Лучший педагог года

Формирование основ культуры безопасности детей младшего и среднего возраста в ДОУ

Ольга Левизова
Формирование основ культуры безопасности детей младшего и среднего возраста в ДОУ

«Формирование основ культуры безопасности детей младшего и среднего дошкольного возраста»

В работе специалистов разных научных направлений отмечается, что дошкольный возраст является важным этапом в становлении культуры безопасности жизнедеятельности. Именно в этот период начинает складываться опыт безопасного поведения, следовательно, должна осуществляться подготовка детей к безопасному существованию в окружающей среде.

Публикация «Формирование основ культуры безопасности детей младшего и среднего возраста в ДОУ» размещена в разделах

В последние годы проблема обеспечения культуры безопасной жизнедеятельности детей дошкольного возраста находит свое отражение в методической литературе и образовательных программах для ДОУ («Детство», «Радуга», «Истоки», «Основы безопасности детей дошкольного возраста»). В них, наряду, с традиционными задачами охраны и укрепления здоровья детей, выдвигается требование формирования у ребенка знаний и умений безопасности.

Вместе с тем младший и средний дошкольный возраст характеризуются нарастанием двигательной активности и увеличением физических возможностей ребенка, которые, сочетаясь с повышенной любознательностью, стремлением к самостоятельности, нередко приводят к возникновению травмоопасных ситуаций в доме, детском саду и на улице. Поэтому очень важно начинать работу по становлению культуры безопасности жизнедеятельности именно с младшего возраста.

Сегодня, чтобы понять смысл опасностей, угрожающих человеку, выработать механизмы их преодоления, нужно сосредоточить внимание на знаниях, традициях, идеалах, которые призваны уберечь социум от гибели.

В современной науке принято называть явления, процессы или объекты, способные в определенных условиях наносить ущерб здоровью человека непосредственно или косвенно.

Причинить вред жизни и здоровью людей могут различные домашние предметы, электрический ток, пламя, раскаленные предметы, горячая вода, продукты питания, бытовая химия, различные транспортные средства, дикие и домашние животные, некоторые насекомые и растения, солнечные лучи, низкая температура воздуха и многое другое.

При ознакомлении детей с первоначальными основами культуры безопасности должны быть определены следующие цели:

- формирование основ по сохранению и укреплению здоровья;

- воспитание безопасного поведения, способности предвидеть опасные ситуации, по возможности избегать их, при необходимости - действовать.

Поведение людей в опасности различно. Эффект неожиданности может притупить внимание и восприятие, ослабить память, повлиять на процесс мышления и вызвать растерянность, что, в свою очередь приводит к неадекватному выполнению жизнеспасающих действий.

Чаще всего поведение человека в опасной ситуации зависит от того, выделяет ли он источники опасности в окружающей среде, может ли правильно оценить опасную ситуацию и избежать или при необходимости выйти из нее.

С младшего дошкольного возраста мы воспитываем у детей определенные нормы и правила поведения. Поэтому необходимо выделить такие нормы и правила поведения, которые дети будут выполнять, и это не будет угрожать их безопасности. Однако, безопасность - это не просто знания, которыми ребенок обладает, а самое главное - это умение применять эти знания в повседневной жизни.

Самое главное преимущество малышей и дошкольников в обучении личной культуры безопасности состоит в том, что они любят правила. Фактически они полагаются на правила. Когда мы забываем или слегка отклоняемся от правила, установленного для ребенка, он напоминает нам о нем и заставляет ему следовать. Большинство детей обожают действовать по правилам. Любая общепринятая норма должна быть осознана и принята ребенком, только тогда она станет действенным регулятором его поведения. Необходимо выделить такие правила поведения, которые дети должны выполнять неукоснительно, т. к. от этого зависит их здоровье и безопасность. Для этого очень важно найти адекватный способ объяснения детям этих правил, а затем следить за их выполнением. Можете быть уверены: если правила личной культуры безопасности наряду с другими правилами излагаются ясными, простыми и спокойными, без тревожных слов, фразами - дети обязательно будут следовать этим правилам. Детей защитят положительные установки, описывающие "что они должны делать всегда, а не то, что им, как правило, возбраняется".

«Социальный мир» - очень обширная тема для изучения. Становление культуры безопасности жизнедеятельности детей младшего и среднего дошкольного возраста формируется успешно, если:

• содержание знаний и умений безопасного поведения сгруппировано по видам опасностей и осваивается в заданной последовательности;

• обеспечивается поэтапное освоение доступных детям знаний и умений безопасного поведения при активной позиции ребенка;

• воспитатель и родители осознают необходимость целенаправленной деятельности в данном направлении и осуществляют ее в тесном сотрудничестве.

Процесс, формирования культуры безопасности жизнедеятельности дошкольников представляет собой поэтапное решение задач взаимодействия педагога с ребенком и включает:

1. этап уточнения и систематизации знаний дошкольников о правилах безопасного поведения преимущественно на занятиях;

2. этап освоения умений безопасности жизнедеятельности через имитирование действий с предметами и моделирование возможных угрожающих ситуаций обращения с ними;

3. этап практических действий с доступными потенциально опасными предметами.

Сказки предостерегают и предупреждают о последствиях. Причем в той самой форме, которую легко и охотно воспринимает наше подсознание. Возьмем любую сказку - и найдем в ней массу полезных советов - напоминаний по технике безопасности. Причем важная для малышей информация подается в самой доступной форме - в образах и символах. В народных сказках есть четкая инструкция о том, что можно и чего нельзя делать, пока ты ребенок. И малыш впитывает ее буквально с молоком матери.

В сказке все сказано, все объяснено. Наша задача - лишь акцентировать детское внимание на некоторых местах. Маленькие дети "срисовывают" отношение к чему-либо или кому-либо со взрослого (как мама, папа, воспитательница, так и я). Вот и надо показать свое отношение к поступкам беспечного героя. Но никто колобка не осуждает. Это отличный пример для нас: мы не осуждаем ребенка, мы можем лишь осудить поступок, который он совершил, и дать правильные ориентиры на будущее.

Мы не осуждаем детей, мы обсуждаем и исправляем неверные поступки!

Народные сказки многослойны. У каждой есть своя мораль, и не одна, из каждой можно и нужно сделать важные выводы. По сказкам, как по лесенке, малыш идет во взрослую жизнь. Правила безопасного поведения дети усваивают от сказки к сказке, постепенно и поэтапно, каждая дополняет и расширяет предыдущую, освещает какую-то новую ситуацию или проблему, с которой подрастающему человечку придется столкнуться в реальной жизни.

Игра – один из важнейших видов деятельности ребенка, его самовыражения, способ его совершенствования. В процессе игры развивается внимание, память, воображение, вырабатываются навыки и привычки, усваивается общественный опыт. Игру широко используют в обучении дошколят безопасному поведению в окружающей действительности.  В младшем возрасте в основном используются подвижные, ролевые игры и игровые ситуации, в которых дети учатся определенным правилам безопасного поведения, а уже со среднего возраста добавляются дидактические игры.

Заключение

В дошкольном возрасте у детей происходит процесс интенсивного умственного развития и именно в дошкольном возрасте ребенок очень часто попадает в различные, жизненные ситуации, в которых он может просто растеряться, поэтому данная тема должна изучаться детьми поэтапно во всех возрастных группах, чтобы обеспечить безопасность и здоровый образ жизни нашим детям. Я считаю, что, проводя работу целенаправленно, мы достигаем хороших результатов по становлению культуры безопасности жизнедеятельности дошкольников.

Дети растут, развиваются, играют, удивляют и радуют своими пусть еще совсем маленькими открытиями и … получают травмы. Потому что не умеют ориентироваться в сложных ситуациях, потому что полны уверенности: что никто не сможет обидеть маленького человека. Поэтому мы взрослые: и педагоги, и родители учим ребенка как себя обезопасить в различных жизненных ситуациях, на протяжении всего дошкольного возраста.

На будущее я ставлю перед собой задачу - продолжить  целенаправленную работу по формированию основ безопасного поведения культуры детей старшего дошкольного возраста, а также углубить работу с родителями по данной проблеме, т. к. только совместно с родителями можно в полной степени обеспечить безопасность ребенка.

Список литературы:

1. Авдеева Н. Н., Князева О. Л. Безопасность, 2002.

2. Белая К. Ю. Твоя безопасность. Просвещение, 1998.

3. Гаврина С., Щербинина С. Безопасность вашего малыша, 1997.

4. «Дошкольная педагогика», 2005.

5. «Дошкольное воспитание», 2006.

6. «Ребенок в детском саду», 2004, 2005.

Публикации по теме:

Формирование сенсорной культуры у детей младшего возраста посредством дидактических игр Хочу поделиться опытом работы по теме «Использование дидактических игр для развития сенсорной культуры у детей младшего возраста» (На примере.

Формирование основ безопасности во второй младшей группеФормирование основ безопасности во второй младшей группе Создание условий для социально-коммуникативного развития воспитанников по разделу «Формирование основ безопасности» во второй младшей группе.

Программа «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья»Программа «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья» ПРОГРАММА «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья» Составила: Волкова.

Проект «Формирование сенсорной культуры у детей младшего возраста»Проект «Формирование сенсорной культуры у детей младшего возраста» Проект: «Сенсорное развитие детей раннего возраста» (2 – 3 года) Паспорт проекта:Тип проекта: групповой, долгосрочный. По содержанию:.

Формирование у детей с ОВЗ основ противодействия терроризму и экстремизму в рамках недели безопасности. ФотоотчетФормирование у детей с ОВЗ основ противодействия терроризму и экстремизму в рамках недели безопасности. Фотоотчет Доброго времени суток, уважаемые коллеги. В рамках недели безопасности в нашем детском саду прошло мероприятие по формированию у детей основ.

Формирование у дошкольников основ пожарной безопасности. Отчет о проведении недели пожарной безопасности в средней группеФормирование у дошкольников основ пожарной безопасности. Отчет о проведении недели пожарной безопасности в средней группе Отчет о проведении недели пожарной безопасности в средней группе №2 «Бусинки» Особенно часто дети травмируются и погибают во время пожаров,.

Методическая мастерская «Формирование у детей старшего дошкольного возраста основ здорового образа жизни»Методическая мастерская «Формирование у детей старшего дошкольного возраста основ здорового образа жизни» В конце апреля состоялось заседание методической мастерской по направлению «Использование инновационных педагогических технологий в физическом.

Отчет о проделанной работе в рамках проекта «Формирование у дошкольников основ безопасности жизнедеятельности»Отчет о проделанной работе в рамках проекта «Формирование у дошкольников основ безопасности жизнедеятельности» Дошкольный возраст - важнейший период, когда формируется личность и закладываются прочные основы опыта жизнедеятельности, здорового образа.

Презентация «Формирование основ безопасности у детей дошкольного возраста с ОВЗ»Презентация «Формирование основ безопасности у детей дошкольного возраста с ОВЗ» Безопасность жизнедеятельности в современном мире является одной из центральных проблем человечества. Каждый человек, и взрослый, и ребенок.

Проектная деятельность как метод развития основ экологической культуры у детей младшего дошкольного возраста Экологическое воспитание дошкольников признано в нашей стране приоритетным направлением образования. И это не случайно. Ведь именно в дошкольном.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Формирование основ культуры безопасности детей младшего и среднего возраста в ДОУ
Опубликовано: 26 апреля 2023 в 13:04
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование основ культуры безопасности детей младшего и среднего возраста в ДОУ» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Левизова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД