Получи документы

Формирование основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста посредством игр с правилами

Алена Кузнецова
Формирование основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста посредством игр с правилами

«Игра имеет важное значение в жизни ребенка.

Каков ребенок в игре, таким во многом он будет в работе, когда вырастет.

Поэтому воспитание будущего деятеля происходит прежде всего в игре.»

А. С. Макаренко

Аннотация: в статье описываются особенности формирования основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста посредством игр с правилами.

Идея воспитания здорового человека имеет глубокие исторические корни.

Публикация «Формирование основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста посредством игр с правилами» размещена в разделах

Ряд философов (Дж. Локк, М. В. Ломоносов, К. Маркс, А. Смит и другие, психологов (В. М. Бехтерев, Л. С. Выготский и другие, ученых-медиков (Н. М. Амосов, И. И. Брехман, В. П. Казначеев, Б. Н. Чумаков и другие, педагогов (В. В. Колбанов, С. В. Попов, Л. Г. Татарникова и другие) пытались решить проблему формирования здорового образа жизни у детей. Они разработали и оставили многочисленные труды о сохранении здоровья, продления жизненного потенциала и долголетия.

Проблема сохранения и укрепления здоровья человека становится все более острой, требующей серьезного педагогического осмысления и решения. От уровня психического и физического положения населения, от состояния его здоровья зависит благополучие общества в целом, поэтому тема формирования у дошкольников основ здорового образа жизни является актуальной в современном обществе.

На сегодняшний день в соответствии с ФГОС ДО, одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами, является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения, формирование у детей элементарных знаний о человеческом организме и бережном отношении к своему здоровью.

Каким образом способствовать формированию основ здорового образа жизни ребенка? Конечно через ежедневную работу, проводимую в различных формах, интеграцию образовательных областей, создание целостной системы по сохранению физического, психического и социального благополучия ребёнка.

Раскроем педагогическую технологию формирования основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста посредством игр с правилами. По данному направлению нами были поставлены следующие цель и задачи.

Цель: содействие формированию у старших дошкольников основ здорового образа жизни посредством игр с правилами.

Задачи:

1. Создать условия для формирования активной позиции у старших дошкольников.

2. Обогащать РППОС с целью обеспечения активной познавательной деятельности дошкольников.

3. Использовать в интеграции образовательных областей разнообразные игры с правилами для формирования основ здорового образа жизни у воспитанников.

4. Воспитывать положительные качества личности, сохранять индивидуальность каждого ребенка.

5. Содействовать активизации родителей воспитанников как субъектов образовательного процесса.

Успех в реализации любой системы, технологии зависит от создания эффективных условий.

Для нас таковыми явились, во-первых, взрослый, как инициатор проблемных вопросов для познавательной активности воспитанников, во-вторых, особая творческая вариативная развивающая предметно – пространственная образовательная среда, и, наконец, система работы по использованию игр с правилами для формирования основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста в тесном сотрудничестве с семьями воспитанников.

Реализация работы по формированию основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ осуществляется через занятия, режимные моменты, индивидуальную работу, самостоятельную деятельность.

Мы активно используем разнообразные игры, предусмотренные Программой, а также авторские игры, изготовленные нами в рамках Программы, для реализации конкретных задач, с учётом принципов системы работы и возможностью эффективного осуществления индивидуально-дифференцированного подхода к детям.

Этапы работы: первый этап был направлен на создание условий для формирования у детей активной позиции. Мы использовали сюрпризные моменты, проблемные вопросы, ситуации, привлекающие детей к новым объектам, обогащали РППОС. В итоге реализации данного этапа отметили, что у детей повысился познавательный интерес к деятельности, элементам РППОС.

На фоне интереса к предоставленному воспитанникам материалу мы перешли ко второму этапу. На нем решалась основная задача : формирование основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста посредством игр с правилами. Для этого мы создавали условия для организации целенаправленной деятельности детей с уже знакомыми играми. Они интересны для детей, эмоционально захватывают их. А процесс игры, поиска ответа, основанный на интересе, невозможен без активной работы мысли. Вначале мы разбираем игру с точки зрения ее структуры: дидактическая задача, содержание, правила, игровое действие, заботимся о том, чтобы в избранной игре дети закрепляли, уточняли, расширяли знания и умения и в то же время не превращали игру в занятие или упражнение. Мы детально продумываем, как, выполняя программную задачу, сохранить игровое действие и обеспечить возможность каждому ребенку активно действовать в игровой ситуации.

Мы всегда помним, что руководство играми осуществляется в соответствии с возрастными особенностями детей, для достижения большего числа дидактических задач. Систематические игры с правилами, таким способом, развивают умственную активность, самостоятельность мысли, инициативу.

Реализация работы по данному направлению на третьем этапе осуществлялась в тесном сотрудничестве с семьями воспитанников: организована стендовая информация в родительском уголке, консультации для родителей, родительские собрания, позволившие актуализировать значимость формирования основ здорового образа жизни у старших дошкольников и показавшие широкие возможности для организации детской игровой деятельности в домашних условиях.

Эффективность проведенной нами работы подтверждается следующими результатами: воспитанниками демонстрируются высокие показатели в ходе педагогического мониторинга динамики развития детей, а также наличие у них призовых мест в конкурсах, олимпиадах.

Педагогический опыт, дидактические материалы, мастер-класс по формированию основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста посредством игр с правилами востребован педагогическим сообществом, транслируется в электронных СМИ, сетевых изданиях и на образовательных порталах.

В перспективе у нас разработка для старших дошкольников многофункциональных пособий, модулей по ЗОЖ, а также возникла необходимость создания системы работы по данному направлению с детьми младшего и среднего дошкольного возраста.

Таким образом, состояние здоровья детей в настоящее время становится национальной проблемой, а формирование основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста является государственной задачей, решение которой во многом зависит от организации работы по данному направлению в дошкольном учреждении.

Список литературы:

1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.

2. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой М., Мозаика-синтез, 2019.

3. Основная образовательная программа дошкольного образования МБДОУ «Детский сад № 388» с изменениями и дополнениями.

4. Абрамова Л. В., Слепцова И. Ф. Социально-коммуникативное развитие

дошкольников. Старшая группа. Подготовительная группа. М.,

Мозаика-синтез, 2015.

5. Елжова Н. В. Здоровый образ жизни в дошкольном образовательном

учреждении. – Ростов н/ Д: Феникс, 2011

6. Степаненкова Э. Я. Сборник подвижных игр. Для занятий с детьми 2-7 лет. М., Мозаика-синтез, 2016.

Публикации по теме:

Формирование навыков здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возрастаФормирование навыков здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста Здоровье – одна из важнейших ценностей человека. Хорошее здоровье является предпосылкой к высокоэффективному труду, творческой активности,.

Формирование у детей здорового образа жизни посредством использования инновационных здоровьесберегающих технологийФормирование у детей здорового образа жизни посредством использования инновационных здоровьесберегающих технологий Проблема здоровья и его сохранения в современном обществе стоит более чем остро. Важнейшей составляющей здоровья человека является состояние.

Фотоотчет «Формирование у детей дошкольного возраста навыков здорового образа жизни» с детьми старшей группыФотоотчет «Формирование у детей дошкольного возраста навыков здорового образа жизни» с детьми старшей группы Цель: Формирование у детей дошкольного возраста навыков здорового образа жизни. Задачи: Формировать у детей потребность в здоровом образе.

Консультации для родителей «Воспитание основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста» Цикл консультаций для родителей «Воспитание основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста» Является ли чистота залогом здоровья?.

Консультация для родителей «Формирование у детей основ здорового образа жизни» Консультация для родителей «Формирование у детей основ здорового образа жизни». Цель физического воспитания в детском саду-формирование.

Консультация для родителей «Формирование здорового образа жизни детей дошкольного возраста» Единственный способ сохранить здоровье - это есть то, чего не хочешь, пить то, чего не любишь, и делать то, что не нравится. Марк Твен.

Методическая мастерская «Формирование у детей старшего дошкольного возраста основ здорового образа жизни»Методическая мастерская «Формирование у детей старшего дошкольного возраста основ здорового образа жизни» В конце апреля состоялось заседание методической мастерской по направлению «Использование инновационных педагогических технологий в физическом.

Формирование здорового образа жизни детей дошкольного возраста через экологическое образованиеФормирование здорового образа жизни детей дошкольного возраста через экологическое образование Автор: Наталья Михайловна Шунина В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами и воспитателями, является сохранение.

Формирование здорового образа жизни детей дошкольного возраста (из опыта работы)Формирование здорового образа жизни детей дошкольного возраста (из опыта работы) Уважаемые друзья и гости моей странички! В своей работе большое внимание я уделяю формированию здорового образа жизни детей посредством.

Формирование здорового образа жизни у дошкольников Есть такая поговорка: «В здоровом теле – здоровый дух». Первые представления о здоровье и здоровом образе жизни формируются уже в дошкольном.

Библиотека изображений:

Публикация Формирование основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста посредством игр с правилами (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Алена Кузнецова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Формирование основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста посредством игр с правилами
Опубликовано: 20 марта 2023 в 15:49
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД