Лучший педагог года

Формирование основ здорового образа жизни у дошкольников в дошкольном и дополнительном образовании

Попова Елена Викторовна
Формирование основ здорового образа жизни у дошкольников в дошкольном и дополнительном образовании

Формирование основ здорового образа жизни у дошкольников в дошкольном и дополнительном образовании. Задачи, содержание и формы организации. Возрастные особенно

Аннотация. Статья посвящена актуальным вопросам, таким как сохранить и укрепить здоровье у детей в учебных заведениях дошкольного и дополнительного образования. Даются методические рекомендации по содержанию работы в формировании основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста.

Публикация «Формирование основ здорового образа жизни у дошкольников в дошкольном и дополнительном образовании» размещена в разделах

Ключевые слова: дошкольное образование, дополнительное образование, здоровый образ жизни, физкультурно-оздоровительные мероприятия, здоровье-сберегающее пространство, здоровье и физическое развитие.

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. В современном мире педагогов и родителей в первую очередь беспокоит вопрос – как укрепить здоровье детей? Мы все хорошо знаем, что здоровье каждого человека должно быть сугубо его личным делом. Медицинские работники безусловно занимаются этим вопросом, но только в тот момент, когда человек уже заболел. Говорят, что человек коваль своего счастья, а значит и коваль своего здоровья. Именно поэтому необходимо с самого рождения формировать привычки бережного отношения к своему здоровью.

В последнее время наблюдается снижение количества абсолютно здоровых детей и рост заболевания дошкольников всеми видами заболеваний. Таким образом поиск эффективных мер, направленных на оздоровление детей обретает наивысшее значение. [1]

Анализ последних исследований и публикаций, в которых начато решение данной проблемы и на которые опирается автор. Такие ученые как Н. М. Амосов, И. А. Аршавский, В. К. Бальсевич, А. Г. Щедрина считали, что главный фактор для укрепления и сохранения здоровья – регулярная двигательная активность, которая формируется в процессе физического воспитания.

Такие ученые как Г. К. Зайцев, С. В. Лободина, Д. Н. Давиденко считали, что в дошкольном возрасте ведущей потребностью у детей является потребность в движении, что непосредственно влияет на эмоциональное и интеллектуальное развитие, на поведение и привычки ребенка. Именно поэтому физическое воспитание является наиболее эффективным средством для приобщения детей к ценностям здорового образа жизни. Во время физического воспитания в полном объеме осуществляется потребность детей в двигательной активности. [2]

Выделение не решенных ранее частей общей проблемы, которым посвящается данная статья. «Здоровье – это состояние полного физического, психологического и социального благополучия, а не только отсутствие болезни», такое определение нам дает Всемирная организация здравоохранения.

Если взять в основу данное определение, то можно сделать выводы что все население можно символично разделить на 3 группы:

1. Люди с абсолютным здоровьем;

2. Люди у которых имеется риск ухудшить свое здоровье (то есть люди с неабсолютным здоровьем);

3. Люди, которые имеют какие-либо хронические заболевания.

В зависимости от возраста, количество людей, принадлежащих к той или иной группе, будет не одинаково.

К несчастью в последнее время появляется стремительное увеличение количества детей, которые относятся к группе риска уже с первых лет жизни.

Самой главной задачей взрослого населения – является предугадывать и знать угрозы которые предостерегают подрастающее поколение, и уметь предпринять действия для уменьшения «степени риска». [3]

Целью исследования являются проблемы нынешней окружающей среды и большое количество других негативных факторов, которые предопределяют актуальность вопроса о сохранении и укреплении здоровья подрастающего поколения. Именно поэтому обеспечение полноценного физического развития, формирования основ здорово образа жизни с первых лет жизни являются приоритетными задачами дошкольного и дополнительного образования. [4]

Изложение основного материала исследования. Анализируя принципы обновленной образовательной системы, мы можем сказать, что дошкольное и дополнительное образование относятся к одной из наиболее благоприятных образовательных сфер, для достижения большей эффективности в результатах работы с детьми.

Специфика работы учреждений дошкольного и дополнительного образования состоит в решении образовательных, психологических и социальных задач. Такие учреждения предоставляют для подрастающего поколения ряд дополнительных услуг и возможностей для полномерного физического, интеллектуального, психологического и духовного развития.

В связи с изменением программы образования и с требованиями общества, в учреждениях дошкольного и дополнительного образования возросла необходимость в высокопрофессиональных кадрах. В данных учреждениях должны работать люди с творческим складом ума, которые знают не только педагогику и психологию, но и владеют в полной мере знаниями по социологии, культурологии, владеют знаниями в области деловой этике и многое другое.

Исходя из того, что в период детства у детей проявляется большое количество талантов, умений, способностей, то самой главной задачей учреждений дошкольного и дополнительного образования, является обеспечение поддержки и развития данных талантов у детей. И решение этих задач полностью принадлежат педагогам. [5]

В процессе оптимизации режима двигательной активности в учреждениях дошкольного и дополнительного образования следует создать такие условия, которые будут играть активную роль в решении комплекса оздоровительных, воспитывающих и образовательных задач.

Оздоровительные задачи направлены на сохранение и укрепление здоровья детей, удовлетворение их потребности в движении, усовершенствование систем и функций организма.

Воспитывающие задачи должны быть направлены на развитие физических, умственных и духовных способностей детей в полном объеме.

Образовательные задачи направлены на овладение детьми в полном объеме знаниями, умениями, навыками, физическими качествами. [1]

Одним из главных принципов современной системы дошкольного и дополнительного образования является принцип оздоровительной направленности образовательного процесса. Этот принцип предвидит осуществление мониторинга состояния здоровья детей и реализации через разные аспекты организации их жизнедеятельности в условиях учебного заведения, которые направлены на сохранение, формирование и укрепление здоровья дошкольников.

При реализации указанных принципов, необходимо учитывать следующие условия:

• Организация жизнедеятельности детей согласно требованиям –

- об охране их жизни и здоровья;

- об обеспечении их полноценного физического развития;

- о формировании осознанного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих;

• Соответствие содержанию дошкольного и дополнительного образования, методов и способов воспитательного воздействия возрастным особенностям, интересам и потребностям дошкольников;

• Развитие самоценных форм активности детей дошкольного возраста;

• Вариативность применения эффективных профилактических и физкультурно-оздоровительных технологий в образовательном процессе;

• Профессиональная компетентность педагогов, уровень которой дает возможность обеспечить эффективное полноценное физическое развитие детей, оптимальное состояние их здоровья.

Первостепенной основой дошкольного и дополнительно образования, является здоровье и физическое развитие детей, которые в себе содержат такие структурных компонента:

• Безопасность жизнедеятельности;

Здоровье и болезнь;

• Гигиена жизнедеятельности;

• Двигательная активность и самореализация.

Реализация этой части содержания образования обеспечивает формирование здоровье сберегающих компонентов, которые включают в себя:

• Осведомленности детей дошкольного возраста –

- со строением своего тела, гигиеническими навыками и его уходом;

- с принадлежностью к определенному полу;

- с продуктами питания;

- с основными показателями собственного здоровья, его ценности;

• В умениях –

- выполнять основные движения и гимнастические упражнения;

- применять обретенные знания, умения и навыки для сохранения здоровья, не вредить как собственному здоровью, так и здоровью других людей.

Неоспоримым является тот факт, что здоровье детей является основой его воспитания, обучения и развития. Именно поэтому одной из задач, которую в первую очередь должны реализовывать работники дошкольного и дополнительного образования, является формирование у детей ценностного отношения к своему здоровью. Именно ценностное отношение к своему здоровью способно исполнить регулирующую функцию собственного поведения и способствовать формированию здорового образа жизни у детей.

Воспитателям необходимо выполнять ведущую роль в воспитании детей дошкольного возраста, для того что бы формировать :

• Ценностное отношение к собственному здоровью;

Здоровье сберегающие навыки и умения;

• Способности –

- осознано оценивать собственное здоровье;

- принимать мотивированные решения для ведения здорового образа жизни.

Педагоги дошкольного и дополнительного образования вместе с родителями обязаны обеспечить оптимальное образовательное пространство, которое будет способствовать тому, что бы ценностное отношение к здоровью побуждало детей вести здоровый образ жизни, который в свою очередь стал бы ведущей потребностью не только в дошкольный период, а и на протяжении всей жизни. Для этого с детьми, начиная с первых лет жизни, необходимо вести просветительско-воспитательную работу, формировать в них привычку заботится о своем собственном здоровье. [6]

Для успешного проведения оздоровительной компании следует обеспечить комплексный медицинско-педагогический подход в организации жизнедеятельности детей. Такой подход предполагает:

• Системное планирование физкультурно-оздоровительных подходов на протяжении всего дня;

• Рациональная организация жизнедеятельности детей;

• Медицинско-педагогический контроль организации физкультурно-оздоровительной работой.

При планировании оздоровительной работы в дошкольном и дополнительном образовании следует придерживаться следующих принципов:

• Системность – комплексное использование профилактических, закаливающих и оздоровительных технологий;

• Систематичности – беспрерывное проведение профилактических, закаливающих и оздоровительных приемов;

• Доступность – использование простых и доступных технологий;

• Мотивация – формирование позитивной мотивации у детей, медицинского персонала и педагогов в проведении профилактических, закаливающих и оздоровительных приемов;

• Единство – организация взаимодействия с семьями насчет вопросов оздоровления и закаливания детей;

• Целостность – повышение эффективности системы профилактических, закаливающих и оздоровительных приемов за счет целенаправленности деятельности всех служб учреждений дошкольного и дополнительного образования. [7]

Формирование у детей интереса к здоровому образу жизни и физической культуре, при современных условиях имеет особенное значение. Именно поэтому активно педагоги начали развивать одну из задач физического воспитания – внедрение системы занятий физическими упражнениями в повседневной жизни детей. В связи с этим в практической деятельности учреждений дошкольного и дополнительно образования необходимо создать все условия для формирования у детей стойкого интереса к здоровому образу жизни и физическим упражнениям. Для этого необходимо:

• Создание развивающей среды для двигательной деятельности;

• Проведение занятий по физической культуре в интересной для детей форме – сюжетные или игровые занятия, занятия соревновательного типа и другие;

• Стимулировать двигательную активность игровыми методами и приемами;

• Активно использовать подвижные игры на протяжении дня;

• Обеспечивать оптимальный двигательный режим во время прогулок с помощью интересных форм двигательной активности – преодоление природных преград, решение поисковых игровых задач, пешим переходам за территорию детского сада и так далее;

• Рациональное использование физкультурного оборудования, в том числе и нетрадиционное.

Главным фактором в сохранении и укреплении здоровья детей является формирование у них осознанного ценностного отношения к собственному здоровью.

Всеобще известно, что образовательная деятельность с детьми в закрытых помещениях учреждений дошкольного и дополнительного образования, не вызывает у детей таких позитивных эмоций, как развлекательные и физкультурно-оздоровительные мероприятия на свежем воздухе. Традиционной составляющей в режиме дня учреждений дошкольного и дополнительного образования, является прогулка – это самый доступный способ закаливания детского организма, что влияет как на физическое, так и на умственное развитие. Что время пребывания детей на свежем воздухе было интересным и максимально полезным для воспитанников, очень важно рационально использовать территорию учреждений как с познавательной, так и с оздоровительной целью. [8]

Список использованных источников:

1. Богинич О. Особенности ребенка: здоровье и физическое развитие // Воспитатель-методист дошкольного заведения. – 2012. - №9. – С. 4-8.

2. Галяпа М. Планирование и организация оздоровительной работы с детьми летом // Воспитатель-методист дошкольного заведения. – 2012. - №4. - С. 45-50.

3. Голубева Л. Особенности физическог о развития детей первого года жизни // Дошкольное воспитание. – 2003. - №4. – С. 88 -97.

4. Губанова Н., Голяева Т., Азадова О. и др. Здоровый образ жизни как составная жизненной компетентности детей дошкольного возраста. – Донецк. – Методическое пособие. – ИППО, 2007. – С. 162.

5. Резниченко И. Использование элементов спорта в физическо-оздоровительной работе // Воспитатель-методист дошкольного заведения. – 2014. - №6. – С. 4-10.

6. Решетнева Г. Формирование у старших дошкольников ценностного отношения к здоровому образу жизни в процессе физического воспитания // Дошкольное воспитание. – 2008. - №4. – С. 54-60.

7. Сербина Е. Подготовка педагога дополнительного образования // Дошкольное воспитание. – 2000. - №6. – С. 124- 127.

8. Ячнык Н. Системный подход к организации физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками // Воспитатель-методист дошкольного заведения. – 2013. - №6. – С. 66-70.

Публикации по теме:

Формирование навыков здорового образа жизни у дошкольников через систему оздоровительной работы в ДОУ Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 5» г. Сыктывкара Творческий отчет «Формирование навыков.

Формирование здорового и безопасного образа жизни у школьников За последний годы заметно активизировалась работа как Министерства образования России, так и органов управления образованием субъектов Российской.

Формирование основ здорового образа жизни у дошкольников посредством дидактических игр и игровых пособий «Мир здоровья»Формирование основ здорового образа жизни у дошкольников посредством дидактических игр и игровых пособий «Мир здоровья» Одной из задач ФОП ДО по формированию основ здорового образа жизни, является: расширение, уточнение и закрепление представлений о факторах,.

Консультации для родителей «Воспитание основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста» Цикл консультаций для родителей «Воспитание основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста» Является ли чистота залогом здоровья?.

Консультация для родителей «Формирование у детей основ здорового образа жизни» Консультация для родителей «Формирование у детей основ здорового образа жизни». Цель физического воспитания в детском саду-формирование.

Библиотека изображений:

Публикация Формирование основ здорового образа жизни у дошкольников в дошкольном и дополнительном образовании (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Попова Елена Викторовна на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Формирование основ здорового образа жизни у дошкольников в дошкольном и дополнительном образовании
Опубликовано: 4 марта 2024 в 15:22
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД