Лучший педагог года

Опыт работы «Формирование интереса у младших дошкольников к занятиям продуктивными видами деятельности»

Людмила Ковжун
Опыт работы «Формирование интереса у младших дошкольников к занятиям продуктивными видами деятельности»

Креативность – слово, которое сегодня у всех на устах. В описаниях вакансий, в требованиях к соискателям, работодатели все чаще требуют креативность как обязательное качество. И далеко не только в дизайнерских и рекламных фирмах, а и в больших, серьезных корпорациях.

Таким образом, наша жизнь требует от человека не шаблонных, привычных действий, а гибкого, творческого мышления. Поэтому в современном мире востребованы творческие личности, обладающие способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы. Именно таких творчески активных людей мы и должны воспитать. В условиях модернизации системы дошкольного образования одним из ведущих направлений является индивидуальное творческое развитие ребенка. На сегодняшний день, это ещё и освоение Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, который направлен на решение такой задачи, как создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их индивидуальными особенностями и склонностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром. Одной из задач моей педагогической деятельности как раз и является создание условий для развития художественно - творческих способностей детей младшего дошкольного возраста, формирование интереса к занятиям продуктивными видами деятельности.

Публикация «Опыт работы „Формирование интереса у младших дошкольников к занятиям продуктивными видами деятельности“» размещена в разделах

Продуктивная деятельность, по определению Г. С. Швайко – это «созидательная работа, направленная на получение предметно - оформленного результата в соответствии с поставленной целью». В процессе продуктивной творческой деятельности, присвоения ценностей культуры у ребёнка появляются и развиваются творческое воображение, мышление, художественные и интеллектуальные способности, коммуникативные навыки, эстетический вкус. В процессе продуктивной деятельности формируются такие важные качества личности, как активность, самостоятельность, инициатива, которые являются основными компонентами творческой деятельности. Ребенок приучается быть активным в наблюдении, выполнении работы, проявлять самостоятельность и инициативу в продумывании содержания, подборе материалов, использовании разнообразных средств художественной выразительности. Не менее важно воспитание целеустремленности в работе, умения довести до конца. Результаты исследований известных психологов (Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, А. В. Запорожец, В. Т. Кудрявцев, Н. Н. Поддьяков) и педагогов (Н. В. Ветлугина, Т. Г. Казакова, Л. А. Парамонова, Н. П. Сакулина, Е. А. Флерина) показали, что творческие способности детей раскрываются уже в раннем детстве, и при этом имеют специфические особенности: 1) доминирование процесса над результатом, поскольку ребенка-дошкольника в большей степени увлекает сама деятельность, нежели ее продукт (рисунок, пластический образ, конструкция, инсталляция); 2) субъективная новизна детских изобретений, творческих находок и открытий в отличие от новизны и социальной ценности результатов творчества взрослых людей; 3) легкость, беглость, быстрота возникновения замыслов и в то же время их неустойчивость, быстрая смена и трансформация. Именно поэтому я считаю, что развивать творческие способности детей следует с раннего возраста. А для того, чтобы развить эти творческие способности, первоначально необходимо ребенка заинтересовать, сформировать интерес к занятиям продуктивной деятельностью. Для активизации детей в продуктивной деятельности в своей работе я использовала следующие способы и приемы:

• игровые приемы, упражнения;

• наблюдение за процессом создания объекта;

• образовательные ситуации («Мир натюрморта», «Как цвет помогает поднять настроение картины»;

• экспериментирование с цветом, с разными фактурами «Можно ли рисовать без красок», «Из чего можно сделать бусы»)

• использование ИКТ; (дид. игры, использование программы скретч)

• привлечение родителей к совместной деятельности,

• нетрадиционные техники рисования и лепки.

А почему же нетрадиционными средствами? Связано это с тем, что у дошкольников этого возраста еще не сформированы графические навыки и умения, что мешает им выражать в своем творчестве задуманное, поэтому поделки детей часто получаются неузнаваемыми, далёкими от реальности. И, вследствие этого, у многих детей исчезает желание заниматься творчеством.

А разнообразие форм работ, разнообразие используемого материала очень привлекает детей. В своей работе я использовала следующие нетрадиционные техники:

• рисование ладошкой;

• рисование пальчиками;

• рисование ватными палочками;

• кляксография;

• монотипия;

• пластилинография;

• печать поролоновой губкой, пробкой;

• рисование на подносах с манной крупой;

• рисование на обоях;

• печатание листьями;

• лепка из кинетического песка;

• лепка из снега;

• аппликации из крупы и соли;

• сочетание разной по фактуре бумаги, ваты в одной работе;

• сочетание рисования с аппликацией (божья коровка,гусенок);

• прием сотворчества и коллективных работ (рисовала круг – солнышко, а дети рисовали ладошкой лучики; на ватмане рисовала курочку, а дети печатали цыплят);

В группе был создан уголок по изодеятельности с разнообразным материалом: кисточки, карандаши, мелки, фломастеры, краски, пластилин, штампы для печатания, трафареты, ватные палочки, ватные диски, бумага разного качества, природный материал, бросовый материал. "Изображать можно различными материалами, на основе множества материалов. Нет границ, должно быть желание и творчество самого ребёнка" [Р. Г. Казакова]. Именно нетрадиционные техники в творчестве создают атмосферу непринужденности, открытости, раскованности, способствуют развитию инициативы, самостоятельности детей, создают эмоционально-положительное отношение к деятельности. Результат изобразительной деятельности не может быть плохим или хорошим, работа каждого ребенка индивидуальна, неповторима! Нетрадиционные техники в продуктивной деятельности – это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться. Для развития детского творчества применяю следующие методы обучения: 1) информационно-рецептивный метод, который включает в себя приёмы рассматривания и показа образца воспитателя;

2) репродуктивный метод, направленный на закрепление знаний и навыков детей. Это метод упражнений, доводящий навыки до автоматизма. Он включает в себя прием повтора, работы на черновиках, выполнение формообразующих движений рукой;

3) эвристический метод, который направлен на проявление самостоятельности в каком - либо моменте работы на занятии, т. е. педагог предлагает ребёнку выполнить часть работы самостоятельно;

4) исследовательский метод, развивающий у детей не только самостоятельность, но и фантазию и творчество. Педагог предлагает самостоятельно выполнить не какую - либо часть, а всю работу.

Использую в своей работе личностно-ориентированные, игровые и здоровьесберегающие технологии.

Применение арт-терапии как одной из технологий здоровьесбережения способствует •снятию детских страхов; • выходу агрессии;

• развитию уверенности в своих силах;

Одним из важнейших условий развития детского творчества является взаимодействие и сотрудничество воспитателей и родителей, единая позиция в понимании перспектив развития ребенка.

Родители постоянно вовлекались в активную творческую совместную деятельность, результатами которой стали выставки творчества детей и родителей группы, выставки поделок, участие в конкурсах различного уровня.

Подводя итоги проделанной работы хочется отметить, что благодаря использованию перечисленных методов и приемов у детей формируется устойчивый интерес к занятиям продуктивными видами деятельности на протяжении всего дошкольного возраста.

Дети:

- учатся помогать друг другу, выстраивать партнерские отношения со сверстниками и взрослыми, что способствует ранней позитивной социализации;

- приобретают ценный опыт творческого воплощения замыслов, активного взаимодействия на основе изобразительной деятельности, становятся более раскрепощенными, уверенными в себе;

- развивают творческие способности, воображение, фантазию, получают эстетическое удовольствие от своей работы.

Творческий процесс - это настоящее чудо - дети раскрывают свои уникальные способности и испытывают радость, которую им доставляет созидание. Здесь они начинают чувствовать пользу творчества и верят, что ошибки - это всего лишь шаги к достижению цели, а не препятствие, как в творчестве, так и во всех аспектах их жизни. Я стараюсь, чтобы мои воспитанники поняли, что: «В творчестве нет правильного пути, нет неправильного пути, есть только свой собственный путь».

Литература:

«Художественное творчество и ребенок» под редакцией Н. А. Ветлугиной;

«Воображение и творчество в детском возрасте» Л. С. Выготский;

• «Изобразительная деятельность и художественное развитие дошкольников» Т. Г. Казакова;

«Развитие дошкольника в изобразительной деятельности» Г. Г. Григорьева, «Преемственность в формировании художественного творчества детей» Т. С. Комарова, О. Ю. Зырянова;

«Изобразительная деятельность в детском саду» Н. П. Сакулина, Т. С. Комарова.

Публикации по теме:

Опыт работы «Использование нетрадиционных техник рисования у младших дошкольников» «… Это правда! Ну чего же тут скрывать? Дети любят, очень любят рисовать. На бумаге, на асфальте, на стене. И в трамвае на окне…» (Э. Успенский).

Опыт работы по теме «Развитие познавательных способностей в процессе конструктивной деятельности младших дошкольников» Обобщенный опыт работы по теме: «Развитие познавательных способностей в процессе конструктивной деятельности младших дошкольников". Под.

Опыт работы по взаимодействию с семьей в вопросах закаливания и адаптации к занятиям по плаванию детей второй младшей группы Доклад на тему: «Взаимодействие с семьей в вопросах закаливания и адаптации к занятиям по плаванию детей второй младшей группы» «Курс на.

Опыт работы «Формирование основ безопасности у дошкольников» Дошкольный возраст – это важнейший период в жизни ребенка, когда формируется личность, закладываются основы опыта жизнедеятельности и здорового.

Формирование у дошкольников интереса к опытно-исследовательской деятельности. Проект «Весенний огород Копатыча»Формирование у дошкольников интереса к опытно-исследовательской деятельности. Проект «Весенний огород Копатыча» В нашем детском саду объявили конкурс "Огород на окне".Обсудили с детьми и родителями и вот что у нас получилось. Проект «Весенний огород.

Опыт работы «Формирование у дошкольников навыков безопасного поведения на дороге посредством ознакомления с ПДД» Из опыта работы на тему «Формирование у дошкольников навыков безопасного поведения на дороге посредством ознакомления с правилами дорожного.

Опыт работы по инновационной педагогической деятельности «Формирование нравственного здоровья дошкольников»Опыт работы по инновационной педагогической деятельности «Формирование нравственного здоровья дошкольников» Основной целью является формирование личностно значимых нравственных ориентиров у детей, с помощью которых они могут «измерить» свои и чужие.

Видео «Формирование интереса к занятиям физкультурой и плаванию»Видео «Формирование интереса к занятиям физкультурой и плаванию» 1 СЛАЙД “Он не умеет ни читать, ни плавать”, — так в Древней Греции говорили о человеке, недостойном называться гражданином. С тех пор умение.

Сообщение из опыта работы «Формирование основ ЗОЖ у младших дошкольников» «Здоровье — это драгоценность (и при этом единственная) ради которой действительно стоит не только не жалеть времени, сил, трудов и всяческих.

Опыт работы «Детская журналистика как средство развития у дошкольников познавательного интереса»Опыт работы «Детская журналистика как средство развития у дошкольников познавательного интереса» Здравствуйте, уважаемые коллеги, сегодня я хочу познакомить вас со своим опытом работы. Буду рада, если вас он заинтересует. Введение ФГОС.

Библиотека изображений:

Публикация Опыт работы «Формирование интереса у младших дошкольников к занятиям продуктивными видами деятельности» (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Людмила Ковжун на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Опыт работы «Формирование интереса у младших дошкольников к занятиям продуктивными видами деятельности»
Опубликовано: 12 ноября 2018 в 20:40
+17Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД