МААМ-картинки

Формирование познавательных интересов у детей старшего дошкольного возраста при помощи игр с камешками «Марблс»

Ольга Талужина
Формирование познавательных интересов у детей старшего дошкольного возраста при помощи игр с камешками «Марблс»

Тема. Тип проекта: познавательный, исследовательско - творческий

Продолжительность проекта: долгосрочный

По количеству участников: групповой

I. Актуальность. Формирование познавательных интересов у детей старшего дошкольного возраста при помощи игр с камешками "Марблс".

Публикация «Формирование познавательных интересов у детей старшего дошкольного возраста при помощи игр с камешками „Марблс“» размещена в разделах

Новые ФГОС предъявляют особые требования к среде развития детей дошкольного возраста. Основные из них – это: создание среды содержательно – насыщенной, вариативной, доступной; обеспечение максимальной реализации образовательного потенциала пространства для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа; организация видов деятельности, способствующих развитию мышления, речи, общения, воображения и детского творчества. Педагогам, работающим в условиях модернизации системы образования, предстоит творчески осмыслить содержание учебно-воспитательного материала, с тем, чтобы он отвечал современным требованиям, отыскать такие его варианты и комбинации, которые способствовали бы возникновению у детей стойкой мотивации к познанию и творчеству.

Дошкольный возраст – благоприятный период активного роста и развития ребенка, стремящегося все потрогать своими руками, рассмотреть. Это говорит о том, что дети познают мир чувственно. У детей ещё недостаточно сформированы память, внимание, восприятие.

Как пишет М. В. Осорина в замечательной книге «Секретный мир детства в пространстве мира взрослых», дети любят сокровища, создают свои сокровищницы. Основную часть «сокровищ» составляют мелкие предметы, найденные ребенком на улице: бусины, значки, сломанные брошки, красивые пуговицы, предметы совсем непонятного происхождения и назначения, привлекающие внимание именно своей странностью. Обычно ребенок предпочитает общаться со своими «сокровищами» наедине, чтобы никто не мешал: рассматривает их, любуется, фантазирует. Дети воспринимают свои «сокровища» чувственно, им нравится сама плоть этих вещиц: насыщенные цвета, переливающиеся оттенками в глубине, необычная форма, особенно ее изгибы, гладкость, блеск, малый размер, позволяющий полностью спрятать предмет в кулаке. И в каждой детской сокровищнице есть кристаллы. Именно этот глубинный внутренний интерес детей к предметам подобного типа подсказал ввести в практику работу с блестящими камешками – Марблс. Применение камешков Марблс – это нетрадиционный способ обучения. Особый дидактический материал. Идущий от потребностей ребенка. Сама суть Марблс побуждает активность и интерес ребенка. Заставляет возвращаться к материалу и получать чувственное и интеллектуальное удовольствие от работы.

II. Проблема

Как поддерживать интерес на занятиях, какие использовать новые нетрадиционные методы и приемы, которые позволят сделать процесс обучения наиболее эффективным.

Анализируя возможности нетрадиционных методов и технологий, вызывает интерес такой инновационный материал, который будет способствовать не только развитию мелкой моторики, а также развитию речи, познавательной активности детей, играя, с которым, дети будут увлечены процессом. Таким материалом являются камешки Марблс.

Работу с камешками Марблс дети сравнивают с праздником, а если быть точнее - с Новым годом. Так, как, Новый год радует детей великолепием ярких красок. Работа с разноцветными камнями так же по силе воздействия на ребенка вызывает положительную реакцию: радость, улыбку, положительные эмоции.

III. Цель. Формирование познавательных интересов у детей старшего дошкольного возраста при помощи игр в "Марблс".

IV. Задачи проекта:

1. Формировать познавательную активность.

2. Развивать сенсорные эталоны, глазомер, тактильные ощущения.

3. Развивать у дошкольников ориентировку в пространстве и на листе бумаги.

4. Развивать мелкую моторику пальцев рук детей.

5. Способствовать развитию речевой активности дошкольников.

6. Развивать образное мышление, зрительное внимание, память, воображение.

7. Воспитывать усидчивость, самостоятельность, умение доводить начатое дело до конца.

8. Формировать дружеские взаимоотношения во время игр с камешками.

9. Способствовать эстетическому и творческому развитию детей.

V. Целевая группа:

Дети, воспитатели, родители.

VI. Новизна проекта

Применение камешков "Марблс " это один из нетрадиционных приёмов развития познавательных способностей, интересный для детей.

Использование нетрадиционных методов работы повышает эффективность процесса речевого и сенсомоторного развития детей.

Новым подходом в организации образовательного процесса является то, что в ходе упражнений предусмотрено с одной стороны, решение сенсорных задач с учётом различных умений и навыков детей, с другой, - приобретение детьми новых знаний и умений, которые они могли бы использовать в других видах деятельности.

VII. Ожидаемый результат:

Использование игровых упражнений с камешками "Марблс" даст положительные результаты:

• у детей начнёт формироваться познавательная активность.

• стабилизируется эмоциональное и психофизическое состояние;

• начнёт развиваться речь и мелкая моторика, глазомер и тактильные ощущения;

• согласно возраста, дети усвоят сенсорные эталоны, научатся ориентироваться в пространстве и на листе бумаги.

• у детей будут сформированы зачатки творческих способностей, появится желание включаться в творческую деятельность;

• начнут формироваться коммуникативные навыки сотрудничества в общении со сверстниками, необходимые для успешного протекания процесса обучения.

• дети станут более усидчивыми, самостоятельными, начнут доводить начатое дело до конца.

VIII. Продолжительность реализации проекта: 01.10.2019г - 01.05.2021г.

Механизм реализации проекта:

• изучение проблемы;

• планирование работы;

• работа с детьми;

• работа с родителями;

• работа с педагогами.

Устойчивость проекта. Дошкольное учреждение

Социальные партнеры. Родители.

Диагностическое обследование проводится с использованием научно – методического пособия «Диагностика педагогического процесса в дошкольной образовательной организации. Санкт – Петербург Детство-Пресс 2015.

ЭТАПЫ РАБОТЫ:

I этап: информационно-аналитический (подготовительный) 01. 09.20019г – 01. 11. 2019г

• Изучение специализированной литературы.

• Приобретение соответствующего оборудования.

• Разработка системы игровых упражнений.

• Диагностика формирования познавательных интересов у детей старшего дошкольного возраста.

II этап: творческий (основной) 01. 11. 2019г – 01. 04. 2021г.

• Организация в группе центра по работе с камешками "Марблс".

• Работа с детьми.

• Просветительская работа с родителями.

• Мастер - класс для родителей.

• Мастер - класс для воспитателей.

III этап: заключительный (аналитический) 01. 03. 2021г. - 01.05.2021г.

• Создание презентации результатов проектной деятельности для родителей на родительском собрании.

• Итоговая презентация результатов проектной деятельности, дидактических пособий для педагогов.

• Обобщение работы.

• Самооценка, выводы.

IX. Перспективы дальнейшего развития разработки, возможности распространения

опыта её реализации

• Дальнейшая непрерывная систематическая работа по развитию творческих способностей у детей с помощью техники рисования песком.

• Дополнение системы дидактическими играми, схемами и материалами.

• Продолжение просветительской работы с родителями.

X. План мероприятий

Содержание практической деятельности:

Перед началом игр необходимо напомнить ребенку ряд правил по безопасности: камешки нельзя брать в рот, так как их можно проглотить, а это опасно; их нельзя бросать, так как они стеклянные и могут разбиться.

Оборудованием для игр являются: камешки "Марблс" в достаточном количестве и ассортименте цветов, лист картона с кружочками по размеру камешек, карточки с предметами и шаблоны с заданиями, кубик с точками.

Для основы используются различные материалы. Это ткань, картон, поролон, пленка. Сочетание материала различного по своей текстуре дает различные тактильные ощущения.

Основой для выполнения заданий можно использовать дощечки с натянутой на поверхность тканью, которая обеспечивает ограничение используемого пространства, работа не «разъезжается» в процессе игры, есть возможность объединить несколько работ в один сюжет в определенной последовательности. На эти же основы натягиваются резинки с различными подвесками, бусинами которые используются в сочетании с камешками.

Интересным материалом так же можно считать поролоновые полосы для оклеивания окон с клейкой стороной. Из них можно изготовить лабиринты, спирали, силуэты фигур по которым дети прокатывают камешки, при автоматизации звуков.

Поролоновые коврики с наклеенными фигурами из самоклеющейся пленки сочетают в себе пористую основу и гладкую поверхность дающие дополнительные тактильные ощущения.

«Туннели» из ткани для проталкивания по ним различных камешков, кармашков для складывания камешков, домиков из плотного материала с отверстиями для вкладывания жильцов и т. д. так же используются для развития мелкой моторики.

Весь материал легок в самостоятельном использовании детьми, легко моется, обновляется. Игры на занятиях дают положительный настрой, эмоциональный отклик ребенка.

Перспективное планирование проектной деятельности

№ Мероприятия Сроки Цель. Выход

I этап: информационно-аналитический (подготовительный)

1

Изучение психолого-педагогической литературы по исследуемой проблеме Сентябрь

2019 г. Создать базу знаний по изучаемой теме.

2 Информирование родителей о проекте. Сентябрь 2019 г. Вызвать интерес у родителей к предстоящей деятельности.

3 Диагностическое обследование дошкольников. Октябрь 2019г. Выявить уровень развития познавательных интересов у детей.

4 Анкетирование «Что вы знаете о камешках "Марблс"?» Октябрь 2019г Изучить мнение родителей по данному вопросу, определить направления проекта, связанные с взаимодействием с родителями.

5 Приобретение соответствующего оборудования Октябрь 2019г Совместная деятельность с родителями

6 Разработка системы игровых упражнений

В течении года Совместная деятельность с психологом

7 Создание странички на сайте детского сада «Разноцветная радость» Октябрь 2019г Популяризация деятельности по проекту.

II этап: творческий (основной)

8

Статья на сайте детского сада в интернете «Камешки "Марблс" - разноцветное счастье детей» Ноябрь

2019 Популяризация деятельности по проекту.

9 Презентация для детей

«Мои любимые игрушки - камешки Марблс» Ноябрь

2019 Сформировать знания детей по данной теме.

10 Знакомство детей с правилами игры с камешками. Ноябрь

2019 Сформировать знания у детей о безопасной деятельности с камешками.

11 Организация в группе центра по работе с камешками "Марблс". Декабрь

2019 Сформировать у детей интерес к игровой деятельности с камешками.

12 Игровые упражнения с камешками Марблс. В ходе реализации проекта Сформировать у детей интерес к игровой деятельности с камешками.

13 Сундучок для родителей «Игры с камешками Марблс» В ходе реализации проекта Родители имеют возможность организовывать игры с камешками в домашних условиях.

14 Мастер-класс для родителей «Волшебство стеклянных камешков Марблс» Апрель

2020 Повысить уровень знаний родителей по теме проекта.

15 Обновление информации на страничке сайта.

Консультация «Технология применения нетрадиционного материала «Марблс» в обучении грамоте детей старшего дошкольного возраста». Сентябрь

2020 Популяризация деятельности по проекту среди родителей

16 Мастер-класс для воспитателей «Шарики Марблс - наши маленькие помощники Ноябрь

2020 Популяризация деятельности по проекту среди педагогов

17 Фотоальбом «Волшебные картинки» Январь

2021 Активизировать работу с родителями в жизни ДОУ.

III этап: заключительный (аналитический)

18 Диагностическое обследование дошкольников. Март

2021г Выявить уровень развития познавательных интересов у детей

19 Анкетирование родителей «Учебно-методическая технология использования камешков Марблс в работе с детьми дошкольного возраста» Март

2021г Изучить мнение родителей о влиянии игр с камешками "Марблс "на развитие ребенка.

20 Итоговая презентация результатов проектной деятельности, дидактических пособий для педагогов. Апрель

2021г Популяризация деятельности по проекту среди педагогов

21 Презентация проекта на итоговом родительском собрании «Разноцветная радость» Май

2021г Показать родителям результатами работы по реализации проекта

22 Обобщение опыта работы по данной теме Май

2021г Оформить методические разработки по теме проекта.

Список литературы:

Интернет-ресурсы :

Публикации по теме:

Предметно-пространственная среда как условие развития познавательных интересов у детей среднего дошкольного возраста В настоящее время актуальность проблемы развития познавательной активности дошкольника можно объяснить общими тенденциями гуманизации образования,.

Применение макетов как средства формирования познавательных интересов детей с нарушениями зрения дошкольного возрастаПрименение макетов как средства формирования познавательных интересов детей с нарушениями зрения дошкольного возраста "Применение макетов, как средства формирования познавательных интересов детей с нарушениями зрения дошкольного возраста"Современными научными.

7 топ-игр с цветными марблс для развития мелкой моторики7 топ-игр с цветными марблс для развития мелкой моторики Данные игры развивают мелкую моторику рук, мышление, внимание, память, творчество, речь. 1. Игра «ФАНТАЗЁР» (выкладывание картин по желанию).

Игры и упражнения на развитие познавательных процессов для детей старшего дошкольного возрастаИгры и упражнения на развитие познавательных процессов для детей старшего дошкольного возраста Игры и упражнения на развитие познавательных процессов для детей старшего дошкольного возраста1. Игра «В магазине зеркал» (цель: развитие.

Игры с камешками «Марблс»Игры с камешками «Марблс» Вся жизнь ребенка – это игра. И потому процесс коррекции речи ребенка не может проходить без нее. Тактильные ощущения, мелкая моторика,.

Эксперимент с водой и красками для детей старшего дошкольного возраста «Радужная вода, или Как окрасить воду без помощи рук»Эксперимент с водой и красками для детей старшего дошкольного возраста «Радужная вода, или Как окрасить воду без помощи рук» Дети старшей группы МБДОУ детского сада "Радуга " г. Уреня Нижегородской области очень любознательны. Ребятам всё интересно. Недаром их называют.

Развитие познавательных интересов через технологии: ТРИЗ, мнемотехникуРазвитие познавательных интересов через технологии: ТРИЗ, мнемотехнику На сегодняшний день развитие познавательных способностей, познавательной активности детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем.

Развитие познавательных навыков у детей дошкольного возраста при помощи дидактического пособия «Игры на липучках»Развитие познавательных навыков у детей дошкольного возраста при помощи дидактического пособия «Игры на липучках» Развитие детей - одна из актуальных проблем современности. И конечно, огромную роль в этом играет детский сад. Работая воспитателями в детском.

Развитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством детского экспериментированияРазвитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством детского экспериментирования Современный образовательный процесс немыслим без поиска новых, более эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих.

Развитие познавательных интересов у детей раннего возраста (из опыта работы) В соответствии с требованиями ФГОС ДО содержание образовательной области «Познавательное развитие» направленно на развитие интересов детей,.

Публикация Формирование познавательных интересов у детей старшего дошкольного возраста при помощи игр с камешками «Марблс» (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Ольга Талужина на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Формирование познавательных интересов у детей старшего дошкольного возраста при помощи игр с камешками «Марблс»
Опубликовано: 20 ноября 2021 в 10:21
+14Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД