Получи документы

Формирование основ финансовой грамотности детей дошкольного возраста средствами игровых технологий

Трощенко Ирина
Формирование основ финансовой грамотности детей дошкольного возраста средствами игровых технологий

Одной из важнейших задач дошкольной педагогики является обучение

детей основам финансовой грамотности.

Это связано с изменениями, происходящими в социальной жизни всех

членов общества (в том числе и дошкольников, важностью подготовки

ребенка к жизни, его правильной ориентацией в современных экономических

явлениях, а также необходимостью сохранения преемственности в изучении

экономики.

Публикация «Формирование основ финансовой грамотности детей дошкольного возраста средствами игровых технологий» размещена в разделах

Финансовым знаниям следует обучать с дошкольного возраста.

Проблема финансового образования стала предметом исследования

применительно к детям дошкольного возраста. Раннее качественное

образование в области финансовой грамотности служит основой для

эффективного взаимодействия с внешним миром [3].

ФГОС ДО ставит перед собой задачу формирования общей культуры

детских личностей. Экономическая культура личности дошкольника

характеризуется наличием первичных представлений об экономических

категориях, интеллектуально-нравственных качествах (бережливость,

смекалка, находчивость, трудолюбие, умение планировать, осуждение

жадности и расточительности) [4].

Финансово-экономическое образование приближает дошкольников к

реальной жизни, помогает ориентироваться в происходящем, формирует в

человеке предпринимательские качества. Поэтому экономическое

образование является важным направлением в дошкольной педагогике и в

настоящее время является актуальным и востребованным. Экономика и

дошкольное образование, на первый взгляд, кажутся абсолютно

несовместимыми понятиями, но современный ребенок с первых лет жизни

попадает в экономическую среду, наполненную экономическими понятиями

и процессами. Различные профессии, окружающие ребенка люди, купля-

продажа товаров, реклама по телевизору, разговоры родителей о семейном бюджете – это далеко не полный перечень того, с чем постоянно

сталкивается дошкольник. Современная жизнь очень непредсказуема, но в то

же время очень интересна, поэтому сложные экономические процессы так

привлекательны для детей своей развивающей средой. Финансовое

образование – относительно новое направление в дошкольной педагогике.

Многочисленные исследования последних лет указывают на необходимость

введения экономического образования с дошкольного возраста, когда дети

приобретают первый опыт участия в элементарных экономических

отношениях и вступают в мир экономической действительности [3].

В современных условиях дети рано включаются в хозяйственную

жизнь семьи, сталкиваются с деньгами, рекламой, вместе с родителями ходят

за покупками в магазин, участвуют в процессе купли-продажи товаров, тем

самым осваивая экономическую информацию на бытовом уровне, чаще всего

в искаженном виде. Неправильно полагаться на спонтанное усвоение

экономической стороны жизни, так как в процессе обучения дети

сталкиваются с такими этическими понятиями, как богатство, деньги,

кредиты, долги, бедность и прочее. Эти понятия содержат большой

нравственный смысл, в котором отражаются социальные ценности:

честность, доброта, трудолюбие, взаимопомощь и многое другое [1].

Сегодня количество экономических понятий (ликвидность, реклама,

доход, прибыль, проценты по депозитам, акции и т. д., с которыми мы

сталкиваемся ежедневно, постоянно растет. Поэтому важно говорить о

системе экономического образования в России, искать эффективные пути

формирования основ финансовой грамотности подрастающего поколения.

Поэтому на государственном уровне предприняты определенные шаги для

решения этой проблемы: разработана Стратегия повышения финансовой

грамотности в Российской Федерации на 2017-2023 годы; грантовые средства

выделяются на реализацию мероприятий по повышению финансовой

грамотности; создаются электронные образовательные ресурсы по

финансовой тематике (фильмы, видеолекции, рекламные ролики и т. д.);

предлагаются различные программы разного уровня (федеральные,

региональные, муниципальные, для дошкольных образовательных

учреждений). Для организации более эффективной работы по формированию

основ финансово – экономической грамотности дошкольников необходимо

использовать различные формы, методы и средства организации этой

работы, где игра занимает особое место.

Игровая деятельность имеет большое значение для формирования

финансовой грамотности дошкольников. В процессе игры дети легко

познают мир социальной реальности и приобщаются к миру финансов. Все

дети любят играть. Особенность игры в том, что она легко превращается из

развлечения в обучение. Игра для дошкольников является практически

единственным видом деятельности, где они могут проявить свою

инициативу, творческую активность, и при этом их действия всегда будут

направлены на развитие личности: чувств, воли, поведения. Дети, которые

много играют в дошкольном учреждении, лучше адаптируются в школе и легче справляются с жизненными проблемами. Игра помогает детям

удовлетворить потребность быть похожими на взрослых, воплотить в жизнь

свои фантазии, которые сложно, а иногда и невозможно воплотить в

реальной повседневной жизни. Использование игр является наиболее

эффективным способом выработки и закрепления у дошкольников сложных

экономических понятий [2].

Учитывая, что в дошкольном возрасте ведущим видом деятельности

является игра, для организации процесса экономического воспитания мы

использовали сюжетно – ролевые игры, которые важны как для повышения

познавательной активности детей, так и для создания эмоциональной

атмосферы занятия.

Традиционные игры, например, «Магазин», «Супермаркет» усложняли

(расширяли ассортимент продуктов, их нужно взвешивать, расплачиваться с

кассиром бумажными купюрами и монетами. Продавцы рассказывают

покупателям о выгодных акциях).

В ходе таких игр создавали для детей проблемные ситуации,

требующие выбора: например, потратить в магазине все имеющиеся деньги

или отложить часть и постепенно накопить на более крупную покупку?

Потратить определённую сумму на лекарства или на новую одежду?

В ходе сюжетно-ролевой игры «Семья» у детей формировали такие

понятия, как «профессии в семье: мамы, папы, бабушки, дедушки»;

«домашние обязанности по дому»; «планирование расходов в семье»;

«бюджет семьи и его составляющих доходы: заработная плата, пенсия»,

«планирование покупок для семьи».

В ходе сюжетно-ролевой игре «Магазин» детей знакомили с

профессиями «Продавец- продает товар», «Грузчик-разгружает товар на

склад», «Водитель-осуществляет доставку товара в магазин»; понятиями как

«очередь»; «покупатель»; «денежные знаки»; «размен денежных знаков»;

«экономия» (это когда семья может купить дорогой товар, но один или

дешевле, но больше).

Сюжетно-ролевая игра «Салон красоты» познакомила дошкольников с

профессией «Парикмахер», «Мастер маникюра», «Косметолог», которые

помогают людям поддерживать в порядке их внешний вид; учит детей

благодарить мастера за оказанную услугу, согласно прейскуранту цен:

стрижка мужская/женская, укладка волос, окрашивание.

Сюжетно-ролевая игра «Аптека» познакомила детей с профессией

«Провизор», а также в ходе выполнения данной игры у дошкольников

формируется понятие того, что для более эффективного лечения врач

выписывает рецепты на покупку лекарств; также детей знакомили с

понятиями «денежные знаки»; «размен».

Сюжетно-ролевая игра «Автосервис» познакомила ребят с профессией

«Автослесарь» и с понятием «ремонтный сервис автомобиля», где люди

могут отремонтировать личные автомобили, оплатив услуги автослесаря.

Сюжетно-ролевая игра «Банк» познакомила детей с профессиями :

банкир, менеджер, кассир-операционист, какие действия можно проводить в Банке (оплачивать квитанции, брать кредит и т. д., осваивают действия с

банковской картой.

Сюжетно-ролевая игра «Рекламное агентство» познакомила с

профессиями людей, делающих различные виды рекламы. В ходе игры дети

усвоили, что такое реклама, зачем она нужна, в какой форме существует, где

размещается. Дети учились создавать свою рекламу.

Таким образом, можно отметить, что игровая деятельность

способствует формированию основ финансовой грамотности дошкольников,

при учете следующих педагогических условий: реализация тематического

содержания игровой деятельности, посредством игр, которые обеспечивают

формирование всей совокупности компонентов основ финансовой

грамотности дошкольников с учетом особенностей конкретных детей

(уровня финансовой грамотности). Помимо формирования финансовой

грамотности у дошкольников, применение игровой деятельности позволяет

активизировать у детей познавательный интерес, формировать определенный

опыт, анализировать причины того или иного развития событий.

16.02.2024

Публикации по теме:

Комплекс дидактических игр как средство формирования основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста Требования современного общества сделали актуальной проблему формирования финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста.

Дидактическая игра по формированию основ финансовой грамотности «Магазин» для детей 5–6 летДидактическая игра по формированию основ финансовой грамотности «Магазин» для детей 5–6 лет Цель: дать представление об ограниченности ресурсов при неограниченных потребностях. Задачи: • Дать представление детям о том, что товары.

«Технологии и методы формирования основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста». Консультация для педагогов ДОУ«Технологии и методы формирования основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста». Консультация для педагогов ДОУ В процессе организации образовательной деятельности по изучению основ финансовой грамотности рекомендуется использовать как традиционные,.

Программа «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья»Программа «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья» ПРОГРАММА «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья» Составила: Волкова.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование основ финансовой грамотности детей дошкольного возраста средствами игровых технологий
Опубликовано: 27 марта 2024 в 14:59
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
18 мая. Международный день музеев. Передвижка «В музей с ребенком»

18 мая празднуется Международный день музеев. Лучший способ отметить этот праздник – это сходить вместе с детьми в музей.

17 мая. День ложкаря. Передвижка «История русской ложки»

17 мая — народный праздник всех ложкарей и баклушников. Так издавна называли на Руси мастеров, которые изготавливали из древесины заготовки — баклуши, чтобы затем искусно вырезать из них деревянные...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД