Папки-передвижки

Формирование информационной компетенции современного педагога

ИРИНА АЛЕКСАНДРОВНА КУРБАТОВА
Формирование информационной компетенции современного педагога

Потребность нашего общества на данном этапе развития характеризуется возросшим значением информационных и коммуникационных технологий, увеличением объемов информации, появлением высоких технологий, что является определяющим фактором развития экономики, политики, науки, образования. В настоящее время профессиональная компетентность педагога предполагает знание многих наук: педагогики, психологии, социальной педагогики и социальной психологии. Современная жизнь с неограниченным доступом к информации, требует от нас, педагогов, активно использовать в учебно-воспитательном процессе информационные технологии. В нормативных документах РФ в области образования задачам информатизации уделяется большое значение.

Публикация «Формирование информационной компетенции современного педагога» размещена в разделах

Освоение педагогами новой техники — это не только знакомство с новыми информационными технологиями (ИТ, но и умение грамотно их использовать в своей профессиональной деятельности. В настоящее время существуют различные трактовки термина “профессиональная компетентность”. Одна из них - «профессиональная компетентность" - способность педагога к эффективному осуществлению своей профессиональной деятельности. Профессиональная компетентность – понятие многогранное. В частности, А. С. Белкин определяет порядка 70 компетентностей педагога. Одной из основных компетентностей на современном уровне развития образования является информационная компетентность (ИК).

Следует отметить, что в современном толковании термина «информационная компетентность» чаще всего подразумевает использование компьютерных информационных технологий, а более точное определение следует трактовать как «компьютерная информационная компетентность».

Основными элементами процесса формирования ИК являются :

• умение применять информационные технологии для демонстрации печатных и графических документов;

• умение использовать информационные технологии для демонстрации аудио- и видеоматериалов на уроке;

• умение создавать презентации;

• умение систематизировать и обрабатывать данные с помощью таблиц, технологических карт;

• умение строить сравнительные таблицы и выявлять закономерности с помощью компьютера;

• умение применять информационные технологии для моделирования процессов и объектов, выполнения чертежей и эскизов;

• умение использовать компьютерное тестирование;

• умение использовать сеть Интернет для решения педагогических вопросов, сбора информации, участия в телеконференциях, доступа к научным, педагогическим, методическим данным.

ИК - одна из основных компетентностей современного педагога, имеющая объективную и субъективную стороны. Объективная сторона выражается в требованиях, которые общество предъявляет к профессиональной деятельности педагога. Субъективная сторона ИК определяется индивидуальностью учителя, его профессиональной деятельностью, особенностями мотивации в совершенствовании и развитии педагогического мастерства.

Формирование ИК педагога предполагает :

- освоение ими знаний и умений из области информатики и информационно-коммуникационных технологий;

- развитие коммуникативных способностей учителя;

- умение ориентироваться в информационном пространстве, анализировать информацию, осуществлять рефлексию своей деятельности и ее результатов.

В составе ИК педагога можно выделить четыре составляющие:

• мотивационную - наличие мотива достижения цели, готовность и интерес к работе, постановка и осознание целей информационной деятельности;

• когнитивную - наличие знаний, умений и способности применять их в профессиональной деятельности, анализировать, классифицировать и систематизировать программные средства;

• операционно-деятельностную - демонстрирует эффективность и продуктивность информационной деятельности, применение информационных технологий на практике;

• рефлексивную - обеспечивает готовность к поиску решения возникающих проблем, их творческому преобразованию на основе анализа своей профессиональной деятельности.

Внедрение информационно-коммуникационных технологии в

профессиональную деятельность педагогов в системе современного

дошкольного образования неизбежно. Необходимость информационно-коммуникационной компетентности педагога закреплена во ФГОС ДО и

профессиональном стандарте (приказ Минтруда России от 18.10.2013г. №

544Н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог»

(педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего,

основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)».

Действительно, образовательная деятельность с детьми направлена на

выработку системы действий ребенка по освоению окружающего мира с

учетом индивидуальной доступности и постепенно нарастающей системы

сложности. Значительное место в этом процессе может занимать

использование информационно-коммуникационных технологий в различных

видах деятельности в детском саду. Педагог как организатор и координатор

детской деятельности должен владеть навыками работы на компьютере,

мультимедийной системе, уметь создавать свои образовательные ресурсы,

широкое использование которых в практической деятельности повышает

качество дошкольного образования.

Актуальность проблемы профессионального роста в направлении

формирования информационно-коммуникационной компетентности

педагогов связана с различной степень их подготовленности к

использованию в образовательном процессе информационно-

коммуникационных технологий и наличием соответствующих технических

ресурсов для этого.

Методическая работа с педагогами в детском саду в целях

формирования и повышения их информационно-коммуникационной

компетентности должна выстраивается, исходя из анализа технических

ресурсов, опыта педагогического коллектива в использовании

информационных ресурсов (программ) и уровня готовности педагогов –

владеет или не владеет навыками работы с компьютером, использует или не

использует различные компьютерные программы, использует и

самостоятельно разрабатывает электронные образовательные ресурсы или

это ему пока не доступно.

Методическая работа, как инструмент повышения профессиональных

компетенций педагогов, спланированная на основе принципа

дифференциации по подгруппам с использованием индивидуальных

образовательных маршрутов позволит обеспечить мотивацию к освоению и

внедрению в практику современных информационно-коммуникационных

технологий, позволит использовать сильные стороны педагогов высокой

степени готовности относительно внедрения информационнокоммуникативных технологий в образовательном процессе, а также

ненавязчиво скорректировать и устранить затруднения.

Актуальность проблемы подбора форм методической работы,

проводимой в конкретном коллективе и направленной на повышение

информационно-коммуникационной компетентности педагогов, связана с

уровнем готовности к обмену опытом использования информационно-коммуникационных технологий как внутри коллектива, так и в

профессиональной среде вовне своего детского сада. А так же с состоянием

развевающей предметно-пространственной среды и достаточностью

технологических ресурсов (персональные компьютеры, мультимедийное

оборудование, интерактивные доски мульт-студия и др.).

Положительные результаты методической работы в направлении

повышения информационно-коммуникативных компетентности педагогов,

как достижения педагогов в области овладения информационно-коммуникативными технологиями поэтапно: Microsoft Word, Power Point,

работа в Интернете, разработка макета сайта, разработка электронных

образовательных ресурсов, освоение компьютерных программ по выбору,

свободное использование информационно-коммуникационных технологий в

работе с детьми, несомненно повысят качество образовательного процесса в

детском саду и имидж образовательной организации в конкретной среде.

Формирование ИК педагога является важной составляющей его профессионализма. Системное, целостное представление об информационной компетентности, выделение ее структуры, обоснование критериев, функций и уровней ее сформированности, позволяет целенаправленно и эффективно организовать учебный процесс в рамках образовательной деятельности, повысить уровень предметно-специальных знаний, принимать эффективные решения в учебной работе, целенаправленно и системно развивать ребенка.

Публикации по теме:

Профессиональные компетенции учителя по физической культуре Профессиональные компетенции учителя по физической культуре. Основная цель современного образования – соответствие актуальным и перспективным.

Разработка информационной карты ОД в соответствии с ФГОС  «Путешествие по Африке» (старшая логопедическая группа)Разработка информационной карты ОД в соответствии с ФГОС  «Путешествие по Африке» (старшая логопедическая группа) Возрастная группа: старшая группа Тема непосредственно образовательной деятельности (НОД): “Путешествие по Африке” Приоритетная образовательная.

Дидактическая игра по формированию основ информационной безопасности в сети интернет у дошкольников «Сделай плакат»Дидактическая игра по формированию основ информационной безопасности в сети интернет у дошкольников «Сделай плакат» Цель дидактической игры: раскрытие источника угроз, которые несёт всемирная сеть. Дидактические задачи: -повысить уровень осведомленности.

Формирование коммуникативной компетенции младших школьников во внеурочной деятельности Формирование коммуникативной компетенции младших школьников во внеурочной деятельностиФормирование коммуникативных умений младших школьников.

Карта оценки информационной безопасности мультфильма для дошкольников Критерий оценки Продолжительность мультфильма: • для детей 3–5 лет: до 15–20 минут • для детей 5–7 лет: до 30 минут Особенности видеоряда:.

Консультация для педагогов «Самообразование педагога — одна из составляющих его профессиональной компетенции» Я чувствую себя вправе сказать: да здравствует самообразование во всех областях. Только те знания прочны и ценны, которые вы добывали.

Консультация «Формирование у детей начал экологической компетенции через проектную деятельность»Консультация «Формирование у детей начал экологической компетенции через проектную деятельность» Всё хорошее в людях — из детства! Как истоки добра пробудить? Прикоснуться к природе всем сердцем: Удивиться, узнать, полюбить! Мы хотим,.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Формирование информационной компетенции современного педагога
Опубликовано: 14 декабря 2023 в 09:49
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...

28 мая. День пограничника России. Передвижка «Пограничные войска России»

28 мая свой профессиональный праздник отмечают российские пограничники. Именно в этот день больше 100 лет назад в молодой Советской республике была учреждена пограничная охрана.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД