Лучший педагог года

Формирование предпосылок читательской грамотности у детей старшего дошкольного возраста

Кузьмина Татьяна Сергеевна
Формирование предпосылок читательской грамотности у детей старшего дошкольного возраста

Кузьмина Т. С.

Формирование предпосылок читательской грамотности

у детей старшего дошкольного возраста

A ннотация:Родители должны помнить, что чтение - это самое полезное занятие для интеллектуального и морально-психологического развития ребенка. Книга, является источником знаний, развития и понимания мира для детей, развивает речь, память, мышление. Для развития детей, для более тесных отношений с ребенком, доверительных отношений, читать вместе перед сном, смотреть картинки, говорить о прочитанном - это лучший способ для времяпровождения. Таким образом, необходимо значительную часть образовательной деятельности организовывать одновременно с детьми и родителями, только тогда результаты работы могут быть успешными.

Публикация «Формирование предпосылок читательской грамотности у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Ключевые слова: интеллектуального и морально-психологического развития ребенка, речевое развитие, книжная культура.

Все детские сады работают в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом. Согласно федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования «речевое развитие» выделено в отдельное образовательное направление, включающее в качестве приоритетного: «знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание текстов разных жанров детской литературы». Чтение и «читательская грамотность» в современном мире высоко ценятся и принимаются мировым сообществом.

Учителя, психологи, лингвисты (К. Д. Ушинский, Е. Я. Тихеева, Е. P.Флерина, Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн, А. Б. Запорожец, А. P. Леонтьев) указали на необходимость приобщать детей к красоте их родного слова. Работа над словом начинается в раннем возрасте детей. Всеми любимые песни, колыбельные, шутки, детские стишки широко использовались с момента рождения малыша. Их воспитывали, развивали, приобщали к культуре, учили говорить.

Современные дети долго проводят время за компьютерными играми, просмотром телевизора и мало читают, и это понятно, потому что современный мир - это мир электроники, причем современной. Родители должны помнить, что чтение - это самое полезное занятие для интеллектуального и морально-психологического развития ребенка.

Сегодня многие родители не читают своим детям, что свидетельствует о значительном снижении читательской грамотности детей, потере интереса к литературе. Книга, является источником знаний, развития и понимания мира для детей, развивает речи, память, мышление детей.

Дети - это больше "зритель", который хочет воспринимать "красивую картину". Чтение уходит на второй план, становится неинтересным. В результате-низкий уровень грамотности, культуры и образования в целом.

Кто должен ввести ребенка в мир книги? Конечно, изначально это должны делать родители и педагоги детского сада. Задача родителей и педагогов: вызвать интерес к чтению и необходимости читать книги у детей дошкольного возраста. Родители и воспитатели не должны учить ребенка читать, он должен готовиться к чтению.

Дошкольный возраст является наиболее активным для включения ребенка в деятельность по чтению. За эти годы ребенок приобретает начальные знания об окружающей среде, развиваются навыки, привычки и характер. Формируется интерес к книге, закладываются основы разносторонней читательской деятельности.

Ребенок как тематически, так и типологически настолько разнообразен, и невозможно свести к минимуму ум ребенка в одной или двух работах, категориях. Это классическая литература, проверенная временем, с несколькими поколениями читателей, это рассказы Пушкина, В. Бианки, «Забавные вещи» Н. Носова, поэтическое произведение А. Л. Барто, К. Чуковский и др.

Прочитанный текст не надо оставлять без внимания. С детьми, надо беседовать об услышанном, учить их думать над книгой. Процесс постоянного осмысления прочитанного рождает и навсегда сохраняет желание думать, приобщает ребенка к книге, очень важно соблюдать чувство меры и вкуса в отборе произведений для чтения. Не следует видеть в художественном произведении только воспитательную ценность. В процессе чтения (слушания) книги ничто не должно отвлекать ребенка. Детская литература для дошкольников в домашней библиотеке должна быть преимущественно в бумажном переплете.

Зная важность этого вопроса в создании интереса к художественной литературе и необходимости подбора эффективных форм работы, я стала углубленно работать в данном направлении. Свою работу я начала с изучения образовательной программы, методических рекомендаций к программе в условиях дошкольного учреждения.

Для формирования у детей седьмого года жизни интереса к произведениям художественной литературы, оформила книжный уголок, в который внесла в соответствии с программой и комплексно-тематическим планированиемнаучно-популярные книги для детей, классическую литературу, книги о природе, сборники произведений разных жанров фольклора, литературной прозы и поэзии.

Чтобы дети могли самостоятельно воспроизводитьлюбимые эпизоды из сказок, мультфильмов при помощи плоскостного, объёмного, настольного, пальчикового театров приобрела наборы готовых игрушек к сказкам «Петушок и бобовое зёрнышко», «Рукавичка», «Дюймовочка» Г. Х. Андерсена, «Три медведя» А. Толстого, «Муха-цокотуха» К. Чуковского.

Чтобы дети могли различить литературные жанры, изготовила обучающие игры: «Чей предмет, «Что будет первым и что будет дальше», «Потерянный герой», сказочные головоломки, лото, домино, основанные на авторских и фольклорных произведениях.

В группе имеется магнитофон с различными музыкальными дисками, сборниками русских народных аудио сказок, в музыкальном уголке - детские музыкальные инструменты: деревянные ложки, барабан, металлофон, погремушки, что помогало мне привлечь детей к участию в играх-драматизациях, инсценировках. Организовано ежедневное чтение художественной литературы: сказок, рассказов, стихов, былин, самостоятельное рассматривание книг и обсуждение иллюстраций.

Нередко в группе проводятся выставки книг на тему «Моя любимая книжка». Также каждая тема недели запечатлена в книгах, иллюстрациях, развивающих играх, дети в свободное время подробно рассматривают иллюстрации, представленные на занятиях.

Мы с детьми оформляем выставки детских рисунков по прочитанным произведениям С. Есенина «Белая берёза», «Мой любимый герой книг», А. С. Пушкин «Царевна – Лебедь»; лепка по мотивам сказок «Теремок», «Колобок», «Рукавичка».Провожутворческие вечера, литературные викторины, литературные развлечения «Королева игрушек», посвященное творчеству А. Барто, игра-викторина «Путаница» по произведениям С. Михалкова, рождественские святки по мотивам сказки «Серебряное копытце», «Сказки дедушки Корнея», литературная гостиная «Ларец мудрости» - по мотивам басен И. А. Крылова. На прогулке во время наблюдений, я использую художественное слово. Благодаря искусству слова дети учатся понимать и обобщают красоту родной природы.

В дошкольном возрасте у ребенка появляется своя жизнь, и это помогает ему познать, понять и увидеть окружающий мир. Но наша работа была бы завершена, если бы мы не вовлекали в нее наших родителей. В беседах с родителями я обращаю внимание на то, что для развития детей, для более тесных отношений с ребенком, доверительных отношений, читать вместе перед сном, смотреть картинки, говорить о прочитанном - это лучший способ для времяпровождения.

Таким образом, целесообразно значительную часть образовательной деятельности организовывать одновременно с детьми и родителями, только тогда результаты работы могут быть успешными.

Сведения об авторе:

Кузьмина Татьяна Сергеевна,воспитательМБДОУ «Муромцевский детский сад №4 комбинированного вида».

Публикации по теме:

Формирование предпосылок естественнонаучной грамотности у старших дошкольников средствами экспериментирования Паспорт методической практики. Название методической практики: «Формирование предпосылок естественнонаучной грамотности у старших дошкольников.

Консультация для педагогов ДОУ «Условия формирования у детей старшего дошкольного возраста предпосылок учебной деятельности»Консультация для педагогов ДОУ «Условия формирования у детей старшего дошкольного возраста предпосылок учебной деятельности» На современном этапе образование предполагает предшкольную подготовку детей старшего дошкольного возраста в детских садах или школах.

Дидактические игры по финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возрастаДидактические игры по финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возраста Добрый день, уважаемые коллеги! Обучение основам финансовой грамотности детей дошкольного возраста является одной из актуальных задач работы.

Программа «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья»Программа «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья» ПРОГРАММА «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья» Составила: Волкова.

Фотоотчёт о реализации программы «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности»Фотоотчёт о реализации программы «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности» Цель Программы — помочь детям пяти–семи лет войти в социально-экономическую жизнь, способствовать формированию основ финансовой грамотности.

Игры по финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возрастаИгры по финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возраста Предложенные игры познакомят самых маленьких участников с основами финансовой грамотности. "Создай свой дом" Цель: формировать навыки.

Конспект ОД по формированию предпосылок финансовой грамотности для детей старшего возраста «Монеты для овощного магазина»Конспект ОД по формированию предпосылок финансовой грамотности для детей старшего возраста «Монеты для овощного магазина» Тема: «Монеты для овощного магазина» с использованием РИВ. Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие,.

Конспект ОД по формированию предпосылок финансовой грамотности у детей 6–7 лет «Реклама русской народной росписи»Конспект ОД по формированию предпосылок финансовой грамотности у детей 6–7 лет «Реклама русской народной росписи» Цель: - побуждать интерес к созданию рекламной продукции и проведению рекламной акции на товары своими силами; - закреплять представления.

Библиотека изображений:

Публикация Формирование предпосылок читательской грамотности у детей старшего дошкольного возраста (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Кузьмина Татьяна Сергеевна на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Формирование предпосылок читательской грамотности у детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 21 ноября 2023 в 12:23
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!

1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД