Получи документы

Формирование предпосылок коммуникативной грамотности у старших дошкольников

Зульфира Заракаева
Формирование предпосылок коммуникативной грамотности у старших дошкольников

Коммуникативная грамотность- это умение общаться адекватно в коммуникационной ситуации; считывать намёки и жесты; находить точки соприкосновения с собеседником; грамотно начинать и завершать общение; договариваться;умение выслушать собеседника, гибкость и принятие критики, подводить итоги разговора.

Овладение коммуникативной грамотностью начинается с раннего

детства и связано с освоением ребенком различных социальных ролей, что

Публикация «Формирование предпосылок коммуникативной грамотности у старших дошкольников» размещена в разделах

предполагает формирование умения выбирать соответствующую той или

иной роли модель поведения, принятым в социуме образом реагировать на

действия окружающих людей, понимать мотивы их поведения и находить

оптимальные способы общения и взаимодействия. Дети в дошкольном

возрасте приобретают разнообразный социальный опыт и учатся

конструктивному общению, осваивают приемы речевого этикета, такие как

приветствие и прощание, приглашение и просьба, разговор по телефону и пр.

Основы коммуникативной грамотности, которые формируются у

дошкольника, дают ему возможность включения в любой детский коллектив

и налаживать эффективное общение. Умение взаимодействовать с людьми

разного возраста, придерживающимися различных ценностей и традиций,

подтверждает высокий уровень сформированности основ коммуникативной

грамотности.

Таким образом, формирование основ коммуникативной грамотности

является значимым механизмом социализации детей дошкольного возраста.

При формировании коммуникативных компетенций дошкольников необходимо пристальное внимание уделить таким компонентам, как

• желание вступать в контакт,

• умение организовать общение,

• знание норм и правил при общении,

• разрешение конфликтов.

Игры для развития умения устанавливать контакт с собеседником:

«Улыбка» – подари всем самую дорогую улыбку, какая есть.

«Комплимент» – похвали соседа, глядя ему в глаза, скажи самые добрые слова.

«Опиши друга»

Упражнение выполняется в парах (одновременно всеми участниками). Дети, стоят спи-

ной друг к другу и по очереди описывают прическу, одежду и лицо своего партнера.

Потом описание сравнивается с оригиналом и делается вывод о том, насколько ребенок

был точен.

Ситуации: «Ребята играют в интересную игру. Попроси принять тебя в игру».

Игры для совершенствования у детей умения общаться без слов:

«Угадай, что делаем?»,

«Кто, как ходит?»,

«Расскажем сказку молча».

Игры для выразительности речи:

«Изобрази, как бушует море»,

«Каким голосом говорят Золушка, баба Яга».

Игры для развития умений вести себя в конфликтной ситуации:

Часто взрослые воспринимают конфликт как нечто плохое и недопустимое. Однако конфликты дают ребёнку прекрасный опыт. Ребёнок постепенно учится спокойно разрешать конфликтные ситуации и видеть чувства другого человека, искать компромиссное решение, уступать друг другу, считаться не только со своими желаниями, но и с чувствами другого человека.

Анализ с детьми разнообразных ситуаций-общения.

«Ты обидел своего друга. Попробуй попросить прощения»

«Два мальчика хотят играть одной игрушкой»;

«Ребята не хотят принимать тебя в игру, как ты поступишь»,

«Два мальчика поссорились, как их помирить».

Игры для развития эмпатийного поведения:

«Волшебный магазин» выбери подарок своему лучшему другу.

«Царевна Несмеяна» попробуем ее рассмешить.

Привлечение детей и взрослых к участию в драматизации сказок.

Ситуации-общения:

«Ты нашел на улице голодного котенка, пожалей его»,

«Малыш плачет, как его успокоить».

В качестве основных методов и приемов, направленных на развитие коммуникативных

навыков общения, на занятиях и в повседневной деятельности используются:

– наблюдения;

– рассматривание рисунков и фотографий;

коммуникативные игры-упражнения;

– беседы на различные темы;

– ситуации общения, разыгрывание и решение «трудных» ситуаций;

– игры со словом;

– хороводы, танцы, театрализация сказок;

– чтение и совместное обсуждение художественных произведений;

– обыгрывание эмоционального состояния (этюды, импровизации);

– спортивные, подвижные игры, игры с правилами;

творческие игры: сюжетно-ролевые, игры-драматизации, режиссерские;

– сочинение историй;

– мини-конкурсы;

– совместные праздники, развлечения, вечера отдыха для детей и взрослых.

Публикации по теме:

Формирование предпосылок естественнонаучной грамотности у старших дошкольников средствами экспериментирования Паспорт методической практики. Название методической практики: «Формирование предпосылок естественнонаучной грамотности у старших дошкольников.

Формирование коммуникативной компетенции младших школьников во внеурочной деятельности Формирование коммуникативной компетенции младших школьников во внеурочной деятельностиФормирование коммуникативных умений младших школьников.

Формирование предпосылок регулятивных универсальных действий у старших дошкольников в процессе игровой деятельности В соответствии с ФГОС дошкольного образования итогом освоения основной образовательной программы являются целевые ориентиры, которые предполагают.

Фотоотчёт о реализации программы «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности»Фотоотчёт о реализации программы «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности» Цель Программы — помочь детям пяти–семи лет войти в социально-экономическую жизнь, способствовать формированию основ финансовой грамотности.

Конспект ОД по формированию предпосылок финансовой грамотности для детей старшего возраста «Монеты для овощного магазина»Конспект ОД по формированию предпосылок финансовой грамотности для детей старшего возраста «Монеты для овощного магазина» Тема: «Монеты для овощного магазина» с использованием РИВ. Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие,.

Конспект ОД для молодых воспитателей по развитию коммуникативной компетенции у старших дошкольников «Цветок для Дракона»Конспект ОД для молодых воспитателей по развитию коммуникативной компетенции у старших дошкольников «Цветок для Дракона» Цель: создать условия для формирования коммуникативной компетенции у старших дошкольников в процессе беседы и проведения игр о дружбе.

Конспект ОД по формированию предпосылок финансовой грамотности у детей 6–7 лет «Реклама русской народной росписи»Конспект ОД по формированию предпосылок финансовой грамотности у детей 6–7 лет «Реклама русской народной росписи» Цель: - побуждать интерес к созданию рекламной продукции и проведению рекламной акции на товары своими силами; - закреплять представления.

Мастер-класс «Формирование основ финансовой грамотности у старших дошкольников»Мастер-класс «Формирование основ финансовой грамотности у старших дошкольников» Единый Методический День «Инновационные педагогические практики в работе с детьми дошкольного возраста» в рамках реализации инициативного.

Фотоотчет о реализации программы «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности»Фотоотчет о реализации программы «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности» Правильно ли знакомить с экономикой, ее сложными понятиями и явлениями детей дошкольного возраста? Не стоит ли подождать, пока ребенок.

Театрализованные игры как средство формирования коммуникативной компетентности старших дошкольниковТеатрализованные игры как средство формирования коммуникативной компетентности старших дошкольников .

Библиотека изображений:

Публикация Формирование предпосылок коммуникативной грамотности у старших дошкольников (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Зульфира Заракаева на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Формирование предпосылок коммуникативной грамотности у старших дошкольников
Опубликовано: 9 июня 2023 в 12:34
+15Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД