Папки-передвижки

Конспект НОД по формированию лексико-грамматических категорий и связной речи по теме «Овощи»

Марина Александровна
Конспект НОД по формированию лексико-грамматических категорий и связной речи по теме «Овощи»

Конспект НОД по формированию лексико – грамматических категорий и связной речи по теме «Овощи».Старший возраст.

Тип нод: подгрупповое.

Тема нод: Овощи. Пересказ текста «Спор в огороде».

Цель нод: совершенствовать связную речь, закреплять умение использовать предлоги В, НА, упражнять в согласовании существительных с прилагательными.

Задачи нод:

Образовательная область «Коммуникация» :

Публикация «Конспект НОД по формированию лексико-грамматических категорий и связной речи по теме „Овощи“» размещена в разделах

• побуждать к проявлению инициативы и любознательности с целью закрепления полученных знаний;

формировать умение отвечать полным ответом на поставленный вопрос;

• совершенствовать умение выполнять коллективную работу.

Образовательная область «Социализация» :

• воспитывать умение разрешать конфликтные ситуации;

• воспитывать стремление помогать взрослым;

• совершенствовать умение слушать ответ товарища и не перебивать.

Образовательная область «Чтение художественной литературы» :

формировать умение пересказывать близко к тексту;

развивать литературную речь.

Образовательная область «Здоровье» :

• развивать координацию речи с движением (физминутка);

формировать умение выполнять гимнастику для глаз;

• закрепить знания о том, что перед тем, как резать овощи их надо тщательно помыть;

• совершенствовать умение контролировать процессы расслабления и напряжения мышц;

• развивать мелкую моторику рук и мимические мышцы лица.

Образовательная область «Безопасность» :

• воспитывать технику безопасного поведения во время выполнения упражнений;

формировать умение пользоваться ножом (одноразовая посуда);

формировать умение выстраивать логические цепочки, опираясь на полученные ранее знания.

Образовательная область «Познание» :

• расширить кругозор детей по теме «Овощи»;

• закрепить активный словарь по теме;

формировать умение детей пересказывать текст;

формировать умение согласовывать существительные с прилагательными;

• совершенствовать умение использовать в речи предлоги : В, НА, ОКОЛО;

• закрепить умение ориентироваться в пространстве;

• совершенствовать умение использовать в речи существительные во множественном числе в родительном падеже;

• профилактика оптической дисграфии;

• развивать внимание, логическое мышление.

Образовательная область «Художественное творчество» :

• развивать творческие способности.

Образовательная область «Труд» :

формировать умение резать овощи;

формировать умение наводить порядок на своем рабочем месте.

Образовательная область «Музыка» :

• прививать любовь к музыкальным произведениям;

• учить выполнять движения под музыку.

Речевой материал: овощи, помидор, помидоров, морковь, огурец, огурцов, лук, укроп, Пугало. Чучело, хозяйка, аромат, круглый, красный, овальный, полезная, хрустящий, вкусный, лучок, укропчик, зеленый.

Оборудование: предметные картинки (шаблоны овощей, мяч, овощи, видеоматериалы к гимнастике для глаз, ноутбук, прищепки, сказочный персонаж Огородное пугало, разделочные доски, ножи (одноразовые, фартуки, тарелка.

Предварительная работа:

- Поисковая работа по подбору иллюстративного материала по теме «Овощи».

- Посещение огорода на территории детского сада.

- Чтение книг и энциклопедий для дошкольников, с целью углубить знания детей по теме.

- Разучивание стихотворений и загадок по теме.

- Подбор дидактических игр в соответствии с темой.

- Использование в работе восковые мелки и акварельные краски.

- Объяснение и показ, как надо работать ножом.

Ход нод:

1. Оргмомент

- Ребята, какое сейчас время года?

- Верно, осень. Чем заняты люди осенью? (Сбором урожая.)

- Где убирают урожай? (Урожай убирают в огороде.)

- Давайте, отправимся в огород, вдруг кому-нибудь нужна наша помощь!

(Пантомима «В огороде». Стоит взрослый, изображает Огородное пугало и грустно вздыхает.)

Дети шли, шли, шли.

В огород пришли.

Там увидели урода – испугались.

И скорей из огорода.

(Дети выполняют соответствующие словам действия).

2. Сообщение темы.

- Дети, кто это так грустно вздыхает? (Огородное пугало.)

- Почему ты такой грустный?

Пугало: - Разве вы не видите, что я стою тут один? Овощи затеяли спор – кто самый лучший, рассорились и попрятались кто куда. Беспорядок в огороде, да и только! Помогите, пожалуйста, вернуть овощи в огород на грядки!

- Поможем, ребята? (Да.)

- Что же надо сделать, чтобы помирить овощи? (Надо им рассказать, что все они нужны и приносят пользу.)

- Правильно! Мы соберем их всех вместе и расскажем им о том, что каждый из них хорош по - своему.

Пугало: - А я вам тоже помогу – подскажу, кто где прячется.

3. Игра «Что где?». (Подходят к столу, на котором лежат карточки. Работа над предлогами.)

- Здесь прячется морковь. Чтобы взять ее с собой, нам надо определить: какие овощи растут В земле, а какие НА земле. (Дети раскладывают соответственно предлогам В (НА) картинки овощей.)

- Какие овощи растут В земле? (Дети по очереди отвечают.)

- Какие овощи растут НА земле? (Дети по очереди отвечают.)

- Вы молодцы! Ребята, а морковь какая? (Вкусная, сладкая, сочная и т. д.)

- Теперь мы можем положить морковь в корзину.

Логопед: Ребята, пойдём в огород собирать овощи! Встаньте около столов.

Развитие общей моторики.

В огород пойдем, Дети шагают на месте

Урожай соберем.

Мы морковки натаскаем «Таскают»

И картошки накопаем. «Копают»

Срежем мы кочан капусты «Срезают»

Круглый, сочный, очень вкусный. Делают руками перед собой круг

Щавеля нарвем немножко «Рвут»

И пройдёмся по дорожке. Шагают на месте.

Дети садятся за столы.

4 Графический диктант.

Логопед: Возьмите лист бумаги и карандаш. Найдите на листе точку, поставьте на неё карандаш. От точки сосчитайте 2 клетки вверх и проведите линию, 2 клетки вправо и проведите линию, 2 клетки вверх и проведите линию.

Мы пришли в гости в огуречный домик. (У кого встретились ошибки, мы исправим их после занятия).

Из-за ширмы появляется огурец.

Огурец: Здравствуйте, ребята.

Дети здороваются.

Логопед: Огурчик, мы хотим научить тебя интересной игре.

Ильмира, Лёша, Кирилл, Саша, выходите ко мне. Надеваю детям шапочки – маски (Ильмира будет грушей и тп.)

Игра «Да-нетка».

Логопед: Слава, груша между огурцом и помидором? (Да, груша между огурцом и помидором).

Ваня, яблоко около помидора? (Да, яблоко около помидора).

Ставлю «огурец» за «грушу».

Юра, огурец за яблоком? (Нет, огурец за грушей).

Логопед: Молодцы, ребята, проходите на свои места.

5. Игра «Семена овощей». (Мимические упражнения. Релаксация.)

- А вот и огурец. Он хочет, чтобы мы с ним поиграли и отметили, какой он. Давайте поиграем. Вставайте в круг.

Один, два, три – вокруг себя повернись

В семена овощей превратись!

- Я превращаю вас в маленькие семена огурца. Присядьте. Теплое солнышко пригревает семена, дождик поливает. Семена росли, росли и стали растениями. Медленно поднимайте руки и потянитесь к солнышку. Почувствуйте, как напряжены ваши пальцы, руки. Сильно припекло солнышко и растения завяли. Расслабьтесь, уроните голову, руки, опустите плечи. Полил дождик и растения опять потянулись к солнышку. Вот и вырос наш огурец!

- Мы передаем Огурец и отвечаем на вопрос: какой он? Последний положит его в корзину. (Огурец зеленый, огурец овальный, огурец сочный и т. д.)

6. Игра «Хвастунишки». (Игра с мячом.)

- Ребята, помидор предлагает нам поиграть с ним в игру «Хвастунишки». Я кидаю мяч и произношу: «В огороде один огурец.». Тот, у кого оказался мяч отвечает: «В огороде много огурцов» и возвращает мяч мне. Готовы?

- Что мы можем сказать о помидоре? (Круглый, сочный и т. д.)

7. Физминутка. Хороводная игра «Чучело» (под музыку).

- Что-то наш друг Чучело заскучал. Давайте его повеселим. Вставайте в круг.

Чучело наскучило

Воробьев пугать,

Очень хочет Чучуло

С нами поиграть.

(Дети под музыку идут по кругу. В центре круга стоит Чучуло.)

Бай-качи-качи-качи

Принесли мы овощи

(Дети хлопают в ладоши.)

С овощами поиграй

Кого хочешь выбирай.

(Чучело с надвинутой шляпой на глаза подходит к ребенку и пытается отгадать, кто перед ним стоит. Если отгадал, то шляпу надевает ребенок и игра продолжается.)

8. Игра «Повара». Экспериментальная деятельность. (Дети подходят к столу.)

- Укроп и лук спрашивают, знаете ли вы, почему их всегда режут мелко в салат, а не кладут целиком. Давайте проведем эксперимент. Подойдите к столу и встаньте так, чтобы всем было видно. (Дети выполняют инструкцию.)

- Вот лук и укроп. Что вы о них можете сказать: какой лук (укроп? (Зеленый, ароматный и т. д.)

- Сейчас я разрежу их на мелкие части. (Режу.)

- Что изменилось, после того, как я стала резать овощи? (Появился запах лука и укропа.)

- Значит, их в салат их кладут не только потому, что они полезные, а еще и для того, что придать аромат?

9. Игра «Огород». (Игра с шаблонами овощей и прищепками.)

- Вот и собрали мы все овощи.

Пугало: - Помогите им занять свои места, ребята.

- Мы бы рады помочь, да незнаем, где что росло.

Пугало: - А я вам помогу – встану в центр огорода, а вы расставьте их относительно меня. (В зависимости от количества детей можно использовать дополнительно не только картинки Пугала и овощей, но и дом, солнце и т. д.)

- Ребята, Пугало стоит в центре огорода. Слева от Пугала – помидор, справа от Пугала – лук, слева от помидора – огурец, около лука – укроп, справа от укропа Хозяйка, а около огурца – морковь. (Дети дополняют недостающие элементы картинкам и расставляют их соответственно инструкции.)

10. Выполнение гимнастики для глаз. (С помощью презентации на компьютере.)

- Теперь у нас порядок в огороде. Можно и отдохнуть. (Выполняется гимнастика для глаз.)

11. Пересказ текста «Спор в огороде». (С опорой на сюжетную картинку, которую выложили из шаблонов овощей и прищепок.)

Спор в огороде.

Однажды в огороде овощи затеяли спор – кто из них самый хороший.

- Я, морковка, такая красивая и полезная – я самая хорошая!

- Да нет же, это я, огурчик, самый хороший: я такой зелёный, длинный, хрустящий и вкусный!

- Что вы говорите, это мы, помидорчики, самые хорошие! Посмотрите на нас: мы такие красные, круглые – ну просто загляденье!

- Нет, я, лучок, самый – самый хороший! У меня такие длинные, тонкие, зелёные перья есть, как ни у кого из вас!

- Что – бы вы не говорили, а лучше укропчика во всём огороде ни кого не найти! Я такой ароматный и зелёный!

Так овощи и спорили весь день – кто из них лучший, никто не хотел уступать. А вечером в огород пришла бабушка и положила в корзинку и морковку, и помидорчики, и огурчик, и лучок, и укропчик и затем приготовила из них салат. Ели этот салат бабушка и дедушка да приговаривали: «Салат из наших овощей – самый хороший и вкусный!».

(После работы над текстом, рассказ пересказывают 2-3 ребенка.)

12 Итог.

- Ребята, понравилось вам наше приключение?

- Кому мы помогли?

- Чем мы смогли помочь Пугалу?

- Что нового вы узнали сегодня? (Что лук и укроп режут в салат, чтобы придать аромат.)

- Что особенно вам запомнилось?

- Как вы считаете, кто был сегодня самым лучшим помощником?

- Почему?

13. Игра «Салат». Продуктивная деятельность.

- Вы были молодцы. А сейчас, предлагаю сделать салат из овощей и угостить им родителей. Согласны?

(Вместе со взрослыми готовят салат из овощей.)

Публикации по теме:

Конспект ООД по формированию лексико-грамматических категорий «Дом и его части»Конспект ООД по формированию лексико-грамматических категорий «Дом и его части» (подготовительная группа) Цель: Уточнять и расширять знания детей на тему «Дом и его части» Задачи: Образовательные: 1. Уточнение, активизация.

Дидактические игры по формированию лексико-грамматических категорий и навыков словообразования у детей ДОМ 1. «Мой дом» Цель: познакомить с частями дома. Ход. Взрослый и ребенок рассматривают свой дом на прогулке, знакомятся с его частями:.

Картотека упражнений по формированию лексико-грамматических категорий для детей старшего дошкольного возраста «Зимующие птицы» Зимующие птицы 1. «Назови ласково» Программные задачи. Закрепить умения образовывать существительные при помощи уменьшительно-ласкательных.

«Спасаем лето!» Конспект итогового занятия по формированию лексико-грамматических категорий с элементами обучения грамоте Конспект итогового занятия по формированию лексико-грамматических категорий с элементами обучения грамоте в подготовительной логопедической.

Конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи в средней группе «Времена года»Конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи в средней группе «Времена года» Задачи: Коррекционно-образовательные: • Уточнять, активизировать словарный запас по теме «Времена года». • Закреплять умение составлять.

Конспект занятия по по совершенствованию лексико-грамматических категорий «Лес. Грибы. Ягоды» в старшей группе ЦЕЛЬ: Развитие словаря, грамматического строя речи и связной речи. ЗАДАЧИ: В ходе интегрированной образовательной деятельности необходимо:.

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий с элементами развития связной речи в старшей группе .

Коррекционно-развивающая работа по совершенствованию лексико-грамматических представлений и развитию связной речи (1 часть) Основной задачей работы по развитию речи с ребенком старше 12 месяцев является пробуждение речевой активности и потребность в речевом общении.

Логопедическая игра по формированию лексико-грамматических категорий «У осеннего пруда»Логопедическая игра по формированию лексико-грамматических категорий «У осеннего пруда» Логопедическая игра по формированию лексико-грамматических категорий «У осеннего пруда». Цель: дифференциация предлогов «под, из-под».

Логопедическое пособие по формированию лексико-грамматических категорий «Лесные мамы и их детёныши»Логопедическое пособие по формированию лексико-грамматических категорий «Лесные мамы и их детёныши» Задачи: -формировать фразовую речь; -расширять и активизировать словарь по теме: "Дикие животные"; - формировать обобщающее понятие «дикие.

Библиотека изображений:

Публикация Конспект НОД по формированию лексико-грамматических категорий и связной речи по теме «Овощи» (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Марина Александровна на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Конспект НОД по формированию лексико-грамматических категорий и связной речи по теме «Овощи»
Опубликовано: 8 марта 2020 в 21:55
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!

1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД