файлы) размещена пользователем Анастасия Владимировна Тарасова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД