МААМ-картинки

Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности детей дошкольного возраста

Ползикова
Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности детей дошкольного возраста

Технический прогресс и современные дети живут в эпоху активной информатизации и в своем продвижении вперед неразделимы. Все сферы человеческого бытия связаны с современной техникой, техническими достижениями, это естественно вызывает интерес у детей. Мир прогресса и технологий свои позиции совершенствует в новых открытиях.

Дошкольное образование предоставляет воспитанникам возможность воплотить в конструктивной деятельности свои творческие решения, проекты, которые формируются в специально организованной среде. Через игровую деятельность происходит сложный процесс преобразования и усвоения впечатлений, где дети учатся применять новое, что появляется в их жизни.

Публикация «Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности детей дошкольного возраста» размещена в разделах

ФГОС выделил конструирование как компонент обязательной части программы, вид деятельности, способствующей развитию исследовательской и творческой активности ребенка. Обозначенные ФГОС качества личности, такие как формирование технической любознательности, развитие аналитического ума, инженерного мышления, внимания необходимо начинать как можно раньше. Именно в этот период возникают первые попытки созидания через активное познание. Познавательная деятельность с предметами, их изучение, исследование способствуют развитию инженерного мышления – самого естественного состояния дошкольника. В процессе этой деятельности он учится нестандартно мыслить, получает знания, представления. Но, важнее всего, увлекаясь творческим процессом, является первооткрывателем. Расширяя знания, воспитанники мыслят нестандартно, понимают, что такое творческий процесс, как превратить идею с конечным результатом, в настоящее дело. Федеральный проект «Успех каждого ребенка» направлен на развитие эффективной системы поддержки и формирования способностей. Задачи технического творчества, рассматриваются как будущая профессиональная ориентация, что подтверждается в плане мероприятий «Дорожная карта».

Работая с детьми, мы определили следующие задачи:

- формировать интерес к инженерно - техническому образованию, умение планировать деятельность и прогнозировать результат; - развивать конструктивное творчество.

Система игр и упражнений с конструктором широко используется в современной практике детского сада и отражается в методических сборниках «Давайте поиграем» под редакцией А. А. Столяра, «Логика и математика для дошкольников» под редакцией З. А. Михайловой, и др., где дана система игр и упражнений с логическими блоками.

Содержание конструктивной деятельности представлено темами содержательного модуля комплексно-тематического планирования «Юные инженерики». В развитии детей используем следующие конструкторы : блочные конструкторы, логические блоки Дьенеша, LEGO, магнитные и деревянные конструкторы, строительные наборы. Собирать их увлекательно и сложно, но ребенок с удовольствием создает себе деревянную игрушку или постройку. Эти конструкторы развивают инженерно – конструкторские способности, аккуратность и воспитывают усидчивость. Магнитные конструкторы используем как образец, т. к. удобно показывать симметрию асимметрию, или последовательность. Хороший результат, если ребята работают в паре, особенно при сооружении симметричных фигур (архитектура, космос и т. д.)

Основы алгоритмики и программирования включают несколько этапов работы по степени сложности. Блочные конструкторы представляют детали разнообразной формы, цвета, величины. Дошкольники знакомятся с названием фигур, деталей, запоминают задания, контролируют свою деятельность, воспроизводят объект в увеличенном или уменьшенном масштабе, без внесения существенных изменений. Построить из него можно все: растения, животных, здания, корабли, самолеты и т. д. Ребенок, выполнив задание, использует карточки следующего, усложненного варианта. Это способствует развитию творческого мышления, цветового восприятия, комбинаторики, пространственного воображения. Используем карточки трех уровней по степени сложностей, а также варианты творческих заданий, которые можно выполнить по своему замыслу. Это такие игры как: «Построй поезд», «Найди ошибку в закономерности», «Настольный алгоритм», «Раскодируй предмет», «Разветвленный лабиринт с блоками Дьенеша»….см. по схеме. Включение детей в систематическую творческую деятельность с LEGO конструкторами на данном этапе, можно считать одним из важных условий формирования способности воспринимать внешние свойства предметного мира (цвет, величина, форма, пространственные и размерные отношения).

Реализация идеи проекта с использованием LEGO - технологии осуществляется как работа по интересам и проходит в следующих направлениях. На первом направлении дети знакомятся с конструктором LEGO - основными деталями, способами их крепления, на основе которых у них получаются новые предметы. Тематика занятий способствует расширению кругозора: животные, птицы, транспорт, космос, архитектура. На этом этапе дошкольники учатся работать по плану, и самостоятельно определять перспективу будущей постройки, анализировать деятельность. Поощряется конструирование по замыслу, где экспериментируют ребята самостоятельно.

В старшем дошкольном возрасте конструктивное творчество отличается техническим разнообразием и содержательностью, когда дошкольники отбирают детали согласно схеме или образцу, создают конструкции по чертежу и по замыслу. В дальнейшем педагог формирует умение планировать свою постройку по воображению, по предложенной теме и условиям. Постройки становятся более динамичными и интересными. Их можно обыгрывать, включая в сюжет, в игру драматизацию. Также предлагаем конструкцию недостроенную, предлагая достроить. В этом случае способы построения становятся обобщенными.

На втором направлении углубляется содержание конструкторской деятельности старших дошкольников за счет использования конструкторов нового поколения LEGO- WеDо, которое предполагает работу в рамках работы по интересам дополнительной образовательной программы «ДЕТалька». Программа предназначена для формирования целостного представления о мире техники, устройстве конструкций. На этом этапе работы организуется совместная практическая деятельность с привлечением родителей, расширяя конструктивное техническое творчество. В процессе занимательных игр дошкольник получает максимум информации о технике и современной науке, способах ее освоения, как в групповой и подгрупповой образовательной деятельности.

В процессе НОД используется LEGO DUPLO. Это тематические конструкторы : наш родной город, кирпичики для творческих занятий, лото с животными, большая ферма, транспорт и другие. Создавая конструкции, используют прием анализа предстоящей работы (образца, либо схемы постройки - определяют в постройке части, называют и показывают детали, порядок строительных действий, а также используют просмотр видеоматериалов с сюжетами по теме, в которых показаны моменты сборки конструкции, презентации. В зависимости от темы, цели и задачи конкретного занятия задание могут быть выполнены индивидуально, парами. Анализ занятия включает обыгрывание постройки или придумывание рассказа о ней.

Таким образом, формирование навыков конструктивно-игровой деятельности имеет огромное значение для всестороннего развития ребенка. Мир техники очень разнообразен и велик. Конструирование и моделирование способствует глубже познать ее, развивать конструктивное творчество и индивидуальные способности, техническое мышление и познание окружающей действительности. Занимаясь конструктивно - игровой деятельностью, дошкольники могут практически использовать полученные знания в разных видах деятельности, а также пробудить интерес к техническому образованию.

Литература:

1. Вараскин В. В. Пять основных правил, способствующих развитию детского технического творчества // Траектория науки: Электронный научный журнал. -2016.- №2(7)

2. Куличенко, В. Ф. Будущие инженеры: (Детское техн. творчество) // В. Ф. Куличенко и А. И. Волков. — Москва: Учпедгиз, 1937. — Переплет, 118с.

3. Антонова, Ю. Д. Развитие технического творчества у старших дошкольников средствами конструктивной деятельности / Ю. Д. Антонова, С. Ю. Селеменева. — Текст : непосредственный // Педагогика: традиции и инновации : материалы XII Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2021 г.). — Казань : Молодой ученый, 2021. — С. 3-5.

4. Куцакова Л. В. Занятия по конструированию из строительного материала / средняя, старшая, подготовительная группы.

5. Старцева О. Ю. Занятия по конструированию с детьми 3-7 лет. //Пособие для педагогов и родителей".- 2010г. -С. - 64.

6. Толмачев В. Техническое любительство //- Москва ; Ленинград : Гос. техн. -теоретич. изд-во, 1932. – С. -136.

Публикации по теме:

Формирование коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельностиФормирование коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности Актуальность. Многие дошкольники испытывают серьёзные трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками. Причины возникновения.

Формирование культурно-гигиенических навыков детей младшего дошкольного возраста (видео) Почти полтора месяца мы пробыли в самоизоляции. Конечно, назвать это время лёгким нельзя. Пришлось искать новые формы и приёмы работы с.

Формирование культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возрастаФормирование культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста С первых дней жизни при формировании культурно-гигиенических навыков идёт не просто усвоение правил и норм культуры поведения, а чрезвычайно.

Формирование навыков здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возрастаФормирование навыков здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста Здоровье – одна из важнейших ценностей человека. Хорошее здоровье является предпосылкой к высокоэффективному труду, творческой активности,.

Фотоотчет «Формирование у детей дошкольного возраста навыков здорового образа жизни» с детьми старшей группыФотоотчет «Формирование у детей дошкольного возраста навыков здорового образа жизни» с детьми старшей группы Цель: Формирование у детей дошкольного возраста навыков здорового образа жизни. Задачи: Формировать у детей потребность в здоровом образе.

Консультация для педагогов «Формирование певческих навыков у детей дошкольного возраста на основе песенного фольклора» Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину – задача особенно актуальная сегодня и не может быть решена без глубокого.

Консультация для воспитателей «Формирование игровой деятельности детей раннего возраста»Консультация для воспитателей «Формирование игровой деятельности детей раннего возраста» В 1 младшей группе (третий год жизни) мы уделяем большое внимание формированию самостоятельной, более развернутой сюжетной игре детей с.

Методическая разработка «Формирование и развитие певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста» Методическая разработка на тему: «Формирование и развитие певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста» Музыкальный руководитель:.

План заседания ГМО «Формирование исследовательских умений и навыков у детей дошкольного возраста» Доброго времени суток всем! Представляю вашему вниманию план установочного заседания ГМО на тему "Формирование исследовательских умений.

Приобретение теоретических знаний и формирование практических умений и навыков по ПДД у детей дошкольного возрастаПриобретение теоретических знаний и формирование практических умений и навыков по ПДД у детей дошкольного возраста Ребенок в большом городе - это ребенок рядом с дорогой. Ему приходится сталкиваться с переходами, мчащимися автомобилями, автобусами и.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности детей дошкольного возраста
Опубликовано: 6 мая 2023 в 13:41
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!

1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД