Папки-передвижки

Формирование интереса к народной культуре у дошкольников посредством музея народной игрушки

Валентина Ивановна
Формирование интереса к народной культуре у дошкольников посредством музея народной игрушки

Музей – это смесь искусства и истории,

документа и романа, которая посылает нам

через многие годы луч света и доносит

уникальные по ценности опыт и знания.

Ф. Дзери

В последние годы стали активно возрождаться лучшие традиции, появились новые подходы в решении проблем нравственно-патриотического воспитания подрастающего поколения. Кроме того, сейчас уже ни у кого не вызывает сомнения, что приобщение к культуре и истории следует начинать с дошкольного возраста, когда ребенок стоит на пороге открытия окружающего мира. Именно дошкольное детство является тем периодом, в котором начинает происходить социализация ребенка. Задача дошкольного учреждения знакомить детей с историей, искусством на доступном для них уровне, воспитать созидателей, проявляющих интерес к народной культуре, которая способствует формированию собственной личностной культуры, воспитанию патриотов.

Публикация «Формирование интереса к народной культуре у дошкольников посредством музея народной игрушки» размещена в разделах

Основная задача отечественной педагогики сегодня состоит в том, чтобы найти оптимальные пути для всестороннего развития детей дошкольного возраста, основанные на духовных ценностях народной культуры, и разработать эффективные способы их включения в систему дошкольного образования.

Успешность приобщения ребенка к культуре обусловливается способами восприятия мира, направленными на познание и самостоятельное создание художественной формы как универсальной способности в ее собственной эволюции (А. В. Бакушинский); предполагает не столько рационально-логическое, сколько эмоционально-образное познание жизни; выступает средством освоения и выражения социокультурного опыта (В. С. Мухина); вызывает особое ценностное отношение к предмету или явлению, которое дает самую возможность создания художественного образа как «эстетического обобщения» и пробуждает «эстетическую позицию», вызывает эмоциональный отклик.

Одним из наиболее доступных для освоения дошкольниками видов народной культуры является декоративно-прикладное искусство и в первую очередь – народная игрушка. Произведения народного искусства вносят в жизнь гармоничные формы, яркие краски, позитивные идеи.

Особая роль в процессе воспитания интереса к народной культуре принадлежит музеям игры и игрушки, специально изучающим и формирующим игровую культуру в целом, хранящим и популяризующим лучшие образцы народных игрушек и игр разных эпох и народов. Народная игрушка рассматривается как гармоничный и целостный мир народной культуры, доступный для осмысленного освоения детьми на всех уровнях (восприятие – исполнительствo – творчество).

Назначение музея – патриотическое воспитание дошкольников, суть которого, состоит в том, чтобы взрастить в детской душе семена любви к родной природе, родному дому и семье, истории и культуре своей страны, ко всему, что создано трудом родных и близких людей – тех, кого зовут соотечественниками.

Не каждый детский сад обладает территориальными ресурсами для создания музея. Оптимальным для дошкольных учреждений является мини-музей. Под мини-музеем в детском саду понимается не просто организация экспозиций или выставок, а многообразные формы деятельности, включающие в себя поиск и сбор материалов, встречи с интересными людьми, их рассказы, проведение досугов и праздников, исследовательская и проектная деятельность. Конечно, в условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому их назвали «мини-музеями». Часть слова «мини» в данном случае отражает и возраст детей, для которых они предназначены, и размеры экспозиции, и определенную ограниченность тематики.

Мини-музеи в детском саду актуальны и эффективны. Они дают ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки. Ведущий метод в работе с детьми дошкольного возраста, как известно, игра. Именно в игре, моделируя разнообразные ситуации, ребенок познает окружающий мир, овладевает необходимыми навыками, приобретает собственный опыт. Воображение и фантазия, максимально развитые в детском возрасте, помогают ребенку проникнуться духом иного исторического времени, а значит, осваивать, преобразовывать накопленные историко-культурные ценности.

Библиографический список:

1. Ванслова Е. Г. Музейная педагогика в XXI веке. Мир музея. - 2005.

2. Рыжова Н. А., Логинова Л. В. Мини-музей в детском саду. — М. : Линка-пресс, 2008.

3. Юхневич М. Ю. Я поведу тебя в музей : Учебное пособие по музейной педагогике. — М. : Изд-во РИК, 2001.

4. Пантелеева Л. В. «Музей и дети», Изд. дом «Карапуз», Москва 2000г.

5. Загороднова, Н. И. Инновационный потенциал музейно-педагогической программы «Здравствуй, музей / Н. И. Загороднова // СПб., 2005г.

6. Чумалова Т. В. Музейная педагогика как новая образовательная технология. Проблемы и пути из решения /– М., 2001

7. Ванслова, Е. Г. Как приобщить детей к культуре средствами музейной педагогики.

Публикации по теме:

Формирование духовно-нравственных качеств посредством народной игрушкиФормирование духовно-нравственных качеств посредством народной игрушки Задачи. -Познакомить детей с историей возникновения народных игрушек. -Способствовать проявлению и развитию у детей творческих способностей,.

Формирование интереса детей к физической культуре и спорту «Эстафеты к 23 февраля»Формирование интереса детей к физической культуре и спорту «Эстафеты к 23 февраля» В сотрудничестве с инструктором по физической культуре мы организовываем работу по формированию интереса детей к физической культуре и спорту;.

Фотоотчет «Приобщение дошкольников к русской народной культуре»Фотоотчет «Приобщение дошкольников к русской народной культуре» В рамках проекта «Русская народная кукла» с педагогами нашего детского сада «Колокольчик» провела деловую игру «Приобщение дошкольников.

Формирование национального самосознания дошкольников путем приобщения к декоративному рисованию по мотивам народной росписиФормирование национального самосознания дошкольников путем приобщения к декоративному рисованию по мотивам народной росписи «Народ, не признающий своё прошлое — народ без будущего!» Современные приоритеты образовательного стандарта способствуют возрождению.

Приобщение дошкольников к истокам народной культуры посредством фольклорных праздников «Календарь забав»Приобщение дошкольников к истокам народной культуры посредством фольклорных праздников «Календарь забав» Тип проекта: творческий, практико - ориентированный. Участники проекта: дети подготовительных групп, педагоги, родители. Срок реализации:.

Приобщение младших дошкольников к русской народной культуре через сотрудничество с городским музеемПриобщение младших дошкольников к русской народной культуре через сотрудничество с городским музеем Сегодня много говорят о воспитании моральных и нравственных качеств, что ведет к необходимости вернуться к наилучшим традициям нашего народа.

Проект «Приобщение дошкольников к русской народной культуре»Проект «Приобщение дошкольников к русской народной культуре» Давно уж "заболела" я народной куклой. И всё благодаря вам, дорогие мои маамовцы. Началось всё с Международной миротворческой акции "Гирлянда.

Проект «Приобщение дошкольников к русской народной культуре»Проект «Приобщение дошкольников к русской народной культуре» Тип проекта: творчески - игровой. Продолжительность проекта: долгосрочный (сентябрь 2019г. - апрель2020г). Участники проекта: • воспитатель.

Воспитание духовно-нравственной личности старших дошкольников посредством приобщения к народной культуре. Часть IВоспитание духовно-нравственной личности старших дошкольников посредством приобщения к народной культуре. Часть I На современном этапе развития общества проблема духовного возрождения России встает особенно остро. Формирование правового государства,.

Воспитание основ патриотизма детей старшего дошкольного возраста посредством приобщения к народной культуре (из опыта работы)Воспитание основ патриотизма детей старшего дошкольного возраста посредством приобщения к народной культуре (из опыта работы) В рамках культурологической парадигмы современного дошкольного образования, обусловленного "культурным поворотом" - диалогом общества и.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование интереса к народной культуре у дошкольников посредством музея народной игрушки
Опубликовано: 26 мая 2023 в 13:02
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование интереса к народной культуре у дошкольников посредством музея народной игрушки» (включая файлы) размещена пользователем Валентина Ивановна на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД