МААМ-картинки

Формирование предпосылок к обучению грамоте детей подготовительной группы с общим недоразвитием речи

Алина Савельева
Формирование предпосылок к обучению грамоте детей подготовительной группы с общим недоразвитием речи

Формирование предпосылок к обучению грамоте у детей подготовительной группы с общим недоразвитием речи посредством наглядного моделирования

Савельева Алина Денисовна

студентка 4 курса специальности

44.02.04 Специальное дошкольное образование

Гаевая Елена Витальевна

научный руководитель, преподаватель,

ГПОУ «Сыктывкарский гуманитарно-педагогический

колледж имени И. А. Куратова», г. Сыктывкар

Аннотация:

Публикация «Формирование предпосылок к обучению грамоте детей подготовительной группы с общим недоразвитием речи» размещена в разделах

В данной статье автор раскрывает такую важную тему, как готовность детей подготовительного дошкольного возраста с общим нарушением речи к обучению грамоте посредством наглядного моделирования. Автор статьи раскрывает понятие предпосылок к обучению грамоте, особенности формирования и уделяет внимание практической работе в формирование предпосылок к обучению грамоте детей с общим нарушением речи.

Ключевые слова: наглядное моделирование, дошкольный возраст, грамота, чтение и письмо.

Основной задачей любого дошкольного учреждения является подготовка ребенка к школе, в том числе, подготовка к обучению грамоте и усвоению письменной речи. В настоящее время проблема подготовки детей к овладению грамотой приобретает особую актуальность. От того, насколько ребёнок введён в грамоту, зависят его успехи в чтении, в устной и письменной речи, в усвоении русского языка в целом.

Отсутствие навыков чтения и письма - это серьёзный тормоз для обучения в школе. Ребёнок будет сильно отставать на учебных занятиях, что приведёт к потере интереса к учёбе и плохим отметкам. Одни родители считают, что надо как можно раньше начать обучение грамоте, другие считают, что лучше это делать за год до поступления в школу. В любом случае без обучение и освоения грамоты у ребёнка будут проблемы не только в школе, но и в внеучебной деятельности.

Особое значение имеет формирования элементарного осознания чужой и своей речи, когда предметом внимания и изучения детей становится сама речь, ее элементы. Формирование речевой рефлексии (осознание собственного речевого поведения, речевых действий, произвольности речи составляет важнейший аспект подготовки к обучению письменной речи.

Распространенным расстройством речи у детей дошкольного возраста является общее недоразвитие речи. Это понятие используется для обозначения детей с нормальным слухом и сохранным интеллектом, и представляет собой отклонения, при которых нарушено или отста т от нормы формирование всех компонентов речевой системы: лексики, грамматики, фонетики.

У детей этой группы словарный запас резко ограничен, состоит из отдельных звуков, звукоподражаний, некоторых обиходных слов. Также нарушено восприятие речи других людей : отсутствует понимание смысла многих слов и грамматических категорий. Значительно нарушена слоговая структура слова, вплоть до воспроизведения только звуковых комплексов, состоящих из одного -двух слогов. Артикуляция смазанная, произношение звуков неустойчивое, многие вообще недоступны для произношения.

Одним из наиболее эффективных методов коррекционной работы является наглядное моделирование.  Моделирование - это современный наглядно -практический метод обучения, в основе которого лежит принцип замещения, помогающий ребенку зрительно представить многие абстрактные понятия.  Это особенно важно для дошкольников, так как наглядный материал в этом возрасте воспринимается значительно лучше вербального.

«Логопеды-практики, применяя метод наглядного моделирования, предлагают использовать «картинки-помощницы» в разных сочетаниях в качестве опорных схем (Е. А. Брежнева, М. В. Былино, С. А. Васильева, Ю. М. Кислякова, Н. В. Кралина). Ребенку предлагается запомнить несколько вариантов наименований картинок в зависимости от разных свойств предметов. Они представлены в виде пиктограмм и характеризуют материал, цвет, форму и размер предмета. На основе данных наглядных опор происходит описание характерных признаков предмета, что значительно улучшает процесс усвоения нового материала»[2, с. 265]

Р. Е. Левина, характеризуя готовность детей к овладению грамотой, отмечала, что. «формирование первоначальных навыков чтения и письма возможно только при условии гармоничного развития фонетической, фонематической и лексико-грамматической сторон речи. При этом автор обращает внимание на необходимость специальной коррекционно-развивающей работы, направленной на формирование таких компонентов готовности к усвоению грамоты, как лексико-грамматический строй речи, произносительная сторона речи, представления об окружающем мире» [1, с. 32 ].

Исследование проводилось на базе МАДОУ «Детский сад №61 компенсирующего вида» в исследовании принимали участие 14 детей в возрасте 6-7 лет с общим нарушением речи : МДР, дизартрия, логоневроз.

Целью исследования являлось: выявление уровня сформированности предпосылок к обучению грамоте у детей подготовительной группы с ОНР.

Во время исследования использовались такие диагностические задания, как «Грузовик» (Е. Дёмина, «Весёлый поезд» (С. Б. Обласова) (фото 1, «Поймай звук» (И. А. Агапова) и другие.

Фото 1. «Весёлый поезд» (С. Б. Обласова)

Ниже вы можете ознакомиться с результатами изучения у детей подготовительной группы.

Результаты диагностики по выявлению исходного уровня сформированности предпосылок к обучению грамоте детей подготовительной группы с общим недоразвитием речи

Уровень развития Количество детей %

Высокий 3 21%

Средний 11 79%

Низкий 0 0%

По итогам изучения уровня можно сделать вывод, что в подготовительной группе нет детей с низким уровнем сформированности предпосылок к обучению грамоте, но у больше чем 50% детей наблюдается средний уровень.

Таким образом, большое внимание стоить уделить развитию навыка быстро ориентироваться в звукобуквенном составе слова и необходимость, чтобы весь словарный материал, который используется в процессе обучения грамоте, был знаком детям, чтобы они понимали значения слов и умели соотносить их с определёнными предметами и явлениями действительности.

Список литературы (2-3 источника) :

1. Левина, Р. Е. Недостатки чтения и письма у детей : (Алексия и аграфия) / Р. Е. Левина ; Науч. -практ. ин-т спец. школ и дет. домов Наркомпроса РСФСР. - Москва : Учпедгиз, 1940. - 32 - 43 с.

Слепенкова, Е. А. Проектные технологии в изучении педагогических дисциплин // Азимут научных исследований: педагогика и психология / Е. А. Слепенкова, И. В. Лебедева – 2018. – № 2(23). – 265

Публикации по теме:

«Формирование связной речи детей старшей группы с общим недоразвитием речи» (второй и третий периоды) Цели 2-го и 3-го периода - научить детей составлять рассказ по картине и пересказу рассказа или сказки. Методика работы по развитию связной.

Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у младших школьников с общим недоразвитием речиКоррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у младших школьников с общим недоразвитием речи Из опытно-экспериментальной работы педагога - логопеда «Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у младших школьников.

Картотека дидактических игр на развитие словаря прилагательных у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 1. Игра «Из чего сделано?» Целью игрыявляется закрепление в речи детей употребления относительных прилагательных и способов их образования.

Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у младших школьников с общим недоразвитием речиКоррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у младших школьников с общим недоразвитием речи Из опытно-экспериментальной работы педагога - логопеда. Часть 2 «Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у младших.

Квест-игра для детей 4–5 лет с общим недоразвитием речи «Путешествие муравьишки»Квест-игра для детей 4–5 лет с общим недоразвитием речи «Путешествие муравьишки» Авторы: учитель-логопед Викторова М. Г., воспитатель Юсупова О. В. Цель: формирование представлений детей о многообразии мира насекомых, их.

Мастер-класс для родителей детей 6–7 лет с общим недоразвитием речи «Домашняя игротека» (часть I) часть 2 Авторы-составители: руководитель детского сада Михеева Наталья Борисовна, методист Едокова Оксана Владимировна, учитель-логопед.

Методика организации дидактических игр и игровых упражнений при развитии лексики детей 5–6 лет с общим недоразвитием речи Особым видом игровой деятельности является дидактическая игра. Она создается взрослым специально в обучающих целях, когда обучение протекает.

Нейрогимнастика для мозга: простые способы развития ребенка с общим недоразвитием речиНейрогимнастика для мозга: простые способы развития ребенка с общим недоразвитием речи Нейрогимнастика для мозга: простые способы развития ребенка с общим недоразвитием речи. Подготовили: Шнайдер Раиса Егоровна воспитатель.

Сценарий осеннего развлечения для детей с ОНР (общим недоразвитием речи) 4–5 лет «Вот и осень пришла»Сценарий осеннего развлечения для детей с ОНР (общим недоразвитием речи) 4–5 лет «Вот и осень пришла» Развлечение "Вот и осень пришла" Цель: Создание положительного эмоционального отношения детей к развлечениям и праздникам. Преодоления.

Занятие «Путешествие на остров Чунга-Чанга» в подготовительной группе для детей с общим недоразвитием речи 6– 7 лет Задачи: 1. Развитие психических процессов, активизация мыслительной деятельности, развитие творческого воображения, чувственного восприятия;.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование предпосылок к обучению грамоте детей подготовительной группы с общим недоразвитием речи
Опубликовано: 2 февраля 2023 в 20:58
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование предпосылок к обучению грамоте детей подготовительной группы с общим недоразвитием речи» (включая файлы) размещена пользователем Алина Савельева на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД