МААМ-картинки

Формирование предпосылок функциональной грамотности у детей дошкольного возраста

Емельянцева Ольга Павловна
Формирование предпосылок функциональной грамотности у детей дошкольного возраста

Формирование предпосылок функциональной грамотности у детей дошкольного возраста

Одна из важнейших задач современного образования – формирование функционально грамотных людей. Эта задача является актуальной и для дошкольного образования, поскольку подготовка детей к школе требует формирования важнейших компетенций уже в предошкольный период воспитания.

Публикация «Формирование предпосылок функциональной грамотности у детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Функциональная грамотность – это способность человека адаптироваться к окружающей среде (изменяющимся условиям) и функционировать в ней, применяя уже имеющиеся знания (умения, навыки) в конкретных ситуациях, для решения разнообразных жизненных задач (для дошкольного возраста примером могут быть : функциональная готовность к школе).

Функциональная грамотность дошкольника – это способность ребенка вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и развиваться в ней. В этом ее отличие от элементарной грамотности как способности ребенка читать, понимать, составлять простые короткие тексты и осуществлять простейшие арифметические действия. На этапе дошкольного детства, обучая детей элементарной грамотности, мы формируем предпосылки для овладения функциональной грамотностью. Задача педагога – научить ребенка адаптироваться к условиям современного мира [2].

Развитие предпосылок функциональной грамотности способствует не только реализации преемственности дошкольной и школьной ступени, но и закладывает основу для успешного обучения воспитанников детского сада в школе.

Формирование предпосылок для функциональной грамотности у детей дошкольного возраста начинается с создания стимулирующей языковой среды, в которой ребенок сможет развивать свои речевые и коммуникативные навыки.

Один из ключевых аспектов формирования предпосылок функциональной грамотности - это активное общение и взаимодействие с ребенком. Родители, педагоги и другие взрослые играют важную роль в этом процессе, поскольку им необходимо обеспечивать ребенка разнообразными языковыми стимулами, задавать вопросы, поддерживать диалог, рассказывать интересные истории, читать книги и проводить разнообразные увлекательные активности.

Дети в этом возрасте находятся в период активного языкового развития, поэтому важно поощрять их интерес к речи, помогать им расширять словарный запас, понимать различные языковые конструкции и правила. Важно также создать условия для разнообразного общения, игр и активностей, которые стимулируют развитие речи и коммуникативных умений у детей.

Важно также помнить о значимости поощрения и поддержки усилий ребенка в освоении языка. Положительная обратная связь и поддержка важны для детей, поскольку они мотивируются и продолжают стремиться к развитию своих языковых навыков.

Таким образом, формирование предпосылок для функциональной грамотности у детей дошкольного возраста требует внимания, заботы и активного участия взрослых в их языковом развитии. Создание благоприятной языковой среды, обеспечение разнообразных языковых стимулов и поддержка детей в их усилиях - все это способствует формированию навыков функциональной грамотности у малышей.

Задача педагога не только дать знания и умения, но и научить применять эти знания на практике. В этом и заключается формирование предпосылок функциональной грамотности в дошкольном детстве – уметь применить в повседневной, окружающей действительности полученные знания и опыт. Для формирования функциональной грамотности целесообразно использовать эффективные педагогические практики такие, как:

• создание учебных ситуаций, инициирующих практическую деятельность детей, мотивирующих их на познавательно-активную деятельность и проясняющих смыслы этой деятельности;

• приобретение опыта успешной деятельности, разрешения проблем, принятия решений, позитивного поведения;

• учение в общении, или совместное сотрудничество, задания на работу в парах и малых группах;

• поисковая активность – задания поискового характера, учебные исследования, проекты; - оценочная самостоятельность дошкольников, задания на само - и взаимооценку: кейсы, ролевые игры, диспуты и др [4].

Педагогам в своей работе с детьми дошкольного возраста необходимо определять как в традиционные занятия по математике, развитию речи, окружающему миру, опытно-экспериментальной деятельности и т. д. включать элементы формирования функциональной грамотности.

Например, в опытно-экспериментальной деятельности о свойствах воды, когда мы показываем детям как соль растворяется в воде, необходимо от практического опыта перейти к вопросам, к мысленному эксперименту («Растворяется ли песок в воде, бензин?», «Что будет если помыть машину в речке?» и др., тем самым мы подводим детей к глубокой взаимосвязи полученных знаний с реальной жизнью, с теми ситуациями, которые в этой реальной жизни встречаются, в данном случае - к экологическим проблемам.

Другой пример задания для детей : «Из всех кубиков, которые есть у каждого из вас, сделайте три ножки разной высоты». Здесь самое трудное ребенку понять, что один кубик имеет тоже высоту. Самое главное, чтобы воспитатель не давал готовых образцов, а только помогал подвести к результату «Получилось сделать?»

Далее воспитатель раздаёт сидения и предлагает построить скамейки разной высоты. И в данной ситуации получается, что один ребенок не может построить скамейку без помощи другого, детям обязательно нужно снова вступать в коммуникацию и снова договариваться. «Как же можно построить эти скамейки? Ножки должны быть одинаковой высоты». И вот только объединив усилия, дети делают скамейки разной высоты.

В младшем дошкольном возрасте экспериментирование напоминает сюжетную игру, подразумевающую активную практику ребенка. В игре 3-4-летнему дошкольнику дается определенный сюжет, подводящий его к эксперименту или цепочке экспериментальных действий, или предлагается роль, которая позволит малышу экспериментировать в заданных условиях. Учитывая, что пик познавательного интереса детей приходится на 3-4 года‚ игры-экспериментирования и игры-путешествия для детей данного дошкольного возраста - это игры с широким познавательным контекстом. Ребенок должен получить в такой игре ответы на все интересующие его вопросы.

Дети с удовольствием обследуют глину и песок, познавая их свойства; плещутся в воде, открывая ее тайны; отправляют в плавание кораблики, ловят ветерок, пробуют делать пену; превращают снег в воду, а воду - в льдинки.

С помощью игровых персонажей можно предложить простейшие проблемные ситуации: Утонет ли резиновый мяч? Как спрятать от лисы колечко в воде? В ходе опыта дети высказывают свои предположения о причинах наблюдаемого явления, выбирают способ решения познавательной задачи [1].

Одной из задач многофункциональных игр и заданий является развитие у детей осознания неразрывной связи знаний с окружающим миром.

Таким образом, на современном этапе воспитателям необходимо корректировать свою профессиональную деятельность:

1. Стремиться к максимальной поддержке инициативы и самостоятельной активности детей в проектной деятельности, в решении образовательных и жизненных задач, изучать практики поддержки детской инициативы, в т. ч. зарубежный опыт.

2. Для возможности целостного восприятия ребёнком окружающего мира активно использовать интегрированный подход, позволяющий решать задачи нескольких образовательных областей в рамках одного мероприятия (события) : планировать и проводить образовательные мероприятия (в т. ч. НОД) в группе и на прогулке, интегрируя несколько образовательных областей.

3. В организации образовательных мероприятий максимально активизировать психические процессы: к каждому образовательному мероприятию подбирать игры, упражнения, организационные моменты способствующие развитию психических процессов (внимания, воображения, мышления, речи). Формировать картотеку интересных приёмов, игр, упражнений. Создавать образовательные «проблемные ситуации».

4. Организовывать мероприятия, где дети представят родителям результаты проекта, мини-исследования. Активно привлекать родителей к совместной детско-взрослой исследовательской, проектной деятельности.

5. Вносить изменения в развивающую среду группы, так чтобы само пространство группы стимулировало активности ребёнка (экспериментировать, наблюдать, творческая деятельность и др.) [3].

Таким образом, развитие функциональной грамотности у детей дошкольного возраста происходит через активное общение с окружающими, игры, чтение книг, участие в различных ролевых и тематических играх. Это также включает в себя развитие умений восприятия и понимания не только слов, но и содержания высказываний, умение выражать свои мысли и чувства, правильно взаимодействовать с другими людьми.

Работа над функциональной грамотностью у детей дошкольного возраста способствует формированию у них навыков успешного общения, адаптации к различным ситуациям и развитию самостоятельности. Важно помнить, что каждый ребенок уникален, и подход к развитию его функциональной грамотности должен быть индивидуальным, учитывая его интересы, потребности и специфику развития.

Список литературы

1. Винокурова, Н. В. Развитие интеллектуальных умений детей старшего дошкольного возраста в условиях дополнительного образования / Н. В. Винокурова, С. И. Васенина, О. В. Мазуренко // Проблемы современного педагогического образования. - Сборник научных трудов: - Ялта: РИО ГПА, 2022. - Вып. 75. - Ч. 2. - С. 63-66.

2. Гайченко, С. В. Функциональная грамотность дошкольника : как ее сформировать? / С. В. Гайченко, В. Г. Смелова, Н. П. Моторо.

3. Дошкольное образование в России: статистический обзор / Н. Б. Шугаль, В. И. Кузнецова, О. К. Озерова. - Москва: НИУ ВШЭ, 2021. - 64 с.

4. Савченко, М. В. Формирование предпосылок функциональной грамотности у детей дошкольного возраста // Современные проблемы науки и образования. - 2021. - № 4. - URL : https://science-education.ru/ru/article/view?id=31030

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Формирование предпосылок естественнонаучной грамотности у старших дошкольников средствами экспериментирования Паспорт методической практики. Название методической практики: «Формирование предпосылок естественнонаучной грамотности у старших дошкольников.

Консультация для педагогов ДОУ «Условия формирования у детей старшего дошкольного возраста предпосылок учебной деятельности»Консультация для педагогов ДОУ «Условия формирования у детей старшего дошкольного возраста предпосылок учебной деятельности» На современном этапе образование предполагает предшкольную подготовку детей старшего дошкольного возраста в детских садах или школах.

«Загадка дня» —  как средство формирования функциональной грамотности у детей дошкольного возраста. Фотоотчет«Загадка дня» —  как средство формирования функциональной грамотности у детей дошкольного возраста. Фотоотчет "Загадка дня"- как средство формирования функциональной грамотности у детей дошкольного возраста. Фотоотчет. "Загадку дня" я использую для.

Ассоциация педагогов ДОУ «Креативное мышление дошкольников как важный компонент функциональной грамотности»Ассоциация педагогов ДОУ «Креативное мышление дошкольников как важный компонент функциональной грамотности» Современный мир постоянно меняется и что бы нам идти в ногу со временем, надо развивать креативное мышление. Если мы с вами будем креативно.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование предпосылок функциональной грамотности у детей дошкольного возраста
Опубликовано: 1 апреля 2024 в 14:53
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!

1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД