Лучший педагог года

Интерактивные технологии в начальных классах

Веселова Анна
Интерактивные технологии в начальных классах

Формирование общих и профессиональных компетенций у будущих специалистов специальностей 09.02.05 Прикладная информатика (по отраслям) и 44.02.02 Преподавание в начальных классах посредством интерактивных технологий

Веселова Анна Николаевна, методист, преподаватель

Совершенствование международных стандартов обучения и все более широкое их использование в нашей стране показывает, насколько важным для российского образования является вопрос подготовки высококвалифицированных кадров на основе использования новейших образовательных технологий и инноваций, недостаток которых последнее время ощущается особенно остро.

Публикация «Интерактивные технологии в начальных классах» размещена в разделах

В соответствии с требованиями ФГОС реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование в образовательном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий. Следовательно, и основные методические инновации связаны сегодня с применением интерактивных технологий обучения.

Слово «интерактив» пришло к нам из английского от слова «interact». «Inter»«взаимный», «act» – действовать.

Поскольку сама идея подобного обучения возникла в середине 1990-х годов с появлением первого веб-броузера и началом развития сети Интернет, ряд специалистов трактует это понятие как обучение с использованием компьютерных сетей и ресурсов Интернета.

Другие придерживаются мнения, что это такая организация процесса обучения, в котором невозможно неучастие обучающегося в коллективном, взаимодополняющем, основанном на взаимодействии всех его участников процессе обучающего познания. Из этого следует, что интерактивное обучение – это обучение с хорошо организованной обратной связью субъектов и объектов обучения, с двусторонним обменом информации между ними.

Вполне допустимо и более широкое толкование понятия «интерактивное обучение», как способность взаимодействовать или находиться в режиме диалога с чем-либо (например, компьютером) или кем-либо (человеком). Следовательно, интерактивное обучение – это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие всех обучающихся, включая педагога.

Цель интерактивного обучения – повышение эффективности образовательного процесса, достижение всеми обучающимися высоких результатов обучения. Суть использования интерактивных форм проведения занятий состоит в погружении студентов в реальную атмосферу делового сотрудничества по разрешению проблем, оптимальную для выработки навыков и качеств будущего специалиста.

При использовании интерактивных методов обучающийся становится полноправным участником процесса восприятия, его опыт служит основным источником учебного познания. Преподаватель не даёт готовых знаний, но побуждает обучаемых к самостоятельному поиску. По сравнению с традиционными формами ведения занятий, в интерактивном обучении меняется взаимодействие преподавателя и обучающегося: активность педагога уступает место активности обучаемых, а задачей педагога становится создание условий для их инициативы.

В одной китайской притче говорится: «Скажи мне – и я забуду; покажи мне – и я запомню; дай сделать – и я пойму». В этих словах находит свое отражение суть интерактивного обучения.

В настоящее время невозможно представить процесс обучения без применения современных интерактивных технологий. Интерактивные формы могут быть использованы при проведении лекций и практических занятий, при самостоятельной работе студентов, проведении опроса и обобщения и других видах учебных занятий.

В соответствии с ФГОС СПО в образовательном процессе должны быть использованы такие формы организации обучения как практические занятия, деловые и ролевые игры, разбор конкретных ситуаций, компьютерные симуляции, тренинги. Преподавателю необходимо овладевать интерактивными формами и технологиями проведения занятий : играми, тренингами, кейсами, игровым проектированием, креативными техниками и другими приёмами, потому что именно они развивают базовые компетентности и метакомпетентности студента, формируют необходимые для успешной будущей профессиональной деятельности умения и навыки, создают предпосылки для психологической готовности внедрять в реальную практику освоенные умения и навыки.

С целью повышения внутренней мотивации обучающихся к изучению учебных дисциплин, в процессе преподавания следует применять различные интерактивные формы организации и методы обучения: фронтальная беседа с группой, работа в мини группах, ролевые и деловые игры, игровые упражнения, проектирование, дискуссии, практикумы, использование медиатеки, интервью, компьютерное тестирование, моделирование и решение ситуаций, просмотр и обсуждение видео материалов, презентации и др.

Так, например, в рамках преподавания учебных дисциплин «Психология общения», «Документационное обеспечение управления», «Менеджмент» активно применяются ролевые и деловые игры, направленные на развитие коммуникативных навыков, отработку приемов партнерского общения, развитие толерантного отношения к другим, применение средств невербального общения, развитие навыков корректного ведения диспута; навыков публичного выступления, умения аргументировать и убеждать, принимать групповое решение; моделирование и разыгрывание ситуаций по эффективному применению речевых тактик, закреплению этических форм общения, в том числе этикета телефонного разговора, письменной речи, навыков составления текстов официально-деловых документов; разработка памяток, буклетов, презентаций для выступления на семинарских и практических занятиях, организовывались дискуссии.

На практических занятиях по учебной дисциплине «Психолого-педагогический практикум» обучающиеся в рамках учебной группы проводят диагностику профессиональной направленности, индивидуального стиля деятельности, индивидуальных особенностей, стиля взаимодействия в коллективе, реализовывают краткий вариант проведения родительского собрания и разрабатывают к нему презентацию, разрабатывают рекомендации для родителей и педагогов по коррекции личностных качеств обучающихся, коррекции межличностных отношений, проводят игровые и тренинговые упражнения, дискуссии по вопросам воспитания обучающихся.

В рамках изучения учебной дисциплины «Основы религиозных культур и светской этики», «Теория и методика инклюзивного образования» организовываются игры-дискуссии по темам: «Сегрегация, интеграция, инклюзия: «за» и «против», «Мы все имеем равные права!» и т. п. на основе видеоматериалов, подобранных студентами и подготовленными комментариями к ним.

На практических занятиях и в рамках самостоятельной работы обучающиеся разрабатывают консультации, информационные буклеты с применением ИКТ.

Учебные занятия сопровождаются мультимедийными презентациями, видеоматериалами. Рубежный и текущий контроль проводится в форме тестирования, в том числе компьютерного. Так же активно на учебных занятиях, в рамках контроля усвоения знаний, применяется опрос по принципу «перекрёстного огня» в парах, между командами. Опрос осуществляют сами студенты, что обеспечивает участие и взаимодействие всех обучающихся. Активно применяется опрос в форме интерактивной игры «Морской бой». Интересен приём при проведении опроса, заимствованный из телевизионной игры «Кто хочет стать миллионером?». Суть данного приёма заключается в том, что вопрос задаётся конкретному студенту, но при затруднении дать ответ, он может выбрать «помощь друга» или «помощь зала». Оценивание осуществляется коллективно после обсуждения, что позволяет обучающимся развивать умение представлять и аргументировать свою точку зрения, формировать навык объективной оценки и самооценки, дискутировать.

В рамках преподавания перечисленных учебных дисциплин активно применяется метод Case-study, который позволяет обучающимся развивать навыки групповой, командной работы, расширяет возможности для решения типичных проблем в рамках изучаемой учебной тематики. В результате проведения индивидуального анализа, обсуждения в группе, определения проблем, нахождения альтернатив, выбора действий и плана их выполнения обучающиеся получают возможность развивать навыки анализа и планирования, что является одним из условий формирования профессиональных компетенций.

Таким образом, современные интерактивные технологии, дают возможность сократить время на изучение материала за счет наглядности и быстроты выполнения работы, проверить знания в интерактивном режиме, что повышает эффективность обучения, помогает реализовать весь потенциал личности – познавательный, морально-нравственный, творческий, коммуникативный и эстетический, способствует развитию информационной культуры обучающихся.

Следовательно, интерактивное обучение является эффективным инструментарием решения задач, стоящих перед современным образованием: «ориентация образования не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, познавательных и созидательных способностей», получение опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности, формирование современных ключевых компетенций в различных сферах жизнедеятельности.

Список используемой литературы:

1. https://studfiles.net/preview/5055243/page :2/ - Понятие интерактивного обучения.

2. https://pandia.ru/text/79/153/21610.php - Интерактивные технологии в образовательном процессе.

3. https://www.gouzeev.ru/togis-pk.pdf - Гузеев В. В. Образовательная технология ТОГИС-ПК. - [Электронный ресурс].

Публикации по теме:

Анализ проведения декады математики в начальных классахАнализ проведения декады математики в начальных классах Со 2 по 13 декабря 2019 г. в школе проводилась предметная декада по математике среди учащихся 1-4 классов. Задачи предметной декады: • Привлечь.

Анализ проведения декады по математике в начальных классах Анализ проведения декады по математике в начальных классах МБОУ «Бродовская ООШ» 2017-2018 учебный год С 4 по 13 декабря 2017г. в школе.

Фотоотчет о проведении Гагаринского урока «Космос — это мы» в начальных классахФотоотчет о проведении Гагаринского урока «Космос — это мы» в начальных классах 12 апреля - День космонавтики, котрый отмечают во всех уголках нашей необъятной Родины. Космос всегда был и остается одной из наиболее.

Фотоотчёт «Уроки мужества в начальных классах» (2–3 классы)Фотоотчёт «Уроки мужества в начальных классах» (2–3 классы) Добрый день, коллеги! Хочу представить Вашему вниманию фотоотчёт о проведении Уроков Мужества в нашей школе. Замечательный праздник 23.

Инструктажи по технике безопасности в начальных классах. Часть перваяИнструктажи по технике безопасности в начальных классах. Часть первая Инструкция №1 Правила поведения во время экскурсий:1.1 В музей, на выставку ~Веди себя спокойно, сдержанно. ~Внимательно осматривай, слушай.

Инструктажи по технике безопасности в начальных классах. Часть третьяИнструктажи по технике безопасности в начальных классах. Часть третья Инструкция №1. Правила поведения во время осенних каникул 1. Соблюдай правила ПДД. 2. Соблюдай правила пожарной безопасности и обращения.

Инструктажи по технике безопасности в начальных классах. Часть втораяИнструктажи по технике безопасности в начальных классах. Часть вторая Инструкция №1. Правила поведения во время уроков технологии: 1.1 - при работе с иглой ~Храни иглу всегда в игольнице ~Не оставляй иглу на.

Консультация для педагогов «Интерактивные методы и технологии»Консультация для педагогов «Интерактивные методы и технологии» Широкое определение понятию «интерактивное взаимодействие» дает педагогическая психология. Согласно данному подходу, в образовательном.

Библиотека изображений:

Публикация Интерактивные технологии в начальных классах (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Веселова Анна на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Интерактивные технологии в начальных классах
Опубликовано: 7 ноября 2023 в 03:15
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД