МААМ-картинки

Формирование положительной мотивации в обучении мордовскому, мокшанскому языкам русскоязычных учащихся младших классов

Светлана Федькина
Формирование положительной мотивации в обучении мордовскому, мокшанскому языкам русскоязычных учащихся младших классов

Формирование положительной мотивации в обучении мордовскому (мокшанскому, эрзянскому) языку

русскоязычных учащихся младших классов

Ученик - это не сосуд, который надо

заполнить, а факел, который нужно зажечь.

Плутарх

Сегодня перед школой стоит сложнейшая задача – воспитать культурную, творческую личность, умеющую найти свое место в постоянно изменяющейся действительности. Необходимо воспитывать с раннего возраста уважение к трудовым традициям предков, их мудрости и культуре, обычаям и традициям. Поэтому формирование положительной мотивации в обучении мордовскому (мокшанскому, эрзянскому) языку является одним из важнейших направлений в работе с учащимися начальных классов. Если ребята не знают историю своего народа, своей малой Родины, своей семьи, то нельзя воспитывать патриота, человека высокой культуры и духовности.

Публикация «Формирование положительной мотивации в обучении мордовскому, мокшанскому языкам русскоязычных учащихся младших классов» размещена в разделах

Известный академик Г. Н. Волков отмечал: «Без исторической памяти нет традиций; без национальных традиций нет культуры; без культуры нет гуманности; без гуманности нет воспитания. А без воспитания нет личности».

Мы живем совершенно в другом мире! Это мир глобализации и информатизации. В современных условиях многие национальные традиции, которые веками собирались по крупицам, утрачены. Выросли новые поколения, воспитанные на совершенно иных ценностях и духовных ориентирах. Забывая свои корни, человек раскрывает связь времен и поколений. Именно в такой момент большое значение имеет отношение самого человека к родной культуре, к своему родному языку.

Поэтому возрождение духовной культуры народа, интереса к своей истории, бережного отношения к национальным традициям весьма актуально.

Познание окружающей действительности через культурное наследие нашего народа является одной из форм выражения нравственной сути мордовского народа, а также имеет большую воспитательную работу. Её педагогический потенциал огромен, знакомство учащихся с этнокультурным материалом способствует развитию способности самостоятельно разбираться в истинных и мнимых достоинствах современной жизни.

Особенность нашего времени – это потребность в предприимчивых, деловых, компетентных специалистах в той или иной сфере – общественной, социальной, экономической и производственной. Необходимо быть грамотным, чтобы нормально «функционировать в сложном и требовательном обществе». А быть грамотным в быстро меняющемся мире означает быть просто лучше образованным. Чем выше уровень образованности, тем выше профессиональная и социальная мобильность. Очень важно, чтобы выпускники не испытывали страха перед жизнью, были адаптированы и нравственно подготовлены к ней, имея за плечами достаточный багаж умений и навыков, полученных в школе.

Чтобы добиться хороших успехов в учебе школьников, необходимо сделать обучение желанным процессом, развивать у учащихся внутреннее желание изучать мордовский (мокшанский, эрзянский) язык.

Формирование и сохранение интереса школьника к изучению мордовского (мокшанского, эрзянского) языка, на мой взгляд, заключается в нестандартности самих уроков, в огромном разнообразии применяемых учителем форм и методов работы. Ситуация успешности создается при работе над смысловым значением пословиц, поговорок, при разгадывании загадок, ребусов на заданную тему. Сделать урок не просто интересным, а несказанно увлекательным для ученика – вот та вершина, к которой мы все должны стремиться. Нужно стараться разнообразить свои уроки, оживлять их ролевыми играми, творческими задумками.

Чтобы заинтересовать ребят, вызвать положительное отношение к мордовскому языку, я учитываю цели и задачи урока, содержание учебного материала, уровень подготовленности учащихся, их возрастные особенности.

Исходя из того, что для детей начальной школы основной формой активизации познавательной деятельности является игра, я стараюсь не нарушать традиции. Поэтому главным способом формирования положительной мотивации учебной деятельности учащихся на уроках мордовского (мокшанского и эрзянского) языка, проводимых мной, является игра. Я использую ролевые игры. В этих играх каждый ребенок берет себе определенную роль, например врача, учителя, пожарника и изображает соответствующую деятельность. Настольные игры. К числу таких игр относятся лото с картинками, словесные игры со всякого рода загадками, шарадами, ребусами. Лексическая игра «Кие лама содай». Цель игры: назвать как можно больше слов по изученной теме. Именно игры приближают речевую деятельность к естественным нормам, помогают развивать навык общения, способствуют эффективной обработке языкового материала, обеспечивают практическую направленность обучения, помогают добиться сделать урок интересным, увлекательным.

Человек формируется в процессе деятельности и, чем она разнообразнее, тем разностороннее его личность. А. С. Макаренко писал: «Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет». Игра, общение, учение, труд – вот основные ступени восхождения личности к успеху.

Для любого ребенка игра – это норма, поэтому в детском возрасте каждый должен играть, даже когда делает серьезное дело. Мы должны помнить, что в процессе игры мир детства соединяется с миром науки, что в играх различные знания и сведения ученик получает свободно. Поэтому часто то, что на уроке казалось ребенку трудным, даже недостижимым, во время игры легко усваивается. Интерес и удовольствие – важные психологические эффекты игры.

В начальной школе в силу возрастных особенностей у учащихся больше развито непроизвольное запоминание, поэтому, чем ярче и неожиданнее будет предъявляться материал урока, тем легче будет запоминаться слова и выражения. Лучшему запоминанию слов способствуют песни и стихи. Большое место на уроках отвожу ответам на вопросы, небольшим диалогам, составлению рассказов по картинам.

Словарный запас детей обогащается и в процессе чтения. На каждом уроке предусматриваю проведение фонетических зарядок.

При изучении той или иной лексической темы учащимся даю задания нарисовать предметы. Этот вид работы развивает мелкую моторику пальцев. Нам, учителям, всегда нужно помнить, что развивая речь ученика, мы развиваем и обогащаем ум.

Основная цель моей работы – научить ученика учиться, обеспечить условия для становления его субъектных качеств, создать стойкую мотивацию в изучении мордовского языка, активизировать деятельность учащихся за счет включения их в проектную и исследовательскую деятельность; развить навыки устной и письменной речи, творческие способности учащихся. Исходя из поставленной цели, составляю перед собой следующие задачи:

- научить собирать, систематизировать и обобщать нужную информацию, осмысленно работать с подобранным материалом;

- помочь учащимся овладеть навыками самостоятельной работы с текстом: подбор необходимых опор к плану (слов, словосочетаний);

- научить писать предложения, составлять рассказ, работать над текстом;

- научить анализировать материал и делать выводы.

Работая над темой «Формирование положительной мотивации в обучении мордовскому (мокшанскому, эрзянскому) языку русскоязычных учащихся младших классов» я работаю над формированием всех четырех видов деятельности на уроке: аудирования, говорения (монологической и диалогической речи, чтения и письма. Применяю такие способы обучению лексике как введение новых слов с использованием иллюстраций на начальном и среднем этапах. Из слов складываем словосочетания, а затем предложения. Изучаем лексику с применением мультимедийных программ. Дети с удовольствием произносят за носителем языка слова и выражения.

При обучении чтению использую словесный метод.

Обучение грамматике ведется по предмету на русском языке. Методика изучения грамматики включает следующее:

- разбор правила;

- разбор примеров;

- составление собственных примеров;

- закрепление материала осуществляется на основе презентации.

Объяснение грамматики основывается на сравнении с русским языком, что легче усваивается. Также повышаю практическую направленность урока за счет разнообразных творческих заданий и включение учащихся в активную деятельность на уроке. Это возможно при условии создания мотивационной среды. Для ее создания стараюсь дать учащимся возможность на уроке рассказать что-либо значимое, реальное для них. Помня о том, что знания усваиваются успешнее в ходе активной работы с материалом, включаю учащихся в деятельность, имитирующую реальную ситуацию, при этом использую такие формы работы как : индивидуальную, работу в парах, групповую. Работа в парах и группах увеличивает продолжительность речи каждого, позволяет говорить на мокшанском или эрзянском языке в неформальной обстановке, дает возможность взаимопомощи и обмена идеями.

Большое внимание уделяю подбору упражнений, направленных на активизацию речевой деятельности: моделирование и составление текста по образцу, восстановление содержательных пропусков собственным текстом, дополнение и расширение текста, поиск недостающей информации. Для формирования стратегии изучения языка учащиеся выполняют такие задания:

1. Самостоятельное выведение значения лексической единицы;

2. Ведение традиционных словариков;

3. Задания с использованием словарей.

Эмоциональная активность достигается атмосферой психологического комфорта, созданием ситуации успеха, тактичной коррекцией ошибок. В своей работе использую технологию сотрудничества, которая весьма продуктивна, так как дети раскрепощены и способны творить на уроке. Считаю, что улыбка, доброта, толерантность, умение быть интересным – эффективные педагогические средства. В зависимости от этапа урока, вида деятельности и формы урока свою роль определяю так: информатор, наблюдатель, консультант. Рефлексивная деятельность учащихся достигается тем, что:

а) я даю возможность учащимся самостоятельно исправить свой ответ или предлагаю другим детям сделать это;

б) при неудачном исправлении ошибок сама даю правильный ответ;

в) воспитываю терпимое отношение к чужим ошибкам для сохранения мотивации и уверенности учащихся в себе;

г) откладываю коррекцию до конца задания;

д) стараюсь давать положительную оценку работе учащихся.

Я считаю, что контроль является важным этапом учебной деятельности, от его видов, результатов и умения представить их учителем зависят мотивы учения школьников. В своей работе использую следующие виды контроля: констатирующий, текущий, итоговый. Контроль осуществляю в определенной системе:

- тематический учет знаний (веду тетрадь учета знаний);

- самоконтроль;

- устный опрос;

- индивидуальные карточки, задания.

Такая система контроля позволяет добиться хороших результатов.

Свой учительский труд, подготовку детей к самым разнообразным конкурсам и многое другое – все это я рассматриваю, как посильный вклад в сохранение мордовских языков и культур.

И хочется закончить свое выступление словами великого педагога В. А. Сухомлинского: «Возлюби ребенка. Возлюби его сильнее, чем самого себя. Уверуй, что ребенок чище, лучше, честнее, талантливее тебя. Всего себя отдай детям, и только тогда ты сможешь именоваться Учителем».

Публикации по теме:

Праздник «Осенние веселушки» для учащихся 1–9 классов Праздник в школе для учащихся 1-9 классов «Осенние веселушки» Цель: формирование и развитие личности школьников. Задачи: 1. Воспитание.

Час занимательной математики для учащихся 1–2 классов Составитель: Трощенкова С. И., Учитель начальных классов МКОУ СОШ №5 Цель мероприятия: привлечение внимания детей к изучению математики,.

Детский интерактив для учащихся 1–5 классов Ведущий: Здравствуйте, мои дорогие, маленькие и большие! В шумном зале у нас Шутки, игры, перепляс. Здесь попляшут от души Взрослые и малыши.

Дидактическая игра «Определи форму предмета» для учащихся младших классов коррекционной школыДидактическая игра «Определи форму предмета» для учащихся младших классов коррекционной школы Здравствуйте! Не для кого уже не секрет, что дидактические игры являются очень эффективным методом в обучении детей, который активно воздействующих.

Мастер-класс «Формирование коммуникативной компетентности учащихся начальных классов» Мастер – класс «Формирование коммуникативной компетентности учащихся начальных классов на уроках с использованием современных технологий».

Фотоотчет «Математическое кафе для учащихся 5-х классов»Фотоотчет «Математическое кафе для учащихся 5-х классов» 22 декабря в «математическое кофе» были приглашены учащиеся 5-х классов. Там их встретили приветливые официанты и строгие кассиры, их роль.

Задачи для учащихся 6–11 классов «Проценты в профессиях» Проценты в профессиях (6-11 классы)Проценты широко применяются в нашей жизни. Посмотрим, в каких профессиях они встречаются чаще всего.

Программа кружка «Творческая мастерская» для учащихся 1–4 классов и 5–8 классов Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение гимназия № 120 ПРИНЯТО: УТВЕРЖДАЮ: Протокол № ___ Директор МАОУ гимназии №.

Роль игры в организации индивидуального подхода в обучении младших школьников РОЛЬ ИГРЫ В ОРГАНИЗАЦИИ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В развитии ребенка и коллектива детей огромная роль принадлежит.

Экскурсия учащихся 1 и 2 классов в православный храмЭкскурсия учащихся 1 и 2 классов в православный храм егодня православные отмечают праздник архангелов Михаила и Гавриила Этот день в народе называют праздником «Святых Архангелов», «Святых.

Библиотека изображений:

Публикация Формирование положительной мотивации в обучении мордовскому, мокшанскому языкам русскоязычных учащихся младших классов (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Светлана Федькина на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Формирование положительной мотивации в обучении мордовскому, мокшанскому языкам русскоязычных учащихся младших классов
Опубликовано: 16 января 2022 в 16:48
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД