Получи документы

Формирование познавательной активности и инициативы старших дошкольников

Екатерина Якубенко
Формирование познавательной активности и инициативы старших дошкольников

Свой педагогический опыт я представляем в виде проекта, тема которого «Формирование познавательной активности и инициативы старших дошкольников в исследовательской деятельности на основе педагогической технологии «Путешествие по карте».

Проблема: Поиск эффективных технологий в совместной исследовательской деятельности детей для формирования познавательной активности и инициативы старших дошкольников.

Публикация «Формирование познавательной активности и инициативы старших дошкольников» размещена в разделах

Познавательно-исследовательская деятельность включает в себя различные типы исследований, которые доступны дошкольникам и позволяют занять им активную исследовательскую позицию. Это опыты и эксперименты, коллекционирование и классификация, в том числе и путешествие по карте.

«Путешествие по карте» – это такой тип исследования, при котором у детей происходит освоение пространственных схем и отношений, формирование представлений о пространстве мира, частях света и родной стране.

К старшему дошкольному возрасту познавательно-исследовательская деятельность вычленяется в особую деятельность ребенка со своими познавательными мотивами, намерением понять, как устроены вещи, узнать новое о мире. Чем старше ребенок, тем в большей степени познавательно-исследовательская активность смещается с окружающих его вещей к более отвлеченным предметам, не входящим в его непосредственный опыт и окружение. Здесь перед педагогами встает задача создать условия, при которых эти потребности будут удовлетворены.

Таким образом, познавательно-исследовательская деятельность «Путешествие по карте» соответствует потребностям познавательного развития старших дошкольников.

Цель: обеспечить условия для развития у детей старшего дошкольного возраста естественнонаучных представлений об окружающей природе, формирование целостной картины мира, родной страны и родного края на основе минипедтехнологии «Путешествие по карте».

Задачи:

применить диагностику для выявления уровня развития познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников;

изучение имеющегося опыта работы группы на основе традиционных методов и приемов по познавательному развитию;

используя технологию «Путешествие по карте», с учетом выявленных проблем создать систему работы для формирования у детей познавательной активности и инициативы.

Тип проекта: познавательно-исследовательский.

Продукт: «Календарь путешествий на год», методические разработки перспективных, календарно-тематических планов и конспектов НОД, детские мини-проекты «Заметки путешественника».

Участники: воспитатель, родители, дети.

Продолжительность: долгосрочный (1 год).

Этапы / содержание / виды деятельности.

I этап – диагностический.

Диагностика проводилась по следующим критериям:

наличие интереса к предметам окружающего мира, символам, знакам, моделям, умение устанавливать различные взаимосвязи; владение системой эталонов;

познавательный интерес к социальным явлениям, к прошлому и настоящему жизни страны, к жизни людей в родной стране и многообразию народов, ее населяющих;

знание названия своего города и страны, ее государственных символов, имя действующего президента, некоторых достопримечательностей города и страны;

наличие некоторых представлений об истории города, страны;

навыки организации и осуществления познавательно-исследовательской деятельности в соответствии с собственными замыслами;

широта кругозора, способность интересно и с увлечением делится своими впечатлениями с взрослыми и сверстниками.

В результате наблюдений и проведенной диагностики по познавательному развитию было выявлено, что дети:

не умеют «читать» простейшую графическую информацию в виде плана, схемы, карты, ориентируясь на условные обозначения (знаки и символы);

редко проявляют умение действовать в соответствии с предлагаемым алгоритмом, ставить цель, составлять соответствующий собственный алгоритм и использовать его в познавательно-исследовательской деятельности;

имеют недостаточные представления о родной стране, ее символике, о том, что Российская Федерация (Россия) — огромная, многонациональная страна, что Москва — главный город, столица нашей Родины; о малой Родине Республике Крым, о достопримечательностях полуострова, культуре, традициях родного края, о замечательных людях, прославивших свой край;

имеют недостаточные знания о многообразии растительного и животного мира родного края, об особенностях их приспособления к окружающей среде;

демонстрируют недостаточную активность в разных видах познавательной деятельности; редко по собственной инициативе экспериментируют, рассуждают, выдвигают проблемы, проявляют сообразительность в процессе их решения;

не имеют сформированных навыков участия в проектно-исследовательской деятельности, не умеют презентовать проект в кругу сверстников.

II этап – информационно-аналитический предполагает изучение опыта работы группы по познавательному развитию старших дошкольников.

III этап – подготовительный.

Обогащение предметной развивающей образовательной среды группы через использование различных материалов для путешествия по карте:

Глобус.

Карта России, атласы, контурная карта Крыма, карты различных областей.

Глобус и карты нужны в качестве постоянного материала, так как служат наглядностью целостного пространства родной страны и находятся в развивающей среде группы в свободном доступе, чтобы дети могли самостоятельно продолжить обсуждение путешествия в свободном общении.

Иллюстрации видов транспорта.

Энциклопедии, художественная литература (произведения могут быть использованы как для предварительной работы, так и в ходе самого путешествия или в последующей работе).

Фотографии, иллюстрации с изображением природных ландшафтов, жизненной среды и типичных занятий населения.

Карточки с изображением представителей растительного и животного мира.

Мелкие карточки-метки для наклеивания на карту по маршруту.

Лаборатория с материалами для опытов, исследований.

Альбомы по теме «Заметки путешественника».

Макеты.

Видеотека (презентации, видеозаписи о достопримечательностях).

Аудиозаписи природных явлений, произведений композиторов.

Создание системы работы по развитию познавательно-исследовательской деятельности с использованием технологии «Путешествие по карте».

За основу мы взяли методику Коротковой Н. А. из книги «Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста».

Придерживаясь тем, предложенных Коротковой Н. А. при знакомстве с картой, мы расширили и частично изменили само содержание деятельности по познавательному развитию в перспективном и календарно-тематическом планировании, учитывая имеющиеся представления и интересы детей. Совместно мы составили «Календарь путешествий на год», где распределили последовательность посещения различных областей нашей страны. Данный прием помог детям ощутить свою полноправную роль в данной деятельности, так как они смогли отследить и спланировать дальнейшие свои действия по сбору информации об определенном пункте назначения.

Н. А. Короткова предложила алгоритм «Путешествие по карте» :

выбор пункта назначения;

выбор транспортного средства передвижения;

определение маршрута и прокладывание его цветными маркерами на карте;

высказывание предположений о том, кто и что может встретиться в пути в данной местности, что дети знают о пункте назначения;

само путешествие, познавательно-исследовательская деятельность, заполнение карты метками (животные, растения и т. д.);

подведение итогов, проверка предположений, что нового узнали.

Этому алгоритму мы следовали при организации познавательной деятельности с детьми.

IV этап – основной.

Сначала была организована образовательная деятельность по познавательно развитию, тема которой «Помощники в путешествии: глобус, карта, компас».

Цель: познакомить детей с глобусом – моделью Земного шара, дать элементарные представления о том, что существуют разные виды карт, на которых изображены разные области Земли, они отличаются по своим природным условиям и изображаются по-разному.

В ходе этой деятельности мы с детьми рассмотрели и определили, каким цветом обозначены на карте разные природные зоны: горы – коричневые, вода – голубая, лес – зеленый, песок – желтый. Уточнили, что вода занимает большую часть земной поверхности. Познакомились с компасом, научились с помощью него определять стороны света, изучили условные обозначения на карте рек, озер, морей, городов и т. д.

Также был определен план, по которому мы будем изучать каждую тему путешествий:

географическое положение на карте;

рельеф, природные зоны;

моря, реки, озера;

животные, растения;

города, символика;

достопримечательности, заповедники;

население, традиции, занятия;

фольклор (сказки, легенды местного населения).

Этот этап предполагает внедрение и реализацию системы работы, которая включает темы путешествий.

Итогом нашего проекта стал открытый показ совместной познавательно-исследовательской деятельности с использованием технологии «Путешествие по карте» для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие по Республике Крым».

Сюжет НОД построен в форме игры с использованием технологии «Путешествие по карте» и активизирующего общения, в процессе которой дети были активными субъектами деятельности, взаимодействовали со сверстниками и взрослыми с учетом принципов партнерской позиции. Этому способствовало использование разнообразных методов и приемов:

беседа, свободное общение по теме;

игровые обучающие ситуации;

использование художественного слова;

появление сказочного персонажа;

отгадывание загадок;

речевые игры «Назови признаки животных» и т. д. ;

дидактические игры «Туристический набор путешественника», «С какой ветки детки?», «Угадай, чьи следы?», «Назови морских рыб»;

Дети, участвуя в совместных играх, проявляли инициативу, самостоятельность мышления, любознательность, демонстрировали речевую активность, умение выражать свои мысли и чувства, путем построения связных речевых высказываний, стремление находить свой способ решения поставленных задач.

V этап – заключительный: изучение результатов проекта.

В результате реализации проекта на основе минипедтехнологии «Путешествие по карте» :

у детей сформировались географические представления о родной стране и родном крае через знакомство с разными видами карт и их условными обозначениями;

дети познакомились с различными видами ландшафта, природно-климатическими зонами и условиями жизни в них;

сформировались элементарные представления о взаимосвязи и взаимодействии живых организмов со средой обитания;

дети узнали много интересного о коренных народах родной страны, национальностях и особенностях их жизнедеятельности;

процесс изучения окружающего мира приобрел творческий исследовательский характер, у детей возникло желание самостоятельно узнавать что-то новое, используя разные информационные средства познания (опыты, эксперименты, книги, беседы, споры) и воплотить это в индивидуальный или совместный творческий продукт (альбомы, панно, макеты и т. д.).

Таким образом, происходит развитие познавательной активности и инициативы старших дошкольников, что подтверждает эффективность использования выбранной нами технологии «Путешествие по карте» в совместной исследовательской деятельности детей.

Также есть перспективный план на год, если Вас заинтересует, напишите мне, я его Вам сброшу.

Публикации по теме:

Использование математического планшета для развития познавательной активности дошкольниковИспользование математического планшета для развития познавательной активности дошкольников Этапы изготовления: 1.) Для создания математического планшета нам понадобилась доска из размером, к которой приклеили пластиковые.

Опытно-экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности дошкольниковОпытно-экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности дошкольников » из опыта работы Тема моего педагогического опыта «Опытно-экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности.

Детское экспериментирование как способ развития познавательной активности дошкольниковДетское экспериментирование как способ развития познавательной активности дошкольников ДЕТСКОЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ КАК СПОСОБ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ. Ребёнок-дошкольник активно стремится, узнать об окружающем.

Формирование навыков саморегуляции у дошкольников с нарушением активности и внимания Специалисты, работающие с детьми дошкольного возраста, конечно, согласятся со мной, что в условиях современного мира с огромными информационными.

Игровой обучающий модуль «Эко-остров» как средство повышения познавательной активности дошкольниковИгровой обучающий модуль «Эко-остров» как средство повышения познавательной активности дошкольников ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Аннотация Игровой обучающий модуль «Эко-остров» представляет собой набор игровых макетов, последовательно связанных.

Робототехника как одно из направлений познавательной активности старших дошкольников Робототехника, как одно из направлений познавательной активности старших дошкольников Инновационные процессы в системе образования требуют.

Опыт работы «Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников»Опыт работы «Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников» Актуальность: Ребёнок дошкольного возраста – природный исследователь, ему свойственна жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное.

Отчет по самообразованию «Коллекционирование как способ развития познавательной активности старших дошкольников» Цель моей работы по самообразованию : - продолжать повышать свою профессиональную квалификацию и педагогическую компетентность. развивать.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Формирование познавательной активности и инициативы старших дошкольников
Опубликовано: 27 ноября 2023 в 11:29
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование познавательной активности и инициативы старших дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Екатерина Якубенко на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД